Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение
профессионального образования
«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»
Учебно-методическая разработка занятия
Учебная дисциплина «Биология»
Тема «Эволюционная теория Ч. Дарвина»
Курс: 1
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Количество учебных часов: 2
1. Актуальность темы
В основе диалектико-материалистического мировоззрения на окружающий человека мир лежит идея развития. Ее утверждение в биологии в середине XIX века в виде эволюционной теории Ч. Дарвина ознаменовало качественно новый этап в изучении и оценке живой природы. Синтез дарвинизма и генетики в ХХ столетии позволил вскрыть глубинные механизмы эволюционного процесса, обогатил теорию эволюции и современную биологию в целом новым арсеналом фактов, отражающих его закономерности. Знание этих закономерностей составляет современную научную основу для понимания процессов и анализа развития органического мира.
2. Цели занятия
а) Образовательные (обучающие) цели
Знать:
- основные формы естественного отбора;
- формы борьбы за существование;
- виды изоляции;
- значение естественного отбора, борьбы за существование, изоляции для эволюции
Уметь:
- объяснять причины многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды;
- анализировать, оценивать и обобщать сведения.
б) Развивающие цели:
- развитие познавательных способностей и активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, организованности.
в) Воспитательная:
- сформировать интерес и позитивное отношение к изучению истории развития биологии.
2.1 Формирование общих компетенций:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 11. Быть готовым и брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
3. Содержание темы занятия
План
1. Теория эволюции (дарвинизм).
2. Научные предпосылки.
3. Основные положения учения Дарвина.
4. Движущие силы эволюции сортов и пород.
5. Движущие силы эволюции видов.
6. Формы борьбы за существование.
7. Приспособленность организмов к среде обитания.
8. Относительный характер приспособленности видов.
9. Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный.
10. Основные принципы теории Дарвина –Уоллеса.
4. Организационно-деятельностная структура занятия
№ п/п | Основные этапы занятия, их функции и содержание | Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя | Планируемые результаты | Время в мин. |
Предметные | УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I | Подготовительный этап 1. Организация занятия: - проверка внешнего вида, заполнение журнала. Цель: организация пространства 2. Проверка домашнего задания | Проверяют готовность рабочего места к занятию. Отвечают устно (фронтальный и индивидуальный опрос), письменно по карточкам с индивидуальными заданиями, у доски по теме «Додарвиновский период в биологии» | Проверка готовности к занятию, фиксация отсутствующих. Контроль усвоения знаний по теме «Додарвиновский период в биологии» | | Познавательные: уметь соотносить рисунки и заголовки. Регулятивные: определять мотивы своей деятельности. Самоконтроль. Коммуникативные: излагать свою точку зрения. Умение кратко формулировать ответ. | 1' 15'- 20' |
II | 1. Формулирование темы занятия. 2. Постановка учебных целей и мотивация занятия. Цель: формулирование темы урока. | Принятие и осмысление целей занятия, сосредоточение внимания. Осознают мотивацию и испытывают потребность включения в деятельность. | Демонстрация слайдов по формулированию темы и целей занятия. Обращает внимание на актуальность темы. | Выделять тему, ставить новые задачи в учебе и познавательной деятельности. | Личностные: осознание личных мотивов обучения. Познавательные: самостоятельное выделение учебной задачи. Регулятивные: определять мотивы своей деятельности. Коммуникативные: излагать свою точку зрения. | 5' |
III | Основной этап Актуализация опорных знаний по вопросам исходного уровня знаний в течение всего занятия. План изложения теоретического материала: - Теория эволюции (дарвинизм). - Научные предпосылки. - Основные положения учения Дарвина. - Движущие силы эволюции сортов и пород. - Движущие силы эволюции видов. - Приспособленность организмов к среде обитания. - Относительный характер приспособленности видов. - Формы приспособлений. - Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный. - Основные принципы теории Дарвина -Уоллеса. Цель: освоение обучающимися нового способа действия. | Делают обоснование по заданным вопросам. Формулируют краткий и лаконичный ответ по вопросам опорных знаний в течение занятия. Слушают, записывают Выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради. Сравнивают искусственный и естественный отбор, заполняют таблицу Приводят примеры | Демонстрация слайдов. Актуализация опорных знаний по вопросам исходного уровня знаний в течение урока, наблюдает за работой, организует обсуждение.
Излагает новый материал Обеспечивает закрепления полученных знаний. Выявление полноты выполнения и понимания поставленных целей и задач, оценка результатов. Организует групповую работу, координирует, напоминает. Обеспечивает контроль и коррекцию ответов. | Активизировать память и внимание. Повторение ранее изученного материала, необходимого для усвоения нового. Строить логические рассуждения, делать выводы | Личностные: осознание важности ранее приобретенных знаний, для формирования новых. Познавательные: применять навыки поиска знаний, уметь структурировать знания. Регулятивные: выстраивать версию. Коммуникативные: участие в обсуждении. Личностные: осознание важности «открытия» нового знания. Познавательные: применять навыки поиска знаний Регулятивные: выстраивать версию. Коммуникативные: участие в обсуждении. | 60' |
IV | Закрепление знаний, умений, навыков. 2. Контроль усвоения знаний Цель: применение знаний в типовом задании. | Отвечают на вопросы для закрепления знаний. | Организует работу по закреплению первичных знаний. Проведение фронтального опроса по изученной теме, с целью контроля усвоения знаний. Оценивание ответов. | Оценивать результаты своей учебной деятельности. | Личностные: формирование ответственного отношения к обучению Познавательные: компетенция обучающихся в области первичных знаний Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: обсуждать итоги работы (опроса). | |
V | Заключительный этап 1. Резюме урока, общие выводы 2. Рефлексия результатов обучения: - подведение итогов занятия: - ответы на возможные вопросы - отмечаются лучшие обучающиеся 4.Домашнее задание. 5.Задание к самостоятельной работе | Оценка занятия обучающимися. Анализируют и дают самооценку и оценку работы группы. Осмысление и уточнение полученного домашнего задания. Задают вопросы. | Побуждает к высказыванию своего мнения. Оценка учебного занятия преподавателем. Формулирует домашнее задание. Проводит инструктаж по самостоятельной работе. Объявляет задания. | Анализировать результаты своей учебной деятельности, давать оценку и самооценку. Делать выводы. | Личностные: уметь вести диалог на основе равноправных отношений, отвечать на поставленные вопросы. Познавательные: подводить итог, рефлексировать. Регулятивные: оценивать степень успешности в получении знаний. Коммуникативные: формулировать собственное мнение Бология: учебник для студ. учреждений СПО / [Н.В. Чебышев, Г. Г. Гринева, и др.]; Самостоятельная работа Заполнить терминологический словарь; - заполнить таблицу «Формы естественного отбора» | 5' 1-3' |
5. Конспект изучаемой темы (прилагается)
6. Материалы методического обеспечения занятия:
6.1. Материалы контроля домашнего задания:
А) тесты конечного уровня знаний, тема «Додарвиновский период в биологии».
Б) карточки с индивидуальными заданиями.
6. 2. Вопросы актуализации опорных знаний (в течение занятия):
а) актуализация опорных знаний по вопросам исходного контроля:
- Дайте определение закону зародышевого сходства?
- Какое значение теория эволюции имела для доказательства эволюции?
- Как селекционеры выводят новые породы животных и растений?
- Дайте определение виду.
б) иллюстрированный материал:
Презентация «Развитие биологии в додарвиновский период. Вид. Критерии вида.
Популяции»
Слайд «Теория эволюции (дарвинизм)»
Слайд «Научные предпосылки»;
Слайд «Основные положения учения Дарвина»;
Слайд «Движущие силы эволюции сортов и пород»;
Слайд «Движущие силы эволюции видов»;
Слайд «Приспособленность организмов к среде обитания»
Слайд «Относительный характер приспособленности видов»;
Слайд «Формы приспособлений»;
Слайд «Формы естественного отбора»;
Слайд «Основные принципы теории Дарвина –Уоллеса».
6. 3. Материалы методического обеспечения основного этапа занятия:
а) презентация занятия (прилагается);
6. 4. Материалы контроля для заключительного этапа:
Вопросы для закрепления знаний:
- Перечислите научные и социально-экономические предпосылки появления теории эволюции Ч. Дарвина?
- Охарактеризуйте процесс видообразования по Ч. Дарвину?
- Какие виды изменчивости существуют по Ч. Дарвину?
- Какие формы борьбы за существование выделял Ч. Дарвин»?
- Почему приспособления носят относительный характер?
- Перечислите формы естественного отбора.
6. 5. Материалы к самостоятельной работе обучающихся по теме занятия:
а) внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:
Задание 1. Заполнение словаря биологических терминов
Задание 2. Заполните таблицу «Формы естественного отбора»
Формы естественного отбора
№ п\п | Форма естественного отбора | Определение | Примеры |
1 | Движущий | | |
2 | Стабилизирующий | | |
3 | Дизруптивный (разрывающий) | | |
7. Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.
Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал – Microsoft Office PowerPoint.
8. Материалы домашнего задания студентов по теме занятия: Биология: учебник для студ. учреждений СПО / [Н.В. Чебышев, Г. Г. Гринева, и др.]; стр. 253-258
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1.Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /
[Н. В. Чебышев, Г. Г. Гринева, Г. С. Гузикова и др.]; под редакцией академика Чебышева. – 9-е изд., – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 448 с.
2.Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ [В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева; под ред. В. М.
Константинова. – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия»,
2014. 320 с.
3. Биология. Современный курс. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. А.Ф. Никитина. - СПб.: СпецЛит, 2008. - 494с
4. Биология. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе: базовый уровень / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, Т. В. Иванова. – М. : Просвещение, 2014. – 127 с.
Дополнительная:
1. Беляев Д.К. Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. /Д.К.Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004. – 304с.
2. Биология. В 2-х книгах. / Под редакцией профессора В.Н. Ярыгина. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов медицинских специальностей. М: «Высшая школа». 2001.
3. Гребенник Л.А. Тесты по биологии: пособие для учащихся и абитуриентов /Л.А. Гребеник и др. Под ред. В.П. Иванова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 283с.
4. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 классы: справочное пособие /авт-сост. Т.А.Козлова, В.С. Кумченко. – 7-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2005. – 234с.
5. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. Для средних специальных учебных заведений. – М.: «Академия (совместно с ВШ)». 2001.
Интернет-ресурсы
1. Методическая служба. Электронные ресурсы по биологии
http://metodist.lbz.ru/iumk/biology/er.php
2. Мультиурок сайты учителей https://multiurok.ru/biogen/
3. Газета «Биология» издательского дома Первое сентября http://bio.1september.ru
4. Презентации по биологии http://mirbiologii.ru/
5. Вся биология – современная биология, научные обзоры, новости науки
http://www.sbio.info/