Эпиграф
- Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
- А. И. Куприн
- Язык, великолепный наш язык.
- Речное и степное в нём раздолье,
- В нём клёкоты орла и волчий рык, напев, и звон, и ладан богомолья.
- К.Бальмонт
Тема занятия: «Речевая гимнастика.Скороговорки, чистоговорки, разноговорки…»
Цель и задачи: различение понятий по теме, развитие и совершенствование речевых знаний, умений и навыков с помощью скороговорок, языковой игры, уважительное отношение к слову.
Скороговорка
- Часто чистоговорка, род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения.(В.Даль)
Языковое своеобразие скороговорок
- Звукопись
- Аллитерация
- Лексические повторы
- Олицетворения и эпитеты
- Метафоры
- Сравнения
Малые жанры фольклора
Загадка
Зимою греет,
Весною тлеет,
Летом умирает,
Зимой оживает.(Снег)
Колыбельная песня
Киса, кисонька, коток,
Киса - серенький хвосток,
Приходи, киса, ночевать,
Приди Васеньку качать…
Закличка
Матушка – репка,
Уродись крепка,
Капуста - виласта.
Будь пудаста!
Небылица
А у нас во дворе
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
Потешка
Ехали, ехали
В лес за орехами,
По кочкам, по ямкам,
Бух, и провалились .
Прибаутка
Скачет галка по ельничку,
Бьёт хвостом по березничку.
Наехали на галочку разбойнички,
Сняли они с галки синь кафтан.
Не в чем галочке по городу гулять,
Плачет галка, да негде взять …
Приговорка
Мышка, мышка,
На тебе зуб костяной,
А мне дай стальной.
Считалка
Раз, два – упала гора,
Три, четыре – прицепило,
Пять, шесть – бьют шерсть,
Семь, восемь – сено косим,
Девять, десять – деньги весить .
Пословица
- Ласковое слово слаще мёда.
Поговорка
Семь пятниц на неделе .
Театральная мастерская
- От топота копыт
- пыль по полю летит
Путешествие в скороговорию
Конкурсы:
- «Знатоки скороговорок»
- «Произноси правильно»
- «Отгадай-ка»
- «Пословицы и поговорки»
- «Юные лингвисты»
На дворе трава
На дворе трава, на траве дрова Не руби дрова на траве двора.
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
Скороговорка про покупки Расскажите про покупки, Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои.
Ехал Грека через реку, Видит Грека - в реке рак. Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Грека - цап!
Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с ежонком, Стриж с стрижихой и стрижонком.
У четырех черепашек четыре черепашонка.
Тощий немощный Кощей Тащит ящик овощей.
Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке.
Бобры храбры идут в боры, Бобры для бобрят добры.
У Кондрата куртка коротковата.
В пруду у Поликарпа - три карася, три карпа.
В живом уголке жили ежи да ужи.
Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.
Составьте текст
- 1 .Скороговорка будит фантазию ребёнка, помогает проявить интерес к многообразию звуков, к познанию и творению слов, к занимательности и богатству языка и ,конечно, развить артикуляционный аппарат, освоить и ощутить красоту чистой и внятной речи.
- 2 . Скороговорками называют очень короткие(1-2 предложения), но не всегда простые для разучивания тексты, максимально насыщенные согласными звуками.
- 3. Разучивая скороговорки, необходимо следить за тем, чтобы ребёнок старался внятно произносить все согласные звуки, а также не путал и не переставлял местами гласные.
4 .От внимания, сосредоточенности, развития фонематического слуха зависит быстрота восприятия и освоения сложных звуксочетаний.
ответ
- 2 . Скороговорками называют очень короткие(1-2 предложения), но не всегда простые для разучивания тексты, максимально насыщенные согласными звуками.
- 1 .Скороговорка будит фантазию ребёнка, помогает проявить интерес к многообразию звуков, к познанию и творению слов, к занимательности и богатству языка и ,конечно, развить артикуляционный аппарат, освоить и ощутить красоту чистой и внятной речи.
- 4 .От внимания, сосредоточенности, развития фонематического слуха зависит быстрота восприятия и освоения сложных звуксочетаний.
- 3. Разучивая скороговорки, необходимо следить за тем, чтобы ребёнок старался внятно произносить все согласные звуки, а также не путал и не переставлял местами гласные.
Этап рефлексии
- Сегодня на занятии я узнал(а), что…
запомнил(а), что…
повторил(а), что…
Спасибо за внимание