Под музыку («Я хочу знать») дети заходят в зал, садятся на места
трое учеников в центре зала:
1-й ученик:
Заходите, проходите,
Путь свободен, освещён!
Приглашаем всех сегодня
Попрощаться с букварём!
2-й ученик:
Вот и настал День Букваря,
Все желают счастливого дня.
Я одеваюсь, портфель за плечо,
Мама целует меня горячо.
Вот я в школе за партой сижу,
Другу новость сейчас расскажу…
3-й ученик:
Вдруг учительница входит в наш класс
Весёлыми глазами смотрит на нас.
Все буквы прошли мы от А и до Я,
Настал счастливый наш день Букваря!
Ведущий: Праздник у нас с вами необычный – единственный, который никогда не повторится, потому что мы его посвящаем удивительной книге – Букварю.
А вы знаете, что букварю более 400 лет.
В России первые печатные книжки более четырёхсот лет назад издал Иван Фёдоров. Он выпустил и первый на Руси букварь. Книжка была небольшой, чуть больше детской ладошки. Первый букварь был не цветной и почти без картинок.
С тех пор были созданы десятки различных букварей. Всех их объединяет главное: они учат детей читать, любить и понимать русскую речь.
Презентация «Из истории создания букваря»
Песня "ДЕНЬ БУКВАРЯ"
слова З.Ямпольского, муз. В.Шаинского
Припев:
За окном снежинки пляшут,
Сказки зимние даря.
Первый праздник в первом классе
Это праздник букваря.
Нашим куклам, нашим мишкам
Отдохнуть сейчас пора.
Нам, девчонкам и мальчишкам,
Дорог праздник букваря.
Припев.
К новым знаньям, к новым книжкам
Мы теперь спешим, друзья.
Здравствуй, праздник, школьный праздник,
Славный праздник букваря.
Припев.
Весь букварь мы одолели,
Потрудились мы не зря,
Здравствуй, праздник, школьный праздник,
Славный праздник букваря!
Припев.
-Давайте вспомним , чему же мы научились..
ВИКТОРИНА (презентацию)
-Как называется всё то, что мы говорим?
-Какая бывает речь?
Из чего состоит речь?( предложений)
-Что называется предложением?
Из чего состоят слова?(звуков)
На какие группы делятся все звуки? (гласные, согл)





Гласные согласные
-А что ещё вы знаете о звуках?
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке сестрёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть.
Но не хочется им петь.
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали,
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
Мы знаем буквы, знаем слоги.
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
Все мы сегодня говорим
Спасибо Букварю!
Исполняют песню: «Песенку Грамотея».
1.Это очень хорошо,
Что буквы есть на свете.
Их должны на память знать
И взрослые, и дети!
Припев:
Буквы могут в слова превращаться,
Если с ними уметь обращаться.
Ля - ля - ля - ля - ля, ля, ля,
Ля - ля - ля - ля - ля, ля, ля, ля.
2.Дружат с буквами не зря
Девчонки и мальчишки.
Букв, не зная, не прочтёшь
И самой тонкой книжки!
Припев:
3.Это очень хорошо,
Что буквы есть на свете.
Их должны на память знать
И взрослые, и дети!
Припев:
Уч. За порядком в доме согласных следят два братца – знакомьтесь!
Выходят Тим и Том (с карточками зелёный, синий))
Тим. Я мягкий, нежный, милый Тим.
Том. Я строгий рослый Том.
Тим. Мы о согласных день...
Том. И ночь...
Тим. Заботимся вдвоем.
За мягких отвечаю я,
За твердых – братец Том.
вед. Я буду говорить слова, а вы обращайте внимание на твёрдость – мягкость первого звука.
-Кто из братьев любит [л’]еденцы? Тим или Том? [к]арамель? печенье? Пряники? Груша? Слива?
("Ловушка".)
Кто мастерски готовит [щ’]и? [б]орщ? [т’]ефтели? [к]отлеты?
Кто любит смотреть [т’]елевизор? слушать [р]адио?
-Давайте на память Тиму и Тому подарим ( танец-игру)школьные вещи. Соберите подарки верно.
Игра "Подарки Тиму и Тому"
Играют дети, которые не участвовали в игре букв. Распределяются на две команды. Первая выбирает и носит предметы Тиму, а вторая –Тому.
На столе лежат рюкзак, ранец, пенал, циркуль, линейка, тетрадь, краски, карандаши и другие принадлежности. Дети распределяют предметы Тиму и Тому по твердости-мягкости первого звука.
Турецкая мини-дискотека
Засиделись малыши? Каждый встань и попляши.
Игра «Найди слово в слове» (жеребёнок, машина, защитник, шарф, шутка, ) (на слайде)
-Что называется слогами? (части, на которое делится слово при произнесении называется слогами)
-Какой слог называется ударным?
-Как узнать, сколько в слове слогов?
Игра «Сколько слогов?» (на слайде)
Учитель называет слова: Бабушка, дом, велосипед, зонтик, баранка, библиотека. Дети приседают столько раз сколько в слове слогов.
(или хлопните)
ВЕД. – поиграем в игру.
-Ребята, я сейчас будем задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте:
«Это я, это я, это все мои друзья!»
или, топая ногами, говорите: «НЕТ, не я, нет, не я, нет, не все мои друзья».
Давайте прорепетируем: Хлопая в ладоши - «Это я, это я, это все мои друзья!»
Топая ногами - «Нет, не я, нет, не я, нет, не все мои друзья!».
1-Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?! (Это я ...)
2-Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?! (Это я...)
1-Кто из вас такой ловкач, лучше всех бросает мяч?! (Это я ...)
2-Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?! (Нет, не я...)
1-Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?! (Это я...)
2-Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?! (Это я...)
1-Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?! (Нет, не я...)
1-Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?! (Нет, не я...)
2-Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?! (Это я...)
1-Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез?! (Это я...)
ВЕД. – Молодцы! А сейчас мы споём школьные частушки.
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня вам расскажем
Про свои успехи.
Мы читать уж научились,
Вам не хвастаем, не врем,
И навеки подружились
С лучшей книгой - Букварём!
Топни, ножка - нога,
Топни правенькая.
Я Букварь весь изучила,
Хоть и маленькая.
С Букварём кто не в ладу,
С тем я дружбу не веду.
У меня характер крут -
Уважаю с детства труд.
Ёлочки-сосёночки
Колкие зелёные.
Все ребята первоклашки
В свой Букварь влюбленные.
Мы простимся с Букварём
И рукой помашем.
И «спасибо!» десять раз
Дружно хором скажем.
Выходят Маша, Данил и Боря
Мы позвали вас не зря.
У нас – Праздник букваря.
Мы прочли букварь до корки,
Нам по чтению – Пятерки!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения
Нам сегодня выдают
У-до-сто-ве-ре-ни-я!
В том, что мы букварь
Прочли,
Полный курс наук
Прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки!
ВЕД. – В самом деле?
Нет вопросов!
Михалков, Маршак и Носов,
Заходер, Барто, Чуковский,
Хармс, Бианки и Житков,
Паустовский, Маяковский,
Горький, Пришвин и Сладков,
Лев Кассиль и Лев Толстой,
Пушкин, Лермонтов...
3. Постой,
Перечислить всех нельзя –
Все вместе:
ВСЕ ТЕПЕРЬ НАШИ ДРУЗЬЯ!
Песня про книги
(на мотив «Песенки мамонтёнка»)
Я книгу читаю – она друг надёжный!
Ответ на вопросы найти я хочу.
Ответы найти я хочу. (2 раза.)
Припев:
Пусть книга научит,
Пусть книга расскажет.
Пусть верный путь в жизни она нам укажет.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были неграмотны дети! (2 раза последние две строчки)
Её не заменит компьютер и видик.
Пусть каждый ребёнок в ней друга увидит.
Ведь чтение книг и науки –
Надёжное средство от скуки.
Припев:
Книга всё тебе расскажет:
Почему садится солнце,
Где прибой о берег бьётся,
Где тепло, а где мороз
Листья все стряхнул с берёз.
Если книгу почитаешь,
Знаний множество получишь,
Лучше Родину узнаешь
И сильней её полюбишь.
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы б не знали ничего.
Учитель: Сегодня мы прощаемся с Букварем, но нас ждут новые книги.
- Обещаете ли вы их беречь?
- Первоклассники, вы готовы дать клятву?
-Для принятия клятвы прошу всех встать!
Брать книги только чистыми руками.
- Клянемся!
Обернуть книгу, вложить в нее закладку.
- Клянемся!
Не перегибать книгу при чтении.
- Клянемся!
Вовремя возвращать книгу в библиотеку.
- Клянемся!
Уч: Любите, ребята, книгу! Она вам поможет вырасти культурными людьми, какими хочет вас видеть Родина, родители, учителя.
ВЕД. – Действительно, наши дети хорошо потрудились. Не всем эта наука давалась легко, и, безусловно, каждому есть над, чем работать дальше. Но, Букварь пройден и каждый получит заслуженную награду.
ВРУЧЕНИЕ удостоверения
ВЕД. – Поздравляем вас ребята, с первой победой. Желаем, чтобы она стала началом многих покорённых вершин.
Ты, Букварь наш, отдохни.
Ты на полке полежи.
В школу в сентябре опять
Первоклассники придут.
И страницами твоими
В царство грамоты войдут. библиотекарь
На мотив песни «Голубой вагон».
1.Время наше быстро улетело вдаль,
Очень жаль, что быстро всё прошло.
Повстречались с Букварём недавно мы,
А теперь прощание пришло.
Припев:
Скатертью, скатертью,
Знаний путь стелется,
И упирается
Прямо в небосвод.
Многое, многое,
Нам узнать хочется,
Получать знания
Будем каждый год.
2.Говорим мы Букварю «Прощай» сейчас
К мудрым книгам мы узнали путь,
Вы, родители, порадуйтесь за нас
Ведь читать умеет весь наш класс.
Припев:
Учитель. Дорогие ребята! В сентябре мы начали путешествие по стране Знаний. И всё это время мы были окружены заботой и вниманием ваших мам, пап, бабушек и дедушек. Скажем всем хором «Спасибо».
Спасибо, мамочка, тебе
За все заботы обо мне.
За то, что в школу я хожу,
За книгу, что в руках держу.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
Умею я теперь читать! (хором)
Поздравление от родителей
Прощай, букварь!
Слова и музыка Людмилы Мельниковой
Мой букварь, мой друг надёжный,
Расстаёмся мы теперь.
В новый мир большой и сложный
Для меня открыл ты дверь.
Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)
Много радостных событий
Ты мне щедро подарил.
К миру радостных открытий
Ты ступенькой послужил.
Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)
Раскрывал тебя как чудо,
Наступил прощанья срок.
Никогда я не забуду
Первый твой большой урок.
Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)