СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия к Всемирному Дню ребенка "Ребенок в мире прав"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие проводится по Конвенции о правах ребенка в игровой форме. Используются вопросы и задания разные по форме и содержанию.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия к Всемирному Дню ребенка "Ребенок в мире прав"»

МКОУ «Дмитриевская основная общеобразовательная школа» Методическая разработка внеклассного мероприятия к Всемирному Дню ребенка Овсянникова И.В., учитель истории «Ребенок в мире прав»

Цели:

- развитие гражданско-правового образования учащихся;

- формирование активной гражданской позиции и правового сознания;

- приобретение навыков правовой культуры;

- развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности;

- развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.

- воспитание патриотизма.

Оборудование: мультимедиа, карточки с заданиями для команд, тексты Конвенции о правах ребенка и Конституции Российской Федерации.

Подготовительный  период:

  • Создание  команд из  числа  учащихся 1-9 классов;

  • Название, девиз команды в соответствие с  темой  правовой  игры;

  • Подготовка домашнего задания -  пиктограммы - зашифрованной  статьи  из 2 главы  Конституции Российской Федерации

  • Формирование жюри







Ход мероприятия:

Музыкальная заставка ( песня « Мы маленькие дети»)

  Вступительное  слово

Добрый день! Сегодня мы собрались в этом зале по случаю празднования Всемирного дня ребенка.

В 1954 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 836 (IX) и рекомендовала всем странам ввести, начиная с 1956 года, празднование Всемирного дня ребенка. В настоящее время этот день отмечается в 180 государствах всего земного шара.

Вед. В зале готовы к проведению правовой игры три команды:

сборная 5-7 классов - "Правовая лига»"

сборная 8-9 -х классов - "Лига справедливости"

Определить сильнейших нам поможет уважаемое компетентное жюри.

Болельщиков попрошу поддерживать свои команды, самых активных ждут призы!

Ведущие дети:

1-й ведущий:

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый – самый важный? (Пауза)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пеленок,

Но главней, нужней, важней для страны – ребенок!


2-й ведущий:

Я – ребенок, я – человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребёнка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций. Эта авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди, не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребёнка».

Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

В России права ребенка отражены в Основном законе нашего государства - Конституции.

Показ видеоролика « Мы маленькие дети» ( 20 ноября-всемирный День ребенка)

Видео о детях образовательного учреждения

Команды готовы к соревнованию? Начинаем игру!

Приветствие команд (3 балла)

(Оценивается  соответствие названия теме  игры,  подготовленность учащихся,  1. Конкурс Слоганы

Придумайте слоганы на тему «право»

1 группа

Составить слоганы, используя следующие слова: знать, пять

Свои права я должен знать

Обязательно на «пять»!

2 группа

Составить слоганы, используя следующие слова: разрушение, решение

Сохраним планету нашу мы от разрушения.

Соблюдать права научим - вот наше решение!

Вед. Первый конкурс "Разминка" . Команды отвечают на вопросы по поднятой руке. За каждый верный ответ 1 балл.

1-й конкурс: "Разминка" ( 1 балл за каждый верный ответ) , 10 баллов

Вопрос. Кто является ребенком?

Ответ. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применяемому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее (статья 1 Конвенции).

Вопрос. В какой статье Конституции подтверждается принцип - право на жизнь?

Ответ. В статье 20 Конституции говорится: каждый имеет право на жизнь.

Вопрос. В каких российских Законах отражен принцип - уважение взглядов детей?

Ответ. Уважение взглядов детей отражено в Конституции Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации .

Вопрос. С какого возраста воле ребенка придается правовое значение?

Ответ. Воле ребенка законодательно придается правовое значение с 10 лет.

Вопрос. С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно  в полной мере  осуществлять свои права и обязанности?

Ответ. С 18 лет, в некоторых случаях с 16 лет (эмансипация)

Вопрос. Кто несёт ответственность за образование ребёнка?

Ответ. Родители

Вед. Пиктограмма – это рисуночное письмо,  в котором зашифровано какое-то послание. Участники сегодняшней правовой игры «зашифровали»  некоторые  статьи 2 главы Конституции Российской Федерации. Сейчас  они  поменяются  заданиями, и каждой команде  будет дана 1  минута, чтобы    угадать,  о какой статье,  зашифрованной  в этих рисунках, идёт речь.

2-й конкурс: "Правовая пиктограмма" ( до 3 баллов )

Правовые пиктограммы

(Пиктограмма – рисуночное письмо, в котором зашифровано какое-то послание)

  • Задание : «зашифровать» предложенную статью Конвенции. Угадать, о каком праве идет речь.

1 группа – Досуг и отдых. Право на семью.

2 группа - Право на высший возможный уровень услуг системы

здравоохранения и медицинской помощи. Право на образование.

Музыкальная пауза


Под музыку мы будем выполнять различные движения, но, отдыхая, вы должны будете внимательно слушать отрывки из песен. После физминутки вы ответите на такой вопрос: «На какие права указывает каждая из песен?». Каждый, кто правильно ответит, получит жетон и таким образом пополнит их количество для своей команды.

1. «Учат в школе» (право на образование)

2. «Тяп – ляп» (право на труд)

3. «Песенка о лете» (право на отдых)

4. Песня бременских музыкантов «Ничего на свете лучше нету...» ( Право на свободу передвижения).

Чтобы время не терять, пока капитаны выполняют свое задание, мы проведем конкурс с болельщиками.

3 - й конкурс для болельщиков: «Права героев моих детских книг»

(1 балл за правильный ответ) 10 баллов


1) Каждый человек имеет право владеть имуществом. Героя этой книги обманом лишили денег Лиса и Кот.

(А.Толстой «Золотой ключик»)

2) Каждый имеет право на неприкосновенность жилища. В этой сказке рыжая плутовка незаконно захватила дом зайчика.

(«Заячья избушка»)

3) Каждый имеет право на дом и семью. Баба Яга в этой сказке с помощью птиц похитила ребёнка, разлучив его с родными.

(«Гуси – лебеди»)

4) Каждый имеет право на отдых и досуг. В этой сказке мачеха и сёстры нарушили это право героини, запретив ехать на бал.

(Ш.Перро «Золушка»)

5) Каждый имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. В этой сказке серый волк нарушил право на жизнь сразу семерых героев.

(«Волк и семеро козлят»)

6) Каждый имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства. Зелёная героиня этой сказки отправилась в путешествие благодаря помощи уток.

(Гаршин В. «Лягушка – путешественница»)

7) Каждый имеет право на свободу мирных собраний. Звери в этой сказке воспользовались своим правом, став бродячей музыкальной группой.

(«Бременские музыканты»)

8) Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию. Герой этой сказки незаконно был посажен на несколько тысяч лет в лампу.

(«Волшебная лампа Аладдина»)

9) Каждый имеет право на труд, на выбор работы. Герой этой сказки воспользовался своим правом и устроился на работу к попу.

(Пушкин А. «Сказка о попе и его работнике Балде»)

10) Брак может быть заключен при обоюдном и свободном согласии обеих сторон. Крошечную героиню этой сказки никто не спросил, хочет ли она замуж за грызуна.

(Андерсен Г. «Дюймовочка»)

Показ видео « Ребенок в мире БЕЗ прав»

Вед. В этом конкурсе мы проверим у участников знание прав несовершеннолетних. Я буду задавать вопросы, а отвечает та команда, которая быстрее даст ответ. Правильный ответ оценивается в 1балл. Если команда даёт неправильный ответ, отвечает 2-я команда.


4- й конкурс «Конкурс капитанов» (1 балл за правильный ответ) 8 баллов

1.        Нецензурная брань учащихся в школе - это невоспитанность или противоправное деяние?

(КоАП ст.158, мелкое хулиганство).

2.        В любом ли возрасте лицо может быть привлечено к уголовной ответственности?

(УК ст.20, с 16, а по отдельным случаям – с 14 лет).

3.        Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве в школе учащимися, не желающим писать контрольную работу?

(УК ст.20, 207, преступление).

4.        Можно ли уважать человеческое достоинство ребенка, который делает все наперекор родителям и не уважает их?

(Конституция РФ ст.21, обязаны)

5.        С какого возраста ребенок приобретает право на уважение его человеческого достоинства?  

(Конституция РФ, ст.17, с рождения).

6.        Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей - отец или мать?

(СК ст.62, равенство прав родителей).

7. Почему государство не допускает приема на работу лиц моложе 15 лет?

(КЗОТ ст.173, необходимо получения образования).

8. С какого возраста ребенок вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав?

(СК ст. 56, с 14 лет).

Вед.: - Права человека одинаково принадлежат всем людям.

«Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?» - эти слова, к сожалению, часто произносятся невпопад, в ситуациях, когда человек явно не прав. Поэтому права не могут существовать без обязанностей.

Интерактивные вопросы из презентации «Ребенок в правовом государстве».

5-й конкурс Разбор ситуаций «Права и обязанности» ( 1 балл за ответ) 5 баллов

Предлагаю вам посмотреть несколько диалогов и дать оценку поведению участников.

Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Диалог 1.

Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын: А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Пожалуйста, помогите ребёнку разобраться, кто здесь не прав. (ответы детей)

Диалог 2.

Учитель: Арина, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Арина: Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребёнка запрещено насилие над детьми. (ответы детей)

Диалог 3.

Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики!

Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом –

рисованием. (ответы детей)

Диалог 4.

Учитель: Петров, ты почему на литературе бегал по классу?

Петров: Ну и что? Я имею право на свободное перемещение. (ответы детей)

Диалог 5.

Мама: Сынок, ты почему мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын: Потому что Организация Объединённых Наций запрещает использовать труд детей! (ответы детей)

 

Вед. Какой документ очень хорошо знают герои этих сценок? (Конвенцию «О правах ребёнка»)

А чего они не знают совсем? ( они не знают, что обязаны уважать права других людей)


(Ситуации раздаются по группам и разыгрываются учениками, затем идет обсуждение, ответы на вопросы)

6 конкурс « Ты –мне, я- тебе»

Ситуация 1.

Мать. Сколько раз тебе говорить – после 11 вечера ты должен отправить своих гостей по домам. Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.
Сын. Но мам, ты все равно не спишь еще в 11. Кроме того, я имею право на свободу мирных собраний.
Ведущий. О чем нужно знать маме, чтобы грамотно ответить непослушному сыну.



Ситуация 2.

Ученик. Марья Иванна, я Ваши лабораторные работы делать больше не буду. Зачем они мне, если я поваром буду?

Учитель. Да как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?
Ученик. Смею. У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал 
– меня за вашу двойку знаете как наказали?
Ситуация 3.

Мама. Сынок, я ухожу, приберись, помой посуду, сходи в магазин.
Сын. Мама, некогда мне. У меня дел много.
Мама. Успеешь. Нельзя же оставлять в доме бардак.
Сын. По правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.
Ведущий. Как вы разрешите данную ситуацию?

Ведущий. Сейчас мы посмотрим, как права каждого человека неразрывно связаны с определенными обязанностями. 

(Группа получает по несколько карточек с правами и обязанностями, приобретаемыми в зависимости от возраста, указывает возраст . Затем  проверяем все вместе полученные результаты)

Основные возрастные вехи в жизни ребенка:

– с рождения
– с 6 лет;
– с 10 лет;
– с 14 лет;
– с 15 лет

- с 16 лет

- с 18 лет

  1. Становится полностью дееспособным и может своими действиями приобретать любые права.

  2. Подлежит первоначальной постановке на воинский учет.

  3. Несет уголовную ответственность за любые преступления.

  4. Подлежит административной ответственности за правонарушения в особом порядке через комиссию по делам несовершеннолетних за некоторые правонарушения (например, за мелкое хулиганство) несет административную ответственность в общем порядке.

  5. Имеет право самостоятельного заключения трудового договора, сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя – 38 часов)

  6. Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.  

  7. Имеет право управлять мопедом при езде по дороге.

  8. Может быть членом кооперативного акционерного общества.

  9. Может быть объявлен в установленном порядке, полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью.

  10. Имеет право на получение паспорта.

  11. Имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин.

  12. Имеет право поступить на работу при сокращенной рабочей неделе в 24 часа.

  13. Может быть исключен из школы за нарушения.

  14. Подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда.

  15. Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство).

  16. Может вступать в молодежные общественные объединения.

  17. Имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам.

  18. Допускается поступление на работу на легкий труд не более 4 часов в день с согласия одного из родителей.

  19. Может вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими

20.Вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, 2. Игра «Разрешается – запрещается» для болельщиков

Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».

Я буду говорить о каком-то праве, а вы – находить соответствующий ему знак и отвечать: «Разрешается или запрещается» хором.


Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребёнка

Строго (запрещается).

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

Это (разрешается).

Эта грань обозначает:

Мать с ребёнком разлучают.

Это (запрещается).

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел – лечиться.

Это (разрешается).

Этот трудится ребёнок,

Мало у него силёнок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа

(Запрещается).

Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить –

Это (разрешается).

Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго (запрещается).


7. Конкурс «Пантомима»

Команда должна без слов изобразить для другой команды то право, которое написано на карточке, а участники второй команды должны отгадать его.


1

1.Право на образование

2.Право на труд


2

1.Право на жилище

2.Право на отдых


Конкурс для болельщиков.

 Закончите предложения

  1. Полицейский из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на … (неприкосновенность жилища).

  2. Балда из сказки А. С. Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на … (труд).

  3. В сказке « Иван-Царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на … (жизнь).

Вывод: мы имеем не только права, но и обязанности по отношению к другим гражданам!

Вопрос: какие обязанности должен выполнять каждый ребенок?

Обязанности детей (слайд 10):

Каждый ребенок обязан:

  • слушаться родителей или лиц их заменяющих

  • принимать родительскую заботу и воспитание, за исключением случаев жестокого отношения к ребенку с их стороны

  • получать основное общее образование

  • соблюдать учебную дисциплину и правила поведения в воспитательных образовательных учреждениях, дома и в общественных местах

  • уважать права и культурную самобытность других лиц.



Ответственность детей

Каждый ребенок несет ответственность:

  • перед своей совестью

  • перед родителями или лицами их заменяющими

  • перед преподавателями и воспитателями, администрацией образовательных и воспитательных учреждений.

Ребенок несет ответственность за совершение общественно опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения.

С 11 лет за совершение общественно опасных действий ребенок может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков.

С 14 лет наступает дисциплинарная и административная ответственность за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы:

  • исключение из школы

  • возмещение причиненного вреда

  • уголовная ответственность, за отдельные виды преступлений.

С 16 лет наступает административная и полная уголовная ответственность.

Видеоклип «Дети Земли»

Подведение итогов, награждение победителей дипломами «Лучший знаток права»

В этот день – Всемирный день ребёнка
Есть одно лишь пожелание для всех:
Пусть разливается повсюду чистый, звонкий
Счастливый, беззаботный детский смех!
Пусть в этот славный день на всей планете
Приложит каждый силы для того

Чтоб радовались и смеялись звонко дети!
Ведь нет важнее в мире ничего!









 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации.-М.: Юрид.лит., 1993.-64с

2. Конвенция "О правах ребенка"

3.Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь.-2-е изд., доп.-М.: Дрофа,2004.-240с. 

4.Романовский В.К. Символы Российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. Пособие для учителя – М.: Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2002.-96с. 

5.Фалькович Т. А., Шупина Т. А. По законам добра: Изучаем Конституцию Российской Федерации.- М.: 5 за знания, 2006.- 144с.

Ссылки интернета

1.Конституция РФ с изменением на 01.03.2012 года

2. Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. «Ваши права»: Книга для учащихся начальных классов – М.: «Вита-пресса», 1995.

3.Газета «Классное руководство и воспитание школьников» № 8 – 2007.

4.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/imeyu-pravo-na-prava

5. Всеобщая Декларация прав человека (упрощенная версия текста для молодежи) http://ru.youthforhumanrights.org/what-are-human-rights/universal-declaration-of-human-rights/articles-1-15.html

6. http://viki.rdf.ru/item/258/download

7. http://mdou5.edu.yar.ru/o_pravah_rebenka.html

8. http://www.permonline.ru/?page=1151&newc=38341&cl=8


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!