Вода – это среда жизни многих организмов. Посмотрите на глобус, раскручиваю глобус. -Посмотрите, какую окраску приобретает глобус? -О чем это говорит? (Презентация типы водоемов, самые крупные показываю на карте) -Приведите примеры животных и растений, обитающих в водоемах. Водные организмы многообразные и разнообразные по строению (Презентация многообразие). - Планктон – мелкие представители животных и растений в верхнем слое толщи воды (Презентация). - Благодаря каким свойствам воды в водной среде могут обитать такие разнообразные организмы? Свойства воды: высокая плотность, теплопроводность, текучесть, прозрачность, малое содержание кислорода, высокое давление на больших глубинах, сильное поглощение солнечных лучей и др. Проведем опыт. Вызывается один ученик. Итак. Вася проведёт опыт. Для этого на дно двух стаканов помещает небольшой листок бумаги и срезанный лист растения. Затем наполняет стаканы до половины водой и встряхивает их. После этого предлагает учащимся объяснить увиденное. Листки всплыли на поверхность- это подтверждает наличие выталкивающей силы воды. Обобщая ответы учащихся, учитель предлагает учащимся, вспомнить как легко на поверхности морской воды держится человек. Затем он задает вопрос: в чем состоит отличие пресной воды от морской? Учитель поясняет, что морская вода лучше удерживает человека, чем пресная, потому, что обладает высокой концентрацией растворенных в ней минеральных солей. Самым соленым морем на Земле считается Красное море (презентация) -Подумайте, почему воды тропических морей беднее живыми организмами по сравнению с полярными морями? -Какие приспособления имеют рыбы к жизни в водной среде? Для дыхания в водной среде у животных есть приспособления (Учебная презентация). Для водных обитателей также важен свет. С глубиной света становится все меньше и меньше Животные организмы могут обитать и на больших глубинах (презентация глубоководные животные) -Давайте познакомимся с органами движения обитателей водной среды (презентация учебный диск). -Различают морских и пресноводных рыб. Как вы думаете, что произойдет с морской рыбой, если ее поместить в пресную воду? Почему? (Презентация) Поэтому нельзя помещать в один аквариум пресноводных и морских животных Раздаю караси на блюдцах. Работа по группам. - Обратите внимание на обтекаемую форму тела рыбы. Как вы думаете, с чем связана такая форма рыбы? (Приспособление к активному передвижению в плотной водной среде) - Обратите внимание на чешуи, черепицеобразно налегающие друг на друга. -Подумайте, с чем связано такое расположение? (Чешуйки снижают сопротивление воды) Изучите окраску тела. Посмотрите на рыбу со спинной стороны тела. Заметна ли будет рыба на фоне темного дна? Если посмотреть на рыбу с брюшной стороны тела. Хорошо ли будет видно тело рыбы на фоне светлой поверхности воды? Какое значение такая окраска имеет в жизни рыб? Посмотрите на боковую линию с помощью лупы. Зачем рыбе нужна эта линия? Работа по группам. Инструктивные листы. Найдите на рыбе плавники. Подсчитайте их количество. Одинаковы они или различны? Сделайте вывод по группам о значении грудных, брюшных и хвостовых плавников в передвижении рыб в таблице (Показ слайда, таблица). Проверяем выполнение задания (Презентация) -А вы знаете, что бывает два совершенно разных вида капусты? -Ваши родители рассказывали вам о морской капусте? Морская капуста очень богата разными витаминами, главным образом йодом. Морская капуста делается из морских водорослей. Посмотрите на слайды. Определите особенности строения растений, обитающих в воде, в сравнении с растениями, произрастающими на суше. Вспомните, что происходит с водными растениями, если вынуть их из воды? (Растение опадает, стебли и листья не имеют твердых элементов в своих тканях, потому что растение поддерживается со всех сторон водой) С целью закрепления полученных знаний давайте выполним задание на больших листочках по группам. Можете совещаться внутри своей группы. Какая группа быстрее всех закончит задание? Обменяйтесь листочками с другими группами. Проверяем. Презентация. -Следующее задание: каждая группа придумывает по одному вопросу другой группе. Задают друг другу вопросы. Проверяются. Ставят баллы другой группе. Почему поставили такие баллы? В листе оценивания в графе ответы на вопросы учителя ставим сами себе баллы. Смотрим на слайд, ставим оценки. Выполнение задания «Приспособление организмов к водной среде обитания». Сегодня урок для вас был поднимаем соответствующий смайлик лёгкий – трудный интересный – скучный полезный – ненужный Изучить параграф 21 учебника. Выполните задания «Подумайте!», «Проверьте свои знания». Спасибо за урок. До свидания |