СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия по теме"Развитие эволюционных представлений. Вид и популяция"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка занятия включает технологическую карту занятия (ФГОС). К методической разработке занятия прилагается презентация.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по теме"Развитие эволюционных представлений. Вид и популяция"»

Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение

профессионального образования

«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»


Учебно-методическая разработка занятия


Учебная дисциплина «Биология»


Тема «Развитие биологии в додарвиновский период. Вид. Критерии вида. Популяции»


Курс: 1


Специальность: 34.02.01 Сестринское дело


Количество учебных часов: 2


1. Актуальность темы

Эволюция означает постепенный, закономерный переход от одного состояния в другое. Под биологической эволюцией понимают изменение популяций растений и животных в ряду поколений, направляемое естественным отбором. В течение многих миллионов лет, начиная с возникновения жизни на Земле, в результате непрерывного, необратимого, естественного процесса смены одних видов другими сформировались животные и растительные формы, существующие в настоящее время. Идея о том, что организмы развиваются в течение поколений, интересовала многих натуралистов. Мысль о том, что современные живые организмы произошли от более простых, примитивных, давно жила в умах людей. Зачатки подобных идей встречаются в трудах древнеиндийских и древнегреческих философов.


2. Цели занятия

а) Образовательные (обучающие) цели

Знать:

- эволюционные представления Ж. Б. Ламарка и других ученых;

- определения понятий вид, популяция;

- основные критерии вида

Уметь:

- объяснять достоинства и недостатки учений К. Линнея и Ж. Б. Ламарка;

- давать характеристику виду, используя критерии

б) Развивающие цели:

- развитие познавательных способностей и активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.

в) Воспитательная:

- сформировать интерес и позитивное отношение к изучению истории развития биологии.


2.1 Формирование общих компетенций:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 11. Быть готовым и брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.


3. Содержание темы занятия

План

1. История формирования эволюционных идей в биологии.

2. Теории происхождения видов

3. Становление биологического содержания идеи о виде и науки систематики (работы К. Линнея).

4. Сущность концепции Ж.Б. Ламарка. Ее положительные стороны и недостатки.

5. Вид. Критерии вида.

6. Популяция.




4. Организационно-деятельностная структура занятия



п/п

Основные этапы занятия, их функции и содержание

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Планируемые результаты

Время в мин.

Предметные

УУД

1

2

3

4

5

6

I

Подготовительный этап

1. Организационный момент: проверка внешнего вида обучающихся, заполнение журнала

2. Проверка домашнего задания




Проверяют готовность рабочего места к занятию.



Тематический контроль знаний по теме «Основы селекции».



Проверка готовности к занятию, фиксация отсутствующих.


Контроль усвоения знаний по теме «Основы селекции»














Познавательные: уметь соотносить рисунки и заголовки. Регулятивные: определять мотивы своей деятельности. Коммуникативные: излагать свою точку зрения.


1-3'











10'


II

3. Постановка учебных целей и мотивация занятия.

Принятие и осмысление целей занятия, сосредоточение внимания.

Осознают мотивацию и испытывают потребность включения в деятельность.

Демонстрация слайдов по формулированию темы и целей занятия. Обращает внимание на актуальность темы.

Выделять тему, ставить новые задачи в учебе и познавательной деятельности.


Личностные: осознание личных мотивов учения.

Познавательные: самостоятельное выделение учебной задачи.

Регулятивные: определять мотивы своей деятельности. Коммуникативные:

излагать свою точку зрения.

III

Основной этап

Актуализация опорных знаний по вопросам исходного уровня знаний в течение всего занятия.


План изложения теоретического материала:

- Основы эволюционного учения.

- История формирования эволюционных идей в биологии.

- Теории происхождения видов.

- Становление биологического содержания идеи о виде и науки систематики (работы К. Линнея).

- Сущность концепции Ж.Б. Ламарка. Ее положительные стороны и недостатки.

- Вид. Критерии вида.

- Популяция.


Делают обоснование по заданным вопросам.
Формулируют краткий и лаконичный ответ по вопросам опорных знаний в течение занятия.




Слушают, записывают.


Выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради







Формулируют и объясняют достоинства и недостатки учения Ж. Б. Ламарка

Демонстрация слайдов.
Актуализация опорных знаний по вопросам исходного уровня знаний в течение урока, наблюдает за работой, организует обсуждение.



Излагает новый материал.

Демонстрирует портреты ученых.

Обеспечивает закрепления полученных знаний.
Выявление полноты выполнения и понимания поставленных целей и задач, оценка результатов.


Объявляет задание.

Обеспечивает контроль и коррекцию ответов

Активизировать память и внимание.

Повторение изученного материала, необходимого для усвоение нового.














Строить логические рассуждения, делать выводы.

Познавательные: стремление к повторению материала.

Регулятивные: самоконтроль.

Коммуникативные:

Умение кратко формулировать ответ.









Личностные: осознание важности «открытия» нового знания.

Познавательные: применять навыки поиска знаний

Регулятивные: выстраивать версию.

Коммуникативные:

участие в обсуждении.

60'




















IV

Заключительный этап

Контроль усвоения знаний.





Отвечают на вопросы для закрепления знаний.







Организует работу по закреплению первичных знаний.
Проведение фронтального опроса по изученной теме, с целью контроля усвоения знаний.

Оценивание ответов.


Оценивать результаты своей учебной деятельности.

Личностные: формирование ответственного отношения к обучению

Познавательные: компетенция обучающихся в области первичных знаний

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения.

5'




1-3'

V

Рефлексия результатов обучения:
- подведение итогов занятия:
- ответы на возможные вопросы

- отмечаются лучшие обучающиеся

Домашнее задание.

Задание к самостоятельной работе

Оценка занятия обучающимися.

Дают ответ на вопросы: достигнуты ли намеченные цели? Помогут ли знания, полученные на занятии, в будущем?

Осмысление и уточнение полученного домашнего задания. Задают вопросы.


Побуждает к высказыванию своего мнения.



Оценка учебного занятия преподавателем.

Формулирует домашнее задание.

Проводит инструктаж по самостоятельной работе.

Объявляет задания.

Анализировать результаты своей учебной деятельности, давать оценку и самооценку.

Делать выводы о значении биологии для клинических дисциплин.

Личностные: уметь вести диалог на основе равноправных отношений, отвечать на поставленные вопросы.

Познавательные: подводить итог, рефлексировать.

Регулятивные: оценивать степень успешности в получении знаний.

5. Конспект изучаемой темы (прилагается)

6. Материалы методического обеспечения занятия:

6.1. Материалы контроля домашнего задания:

А) тесты конечного уровня знаний, тема «Основы селекции».

6. 2. Вопросы актуализации опорных знаний (в течение занятия):

а) актуализация опорных знаний по вопросам исходного контроля:

- Что такое эволюция организмов?

- Что такое теория креационизма?

- Какие систематические группы организмов вы знаете?

- Объясните бинарность номенклатуры?

- Дайте определение виду;

- Дайте определение популяции;

б) иллюстрированный материал:

Презентация «Развитие биологии в додарвиновский период. Вид. Критерии вида.

Популяции»

Слайд «Основы эволюционного учения»

Слайд «История формирования эволюционных идей в биологии»;

Слайд «Теории происхождения видов»;

Слайд «Работы Карла Линнея»;

Слайд «Первая научная теория эволюции»

Слайд «Вид»;

Слайд «Критерии вида»;

Слайд «Популяция».

6. 3. Материалы методического обеспечения основного этапа занятия:

а) презентация занятия (прилагается);

6. 4. Материалы контроля для заключительного этапа:

Вопросы для закрепления знаний:

- Какие идеи появились в работах древних философов?

- В каком виде представлялась Аристотелю «лестница существ»?

- Какие достоинства можно выделить в учении Ж. Б. Ламарка?

- Какие недостатки в учении Ж. Б. Ламарка?

- Сравните понятия «вид» и «популяция»

6. 5. Материалы к самостоятельной работе обучающихся по теме занятия:

а) внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Задание 1. Заполнение словаря биологических терминов

Задание 2. Заполните таблицу «Критерии вида»

Критерии вида

п\п

Название

критерия

Признаки особей по критерию

Исключения

1

Морфологический



2

Физиологический



3

Экологический



4

Географический



5

Биохимический



6

Этологический



7

Генетический




7. Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал – Microsoft Office PowerPoint.

8. Материалы домашнего задания студентов по теме занятия: Биология: учебник для студ. учреждений СПО / [Н.В. Чебышев, Г. Г. Гринева, и др.]; стр. 253-258

Кроссворд «Развитие биологии в додарвиновский период»


1. Французский естествоиспытатель, создавший первую эволюционную теорию и предложивший термин «биология». Заложил основы естественной системы классификации.

2. Теория, положившая конец спорам приверженцев неизменности видов и стихийных эволюционистов.

3. В современной науке высшим таксоном стало…

4. Самый крупный таксон в системе Линнея.

5. Принцип «соподчиненности».

6. Прибор, созданный в 17 веке и применяющийся в биологических исследованиях.

7.От греческого «расположение в порядке».

8. Теория, отвечающая на возникновение сложных организмов, их приспособительные признаки, разнообразие органического мира и его сохранение в природе и другие вопросы.

9. Шведский естествоиспытатель, описавший более 8000 видов растений, установивший единообразную терминологию и порядок описания видов.

10. «Двойная» номенклатура.

11. Древнегреческий философ, описавший более 500 видов различных растений и животных.

12. Совокупность особей, обладающих способностью к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, проживающих на определённой территории.










ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1.Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /

[Н. В. Чебышев, Г. Г. Гринева, Г. С. Гузикова и др.]; под редакцией академика Чебышева. – 9-е изд., – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 448 с.

2.Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ [В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева; под ред. В. М.

Константинова. – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия»,

2014. 320 с.

3. Биология. Современный курс. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. А.Ф. Никитина. - СПб.: СпецЛит, 2008. - 494с

4. Биология. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе: базовый уровень / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, Т. В. Иванова. – М. : Просвещение, 2014. – 127 с.

Дополнительная:

1. Беляев Д.К. Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. /Д.К.Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004. – 304с.

2. Биология. В 2-х книгах. / Под редакцией профессора В.Н. Ярыгина. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов медицинских специальностей. М: «Высшая школа». 2001.

3. Гребенник Л.А. Тесты по биологии: пособие для учащихся и абитуриентов /Л.А. Гребеник и др. Под ред. В.П. Иванова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 283с.

4. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 классы: справочное пособие /авт-сост. Т.А.Козлова, В.С. Кумченко. – 7-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2005. – 234с.

5. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. Для средних специальных учебных заведений. – М.: «Академия (совместно с ВШ)». 2001.

Интернет-ресурсы

1. Методическая служба. Электронные ресурсы по биологии

http://metodist.lbz.ru/iumk/biology/er.php

2. Мультиурок сайты учителей https://multiurok.ru/biogen/

3. Газета «Биология» издательского дома Первое сентября http://bio.1september.ru

4. Презентации по биологии http://mirbiologii.ru/

5. Вся биология – современная биология, научные обзоры, новости науки

http://www.sbio.info/