Методическая разработка.
Книжная графика. Выполнение эскиза буквицы.
Книга – один из самых привычных и, казалось бы, самых обычных предметов, которые нам известны с самого раннего детства. Но за привычностью этой вещи скрывается интереснейшая история. Книги сопровождают человека на протяжении веков, они как верные друзья и мудрые учителя рядом с людьми в течение всей истории человечества. Вне всякого сомнения, книга – исторический и культурный феномен, и знать правила, законы, принципы, по которым создаются книги, необходимо каждому.
Темы, связанные с книгой, включены в программу по изобразительному искусству (Программа Б.М. Неменского « Изобразительное искусство и художественный труд . 1 – 9 классы.) в IV четверти 7 класса ( Тема: «Искусство иллюстрации. Слово и изображение.») и в 1 четверти 8 класса (Темы: «Буква – строка – текст. Искусство шрифта.», « Многообразие форм полиграфического дизайна.) Эти уроки перекликаются с соответствующими темами уроков литературы, истории и технологии.
На уроках, посвященных книжной графике, учащиеся получают первоначальные представления о структуре построения книги, об элементах этой структуры, о правилах оформления книг знакомятся с историей книги, искусством художников – иллюстраторов, оформителей книг, с творчеством известных мастеров в области книжной графики. В процессе бесед и практических к ученикам постепенно приходит понимание единства функционального и эстетического аспектов каждого элемента книги.
Практических заданий по этой теме может быть множество. Учитель может выбрать самый подходящий для себя вариант, учитывая степень сложности, временные рамки и возрастные особенности учеников. Возможные виды практических заданий: эскиз обложки книги, суперобложки, переплета, титульного листа, фронтисписа, шмуцтитула, форзаца, заставки, концовки, шрифта, шрифтовая композиция, эскиз буквицы, иллюстрации, книжки – игрушки, книги любимых стихотворений, загадок, пословиц и поговорок и т.д. Их можно использовать для более углубленного рассмотрения на занятиях в кружке по изобразительному искусству, по «Основам православной культуры».
На уроках учащиеся знакомятся с историей книги, письменности, совершенствуют свое изобразительное мастерство, т.к. работы по темам книжной графики требуют развитого чувства стиля, декоративного чутья, высокой графической культуры и богатой фантазии.
Бу́квица, или инициа́л — крупная, отличная от прочих, первая буква главы, раздела или целой книги.
Выполнение эскиза буквицы, по – моему мнению, одно из самых интересных заданий, среди предложенных выше. Это задание требует от ученика проявить множество умений: изобразить букву – знак, сделав ее узнаваемой, проиллюстрировать содержание текста реалистически или символически, используя образы героев и сюжет повествования, проявить свое декоративное чутье и знание законов цветовой гармонии, умение грамотно пользоваться художественными материалами ( акварелью, гуашью, простым карандашом, цветными карандашами, фломастерами, акварельными и восковыми мелками, пастелью, гелевыми ручками и т.д. )
Учащиеся могут выбрать материал по желанию, но удобнее ограничить выбор чем – то одним (Н – р: фломастерами или восковыми мелками. ), т.к. приемы работы каждым материалом имеют свои особенности, о которых необходимо рассказать, а при необходимости - продемонстрировать их во время объяснения.
Уроки, посвященные выполнению эскиза буквицы, помогают развивать у учащихся чувство стиля, композиционные умения, оригинальность мышления, закреплять навыки работы с определенным материалом. Лучше всех удается выполнить это задание детям, серьезно увлеченным граффити.
Практическая работа над эскизом начинается с этапа линейного рисунка – прорисовки простым карандашом всей задуманной композиции буквицы. Затем, на этапе выполнения работы в цвете, ученики заканчивают рисунок выбранным самостоятельно или заданным учителем материалом, соблюдая все правила и приемы работы данным материалом.
Успешность выполненной работы оценивается по следущим критериям:
- стилевое решение буквицы соответствует стилю содержания текста;
- удачная композиция ( изображение находится в середине листа, не мало, не велико, части его соразмерны, композиционно связаны и т.д. );
- оригинальность, необычность образного решения;
-гармоничность цветового или тонального решения работы.
Анализируя работы учеников, нужно обязательно выделить в каждой положительные, достойные похвалы элементы, тактично указав на имеющиеся недостатки.
Примеры буквиц из старых рукописей и книг

Лист из «Псалтыри королевы Ядвиги» Буквица «G» с изображением папы Григория IX
с буквицами в начале главы и стихов.
Буквица «L» (эстамп на дереве) Буквица «D» с изображением дикаря,
оседлавшего оленя; из немецкой
Библии 1441—1449 гг.
из лионской рукописи ок. 1500 г.
Герхард Мунте, буквица «A» из книги Saga d'Olav Tryggvasons, Snorre Sturlason
- Heimskringla, J. M. Stenersen & Co, 1899.
Джон Лич, буквица «T» из книги
Gilbert Abbott A. Beckett, Comic
History of Rome, Bradbury, Evans
& Co, London, c. 1850, p. 56.

Фредерик Фронт, буквица «M» из книги
Léon Riotor, Le Mannequin, Paris, Société anonyme
La Plume, Bibliothèque artistique et littéraire, 1900.










Примеры шрифтов.