ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УРОКУ.
Урок проводится в малокомплектной школе в условиях совмещенных класс - комплектов. Основной критерий педагогического успеха – интерес и вовлеченность детей на уроке. Вовлекаю учащихся в ситуации, необходимые для освоения тех или иных компетенций: коммуникативной, общекультурной, информационной и компетенции личного самосовершенства. В урок включены игровые формы, проблемные ситуации, что способствует активизации мыслительной, познавательной деятельности учащихся, расширению их знаний. Применяю дифференцированный подход к выполнению заданий. Главное не только результат, но и способы решения проблемы, взаимодействия, понимания, коммуникации, рефлексии. Особое внимание уделяю здоровьесберегающим технологиям (разнообразные формы проведения физминуток, смена видов деятельности на уроке, правильная посадка при письме).
2 КЛАСС | 4 КЛАСС |
Тема урока: Вычитание вида 30-7. | Тема урока: Нахождение неизвестного слагаемого. |
Цель урока: совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи. |
Задачи: Образовательные: Познакомить с приемом вычисления для случаев вида 30-7, отрабатывать приемы изученных случаев, закрепление знаний состава чисел в пределах 10, умения находить периметр прямоугольника. Развивающие: Развивать познавательный интерес и умения делать выводы, основанные на выполненных действиях, умение аргументировать свое предложение. Воспитывающие: Воспитывать коммуникативные отношения, умение работать в парах, интерес к урокам математики. | Задачи: Образовательные: Познакомить с решением усложненных уравнений на нахождение неизвестного слагаемого, отрабатывать письменные приемы сложения многозначных чисел, закрепить навык нахождения площади прямоугольника. Развивающие: Развивать воображение, мышление, умение анализировать, сравнивать. Воспитывающие: Воспитывать аккуратность в работе, прививать навык самоконтроля, побуждать интерес к предмету, к окружающей нас природе. |
Место урока в системе образовательного процесса: Урок проводится в 1 четверти, раздел «Сложение и вычитание (устные приемы)», комплект «Школа России», учебник М. И. Моро и др. «Математика, 2 класс». | Место урока в системе образовательного процесса: Урок проводится в 1 четверти, раздел «Сложение и вычитание», комплект «Школа России», учебник М. И. Моро и др. «Математика, 4 класс». |
Тип урока: урок усвоения новых знаний. | Тип урока: урок усвоения новых знаний. |
Используемое оборудование: зеленый лист ватмана, индивидуальные цветочки, ромашка на состав чисел, индивидуальные карточки для 4 класса, индивидуальные счетные палочки, карточки с числами, схемы – траектории В. Ф. Базарного, солнышко, лучики разных цветов, музыкальные записи МРЗ DVD «Музыка для детей»: П.И. Чайковский «Вальс цветов» и шоу-группа «Улыбка» «Дивный цветок» (Лицензия МПТР РФ ВАФ №77-226). |
КОНСПЕКТ УРОКА.
2 КЛАСС | 4 КЛАСС |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организация внимания учащихся: (звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского). Положите цветок Добра и хорошего настроения на ладошки. Почувствуйте, как он согревает вас. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Почувствуйте, как добро доставляет вам радость. У вас появляются новые силы. Теплые чувства и хорошее настроение будут с вами на протяжении всего урока. II. Оргмомент. |
| Оформление тетрадей (число, классная работа) | | Оформление тетрадей (число, классная работа) |
Сегодня на уроке мы вырастим необычный удивительный сад. В нем мы посадим «цветы знаний». У меня на доске зеленая лужайка, у вас на партах цветочки (в течение всего урока учащиеся, правильно выполнившие задание, будут «высаживать» свои цветочки на полянку). |
III.Устный счет. (музыка выключается) Начнем урок с разминки. | |
Дидактическая игра «Ромашка». Отгадайте загадку: Стоят в лесу сестрички – Золотой глазок, Белые реснички. Кто решал верно – посадите на лужайку цветочек. | (фронтальный опрос) | Кто выполнил верно – посадите цветочек на лужайку. | Индивидуальная работа с карточками по уровням сложности (самопроверка – ответы с обратной стороны карточки). |
IV. Изучение новой темы. |
1.Расшифруйте запись: Чем мы будем заниматься на уроке? 2.Прочитайте задачу на доске. Суточную норму витамина С содержат 4 г свежего шиповника или 30 г черной смородины. На сколько граммов больше нужно съесть черной смородины, чем шиповника, чтобы получить суточную норму витамина С? Как предлагаете решить? Попробуем решить пример на вычитание нового вида. У вас на партах лежат палочки (3 пучка). Используя их, попробуйте решить получившийся пример. Проверяем. Ваши предложения. Рассмотрим рисунок и запись в учебнике на стр.51. Ответим на вопрос задачи. | (Работа на доске по цепочке). 1 10 5 4 20 11 20 16 Ы 50+.. =60 А .. -3=8 Т …+20 =40 И 9+..=13 В 30 - .. =29 Ь ..- 6=10 Ч 40 + .. =45 Вычитать. Решать примеры и задачи на вычитание. Чтобы узнать, на сколько одно число больше другого, нужно из большего вычесть меньшее. Нужно 30-4. Такие примеры мы не решали. Работа в парах. Одна пара предложила три десятка палочек развязать и из них взять 4 палочки. Посчитать оставшиеся палочки. Другая пара – не нужно развязывать все пучки, а развязать только 1 десяток. Из него убрать 4 палочки. Осталось 2 десятка и 6 палочек, т.е. 26. | 1.Какое правило использовали для заполнения таблицы? 2.Запишите: Что у вас получилось? Определите цель урока. Попробуйте самостоятельно решить записанное уравнение. Проверяем. Сравним наше решение с объяснением учебника на стр.64 №309 | Сумма неизвестного числа и числа 390 равна произведению чисел 70 и 6. Уравнение нового вида. Научиться решать новые уравнения. (самостоятельная работа учащихся). Объяснение учащихся. Устная работа в парах. |
Как вы оцениваете свой труд? |
| Мы сами пришли к этому выводу. | | Зная правило нахождения неизвестного слагаемого, сами пришли к данному решению. |
Музыкальная танцевальная физминутка (песенка «Дивный цветок»). V.Закрепление полученных знаний. |
1.Выполним устно с объяснением №2 стр.51 | Работа с учителем. | | 1.Самостоятельная работа №310 стр.64 2 ученика работают у доски. |
2.Дидактическая игра «Молчанка». Решив примеры, узнаете интересные факты о жизни растений из энциклопедии для детей «Что такое? Кто такой?». |
Индивидуальная работа со слабыми учащимися. | Учащиеся выполняют самостоятельно №3 стр.51(верхняя строчка) | | Учащиеся выполняют самостоятельно№3 стр.69 |
Я показываю число, у кого есть пример с таким ответом - поднимаете руку и читаете этот пример. 60 – см в ширину листья у бананов; 1 – в Китае выращивают сорта моркови длиною до 1 м; 96 – разновидностей апельсинов существует; 980 – лет может быть продолжительность жизни осины; 65 – литров воды за день поглощает осина; 23 - кг весит самая крупная цветная капуста, выращенная человеком; 545 – кг кислорода производит в год 1 га соснового леса; 39 – метровые водоросли, встречаются в Тихом океане. |
Физминутка для глаз. |
Чтоб глаза твои зорче были, Чтоб в очках тебе не ходить, Эти легкие движенья Предлагаю повторить. | Вдаль посмотрим и под ноги, Вправо, влево побыстрей Удивимся – что такое? И закроем их скорей. А теперь по кругу быстро, Словно стрелочкой часов Проведем глазами дружно. Ну а дальше – будь здоров! (Разминка глаз по схемам – траекториям В.Ф. Базарного). | | |
3.Решите задачу (на доске): В парке у школы росли 10 елей, 15 берез, 20 тополей, 3 сосны. Сколько лиственных деревьев? Сколько хвойных? Сколько всего деревьев росло у школы? | Учащиеся работают самостоятельно по уровням: 1уровень – 1 вопрос; 2 уровень – 2 вопроса; 3 уровень – 3 вопроса. 1 ученик 3-его уровня решает у доски. | 3. Решите задачу (на доске): Размножаемость сорных растений очень велика. Одно растение в год дает зерен: ржаной костер 1420, василек на 5269 больше, а полевой осот на 12920 больше, чем василек. Сколько зерен дает одно растение каждого из сорняков в год? Сколько всего зерен дают сорные растения? | Самостоятельная работа по уровням: 1 уровень – 1 вопрос; 2 уровень – 2 вопроса. 1 ученик 2-ого уровня решает у доски. |
4.В нашем саду вырос замечательный цветник. Какая фигура нашего цветника? Измерим его стороны (50 см, 20см). |
Вычислим периметр цветника. | Записывают решение в тетради. | Вычислим площадь цветника. | Записывают решение в тетради. |
VI. Итог на рефлексивной основе. Что нового узнали на уроке? Достигли ли вы цели? Что помогло вам сегодня в вашей работе? Оцените свою работу словесно: что удалось, что вызвало затруднение? За работу на уроке я вам дарю солнышко (прикрепляется над лужайкой). А вы от солнышка пустите лучики: зеленый цвет – я достиг успеха, желтый – мне сегодня не все удалось, красный – на уроке я испытывал трудности. |
Домашнее задание: №3(нижняя строчка), №5 | | Домашнее задание: №312, составить уравнение нового вида. | |
ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ.
Индивидуальные карточки для 4 класса.