СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия по теме "Эволюционная теория Ч. Дарвина"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка занятия включает технологическую карту (ФГОС) и презентацию.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по теме "Эволюционная теория Ч. Дарвина"»

Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение

профессионального образования

«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»


Учебно-методическая разработка занятия


Учебная дисциплина «Биология»


Тема «Эволюционная теория Ч. Дарвина»


Курс: 1


Специальность: 34.02.01 Сестринское дело


Количество учебных часов: 2


1. Актуальность темы

В основе диалектико-материалистического мировоззрения на окружающий человека мир лежит идея развития. Ее утверждение в биологии в середине XIX века в виде эволюционной теории Ч. Дарвина ознаменовало качественно новый этап в изучении и оценке живой природы. Синтез дарвинизма и генетики в ХХ столетии позволил вскрыть глубинные механизмы эволюционного процесса, обогатил теорию эволюции и современную биологию в целом новым арсеналом фактов, отражающих его закономерности. Знание этих закономерностей составляет современную научную основу для понимания процессов и анализа развития органического мира.


2. Цели занятия

а) Образовательные (обучающие) цели

Знать:

- основные формы естественного отбора;

- формы борьбы за существование;

- виды изоляции;

- значение естественного отбора, борьбы за существование, изоляции для эволюции

Уметь:

- объяснять причины многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды;

- анализировать, оценивать и обобщать сведения.

б) Развивающие цели:

- развитие познавательных способностей и активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, организованности.

в) Воспитательная:

- сформировать интерес и позитивное отношение к изучению истории развития биологии.


2.1 Формирование общих компетенций:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 11. Быть готовым и брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.


3. Содержание темы занятия

План

1. Теория эволюции (дарвинизм).

2. Научные предпосылки.

3. Основные положения учения Дарвина.

4. Движущие силы эволюции сортов и пород.

5. Движущие силы эволюции видов.

6. Формы борьбы за существование.

7. Приспособленность организмов к среде обитания.

8. Относительный характер приспособленности видов.

9. Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный.

10. Основные принципы теории Дарвина –Уоллеса.



4. Организационно-деятельностная структура занятия



п/п

Основные этапы занятия, их функции и содержание

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Планируемые результаты

Время в мин.

Предметные

УУД

1

2

3

4

5

6

I

Подготовительный этап

1. Организация занятия:

- проверка внешнего вида, заполнение журнала.

Цель: организация пространства


2. Проверка домашнего задания





Проверяют готовность рабочего места к занятию.




Отвечают устно (фронтальный и индивидуальный опрос), письменно по карточкам с индивидуальными заданиями, у доски по теме «Додарвиновский период в биологии»


Проверка готовности к занятию, фиксация отсутствующих.




Контроль усвоения знаний по теме «Додарвиновский период в биологии»











Познавательные: уметь соотносить рисунки и заголовки. Регулятивные: определять мотивы своей деятельности.

Самоконтроль. Коммуникативные: излагать свою точку зрения.

Умение кратко формулировать ответ.


1'



15'- 20'


II

1. Формулирование темы занятия.

2. Постановка учебных целей и мотивация занятия.

Цель: формулирование темы урока.

Принятие и осмысление целей занятия, сосредоточение внимания.

Осознают мотивацию и испытывают потребность включения в деятельность.


Демонстрация слайдов по формулированию темы и целей занятия. Обращает внимание на актуальность темы.

Выделять тему, ставить новые задачи в учебе и познавательной деятельности.


Личностные: осознание личных мотивов обучения.

Познавательные: самостоятельное выделение учебной задачи.

Регулятивные: определять мотивы своей деятельности. Коммуникативные:

излагать свою точку зрения.


5'


III

Основной этап

Актуализация опорных знаний по вопросам исходного уровня знаний в течение всего занятия.















План изложения теоретического материала:

- Теория эволюции (дарвинизм).

- Научные предпосылки.

- Основные положения учения Дарвина.

- Движущие силы эволюции сортов и пород.

- Движущие силы эволюции видов.

- Приспособленность организмов к среде обитания.

- Относительный характер приспособленности видов.

- Формы приспособлений.

- Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный.

- Основные принципы теории Дарвина -Уоллеса.

Цель: освоение обучающимися нового способа действия.


Делают обоснование по заданным вопросам.
Формулируют краткий и лаконичный ответ по вопросам опорных знаний в течение занятия.












Слушают, записывают


Выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради.

Сравнивают искусственный и естественный отбор, заполняют таблицу






Приводят примеры


Демонстрация слайдов.
Актуализация опорных знаний по вопросам исходного уровня знаний в течение урока, наблюдает за работой, организует обсуждение.












Излагает новый материал


Обеспечивает закрепления полученных знаний.
Выявление полноты выполнения и понимания поставленных целей и задач, оценка результатов.




Организует групповую работу, координирует, напоминает.

Обеспечивает контроль и коррекцию ответов.



Активизировать память и внимание.

Повторение ранее изученного материала, необходимого для усвоения нового.









Строить логические рассуждения, делать выводы


Личностные: осознание важности ранее приобретенных знаний, для формирования новых.

Познавательные: применять навыки поиска знаний, уметь структурировать знания.

Регулятивные: выстраивать версию.

Коммуникативные:

участие в обсуждении.

Личностные: осознание важности «открытия» нового знания.

Познавательные: применять навыки поиска знаний

Регулятивные: выстраивать версию.

Коммуникативные:

участие в обсуждении.





60'




















IV

Закрепление знаний, умений, навыков.

2. Контроль усвоения знаний

Цель: применение знаний в типовом задании.

Отвечают на вопросы для закрепления знаний.

Организует работу по закреплению первичных знаний.
Проведение фронтального опроса по изученной теме, с целью контроля усвоения знаний.

Оценивание ответов.


Оценивать результаты своей учебной деятельности.

Личностные: формирование ответственного отношения к обучению

Познавательные: компетенция обучающихся в области первичных знаний

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: обсуждать итоги работы (опроса).


V

Заключительный этап

1. Резюме урока, общие выводы

2. Рефлексия результатов обучения:
- подведение итогов занятия:
- ответы на возможные вопросы

- отмечаются лучшие обучающиеся


4.Домашнее задание.




5.Задание к самостоятельной работе


Оценка занятия обучающимися.

Анализируют и дают самооценку и оценку работы группы.







Осмысление и уточнение полученного домашнего задания. Задают вопросы.



Побуждает к высказыванию своего мнения.









Оценка учебного занятия преподавателем.

Формулирует домашнее задание.

Проводит инструктаж по самостоятельной работе.

Объявляет задания.


Анализировать результаты своей учебной деятельности, давать оценку и самооценку.

Делать выводы.



Личностные: уметь вести диалог на основе равноправных отношений, отвечать на поставленные вопросы.

Познавательные: подводить итог, рефлексировать.

Регулятивные: оценивать степень успешности в получении знаний.

 Коммуникативные: формулировать собственное мнение

Бология: учебник для студ. учреждений СПО / [Н.В. Чебышев, Г. Г. Гринева, и др.];

Самостоятельная работа

Заполнить терминологический словарь;

- заполнить таблицу «Формы естественного отбора»

5'




1-3'

5. Конспект изучаемой темы (прилагается)

6. Материалы методического обеспечения занятия:

6.1. Материалы контроля домашнего задания:

А) тесты конечного уровня знаний, тема «Додарвиновский период в биологии».

Б) карточки с индивидуальными заданиями.

6. 2. Вопросы актуализации опорных знаний (в течение занятия):

а) актуализация опорных знаний по вопросам исходного контроля:

- Дайте определение закону зародышевого сходства?

- Какое значение теория эволюции имела для доказательства эволюции?

- Как селекционеры выводят новые породы животных и растений?

- Дайте определение виду.

б) иллюстрированный материал:

Презентация «Развитие биологии в додарвиновский период. Вид. Критерии вида.

Популяции»

Слайд «Теория эволюции (дарвинизм)»

Слайд «Научные предпосылки»;

Слайд «Основные положения учения Дарвина»;

Слайд «Движущие силы эволюции сортов и пород»;

Слайд «Движущие силы эволюции видов»;

Слайд «Приспособленность организмов к среде обитания»

Слайд «Относительный характер приспособленности видов»;

Слайд «Формы приспособлений»;

Слайд «Формы естественного отбора»;

Слайд «Основные принципы теории Дарвина –Уоллеса».

6. 3. Материалы методического обеспечения основного этапа занятия:

а) презентация занятия (прилагается);

6. 4. Материалы контроля для заключительного этапа:

Вопросы для закрепления знаний:

- Перечислите научные и социально-экономические предпосылки появления теории эволюции Ч. Дарвина?

- Охарактеризуйте процесс видообразования по Ч. Дарвину?

- Какие виды изменчивости существуют по Ч. Дарвину?

- Какие формы борьбы за существование выделял Ч. Дарвин»?

- Почему приспособления носят относительный характер?

- Перечислите формы естественного отбора.

6. 5. Материалы к самостоятельной работе обучающихся по теме занятия:

а) внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Задание 1. Заполнение словаря биологических терминов

Задание 2. Заполните таблицу «Формы естественного отбора»

Формы естественного отбора

п\п

Форма естественного отбора


Определение


Примеры

1

Движущий



2

Стабилизирующий



3

Дизруптивный (разрывающий)



7. Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал – Microsoft Office PowerPoint.

8. Материалы домашнего задания студентов по теме занятия: Биология: учебник для студ. учреждений СПО / [Н.В. Чебышев, Г. Г. Гринева, и др.]; стр. 253-258


ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1.Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /

[Н. В. Чебышев, Г. Г. Гринева, Г. С. Гузикова и др.]; под редакцией академика Чебышева. – 9-е изд., – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 448 с.

2.Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ [В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева; под ред. В. М.

Константинова. – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия»,

2014. 320 с.

3. Биология. Современный курс. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. А.Ф. Никитина. - СПб.: СпецЛит, 2008. - 494с

4. Биология. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе: базовый уровень / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, Т. В. Иванова. – М. : Просвещение, 2014. – 127 с.

Дополнительная:

1. Беляев Д.К. Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. /Д.К.Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004. – 304с.

2. Биология. В 2-х книгах. / Под редакцией профессора В.Н. Ярыгина. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов медицинских специальностей. М: «Высшая школа». 2001.

3. Гребенник Л.А. Тесты по биологии: пособие для учащихся и абитуриентов /Л.А. Гребеник и др. Под ред. В.П. Иванова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 283с.

4. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 классы: справочное пособие /авт-сост. Т.А.Козлова, В.С. Кумченко. – 7-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2005. – 234с.

5. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. Для средних специальных учебных заведений. – М.: «Академия (совместно с ВШ)». 2001.

Интернет-ресурсы

1. Методическая служба. Электронные ресурсы по биологии

http://metodist.lbz.ru/iumk/biology/er.php

2. Мультиурок сайты учителей https://multiurok.ru/biogen/

3. Газета «Биология» издательского дома Первое сентября http://bio.1september.ru

4. Презентации по биологии http://mirbiologii.ru/

5. Вся биология – современная биология, научные обзоры, новости науки

http://www.sbio.info/