СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" по теме "Речевая гимнастика.Скороговорки, чистоговорки, разноговорки..."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке занятия по теме "Речевая гимнастика. Скороговорки, разноговорки, чистоговорки..." соблюдены требования ФГОС, учащимся предлагаются интересные развивающие задания по теме урока...

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" по теме "Речевая гимнастика.Скороговорки, чистоговорки, разноговорки..."»

Эпиграф Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А. И. Куприн Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нём раздолье, В нём клёкоты орла и волчий рык, напев, и звон, и ладан богомолья. К.Бальмонт

Эпиграф

  • Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
  • А. И. Куприн
  • Язык, великолепный наш язык.
  • Речное и степное в нём раздолье,
  • В нём клёкоты орла и волчий рык, напев, и звон, и ладан богомолья.
  • К.Бальмонт
Тема занятия: «Речевая гимнастика.Скороговорки, чистоговорки, разноговорки…» Цель и задачи: различение понятий по теме, развитие и совершенствование речевых знаний, умений и навыков с помощью скороговорок, языковой игры, уважительное отношение к слову.

Тема занятия: «Речевая гимнастика.Скороговорки, чистоговорки, разноговорки…»

Цель и задачи: различение понятий по теме, развитие и совершенствование речевых знаний, умений и навыков с помощью скороговорок, языковой игры, уважительное отношение к слову.

Скороговорка Часто чистоговорка, род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения.(В.Даль)

Скороговорка

  • Часто чистоговорка, род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения.(В.Даль)
Языковое своеобразие  скороговорок Звукопись Аллитерация Лексические повторы Олицетворения и эпитеты Метафоры Сравнения

Языковое своеобразие скороговорок

  • Звукопись
  • Аллитерация
  • Лексические повторы
  • Олицетворения и эпитеты
  • Метафоры
  • Сравнения
Малые жанры фольклора

Малые жанры фольклора

Загадка Зимою греет, Весною тлеет, Летом умирает, Зимой оживает.(Снег)

Загадка

Зимою греет,

Весною тлеет,

Летом умирает,

Зимой оживает.(Снег)

Колыбельная песня Киса, кисонька, коток, Киса - серенький хвосток, Приходи, киса, ночевать, Приди Васеньку качать…

Колыбельная песня

Киса, кисонька, коток,

Киса - серенький хвосток,

Приходи, киса, ночевать,

Приди Васеньку качать…

Закличка Матушка – репка, Уродись крепка, Капуста - виласта. Будь пудаста!

Закличка

Матушка – репка,

Уродись крепка,

Капуста - виласта.

Будь пудаста!

Небылица А у нас во дворе Поросёнок рылся  И нечаянно хвостом К небу прицепился.

Небылица

А у нас во дворе

Поросёнок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

Потешка Ехали, ехали В лес за орехами, По кочкам, по ямкам, Бух, и провалились .

Потешка

Ехали, ехали

В лес за орехами,

По кочкам, по ямкам,

Бух, и провалились .

Прибаутка Скачет галка по ельничку,  Бьёт хвостом по березничку. Наехали на галочку разбойнички, Сняли они с галки синь кафтан. Не в чем галочке по городу гулять, Плачет галка, да негде взять …

Прибаутка

Скачет галка по ельничку,

Бьёт хвостом по березничку.

Наехали на галочку разбойнички,

Сняли они с галки синь кафтан.

Не в чем галочке по городу гулять,

Плачет галка, да негде взять

Приговорка Мышка, мышка,  На тебе зуб костяной, А мне дай стальной.

Приговорка

Мышка, мышка,

На тебе зуб костяной,

А мне дай стальной.

Считалка Раз, два – упала гора, Три, четыре – прицепило,  Пять, шесть – бьют шерсть, Семь, восемь – сено косим,  Девять, десять – деньги весить .

Считалка

Раз, два – упала гора,

Три, четыре – прицепило,

Пять, шесть – бьют шерсть,

Семь, восемь – сено косим,

Девять, десять – деньги весить .

Пословица Ласковое слово слаще мёда.

Пословица

  • Ласковое слово слаще мёда.
Поговорка Семь пятниц на неделе .

Поговорка

Семь пятниц на неделе .

Театральная мастерская От топота копыт пыль по полю летит

Театральная мастерская

  • От топота копыт
  • пыль по полю летит
Путешествие в скороговорию  Конкурсы: «Знатоки скороговорок» «Произноси правильно» «Отгадай-ка» «Пословицы и поговорки» «Юные лингвисты»

Путешествие в скороговорию

Конкурсы:

  • «Знатоки скороговорок»
  • «Произноси правильно»
  • «Отгадай-ка»
  • «Пословицы и поговорки»
  • «Юные лингвисты»
На дворе трава На дворе трава, на траве дрова  Не руби дрова на траве двора.  Карл у Клары украл кораллы,  Клара у Карла украла кларнет.  Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. Вёз корабль карамель, Наскочил корабль на мель. И матросы три недели Карамель на мели ели.

На дворе трава

На дворе трава, на траве дрова Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

Скороговорка про покупки  Расскажите про покупки,  Про какие про покупки?  Про покупки, про покупки,  Про покупочки мои.

Скороговорка про покупки Расскажите про покупки, Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои.

Ехал Грека через реку,   Видит Грека - в реке рак.   Сунул Грека руку в реку,   Рак за руку Грека - цап! Испугались медвежонка  Ёж с ежихой и с ежонком,  Стриж с стрижихой и стрижонком. У четырех черепашек четыре черепашонка.

Ехал Грека через реку,  Видит Грека - в реке рак.  Сунул Грека руку в реку,  Рак за руку Грека - цап!

Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с ежонком, Стриж с стрижихой и стрижонком.

У четырех черепашек четыре черепашонка.

 Тощий немощный Кощей  Тащит ящик овощей. Сшила Саша Сашке шапку,  Сашка шапкой шишку сшиб. Кукушка кукушонку купила капюшон.  Надел кукушонок капюшон.  Как в капюшоне он смешон! Два щенка, щека к щеке,  Щиплют щетку в уголке.

Тощий немощный Кощей Тащит ящик овощей.

Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке.

Бобры храбры идут в боры,  Бобры для бобрят добры. У Кондрата куртка коротковата. В пруду у Поликарпа - три карася, три карпа. В живом уголке жили ежи да ужи.  Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.

Бобры храбры идут в боры, Бобры для бобрят добры.

У Кондрата куртка коротковата.

В пруду у Поликарпа - три карася, три карпа.

В живом уголке жили ежи да ужи.

Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.

Составьте текст 1 .Скороговорка будит фантазию ребёнка, помогает проявить интерес к многообразию звуков, к познанию и творению слов, к занимательности и богатству языка и ,конечно, развить артикуляционный аппарат, освоить и ощутить красоту чистой и внятной речи. 2 . Скороговорками называют очень короткие(1-2 предложения), но не всегда простые для разучивания тексты, максимально насыщенные согласными звуками. 3. Разучивая скороговорки, необходимо следить за тем, чтобы ребёнок старался внятно произносить все согласные звуки, а также не путал и не переставлял местами гласные.  4 .От внимания, сосредоточенности, развития фонематического слуха зависит быстрота восприятия и освоения сложных звуксочетаний.

Составьте текст

  • 1 .Скороговорка будит фантазию ребёнка, помогает проявить интерес к многообразию звуков, к познанию и творению слов, к занимательности и богатству языка и ,конечно, развить артикуляционный аппарат, освоить и ощутить красоту чистой и внятной речи.
  • 2 . Скороговорками называют очень короткие(1-2 предложения), но не всегда простые для разучивания тексты, максимально насыщенные согласными звуками.
  • 3. Разучивая скороговорки, необходимо следить за тем, чтобы ребёнок старался внятно произносить все согласные звуки, а также не путал и не переставлял местами гласные.

4 .От внимания, сосредоточенности, развития фонематического слуха зависит быстрота восприятия и освоения сложных звуксочетаний.

ответ 2 . Скороговорками называют очень короткие(1-2 предложения), но не всегда простые для разучивания тексты, максимально насыщенные согласными звуками. 1 .Скороговорка будит фантазию ребёнка, помогает проявить интерес к многообразию звуков, к познанию и творению слов, к занимательности и богатству языка и ,конечно, развить артикуляционный аппарат, освоить и ощутить красоту чистой и внятной речи. 4 .От внимания, сосредоточенности, развития фонематического слуха зависит быстрота восприятия и освоения сложных звуксочетаний. 3. Разучивая скороговорки, необходимо следить за тем, чтобы ребёнок старался внятно произносить все согласные звуки, а также не путал и не переставлял местами гласные.

ответ

  • 2 . Скороговорками называют очень короткие(1-2 предложения), но не всегда простые для разучивания тексты, максимально насыщенные согласными звуками.
  • 1 .Скороговорка будит фантазию ребёнка, помогает проявить интерес к многообразию звуков, к познанию и творению слов, к занимательности и богатству языка и ,конечно, развить артикуляционный аппарат, освоить и ощутить красоту чистой и внятной речи.
  • 4 .От внимания, сосредоточенности, развития фонематического слуха зависит быстрота восприятия и освоения сложных звуксочетаний.
  • 3. Разучивая скороговорки, необходимо следить за тем, чтобы ребёнок старался внятно произносить все согласные звуки, а также не путал и не переставлял местами гласные.
Этап рефлексии Сегодня на занятии я узнал(а), что…  запомнил(а), что…  повторил(а), что…

Этап рефлексии

  • Сегодня на занятии я узнал(а), что…

запомнил(а), что…

повторил(а), что…

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание