Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение
профессионального образования
«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»
Учебно-методическая разработка занятия
Учебная дисциплина «Биология»
Тема «Развитие биологии в додарвиновский период. Вид. Критерии вида. Популяции»
Курс: 1
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Количество учебных часов: 2
1. Актуальность темы
Эволюция означает постепенный, закономерный переход от одного состояния в другое. Под биологической эволюцией понимают изменение популяций растений и животных в ряду поколений, направляемое естественным отбором. В течение многих миллионов лет, начиная с возникновения жизни на Земле, в результате непрерывного, необратимого, естественного процесса смены одних видов другими сформировались животные и растительные формы, существующие в настоящее время. Идея о том, что организмы развиваются в течение поколений, интересовала многих натуралистов. Мысль о том, что современные живые организмы произошли от более простых, примитивных, давно жила в умах людей. Зачатки подобных идей встречаются в трудах древнеиндийских и древнегреческих философов.
2. Цели занятия
а) Образовательные (обучающие) цели
Знать:
- эволюционные представления Ж. Б. Ламарка и других ученых;
- определения понятий вид, популяция;
- основные критерии вида
Уметь:
- объяснять достоинства и недостатки учений К. Линнея и Ж. Б. Ламарка;
- давать характеристику виду, используя критерии
б) Развивающие цели:
- развитие познавательных способностей и активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.
в) Воспитательная:
- сформировать интерес и позитивное отношение к изучению истории развития биологии.
2.1 Формирование общих компетенций:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 11. Быть готовым и брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
3. Содержание темы занятия
План
1. История формирования эволюционных идей в биологии.
2. Теории происхождения видов
3. Становление биологического содержания идеи о виде и науки систематики (работы К. Линнея).
4. Сущность концепции Ж.Б. Ламарка. Ее положительные стороны и недостатки.
5. Вид. Критерии вида.
6. Популяция.
4. Организационно-деятельностная структура занятия
№ п/п | Основные этапы занятия, их функции и содержание | Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя | Планируемые результаты | Время в мин. |
Предметные | УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I | Подготовительный этап 1. Организационный момент: проверка внешнего вида обучающихся, заполнение журнала 2. Проверка домашнего задания | Проверяют готовность рабочего места к занятию. Тематический контроль знаний по теме «Основы селекции». | Проверка готовности к занятию, фиксация отсутствующих. Контроль усвоения знаний по теме «Основы селекции» | | Познавательные: уметь соотносить рисунки и заголовки. Регулятивные: определять мотивы своей деятельности. Коммуникативные: излагать свою точку зрения. | 1-3' 10' |
II | 3. Постановка учебных целей и мотивация занятия. | Принятие и осмысление целей занятия, сосредоточение внимания. Осознают мотивацию и испытывают потребность включения в деятельность. | Демонстрация слайдов по формулированию темы и целей занятия. Обращает внимание на актуальность темы. | Выделять тему, ставить новые задачи в учебе и познавательной деятельности. | Личностные: осознание личных мотивов учения. Познавательные: самостоятельное выделение учебной задачи. Регулятивные: определять мотивы своей деятельности. Коммуникативные: излагать свою точку зрения. |
III | Основной этап Актуализация опорных знаний по вопросам исходного уровня знаний в течение всего занятия. План изложения теоретического материала: - Основы эволюционного учения. - История формирования эволюционных идей в биологии. - Теории происхождения видов. - Становление биологического содержания идеи о виде и науки систематики (работы К. Линнея). - Сущность концепции Ж.Б. Ламарка. Ее положительные стороны и недостатки. - Вид. Критерии вида. - Популяция. | Делают обоснование по заданным вопросам. Формулируют краткий и лаконичный ответ по вопросам опорных знаний в течение занятия. Слушают, записывают. Выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради Формулируют и объясняют достоинства и недостатки учения Ж. Б. Ламарка | Демонстрация слайдов. Актуализация опорных знаний по вопросам исходного уровня знаний в течение урока, наблюдает за работой, организует обсуждение.
Излагает новый материал. Демонстрирует портреты ученых. Обеспечивает закрепления полученных знаний. Выявление полноты выполнения и понимания поставленных целей и задач, оценка результатов. Объявляет задание. Обеспечивает контроль и коррекцию ответов | Активизировать память и внимание. Повторение изученного материала, необходимого для усвоение нового. Строить логические рассуждения, делать выводы. | Познавательные: стремление к повторению материала. Регулятивные: самоконтроль. Коммуникативные: Умение кратко формулировать ответ. Личностные: осознание важности «открытия» нового знания. Познавательные: применять навыки поиска знаний Регулятивные: выстраивать версию. Коммуникативные: участие в обсуждении. | 60' |
IV | Заключительный этап
Контроль усвоения знаний. | Отвечают на вопросы для закрепления знаний. | Организует работу по закреплению первичных знаний. Проведение фронтального опроса по изученной теме, с целью контроля усвоения знаний. Оценивание ответов. | Оценивать результаты своей учебной деятельности. | Личностные: формирование ответственного отношения к обучению Познавательные: компетенция обучающихся в области первичных знаний Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения. | 5' 1-3' |
V | Рефлексия результатов обучения: - подведение итогов занятия: - ответы на возможные вопросы - отмечаются лучшие обучающиеся Домашнее задание. Задание к самостоятельной работе | Оценка занятия обучающимися. Дают ответ на вопросы: достигнуты ли намеченные цели? Помогут ли знания, полученные на занятии, в будущем? Осмысление и уточнение полученного домашнего задания. Задают вопросы. | Побуждает к высказыванию своего мнения. Оценка учебного занятия преподавателем. Формулирует домашнее задание. Проводит инструктаж по самостоятельной работе. Объявляет задания. | Анализировать результаты своей учебной деятельности, давать оценку и самооценку. Делать выводы о значении биологии для клинических дисциплин.
| Личностные: уметь вести диалог на основе равноправных отношений, отвечать на поставленные вопросы. Познавательные: подводить итог, рефлексировать. Регулятивные: оценивать степень успешности в получении знаний. |
5. Конспект изучаемой темы (прилагается)
6. Материалы методического обеспечения занятия:
6.1. Материалы контроля домашнего задания:
А) тесты конечного уровня знаний, тема «Основы селекции».
6. 2. Вопросы актуализации опорных знаний (в течение занятия):
а) актуализация опорных знаний по вопросам исходного контроля:
- Что такое эволюция организмов?
- Что такое теория креационизма?
- Какие систематические группы организмов вы знаете?
- Объясните бинарность номенклатуры?
- Дайте определение виду;
- Дайте определение популяции;
б) иллюстрированный материал:
Презентация «Развитие биологии в додарвиновский период. Вид. Критерии вида.
Популяции»
Слайд «Основы эволюционного учения»
Слайд «История формирования эволюционных идей в биологии»;
Слайд «Теории происхождения видов»;
Слайд «Работы Карла Линнея»;
Слайд «Первая научная теория эволюции»
Слайд «Вид»;
Слайд «Критерии вида»;
Слайд «Популяция».
6. 3. Материалы методического обеспечения основного этапа занятия:
а) презентация занятия (прилагается);
6. 4. Материалы контроля для заключительного этапа:
Вопросы для закрепления знаний:
- Какие идеи появились в работах древних философов?
- В каком виде представлялась Аристотелю «лестница существ»?
- Какие достоинства можно выделить в учении Ж. Б. Ламарка?
- Какие недостатки в учении Ж. Б. Ламарка?
- Сравните понятия «вид» и «популяция»
6. 5. Материалы к самостоятельной работе обучающихся по теме занятия:
а) внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:
Задание 1. Заполнение словаря биологических терминов
Задание 2. Заполните таблицу «Критерии вида»
Критерии вида
№ п\п | Название критерия | Признаки особей по критерию | Исключения |
1 | Морфологический | | |
2 | Физиологический | | |
3 | Экологический | | |
4 | Географический | | |
5 | Биохимический | | |
6 | Этологический | | |
7 | Генетический | | |
7. Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.
Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал – Microsoft Office PowerPoint.
8. Материалы домашнего задания студентов по теме занятия: Биология: учебник для студ. учреждений СПО / [Н.В. Чебышев, Г. Г. Гринева, и др.]; стр. 253-258
Кроссворд «Развитие биологии в додарвиновский период»
1. Французский естествоиспытатель, создавший первую эволюционную теорию и предложивший термин «биология». Заложил основы естественной системы классификации.
2. Теория, положившая конец спорам приверженцев неизменности видов и стихийных эволюционистов.
3. В современной науке высшим таксоном стало…
4. Самый крупный таксон в системе Линнея.
5. Принцип «соподчиненности».
6. Прибор, созданный в 17 веке и применяющийся в биологических исследованиях.
7.От греческого «расположение в порядке».
8. Теория, отвечающая на возникновение сложных организмов, их приспособительные признаки, разнообразие органического мира и его сохранение в природе и другие вопросы.
9. Шведский естествоиспытатель, описавший более 8000 видов растений, установивший единообразную терминологию и порядок описания видов.
10. «Двойная» номенклатура.
11. Древнегреческий философ, описавший более 500 видов различных растений и животных.
12. Совокупность особей, обладающих способностью к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, проживающих на определённой территории.

ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1.Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /
[Н. В. Чебышев, Г. Г. Гринева, Г. С. Гузикова и др.]; под редакцией академика Чебышева. – 9-е изд., – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 448 с.
2.Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ [В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева; под ред. В. М.
Константинова. – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия»,
2014. 320 с.
3. Биология. Современный курс. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. А.Ф. Никитина. - СПб.: СпецЛит, 2008. - 494с
4. Биология. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе: базовый уровень / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, Т. В. Иванова. – М. : Просвещение, 2014. – 127 с.
Дополнительная:
1. Беляев Д.К. Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. /Д.К.Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004. – 304с.
2. Биология. В 2-х книгах. / Под редакцией профессора В.Н. Ярыгина. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов медицинских специальностей. М: «Высшая школа». 2001.
3. Гребенник Л.А. Тесты по биологии: пособие для учащихся и абитуриентов /Л.А. Гребеник и др. Под ред. В.П. Иванова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 283с.
4. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 классы: справочное пособие /авт-сост. Т.А.Козлова, В.С. Кумченко. – 7-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2005. – 234с.
5. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. Для средних специальных учебных заведений. – М.: «Академия (совместно с ВШ)». 2001.
Интернет-ресурсы
1. Методическая служба. Электронные ресурсы по биологии
http://metodist.lbz.ru/iumk/biology/er.php
2. Мультиурок сайты учителей https://multiurok.ru/biogen/
3. Газета «Биология» издательского дома Первое сентября http://bio.1september.ru
4. Презентации по биологии http://mirbiologii.ru/
5. Вся биология – современная биология, научные обзоры, новости науки
http://www.sbio.info/