СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "День славянской письменности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уже в IX-X веках на родине Кирилла и Мефодия стали зарождаться первые традиции прославления и почитания создателей славянской письменности. Но скоро римская церковь стала выступать против славянского языка, называя его варварским. Несмотря на это имена Кирилла и Мефодия продолжали жить среди славянского народа, а в середине XIV века официально их причислили к святым.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "День славянской письменности"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

внеаудиторного занятия





ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ



Специальность: 34.02.01. «Сестринское дело»


Курс I













2016 г.


Одобрена заместителем директора по воспитательной работе


Протокол № _____


от_____________2016 года


__________________/_____________/










Разработчик: преподаватель литературы Хританкова Н.Ю.










Методический лист

Вид занятия: литературная гостиная.

Уровень усвоения информации: первый (узнавание) + второй (воспроизведение).

Время: 45 мин.

Учебные цели: познакомить обучающихся с историей возникновения письменности на Руси; формировать навыки выразительного чтения.

Воспитательные цели: воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гражданского долга, прививать интерес к литературе, музыке, искусству; способствовать формированию бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважения социальных, культурных и религиозных различий; воспитание нравственности, эстетического вкуса, любви и гордости к творческому наследию.

Развивающие цели: развивать творческое мышление, умение быть организованными и дисциплинированными; развивать творческую активность, расширять словарный запас студентов. развивать интерес к историческому прошлому нашей страны через изучение истории;

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с использованием мультимедийной презентации.

Оснащение: мультимедийная презентация.

Используемая литература:

  1. День славянской письменности / Пед.копилка [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/shkolnye-prazdniki/den-slavjanskoi-pismenosti-scenarii-dlja-shkolnikov/page-2.html

  2. СветланаТрушина, преподаватель русского языка и риторики / Журнал «Русский дом» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.russdom.ru/oldsayte/2003/200312i/200312i.html

  3. Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры / НС портал [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/09/09/stsenariy-prazdnika-posvyashchennogo-dnyu-slavyanskoy




Ход мероприятия

1 чтец:

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли:

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом,

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

Ведущий. Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.

А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Жили они на границе государства Византия и славянской земли в городе Солунин. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать - это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло в 863 году. Совсем недавно в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности. Жаль, что с большим опозданием, потому что в других славянских странах, в Болгарии, например, этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично. В Мурманске, около областной библиотеки есть памятник Кириллу и Мефодию, который Болгария преподнесла в дар городу. Автор его - скульптор Владимир Гиновски. Весной 1991 года праздник был объявлен государственным, всероссийским. Раздается колокольный звон.



2-и чтец

По широкой Руси - нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

Мы - славяне!

(Исполняется Гимн Святым Кириллу и Мефодию)

Страница первая. «Кирилл и Мефодий»

Эта страница посвящена тем, кто создал славянскую азбуку - Кириллу и Мефодию. Это было давно, в IX веке. На границе с Болгарией находилась одна из крупнейших византийских провинций. Ее столица - город Солуни. В семье военного чиновника, служившего в Солуни, росли два сына - Константин и Мефодий. Население там было - наполовину греки, наполовину славяне, и в семье мальчиков мать была гречанкой, а отец - болгарином, и поэтому с детства у них - солунских братьев - было два родных языка - греческий и славянский. Характеры братьев были очень схожи. Оба много читали, любили учиться. Когда Константину было 7 лет, он увидел вещий сон: «Отец собрал всех красивых девушек Солуни и приказал избрать одну из них в жены. Осмотрев всех, Константин выбрал прекраснейшую; ее звали София (по-гречески мудрость)». Так еще в детстве он обручился с мудростью: для него знания, книги стали смыслом всей жизни. Константин получил блестящее образование при императорском дворце в столице Византии - Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбие - все это сделало его одним из самых образованных людей времени. Не случайно его за великую мудрость прозвали философом.

В то время, когда жили Константин и Мефодий, славянские народы занимали обширные территории Восточной и Центральной Европы. Они достигли такого уровня развития, когда необходимо стало иметь письменность - свою, славянскую (а пользовались тогда славяне греческими и латинскими буквами.)

Представим себе двор византийского императора Михаила. 862 год.


Инсценировка

Император. Константин, ты закончил учебу, предлагаю тебе занять почетную и высокую должность управляющего провинцией.

Константин. Кроме просвещения разума, я ничего не желаю. Просветив же разум, хочу искать более важного, чем все почести и богатства.

Историк. Отказался Константин и занялся работой в библиотеке и дальнейшей учебой, самообразованием. Прошли годы. Однажды пришли к императору послы из далекой славянской Моравии, что в самом центре Европы. Они приехали просить учителей, которые научили бы их вести церковную службу на славянском - родном языке, а не на латинском.

Посол (к императору). Добрый владыко! Пошли нам, христианам, такого мужа, который бы поставил нас на путь разума и научил по-своему записывать слово Божие. Знаем мы, что уважаешь ты и другие народы, их язык и веру.

Историк. Тогда позвал Михаил Константина Философа и сказал ему.

Император. Слышишь ли, философ, речи сии? Знаю я: ты утомлен, но никто этого не сделает, кроме тебя. Возьми брата своего Мефодия и идите с Богом, ведь вы оба - солуняне, а солуняне по-славянски разумеют.

Константин. Я немощен телом и болен, но с радостью пойду в моравскую землю, если они имеют азбуку своего языка.

Ибо просвещение народа без письмен его языка подобно попыткам писать на воде.

Историк. Узнав, что азбуки у моравов нет, Константин начал ее создавать. Он долго «молился, и открыл ему Бог, и тогда сложил письмена и начал писать слова Евангелия: "Сначала было слово, и слово было Бог..."».

Началась большая работа - братья предложили свой алфавит, составили славянскую азбуку, некоторые буквы они взяли из греческого алфавита, некоторые придумали сами. Азбука названа в честь Кирилла, в ней 43 буквы, каждая имеет свое название (А - аз, Б - буки, В - веди... Л - люди, И - покой, С - слово и т. д.)

Чтец 3.

Так вот они - наши истоки,

Плывут, в полумраке светясь,

Торжественно-строгие строки,

Литая славянская вязь.

Так вот где, так вот где впервые

Обрел у подножия гор

Под огненным знаком Софии

Алмазную твердость глагол.

Великое таинство звука,

Презревшее тленье и смерть,

На синих днепровских излуках

Качнуло недвижную твердь.

И Русь над водой многопенной,

Открытая вольным ветрам,

«Я есмь!» - заявила Вселенной,

«Я есмь!» - заявила векам.

Автор: В. Сидоров. «Кириллица»

Историк. В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном языке, а не на чужом и непонятном-латинском. Создавались письмена и светские книги. Началось славянское летописание. До нашего времени дошла копия первого очерка славянского письма, которое написал Черноризец Храбр, монах, древнеболгарский писатель IX-X веков. Послушайте отрывок «Сказания о письменах».

Чтец. «.. .Прежде у славян не было книг, но чертами и знаками читали и гадали, когда были язычниками... Потом же человеколюбец Бог помиловал род славянский и послал им святого Константина Философа, прозванного Кириллом, мужа праведного и истинного...»

Историк. Всю жизнь свою солунские братья посвятили учению, знаниям, служению славянам. Они не придавали особого значения ни богатству, ни почестям, ни славе, ни карьере. Младший Константин много читал, размышлял, писал проповеди, а старший Мефодий был в основном организатором. Константин переводил с греческого и латинского на славянский, писал, создав азбуку, по-славянски, Мефодий издавал книги, руководил школой учеников.

Константину не суждено было вернуться на Родину. Когда они приехали в Рим, он тяжело заболел, принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Был похоронен в Риме.

Мефодий позже занимался переводческой, просветительской работой, был учителем до самых последних дней. Умер и похоронен в Моравии.

Чтец. Отрывок из стихотворения болгарской поэтессы Лилианы Стефановой «Смерть Кирилла».

В колокола трезвонил Рим,

Поплыли бронзовые, звуки.

Детей славянских перед ним,

Читавших медленно: аз, буки,

Видение вставало зримо,

И чудо тонких строчек плыло...

...И мудрый сеятель изрек:

«Взошли на ниве семена

И стала полем целина,

Рукой засеянная щедрой..»

Историк. Славянскому алфавиту и литературе более 1 ООО лет. Созданная в IX веке братьями Кириллом и Мефодием славянская азбука и сейчас служит многим народам: болгарам, словакам, сербам, белорусам, украинцам - всем славянским народам - и нам, русским.

Страница вторая. «Польза от учения книжного»

В наши дни есть много свидетельств того, как в Древней Руси почитали грамоту и книги. Ученые-историки и археологи считают, что общее количество рукописных книг до XIV века было примерно 100 тысяч экземпляров. Это много.

Еще в IX и X веках были люди, знавшие старославянский язык и применявшие кириллицу для государственных документов. Но после принятия христианства на Руси, в 988 году, письменность стала распространяться быстрее. Старославянский язык, на который были уже переведены богослужебные книги, очень близок к древнерусскому, понятен и доступен. Когда русские переписчики переписывали эти книги, они добавляли в них еще и черты родного языка. Так постепенно складывался древнерусский литературный язык, появились произведения древнерусских авторов «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», «Житие Александра Невского».

О жизни в Древней Руси есть немало летописей - это исторические повествования, в которых записи велись по годам. Самая яркая из них - «Повесть временных лет», написанная в начале XII века. В эту летопись вошли песни, легенды, предания, рассказы.

Чтец.

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

Автор: Н. Кончаловская

Историк. В одной летописи 1037 года говорилось: «Велика бывает польза от учения книжного». Там же записано, что великий князь Ярослав «книги любил, читал их часто и днем, и ночью. И собрал писцов многих и переводили они с греческого на славянский язык и написали они множество книг».

В то время на Руси еще учебников не было, обучение шло по церковным книгам, приходилось заучивать наизусть огромные тексты-псалмы. Названия букв заучивали наизусть. При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога и произносился этот слог, потом назывались буквы второго слога и произносился второй слог. Например: како, наш, иже - кни, глаголь, аз - га. Вот как было трудно учиться грамоте. Не случайно Владимир Иванович Даль в своем Толковом словаре записал пословицу: «Азбуку учат, во всю избу кричат», «Кончил курс науки, а знает аз да буки».

Страница третья. «Славянское слово»

Литературный язык славян понятен всем славянским народам, хотя есть у него яркие отличительные черты. Например, старославянское слово «неполногласие» - начальная буква Е (един - один, есень - осень).

А всё же до жалости редко,

 Среди почитаемых книг

 Мы ищем язык наших предков -

 Для нас неудобный язык.

 Пускай не во всем он понятен

 И мудрым ученым, порой

 И белых в нём более пятен,

 Чем даже на карте земной.

 Но вслушайтесь в давнюю эту

 Эпоху, за каждой строкой.

 В словах легковесности нету.

 Густой, непрозрачный и вязкий,

 Тяжёлый, как сотовый мёд!

 Как капли его золотые,

 Живут и сейчас в языке

 Слова налитые, густые,

 Хоть каждое взвесь на руке.

 Они веселы и суровы.

 До наших времён донесли

 Значительность каждого слова

 В начале Российской земли

Игра «Назови слово»

Ведущий называет старославянское слово, а ученики - русское.

Глад (голод).

Здравие (здоровье).

Здравый (здоровый).

Страж (сторож).

Страна (сторона).

Драгоценный, драгой (дорогой).

Брег (берег).

Древо (дерево).

Хлад (холод).

Врата (ворота).

Злато (золото).

Владимир (Володя).

Власы (волосы).

Ведущий. Старославянский язык внес большой вклад в развитие русского языка: он обогатил его интересными и нужными словами. Некоторые старославянизмы стали часто употреблять: время, среда, пламя, праздник. Другие ушли из нашего языка. В последнее время возрождаются такие слова, как милосердие, великодушие, благословенный.

Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются во фразеологизмах:

Знать на ять - знать досконально, отлично («ять» произносилась как Е, слова, где была эта буква, нужно было просто знать наизусть).

Прописать ижицу - проучить как следует, высечь, наказать («ижица» похожа на перевернутый кнут).

Стоять фертом - стоять руки в боки (ферт - буква Ф).

Сперва аз да буки, а потом и науки - сначала азбуку нужно выучить, а потом заниматься науками.

Славянское слово можно услышать везде - на острове в Ледовитом океане, на Дунае, на берегах Байкала - в самых разных уголках земного шара. Не перечислить всех богатств славянской речи, без которых не было бы произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Писатели использовали все богатство русского языка, в том числе и старославянизмы - слова, пришедшие в русский язык из старославянского. О происхождении таких слов можно узнать в этимологическом словаре.

Игра «Этимологический словарь»

Рассказать, пользуясь словарем, о происхождении следующих слов.

КОЛЫМАГА ЛАНИТА РАСТОЧАТЬ ГЛАВА ХРАМ БЛАГО

Чтец (читает стихотворение Сергея Крыжановского «Старославянский язык»).

Отчего, обжигая горло,

Разбираю часами подряд

Сочетания «оро» и «оло» -

«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?

«Человек некий имел два сына...»

Я прислушиваюсь к словам.

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян...

Сто-ро-на.

Го-ло-са.

До-ро-га.

Я усвоил твердо азы: С давних лет к открытости слога Тяготел славянский язык.

Страница четвертая. «Возрождение славянского праздника»

Уже в IX-X веках на родине Кирилла и Мефодия стали зарождаться первые традиции прославления и почитания создателей славянской письменности. Но скоро римская церковь стала выступать против славянского языка, называя его варварским. Несмотря на это имена Кирилла и Мефодия продолжали жить среди славянского народа, а в середине XIV века официально их причислили к святым.

В России было по-иному. Память славян-просветителей праздновалась уже в XI веке, здесь никогда их не считали еретиками (безбожниками). Но все же это больше интересовало только ученых. Широкие празднества славянского слова начались в России в начале 60-х годов XIX века.

1862 год. В древнем русском городе Новгороде чествование подвига солунских братьев вписалось в программу торжеств, посвященных 1000-летию России. На территории Новгородского кремля состоялось открытие памятника «Тысячелетие России», рядом с другими выдающимися людьми изображены Кирилл и Мефодий.

В 1885 году вышло свыше 20 книг, рассказывающих о жизни и деятельности Кирилла и Мефодия. Особенно привлекает книга «В память 1000-летия блаженной кончины святого Мефодия, просветителя славян», выпущенная большим форматом в синем бархатном переплете и красочно оформленная лучшими петербургскими художниками.

К сожалению, потом несколько десятилетий праздник в России не проводился.

На Кольской земле впервые в мае 1986 года по инициативе писателей возобновилась древняя традиция чествования первоучителей в России. В течение недели проходили торжества с участием виднейших священнослужителей и литераторов страны. В знак признательности болгары подарили мурманчанам памятник Кириллу и Мефодию. Это точная копия памятника, который стоит в Софии - столице Болгарии и в Риме. Этот монумент везли через все города, которые принимали участие в празднике славянского слова - Киев, Владимир, Ленинград, Новгород, Минск.

23 мая 1990 года состоялось открытие памятника в Мурманске перед зданием областной научной библиотеки. Там прозвучало много хороших слов писателей и поэтов. Весной 1991 года праздник объявлен всероссийским. Ежегодно в весенние дни по всей стране отмечаются Дни славянской письменности и культуры, чтобы люди не забывали - Кирилл и Мефодий помогли через буквы и письменность сохранить язык и культуру славян.

Чтец.

Вставай, народ, вздохни всей грудью,

Заре навстречу поспеши.

И Азбукой, тебе подаренной,

Судьбу грядущую пиши.

 

Надежда, вера греет души.

Наш путь тернистый - путь вперед!

Лишь тот народ не погибает,

Где дух Отчества живет.

 

Пройдя под солнцем просвещенья

Из давней славной старины,

Мы и сейчас, славяне-братья,

Первоучителям верны!

 

К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия – Кирилла

В славянстве будут жить века.


Русский язык - это язык Пушкина и Достоевского, Чехова и Шолохова. Мы не только наследуем бесценное сокровище, созданное нашими великими соотечественниками, но и несем ответственность за то, чтобы сберечь наш великий язык для грядущих поколений.

Слова, речь - это мир, в котором мы постоянно пребываем. Вслушаемся в нашу речь, в слова, которые звучат вокруг нас на улице, в транспорте, во дворе, в учреждениях. Иной раз создается впечатление, что русский язык целому поколению преподавала Эллочка -людоедка. Все чаще можно услышать многозначительное «вау» - вопль, достойный существа самого низкого уровня умственного развития, испытавшего эмоции: радость, удивление, восторг, восхищение, изумление. Вместо доброго - «до встречи», «до свидания», «всего хорошего», «до завтра» и проч. - «чао!» Зачем напрягаться, чтобы сказать «красиво», «превосходно», «замечательно», «великолепно», когда есть «куриное» - «клево»?

Уходят из речи «спасибо» - спаси Бог, «благодарю» - благо дарю - как ответ на добро, проявленное к тебе. От всего этого становится, мягко говоря, грустно. Похоже, мы возвращаемся в пещерный век - только на иномарках и с мобильными телефонами.

Раздумья невольно подводят к печальному выводу: если нет слов, то, следовательно, нет и этих понятий; ведь еще Шота Руставели, грузинский поэт XII века, говорил: «Из кувшина выливается то, что содержится в нем». А содержится, судя по речи, немного - лишь то, о чем навязчиво твердит реклама: еда, удовольствия, здоровье!

Что оставим мы нашим потомкам? Кто сегодня в ответе за состояние русского языка, родной речи? Вправе ли мы безразлично относиться к тому, что является национальным достоянием? Проблема русского языка не сводится только к проблеме говорения - это проблема нравственного облика, нравственного содержания каждого россиянина и общества в целом. Это вопрос государственной важности, и в решении его должны принять участие все те, в ком живет стремление возродить свое славное Отечество.






15