СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Водные обитатели"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока - актуализация знаний и умений, вид урока - комбинированный.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Водные обитатели"»

Авторская разработка урока по ФГОС

Учитель: Атласова А.А.

Класс: 5

Тема урока: Водная среда обитания

Цель: формирование представлений об особенностях водной среды и приспособленности организмов к обитанию в воде.

Задачи: начать работу по формированию знаний учащихся о средах обитания; сформировать представление о признаках и свойствах воды как среды обитания живых организмов; познакомить учащихся с особенностями строения водных организмов и их приспособленности к жизни в воде; развитие познавательной активности; продолжить воспитание чувства ответственности, любви, бережного отношения ко всему живому.

Оборудование: учебник, глобус, карточки с заданиями (2 вида), компьютер, мультимедийная установка, карась, 1 стакан, кувшин с водой, лист растения, лист бумаги, пинцет, лупа, салфетки.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент. 2 мин.













  1. Актуализация знаний. 6 минут

-Встали!

-Здравствуйте!

-Садитесь! Меня зовут Атласова Айталина Афанасьевна, я учитель ВСОШ №3 им. Героя Н.С.Степанова. И я сегодня у вас проведу урок биологии. Хочу пожелать вам успехов в учебе, верных друзей и побольше радостных дней! И вы тоже пожелайте удачи своему соседу по парте, хлопните друг другу в ладоши.

По рядам вы делитесь на группы. Пусть каждая группа выберет себе командира. Командиры, пожалуйста, введите свое имя и имена своих товарищей в лист оценивания.

Открываем тетради, пишем дату, классная работа. Сейчас смотрим на слайд, читаем и отмечаем в тетрадях цифры, под которыми написаны правильные утверждения. Работаем самостоятельно 3 минуты.

  1. Зоология – наука о грибах.

  2. Тело всех животных состоит из клеток.

  3. Гриб-боровик, подосиновик, сыроежка относятся к царству растений.

  4. Яйцеклетка - мужская половая клетка.

  5. Процесс слияния клеток называется оплодотворением.

  6. Анатомия – наука о строении организмов.

  7. Самое многовидовое живое царство – это царство животных.

  8. Белый медведь – самое крупное млекопитающее на свете.

  9. Табачный дым содержит около 4 тысяч вредных химических веществ.

  10. Рыбы не способны издавать звуки.

Обменяйтесь с соседом по парте листками. Что мы должны сделать?

-Подсчитайте количество баллов

Командиры введите количество баллов в лист оценивания.

-Какой вопрос был для вас самым трудным? Самым легким?

-Какие вопросы вы можете сами придумать по такому типу?

-Что нам нужно еще повторить?

-Какой этап урока мы сейчас провели?

Встают.

Здороваются.

Садятся. Слушают.












Открывают тетради, пишут дату, классная работа в тетради.

Выполняют задание

















Меняются.


Сверят ответы со слайдом.






Самоконтроль и самооценка.

  1. Постановка учебной задачи. 4 мин.















Давайте вспомним что такое «окружающая среда».

Находим в словаре учебника, с . 126.

Окружающая среда чрезвычайно разнообразна. Она населена самыми различными живыми организмами, которые в ней себя ощущают весьма комфортно, потому что имеют многочисленные приспособления, способствующие их выживанию (Презентация).

Ученые выделяют 4 среды жизни: водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную. (Презентация)

-Как вы думаете, на суше или на воде зародилась первая жизнь на нашей планете?

-Как вы думаете, что нам предстоит сегодня изучать? С чем познакомиться?

Мы должны знать об особенностях водной среды и приспособленности организмов к обитанию в воде.

- Это цели нашего урока. Сейчас узнаем тему. Сегодняшняя тема урока «Водная среда обитания»















Первая жизнь зародилась в воде

Отвечают





Запись в тетради


  1. Открытие нового знания. 12 мин.































































































  1. Первичное закрепление. 5 мин.


























  1. Групповая работа с самопроверкой.

5 мин.










7. Рефлексия.

2 мин









8. Домашнее задание. 1 мин






Вода – это среда жизни многих организмов. Посмотрите на глобус, раскручиваю глобус.

-Посмотрите, какую окраску приобретает глобус?

-О чем это говорит?

(Презентация типы водоемов, самые крупные показываю на карте)

-Приведите примеры животных и растений, обитающих в водоемах. Водные организмы многообразные и разнообразные по строению (Презентация многообразие).

- Планктон – мелкие представители животных и растений в верхнем слое толщи воды (Презентация).

- Благодаря каким свойствам воды в водной среде могут обитать такие разнообразные организмы?

Свойства воды: высокая плотность, теплопроводность, текучесть, прозрачность, малое содержание кислорода, высокое давление на больших глубинах, сильное поглощение солнечных лучей и др.

Проведем опыт. Вызывается один ученик.

Итак. Вася проведёт опыт. Для этого на дно двух стаканов помещает небольшой листок бумаги и срезанный лист растения. Затем наполняет стаканы до половины водой и встряхивает их. После этого предлагает учащимся объяснить увиденное.

Листки всплыли на поверхность- это подтверждает наличие выталкивающей силы воды.

Обобщая ответы учащихся, учитель предлагает учащимся, вспомнить как легко на поверхности морской воды держится человек. Затем он задает вопрос: в чем состоит отличие пресной воды от морской? Учитель поясняет, что морская вода лучше удерживает человека, чем пресная, потому, что обладает высокой концентрацией растворенных в ней минеральных солей. Самым соленым морем на Земле считается Красное море (презентация)

-Подумайте, почему воды тропических морей беднее живыми организмами по сравнению с полярными морями?

-Какие приспособления имеют рыбы к жизни в водной среде?

Для дыхания в водной среде у животных есть приспособления (Учебная презентация).

Для водных обитателей также важен свет. С глубиной света становится все меньше и меньше

Животные организмы могут обитать и на больших глубинах (презентация глубоководные животные)

-Давайте познакомимся с органами движения обитателей водной среды (презентация учебный диск).

-Различают морских и пресноводных рыб. Как вы думаете, что произойдет с морской рыбой, если ее поместить в пресную воду?

Почему? (Презентация)

Поэтому нельзя помещать в один аквариум пресноводных и морских животных

Раздаю караси на блюдцах. Работа по группам.

- Обратите внимание на обтекаемую форму тела рыбы. Как вы думаете, с чем связана такая форма рыбы? (Приспособление к активному передвижению в плотной водной среде)

- Обратите внимание на чешуи, черепицеобразно налегающие друг на друга.

-Подумайте, с чем связано такое расположение? (Чешуйки снижают сопротивление воды)

Изучите окраску тела. Посмотрите на рыбу со спинной стороны тела. Заметна ли будет рыба на фоне темного дна?

Если посмотреть на рыбу с брюшной стороны тела. Хорошо ли будет видно тело рыбы на фоне светлой поверхности воды? Какое значение такая окраска имеет в жизни рыб?

Посмотрите на боковую линию с помощью лупы. Зачем рыбе нужна эта линия?

Работа по группам. Инструктивные листы.

Найдите на рыбе плавники. Подсчитайте их количество. Одинаковы они или различны? Сделайте вывод по группам о значении грудных, брюшных и хвостовых плавников в передвижении рыб в таблице

(Показ слайда, таблица).

Проверяем выполнение задания (Презентация)

-А вы знаете, что бывает два совершенно разных вида капусты?

-Ваши родители рассказывали вам о морской капусте? Морская капуста очень богата разными витаминами, главным образом йодом. Морская капуста делается из морских водорослей.

Посмотрите на слайды. Определите особенности строения растений, обитающих в воде, в сравнении с растениями, произрастающими на суше.

Вспомните, что происходит с водными растениями, если вынуть их из воды? (Растение опадает, стебли и листья не имеют твердых элементов в своих тканях, потому что растение поддерживается со всех сторон водой)


С целью закрепления полученных знаний давайте выполним задание на больших листочках по группам. Можете совещаться внутри своей группы. Какая группа быстрее всех закончит задание?

Обменяйтесь листочками с другими группами. Проверяем. Презентация.

-Следующее задание: каждая группа придумывает по одному вопросу другой группе. Задают друг другу вопросы. Проверяются. Ставят баллы другой группе. Почему поставили такие баллы?

В листе оценивания в графе ответы на вопросы учителя ставим сами себе баллы.

Смотрим на слайд, ставим оценки.

Выполнение задания «Приспособление организмов к водной среде обитания».

Сегодня урок для вас был поднимаем соответствующий смайлик

  • лёгкий – трудный

  • интересный – скучный

  • полезный – ненужный

Изучить параграф 21 учебника. Выполните задания «Подумайте!», «Проверьте свои знания».

Спасибо за урок. До свидания




Голубую окраску глобус приобретает благодаря очень большому количеству водоемов.





Отвечают.

Прозрачность, текучесть, малое содержание кислорода, высокое давление на больших глубинах.










В пресной воде содержание кислорода выше, чем в морской, а в теплой воде ниже, чем в холодной. Заселенность воды зависит от температуры воды и солености


Приспособления организмов к водной среде обитания:

обтекаемая форма тела

наличие слизи на теле

плавники,

ласты

подкожный слой жира



Морская рыба погибнет.



Читают





















Боковая линия – это осязательный орган. В опытах рыбы улавливают движение стеклянного волоска толщиной 0,25 мм на расстоянии от 20 до 50 см. Учащиеся заполняют таблицу.