СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия«Мы – жители Комсомольского района» Моя малая родина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал расширяет знания  учащихся о своей малой  родине.

           Учит пользоваться картой для получения информации.

           Развивает творческую активность, речь учащихся .

           Воспитывает чувство законной гордости за свою Родину, свой район,      уважение к его символам.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия«Мы – жители Комсомольского района» Моя малая родина»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Ягодненского сельского поселения

Комсомольского муниципального района Хабаровского края












«Мы – жители Комсомольского района»

Моя малая родина

2 класс


Методическая разработка занятия



Кулешова Оксана Владимировна - учитель начальных классов

первой квалификационно категории


















Октябрь 2015 год Ягодненского с.п.

Сценарий занятия

Тема: «Моя малая родина. Мы - жители Комсомольского района»

Класс: 2

Цели: Обобщить и расширить знания учащихся о своей малой родине.

Учить пользоваться картой для получения информации.

Развивать творческую активность, речь.

Воспитывать чувство законной гордости за свою Родину, свой район, уважение к его символам.

Требования к уровню усвоения материала.

Минимум: учащиеся должны знать местоположение и показывать на карте Хабаровский край, реку Амур, посёлок Ягодный.

Минимакс: называть посёлки района, отрасли хозяйства, узнавать герб Комсомольского района, особенность его построения.

Максимум: знать название соседних районов, уметь находить районы на контурной карте Хабаровского края.

Организации урока: группы по 2 - 3 человека, фронтальная работа, индивидуальные сообщения.

Оборудование: политическая карта мира, атласы и карта Хабаровского края, слайд (контурная карта Хабаровского края, Комсомольского района), герб Комсомольского района, маршрутные листы для учащихся, цветные карандаши, мультимедийная презентация «Путешествие по краю Вселенной» интерактивное знакомство с Хабаровским краем.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Ребята, проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.

  1. Постановка проблемы и актуализация знаний.

Учитель: - Жителями какой страны мы с вами являемся?( России)

- Как называется край, в котором мы живём? (Хабаровский край)

- А в каком районе находиться наш посёлок? (Комсомольский район)

Представьте, что вам необходимо рассказать другу, который живет в другом городе, о своём районе.

  • Что вы можете рассказать? (Ответы детей)

  • Что бы подробнее узнать о нашем районе я предлагаю отправиться в путешествие.

  • Как можно путешествовать? (Ответы детей)

  • Путешествовать мы будем не самолётом, не поездом, не пешком. Мы будем путешествовать с помощью географической карты.

  • Кто может показать на карте наш Хабаровский край? (Восточная часть России)

  • Какие цели определим на урок? (узнать местоположение Хабаровского края, Комсомольского района, познакомиться с другими районами края, познакомимся с гербом Комсомольского района, главными географическими объектами)

  1. Знакомство с новым материалом


Итак, начинаем путешествие.

(Высвечивается на экране контурная карта Хабаровского края с районами, идет краткое знакомство с районами Хабаровского края)

  • Сегодня наша цель более подробно познакомиться с Комсомольским районом. Туда и заглянем.

  • У вас на партах лежат маршрутные листы, которые вы заполните по мере знакомства с районом. Но для начала на контурной карте определите местоположение Комсомольского района на территории Хабаровского края и заштрихуйте его красным карандашом.

  • 10 августа 2016 года Комсомольский район отметит свой юбилей 90летие со дня образования. Узнайте, в каком году был образован наш район. (2016 - 90 = 1926 году) запишите эту дату в маршрутный лист.

  • Какие сёла района вам известны? Какие сёла расположены рядом с нами?

  • Прослушайте несколько сообщений о сёлах Комсомольского района и не забывайте заполнять маршрутные листы.


  1. Сообщения детей:


Чёрный Мыс - в 1935 году на территории села был организован сельскохозяйственный колхоз имени Чкалова. На 1 января 1942 года в колхозе числилось 64 двора с населением 352 человека. Колхозники выращивали картофель, овощи, садовые культуры (сливы, груши). Кроме этого занимались животноводством, имели 30 лошадей, 11 коров, 12 свиней.

Шелехово - основано в 1861 году переселенцами из Вятской губернии. Сельский Совет образован 1924 году. В 1938 году в селе проживало 199 человек, было 41 хозяйство. В 1933 году был образован колхоз имени Буденного. Колхозники занимались рыболовством, выращиванием овощей, овса. В колхозе имелось 20 лошадей. На 1 января 1942 года в колхозе числилось 39 дворов, 156 человек.

Новоильиновка - возникла в 1908 году, одно из самых дальних сёл района. В 1932 году в селе был организован рыболовецкий колхоз «Красный рыбак». В селе был построен клуб, детские ясли, больница, работала электростанция. На 1 января 1942 года в колхозе числилось 60 дворов с населением 302 человека, 13 человек были призваны в армию в 1941 году. Колхозники занимались рыболовством, имелось 32 лошади.

Нижнетамбовское - основано в 1862 году переселенцами из Тамбовской губернии. В 1912 году в селе уже имелась церковь, почтово-телеграфная контора, действовала церковно-приходская школа, винно-бакалейная лавка. В селе работало 2 кузнецы, 7 семей занимались бондарным промыслом. Нижнетамбовский Сельский Совет образован в 1926 году. В 1933 году в селе был организован колхоз им. Ворошилова. В 1939 году в селе работали рыбозавод, больница, лесхоз, леспромхоз, аэропорт. На 1 января 1942 года в селе числилось 76 дворов, проживало 389 человек. Колхозники занимались животноводством, выращивали овощи. В колхозе имелось 52 лошади.


  1. Учитель:

  • Что вы записали в свои маршрутные листы? (Обобщение)

  • Отметьте на контурной карте те посёлки, о которых вы услышали в сообщениях. (На слайде учитель показывает местоположение сёл, а ученики заполняют свои контурные карты)

  • Что особенного вы заметили в расположении сёл? (Все сёла расположены по берегам реки Амур)

  • Как вы думаете, почему люди селились по побережью? ( Удобно вести хозяйства, разводить скот, выращивать овощи, заниматься рыболовством. Вода - это жизнь).

  • Как мы отметим реку на контурной карте? (закрасим синим карандашом)

( Река Амур является главной артерией не только нашего района на и всего Хабаровского края)

Что является главным богатством нашего края?

А лес это что? (Презентация в приложении)

ЛЕС место отдыха


чистый воздух доски, брус(пиломатериалы)


дрова дом для животных


место для отдыха лекарственные растения бумага


-Какие ещё отрасли хозяйства развиты в нашем районе? ( вторая по величине отрасль экономики района - животноводство и выращивание овощных культур. В районе производят 200 тонн мяса, более 1 тысячи тонн молока и 4 тысячи тонн овощей. Также действуют три рыболовецких колхоза. По территории района проходят газопровод на Хабаровск через с. Селихино.

  • А чем славиться наш посёлок Ягодный? (Шелеховский леспромхоз - одно из основных предприятий по лесозаготовке в Хабаровском крае. Свою продукцию леспромхоз поставляет в такие страны как Япония, Корея, Китай).

Опишите местоположение нашего посёлка. (Наш посёлок Ягодный расположен в Хабаровском крае, Комсомольском районе, на берегу реки Амур.)

-Послушайте стихотворение о родном посёлке, которое сочинила 11-классница нашей школы:

На берегу широкого Амура

Среди тайги зелено- голубой

Среди берёз, осин и сопок

Раскинулся посёлок небольшой.


-Посёлок этот Ягодный зовётся

Наверное, назвали так не зря

Здесь ягод - кладовая солнца,

Малинник, как вечерняя заря!


Здесь утром рано

Спешит за лесом на деляну

Оранжево- весёлый лесовоз.

А рядом на широкую поляну

Выходит гордый и могучий лось.


По всей России необъятной

Ты не найдёшь прекраснее этих мест.

Как хорошо, что на большой планете

И мой родной посёлок есть!


  • В нашем район в 1963 году был создан «Комсомольский заповедник»

  • Каково его значение? (демонстрация учащимся слайдов дальневосточных животных)

  1. Физминутка «Рыбы, птицы, звери»


7. Знакомство с гербом Комсомольского района.


Какой отличительный знак есть у нашего края? (герб, флаг)

Как вы считаете, зачем каждому государству, краю нужна символика, отличительный знак?

Где можно увидеть герб Хабаровского края?( гости и туристы приезжающие из других городов, краёв видят на административных зданиях герб. Герб можно увидеть на печатях, официальных бумагах, конвертах) Можно показать образцы официальных бумаг, документов.

Существует герб нашего Комсомольского района

(Презентация герба Комсомольского района на слайде)

  • Герб сочетает в себе знаково - символическое и эстетическое начало. Герб можно разглядывать, им можно любоваться, как произведением искусства, но что особенно важно, его нужно грамотно прочесть.

  • Порядок описания: 1. Назвать цвет фона (щита)

2. Изображение (первое изображение в центре)

3. Что символизирует каждая фигура.

8. Описание герба:

Учитель:

В изумрудном поле - нитяной волнистый лазоревый столб, по обеим сторонам два созерцающих бурых медведя, держащие в лапах серебряное полукольцо, перекинутое поверх столба. В золотой главе щита - возникающее червонное солнце.

Основной зелёный цвет - это обозначение богатства природы, полей, лесов района. В геральдике зелёный цвет - это символ надежды, радости, свободы, изобилия.

Нитяной волнистый голубой столб - символизирует реку Амур - делящую территорию района на две части. Голубой цвет в данном случае - напоминание о первом центре района села Нижнетамбовское. Голубой цвет - это основной цвет г. Тамбова, откуда были переселенцы.

Полукольцо - перекинутое через столб - это символ железнодорожного моста, перекинутого через реку Амур именно на территории района.

Медведь - образно отображает богатство животного мира. В геральдике медведь символ силы и предусмотрительности, а стоящий на задних лапах - символ самостоятельности, два медведя увеличивают эту самостоятельность вдвойне.

После знакомства с гербом дети раскрашивают герб у себя в маршрутных листах.

Творческое задание: придумать своё изображение герба Комсомольского района, защитить свой вариант.

9.Самостоятельное применение знаний.

Что сейчас вы сможете рассказать своему другу о нашем районе? (Выслушать несколько выступлений учащихся)

Тот, кто активно принимал участие на уроке, сможет без труда отгадать наш кроссворд.(работа с маршрутными листами)

Вопросы:

  1. Богатство района, представленное на гербе Комсомольского района зелёным цветом. (тайга)

  2. Одно из самых крупных животных, украсивших собой герб нашего района.(медведь)

  3. Главная водная артерия района и края. (Амур)

  4. Город, откуда прибыли переселенцы и образовали село Нижнетамбовское (Тамбов)

  5. В каком месяце район отмечает свой день рождения. (август)


1 3 4






2
















5










Какое ключевое слово у вас получилось? (герб)

10. Просмотр видеоролика о Комсомольском районе



  1. Рефлексия.


Что нового вы узнали о нашем районе?

Где пригодятся эти знания?

Кто из ребят больше всех помог в открытии знания?

Какая работа вам понравилась?

Где и когда было трудно работать?

Как работал ты?


  1. Творческие задания на дом по выбору.


Создание герба своего посёлка.( п. Ягодный, п. Чёрный Мыс)

Составление кроссворда «Моя малая родина»

Составить четверостишье о посёлке, районе.

Разработать герб района иного типа, отражающего другие особенности нашего района.







Литература


  1. http://dic.academic.ru/

  2. http://inter-partner.bakanov.info/info/26