СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии в спортивных классах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка о применении здоровьесберегающих технологий  в спортивных классах в образовательных учреждениях.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии в спортивных классах"»

Государственное учреждение Ярославской области

«Центр оценки и контроля качества образования»





«Здоровьесберегающие технологии

в спортивных классах

общеобразовательной школы»



Методическая разработка




Гладковой Елены Павловны

учителя начальных классов

средней общеобразовательной школы № 7

г. Ярославля





Ярославль, 2012





СОДЕРЖАНИЕ.


ВВЕДЕНИЕ………………………………………….……3

ГЛАВА I. Здоровье детей и занятия спортом.

1.1. Состояние и основные тенденции

здоровья детей подростков…………………….…5

1.2. Факторы, влияющие на здоровье детей

школьного возраста………………………………..7

1.3. «Плюсы» и «минусы»

в занятиях спортом………………………..........….10

ГЛАВА II. Здоровьесберегающие технологии

в спортивных классах

общеобразовательной школы…………………………..12

2.1. Внедрение здоровьесберегающих технологий

в учебно- воспитательный процесс

МОУ СОШ №7 г. Ярославля…..………………....13

2.2. Опыт работы учителя начальных классов

Гладковой Е. П.……...…………………………….15

2.3. Критерии эффективности реализации функции

по сохранению и укреплению здоровья

общеобразовательной школой……………………25

2.4.Эффективность

здоровьесберегающей деятельности………………..29


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..………………………….……33


ПРИЛОЖЕНИЕ……….………………………………….35



Введение.

Проблема здоровья школьников сегодня как никогда актуальна. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально- психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни, и в том числе, жизни в школе. В последние годы во много раз увеличилось количество школ с углубленным изучением ряда предметов, увеличился объем учебных нагрузок, резко возросли интенсивность и эмоциональное напряжение учебного процесса. Все это неизбежно приводит к нарушению режима дня школьников. Сокращение времени сна, отдыха, прогулок, двигательной активности отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье учащихся. Ни для кого не секрет, что в последние годы состояние здоровья детей катастрофически ухудшается. Анализ заболеваний учащихся 1-4 классов нашей школы показал, что количество учащихся, имеющих 1 группу здоровья составляет всего лишь 5% учащихся, 2 группу – 70%, 3 группу – 21,5%. Среди патологий на 1 месте- болезни опорно-двигательной системы, на втором- патологии зрения, на третьем-болезни органов дыхания. В школе ребенок проводит 70% времени бодрствования в течение многих лет обучения. Специалисты считают, что от 20% до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой. Именно эти факторы и побудили меня взяться за изучение проблемы сохранения здоровья ребенка в период обучения. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учителя в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

Основная цель работы педагогического коллектива школы № 7 г. Ярославля, где я работаю, заключается в создании здоровьесберегающего образовательного пространства, где используются технологии, которые не наносят ущерба здоровью ребенка, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни, развивают навыки культуру здоровья.

Основная цель моей работы заключается в том, чтобы обобщить опыт использования здоровьесберегающих технологий в спортивных классах.

Поставленная цель достигается через решение следующих задач.

1. Изучить литературу по проблеме использования здоровьесберегающих технологий в общеобразовательных школах.

2. Описать здоровьесберегающие технологии, используемые в спортивных классах.

3. Разработать критерии и показатели оценки эффективности использования здоровьесберегающих технологий в спортивных классах.

4. Оценить эффективность здоровьесберегающей деятельности.




Глава 1. Здоровье детей и занятия спортом.

1.1. Состояние и основные тенденции здоровья детей и подростков.

В России дети составляют около четверти населения страны. В последние годы социально-экономические показатели положения детей по ряду параметров оказались неблагоприятными, причем негативные тенденции продолжают расти. За последние 10 лет численность детского населения страны сократилось на 7 млн. человек. Показатели заболеваемости выросли: у детей на 42,5%, у подростков - на 64%. В том числе показатели по классам болезней, формирующим хроническую патологию изменились в сторону увеличения следующим образом:

-заболевание органов дыхания детей – на 34%, подростков - на 39,4%

-заболевание органов пищеварения детей - на 34%, подростков - на 49,7%

- заболевание нервной системы детей - на 15%, подростков – на 23%

Идет рост числа онкологических заболеваний, особенно злокачественных новообразований крови.

За 10 лет количество детей с сахарным диабетом возросло на 80% (сегодня уже 17 тысяч человек.)

Число детей – инвалидов достигло более 617 тысяч человек.

Е.Е. Чепурных отметила, что за последние годы в России произошло качественное ухудшение здоровья школьников. По результатам исследований, лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. За период обучения в школе число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5-2 раза, с нервными болезнями - в 2 раза, с аллергическими заболеваниями - в 2 раза.

М.М. Безруких пишет об увеличении количества учащихся с нарушением психического здоровья в 2-3 раза и росте заболеваемости более чем в 5 раз в классах с авторитарным педагогом.

Н. Л. Черная, описывая результаты комплексного обследования более 600 школьников в г. Ярославле, подтверждает низкий уровень здоровья современных детей: только 40, 9% имеют 1-2 группу здоровья , 41,7 % -гармоничное морфофункциональное состояние. Пограничные нервно-психические расстройства диагностированы у 58,8% детей. Здоровыми признаются только 8% детей раннего возраста.

Поэтому необходима не только комплексная оценка состояния здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста, но и оценка динамики здоровья учащихся от класса к классу, а также профилактика заболеваний, активное использование педагогами здоровьесберегающих технологий.




1.2. Факторы, влияющие на здоровье детей школьного возраста.

В национальной Доктрине развития образования и в Федеральной программе развития образования на 2000-2010 годы в качестве ведущих были выделены задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, однако и эта работа пока фрагментарна, не системна и не дает существенных результатов. Именно поэтому каждый специалист, работающий в школе,- учитель и психолог, социальный работник, медицинская сестра и врач - должен знать и уметь выделять школьные и внешкольные факторы риска, ухудшающие здоровье детей, а также иметь практические навыки формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Если рассмотреть все факторы, влияющие на здоровье детей, то их, по мнению М.М. Безруких, можно разделить на две группы:

1. Эндогенные (внутренние)

-генетические

-факторы риска пре- и постнатального развития (тяжелая беременность, травмы, тяжелые заболевания и т.п.)

2. Экзогенные (внешние)

-экологические

-социокультурные

-социоэкономические

-педагогические (школьные факторы риска).

Все эти факторы риска действуют комплексно, одновременно и длительно. Но школьные факторы риска (ШФР) действуют в период наибольшей чувствительности детского организма и составляет 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей.

Многолетние исследования ИВФ РАО позволили не только выявить те школьные факторы, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, но и проранжировать их по значимости и силе влияния.


Итак, к числу ШФР, по мнению М. М. Безруких, относятся:

1) стрессовая педагогическая тактика (или тактика педагогических воздействий), в том числе стресс «ограничения времени»;

2) интенсификация учебного процесса;

3) несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

4) нерациональная организация учебной деятельности (в том числе физкультурно-оздоровительной работы);

5) низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.


Комплекс школьных факторов риска действуют непрерывно, длительно и систематично. Опасность влияния ШФР усиливается и тем, что их воздействие на рост, развитие и состояние здоровья детей проявляется не сразу, а накапливается в течение нескольких лет. Кроме того, микросимптоматика нарушений в состоянии физического и психического здоровья не привлекает внимание педагогов и родителей до тех пор, пока они не переходят в выраженную патологию.

Исследования ученых А.В.Басова и Л.Ф.Тихомировой показали, что не менее важными ШФР являются отсутствие достаточной двигательной активности, недостаточный уровень знаний по возрастной психологии и физиологии у педагогов, слабая учебная и воспитательная работа с учащимися по формированию их здоровья и организации здорового образа жизни, отсутствие у педагогов и родителей необходимых знаний по сохранению и укреплению здоровья детей.

Л.Н. Шакола среди неблагоприятных факторов отмечает также 2-3 сменную работу школ, спаривание уроков, введение нулевых уроков. Введение технических средств обучения дает дополнительные нагрузки на анализаторные функции и вызывает перенапряжение нервной системы и переутомление.

Такое положение со здоровьем наших детей не должно оставить равнодушными педагогов и других специалистов, работающих в школе.

Что же нужно сделать, чтобы школа положительно влияла на физическое и психическое состояние младших школьников?

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривается создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях наряду с другими мероприятиями предполагалось проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления их здоровья, в том числе за счет:

1) реальной разгрузки содержания общего образования;

2) использования эффективных методов обучения;

3) повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;

4) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;

5) улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;

6) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха и молодежи.

Предлагаемые в Концепции меры охраны и укрепления здоровья школьников фактически определяли направления ликвидации основных школьных факторов риска, предусматривали разработку и апробацию перспективных моделей здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях различных типов и видов.


1.3. «Плюсы» и «минусы» в занятиях спортом.

Учащиеся школы №7 совмещают обучение параллельно в двух школах: общеобразовательной и спортивной. Поэтому рабочий день младшего школьника составляет 9 часов (с 8.30 до 17.30). С одной стороны, увеличение учебной нагрузки. С другой, повышенная двигательная активность. Дети ежедневно занимаются спортивной гимнастикой и другими видами спорта 1,5-2 часа, что значительно снижает их утомление, укрепляет и закаливает их организм и, как следствие, более высокая сопротивляемость организма вирусным заболеваниям. В нашей школе классы редко бывают на карантине по гриппу и ОРВИ. Высокий темп тренировок благоприятно влияет на развитие сердечно - сосудистой системы. Кроме того ежедневные прогулки и подвижные игры на свежем воздухе также оказывают положительное воздействие на организм школьников.

Занятия спортом способствуют формированию красивой правильной фигуры, помогают развивать гибкость и пластичность, улучшают координацию движений, способствуют развитию волевых качеств. Спорт учит быть дисциплинированными, целеустремленными, закладывает характер на всю жизнь и формирует целостную личность. Он дает ребенку возможность научиться быть лидером, стать коммуникабельнее, но неудача может вызвать и тяжелую депрессию, и состояние хронического стресса. Поэтому помимо воздействия ШФР, создается еще и влияние других факторов риска, возникающих во время занятий спортом.

Следует отметить, что одним из «минусов» занятий спортом является отставание девочек – гимнасток в физическом и половом развитии. Это связано с растущей сложностью программ и высокими нагрузками на организм. Усиленные физические нагрузки в спортивной гимнастике задерживают рост, нарушают у девочек менструальный цикл. Это нашло подтверждение в результатах диспансерного осмотра учащихся в возрасте 14 лет. По данным УЗИ – обследования органов малого таза девочек – гимнасток 1997 года рождения, их половое развитие отстает на 1 – 2 года от развития девочек, занимающихся плаванием.

Таким образом, занятия спортом оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на растущий организм ребенка. В связи с этим возник вопрос о применении здоровьесберегающих технологий в работе нашей школы, чтобы снизить отрицательное влияние ШФР и факторов риска, возникающих во время занятий спорта.


Глава 2. Здоровьесберегающие технологии в спортивных классах общеобразовательной школы.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении – это системно организованная деятельность, направленная на защиту здоровья детей и педагогов.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это совокупность программ, приемов, методов организации учебно - воспитательного процесса, не наносящего вреда здоровью участников.

В зависимости от форм и методов работы здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении могут быть:

1. Медико-гигиенические технологии (напр. медицинский кабинет, физиотерапевтический кабинет).

2. Физкультурно-оздоровительные технологии (закаливание, развитие быстроты, ловкости, выносливости, они реализуются на занятиях физической культуры).

3. Экологические технологии (основная цель которых – создание оптимальных условий жизни и деятельности детей и педагогов).

4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (их реализуют на занятиях по ОБЖ).

5. Здоровьесберегающие образовательные технологии (их реализация возможна лишь при осознании всеми педагогами ответственности за сохранение здоровья детей и при высоком уровне компетентности в данной области).

По характеру действия здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении разделяются на:

1. Защитно-профилактические технологии (напр., соблюдение требований СанПинов).

2. Компенсаторно-нейтрализующие технологии (напр., физкультминутки, которые позволяют нейтрализовать перегрузки; йодирование, витаминизация).

3. Стимулирующие технологии (они позволяют активизировать собственные силы организма, напр., закаливание, самомассаж от простуды).

4. Информационно-обучающие технологии (уроки здоровья обеспечивают детям необходимый уровень грамотности для заботы о своем здоровье и здоровье окружающих).

По масштабу внедрения технологии могут быть представлены следующим образом:

1. Отдельные методы, направленные на сохранение здоровья (напр., горячее питание).

2. Отдельные технологии (направленные на профилактику нарушений зрения, осанки и т.д.)

3. Комплексное использование технологий.


2.1. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно - воспитательный процесс МОУ СОШ №7 г. Ярославля.

Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Поэтому мы считаем проблему сохранения здоровья прежде всего социальной, и уверены: решать ее нужно на всех уровнях общества.

В решении данного вопроса перед нами два приоритетных принципа: « Не навреди» и « Ребенок, ты-ценность». Такая позиция определяет новые подходы и к организации учебного процесса, и к созданию воспитывающей среды, и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья.

Основная цель деятельности педагогического коллектива заключается в создании здоровьесберегающего образовательного пространства, где используются технологии, которые не наносят ущерба здоровью ребенка, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни, развивают навыки культуры здоровью.

Поставленная цель достигается через решение следующих задач:

1. Создание условий для формирования психически здорового, физически развитого и социально-адаптированного человека.

2. Соблюдение валеологических требований.

3. Повышение уровня информированности учеников, их родителей в вопросах сохранения здоровья путем использования различных форм и методов профилактической работы; формирование позитивного отношения к сохранению здоровья каждого школьника, расширение его кругозора в области физической культуры, спорта.

4. Формирование взаимоотношений с окружающим миром, обществом, самим собой.

Для решения этих задач работа школы выстраивается по следующим направлениям, которые можно представить в виде 6 взаимосвязанных блоков.

Система здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

1. Условия для осуществления здоровьесберегающей деятельности ОУ.

2. Рациональная организация учебного процесса.

3. Рациональная организация физкульнурно - оздоровительной работы.

4. Просветительско-воспитательная работа с учащимися.

5. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями.

2.2. Опыт работы учителя начальных классов Гладковой Е. П.

Главная роль в укреплении и сохранении здоровья современного ученика отводится учителю. Именно он в состоянии сделать для здоровья детей больше, чем врач. Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляет сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий.

Анализ пришедших ко мне 3 года назад детей в 1 класс показал, что практически здоровых учеников нет. 1 группу здоровья имеют 3,7% детей, 2 – 63%, 3 группу – 33,3%. Кроме того 18,5% учащихся имели хронические заболевания (почек, желудочно-кишечного тракта, ЛОР-органов), 33,3% детей – болезни глаз, 37% - болезни опорно-двигательного аппарата, 7,4% - функциональные изменения сердечно-сосудистой системы, 22,2% - нарушения звукопроизношения. Именно эти данные и побудили меня взяться за изучение темы « Здоровьесберегающие технологии в спортивных классах общеобразовательной школы».

Прежде всего я поставила перед собой цель « Укрепление, профилактика здоровья учащихся». Для реализации данной цели я выделила следующие задачи:

1) Увеличение двигательной активности на уроке.

Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся. Учитывая это, учителя не требуют от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока.

2) Предупреждение утомляемости (проведение оздоровительных пауз во время уроков).

3) Правильная организация урока.

4) Повышение уровня учебной активности, создание оптимального баланса психических процессов.

5) Общее оздоровление и улучшение самочувствия.

6) Восстановление эмоционально-положительного состояния учеников.

В своей работе я могу выделить несколько направлений:

-работа над физическим здоровьем,

-работа над нравственным и психологическим здоровьем детей,

- организация внеклассных мероприятий,

- работа с родителями.

Первое направление: Работа с родителями и внеурочная деятельность.

Для родителей проводились беседы:

- Режим дня школьника.

- Что нужно знать о навыках письма?

- Садимся за уроки.

- Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.

- Воспитание гигиенической культуры детей.

- Роль положительных эмоций в процессе обучения и воспитания.

- Воспитание сознательной дисциплины.

Второе направление: Работа над нравственным и нервно – психическим здоровьем детей.

1. Учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, особенности темперамента и динамики работоспособности учащихся.

2. Формирование позитивного мышления (положительные установки и оценки деятельности учащихся).

3. Классные часы по программе «Мое здоровье»:

- В гостях у Мойдодыра.

- Как быть здоровым?

- Почему мы болеем и теряем свое здоровье? И др.

4. Создание благоприятного психологического фона на уроке.

5. Использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу.

6. Создание условий для самовыражения учащихся.

7. Использование разнообразных видов деятельности.

8. Предупреждение гиподинамии.

Третье направление: Работа над физическим здоровьем.

1) Рациональная организация учебного процесса.

2) Для предупреждения преждевременного утомления на уроке и снятия мышечного статического напряжения провожу физкультминутки, в состав которых включаю упражнения по формированию осанки, на отдых позвоночника, упражнения для ног, потягивания.

3) Упражнения для сохранения зрения – корригирующая гимнастика для глаз.

4) Упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

5) Пальчиковая гимнастика.

6) Точечный самомассаж , который улучшает работу всего организма в целом и отдельных его органов.

7) Мозговая гимнастика.

Улучшает мозговую деятельность.

8) Релаксационные упражнения.

Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко.

9) Упражнения для мускулов души, направленные на развитие любви к себе, повышению самооценки и самоуважения.

10) Цветовые круги (диаметр-30 см.)

Помогают сохранить здоровье ребенка в школе цветовые круги, выставленные на классной доске. Каково их значение?

- Желтый круг уменьшает чувство страха у детей во время проведения диктантов по русскому языку.

- Синий круг – тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по математике.

- Красный круг – активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля.

- Зеленый круг – для успокоения, если дети расшумелись.

- Оранжевый круг – цвет творчества, будит фантазию.

11) Подвижные игры проводятся на малых переменах и динамической переменах. Последнюю при подходящей погоде лучше проводить на пришкольном участке после 2-3 урока продолжительностью 20-40 минут.

12) Работа с конструкторами «Лего».

Немаловажное значение в здоровьесбережении имеет и рационально составленное расписание учебных занятий. В рационально составленном расписании учтены сложность предметов и преобладание динамического или статистического компонентов во время занятий. Ухудшение работоспособности как у учащихся младших классов, так и старших классов, может приходиться на разные часы дня. У учащихся младших классов на первом уроке работоспособность довольно низкая, т.к. происходит «врабатывание» в учебную работу, поэтому первым уроком я провожу урок литературного чтения или окружающего мира. Период относительно устойчивого состояния физиологических показателей и работоспособности наблюдается у учащихся на 2-3 уроках. Здесь проводятся уроки русского языка, математики, иностранного языка. Начиная с 4 урока, у большинства учащихся начинается снижение работоспособности. Самым оптимальным вариантом является проведение уроков музыки, изобразительного искусства и технологии.

Недельная динамика изменения работоспособности выглядит следующим образом. В понедельник происходит «врабатывание» в учебную работу, вторник и среда – дни оптимальной работоспособности, период оптимальной регуляции физиологических функций. В четверг работоспособность падает, а наиболее низок ее уровень в пятницу и субботу.

Уроки я стараюсь строить рационально правильно, используя следующих 3 этапа:

1. Учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы).

2. Ученики формируют и задают вопросы.

3. Учитель и ученики отвечают на вопросы.

Результат урока – взаимный интерес, который подавляет утомление.

При проведении уроков учитываю и эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока:

5 – 25-я минута – 80 %,

25 – 35-я минута – 60-40%,

35 – 40-я минута – 10%.

Для предотвращения наступления у школьников утомления необходимо учитывать, что первые 3-5 минут любого урока занимает «врабатывание», т.е. привыкание к учителю и предмету. Оптимально устойчивая работоспособность длится около 10-15 минут для младших школьников, 20-25 – для среднего звена, 25-30 – для старшеклассников. После этого на несколько минут наступает «предутомление», или неустойчивая работоспособность. Если не изменить педагогическую тактику, наступит состояние утомления, при котором работоспособность школьников заметно падает, еще больше снижается интерес к происходящему в классе. Это пока еще утомление, но, если не устраивать физкультминуток и оно от урока к уроку накапливается, наступит переутомление, с которым невозможно справиться только педагогическими методами.

При составлении уроков придерживаюсь гигиенических критериев рациональной организации урока (приведены в таблице 1).

Таблица 1.

Критерии рациональной организации урока.

Критерии здоровьесбережения


Характеристика


Обстановка и гигиенические условия в классе.

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски.

Количеств видов учебной деятельности.

Опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т.д. (норма 4-7 видов за урок).


Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности.

7-10 минут

Количество видов преподавания.

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа (не менее 3-х).

Чередование видов преподавания.

Норма – не позже чем через 10-15 минут.

Наличие и место методов, способствующих активизации.

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия).

Место и длительность применения ТСО.

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения.

Поза учащихся, чередование позы.

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы.

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления.

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек (норма - на 15-20-й мин. урока по 1 мин. из 3-х легких упражнений).

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому предмету.

Психологический климат на уроке.

Взаимоотношения на уроке: учитель – ученик (комфорт – напряжение, сотрудничество – авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик – ученик (сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, активность – пассивность, заинтересованности – безразличие).

Эмоциональные разрядки на уроке.

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие.

Двигательные или пассивные отвлечения в процессе учебной деятельности.

Момент наступления утомления и снижения учебной активности (норма – не ранее чем через 25-30 мин. – в 1 классе, 35-40 мин. – в начальной школе).

Я в практике своей работы использую элементы «технологии раскрепощенного развития детей», разработанной физиологом В.Ф.Базарным.

Отличительные особенности этой технологии, основное внимание которой обращено главным образом на учащихся начальной школы, состоят в следующем:

1. Учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель.Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит, когда идет объяснение материала учителя у доски или когда ученик рассказывает материал у доски.

2. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния.

На своих уроках я провожу двигательные минутки, которые позволяют размять свое тело, передохнуть, расслабиться, прислушаться к себе. Для проведения оздоровительных минуток использую различные предметы, например, ластик, книгу. Предлагаю детям подержать ластик на вытянутой руке, стоя на одной ноге, держа его на плечах и т.д.

Используя элементы технологии Базарного я отметила, что результаты обучения по его системе показывают снижение показателей заболеваемости, улучшение психологического климата в классе.


2.3. Критерии эффективности реализации функции по сохранению и укреплению здоровья общеобразовательной школой.

Школа обязана проводить диагностику и мониторинг своей деятельности в сфере охраны здоровья учащихся.

Проведенные нами исследования для изучения условий реализации функции сохранения и укрепления здоровья детей образовательным учреждением позволили нам установить критерии и показатели для отслеживания эффективности деятельности образовательного учреждения.

Нами разработаны критерии оценки эффективности здоровьесберегающей педагогической деятельности в образовательном учреждении: медицинский, дидактический, воспитательный, психологический.

1.Медицинский критерий: предлагаем использовать такие показатели, как число случаев болезни на 1 ученика (в месяц, год); «индекс здоровья». Можно воспользоваться также результатами профилактических осмотров, изучать в динамике распостраненность тех или иных хронических заболеваний. Для анализа эффективности здоровьесберегающей педагогической деятельности можно использовать такой показатель, как группа для занятий

физической культурой.

2.Дидактический критерий: соответствие содержания, объема информации, технологий индивидуальным особенностям учащихся, уровню их обученности, уровню их здоровья. Можно использовать такие показатели, как внимание, работоспособность. Усталость, перегрузка, отклонения в состоянии здоровья ведут, в свою очередь, к снижению интереса к учебе. Поэтому именно эти показатели могут быть выбраны для оценки мотивации. Существующее взаимное влияние учебно-воспитательного процесса и здоровья позволяет по уровню успеваемости и работоспособности судить косвенным образом о здоровье учащихся.

3. Воспитательный критерий предполагает использование таких показателей, как реализация на практике деятельности по сохранению здоровья педагогами и школьниками и следование принципам здорового образа жизни, ценностное отношение к здоровью, культура здоровья.

4. Психологический критерий: взаимоотношения на уроке: учитель- ученик (комфорт–напряжение, сотрудничество-авторитарность, учёт возрастных особенностей); ученик-ученик (сотрудничество-соперничество, дружелюбие-враждебность,активность-пассивность, заинтересованность-безразличие, теплота-холодность, согласие-несогласие, взаимная поддержка-недоброжелательность, успешность-неуспешность); эмоциональный настрой на уроке; желание учиться; отношение к учебе. (см. таблицу 2.)

Таблица 2.

Критерии оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательном учреждении.

Критерии

Показатели

Методика определения

1. Медицинский

-число случаев болезни на 1 ученика (в месяц, год);

-число дней, пропущенных по болезни на 1 ученика (в месяц, год);

-индекс здоровья;

-распостраненность хронических заболеваний

-физическое развитие

-утомляемость

Анализ справок







Анализ данных профилактических осмотров.

Оценка степени напряженности функционирования ЦНС.

2. Дидактический

-успеваемость;

-внимание;

-работоспособность;

-уровень осведомленности о здоровье, факторах, влияющих на здоровье.

Классный журнал


Методика цветописи (Лутошкин)


Наблюдение, анкетирование.


3. Воспитательный

-реализация в жизнедеятельности принципов ЗОЖ

-осуществление педагогами деятельности по сохранению и укреплению здоровья;

-ценностное отношение к здоровью;

-культура здоровья.

Наблюдение, опрос.


Владение здоровьесберегающими технологиями, методиками анализа урока с точки зрения его влияния на здоровье.

4.Психологический

-Взаимоотношения на уроке: учитель-ученик (комфорт- напряжение, сотрудничество-авторитарность, учет возрастных особенностей).; ученик-ученик (сотрудничество-соперничество, дружелюбие- враждебность, активность-пассивность, заинтересованность-безразличие, занимательность-скука, теплота-холодность, согласие- несогласие, взаимная поддержка-недоброжелательность, успешность-неуспешность, увлеченность-равнодушие, продуктивность- непродуктивность).

-Эмоциональный настрой.

-Желание учиться.

-Отношение к учебе.


Анкетирование,

опрос.

2.4. Эффективность здоровьесберегающей деятельности.

Оценка результатов здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения и работы учителя проводилась по четырем критериям:

-медицинскому,

- дидактическому,

-воспитательному,

-психологическому.

Анализ соматического здоровья учащихся нашей школы проводился по данным медицинских карт по направлениям:

-распределение учащихся по группам здоровья (основная, подготовительная и специальная);

-количество учащихся, имеющих хронические заболевания;

-коэффициент заболеваемости (частное от общего количества пропусков дней по болезни в классе на количество учащихся в классе).

Для оценки влияния школьного обучения на здоровье учащихся мы использовали такой показатель, как индекс здоровья – удельный вес детей, не болевших в течение года, среди всех учащихся школы (в процентах).

Анализ данных за последние 3 года указывает на снижение количества случаев заболеваемости, уменьшение числа пропусков по болезни, как следствие, на увеличение индекса здоровья.

Таблица 3.

Динамика индекса здоровья.


2008-2009 учебный год

2009-2010 учебный год

2010-2011 учебный год

36%

44,2%

48,6%

Таким образом, прирост индекса здоровья за последние 3 года составил 12,6% , в моем классе 12,3%.

Оценивая результаты здоровьесберегающей деятельности с помощью дидактического критерия можно наблюдать следующее: успеваемость учащихся на «4» и «5» в 2010 году составляет 25%, в 2011- 24,6%. К сожалению, эти показатели ниже среднего. В моем классе успеваемость на «4» и «5» составляет 55,5%, что значительно выше, чем по школе.

Это еще раз подчеркивает положительное влияние здоровьесберегающей деятельности учителя. Снижение заболеваемости детей приводит к тому, что успеваемость повышается, ребенок качественно работает, легче усваивает правила и нормы.

Оценку результатов здоровьесберегающей деятельности учителя мы проводили и по психологическому критерию.

Интересные данные я получила исследуя взаимоотношения между детьми в классе.(см. таблицу 4).

Таблица 4.

Атмосфера в классе.


Характеристики.

Процент по классу.

Характеристики.

Процент по классу.

Дружелюбие

80,9

Враждебность

19,1

Согласие

80,9

Несогласие

19,1

Удовлетворенность

85,7

Неудовлетворенность

14,2

Увлеченность

85,7

Равнодушие

14,2

Продуктивность

95,2

Непродуктивность

4,7

Сотрудничество

95,2

Отсутствие сотрудничества

4,8

Теплота

90,4

Холодность

9.6

Взаимная поддержка

90,4

Недоброжелательность

9,6

Занимательность

90,4

Скука

9,6

Успешность

95,2

Неуспешность

4,8


Все эти цифры свидетельствуют о том, что в классе благоприятная психологическая атмосфера, что дети в классе живут и работают, как дружная, слаженная команда, взаимодействуют согласованно, хорошо понимают друг друга, не упрекают, а поддерживают, проявляют инициативу во взаимопомощи. Взаимоотношения на уроке между учителем и учеником комфортные, основанные на сотрудничестве, строятся с учетом возрастных особенностей. На уроке всегда есть место шутке, музыкальной минутке и обязательно улыбке.

Я считаю, что если ребенок с радостью идет утром в школу, если ему комфортно на уроке, если от общения с педагогом он получает удовольствие, то это помогает сохранить психическое здоровье ученика и педагога тоже и свидетельствует о положительных результатах здоровьесберегающей деятельности учителя и школы в целом.

Занятия спортом способствуют снятию усталости. Дети положительно относятся к дополнительной нагрузке, чувствуют её оптимальную дозировку. Ребята учатся рационально распределять свое свободное время, становятся организованными и ответственными. При этом сохраняется и укрепляется здоровье.

Работа по формированию здоровьесберегающего пространства школы предусматривает и работу с родителями. Тематика общешкольных и классных родительских собраний, индивидуальных бесед, общешкольных и классных мероприятий касается как вопросов питания, так и сохранения нравственного, психологического и физического здоровья их детей.

Таким образом, целенаправленная работа коллектива, учителя в первую очередь, на сохранение здоровья учащихся дает весомые положительные результаты. Заболеваемость школьников снижается. Здоровый ребенок лучше учится, качественно работает, легче усваивает правила и нормы и не имеет особых трудностей с адаптацией к новым людям и ситуациям.

Здоровьесберегающая деятельность школы и моя, как учителя, находит поддержку у большинства опрашиваемых и оценивается как значимая и высокоэффективная.

Заключение.

Реализация идей здоровьесберегающей педагогики позволяет успешно осуществлять функцию сохранения и укрепления здоровья учащихся в спортивных классах общеобразовательной школы.

Важным условием является внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс и оценка эффективности использования здоровьесберегающих технологий.

Формирование здоровьесберегающей среды предполагает:

- оптимальное сочетание педагогических методов, форм, средств, технологий в учебно-воспитательном процессе;

- оптимизация режима и организации учебно-воспитательного процесса;

- создание необходимых санитарно-гигиенических условий обучения и обеспечение оптимального режима двигательной активности учащихся;

- формирование культуры здоровья педагогов, учащихся и родителей.

Критериями эффективности организации здоровьесберегающей педагогической деятельности и формирования здоровьесберегающей среды в образовательном

учреждении являются: медицинский, дидактический, воспитательный, психологический.

Организация практической деятельности образовательного учреждения позволила снизить заболеваемость до 7,8%.

Таким образом, изложенная выше разработка показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.



























Приложение.

1.Корригирующая гимнастика для глаз.

«Палец движется» - рука вперед, смотрим на палец, медленно приближаем к носу, не сводя с него глаз, до тех пор, пока он не начнет двоиться

« Зоркие глазки» - рисуем 6 кругов глазами по часовой стрелке, а затем 6 кругов против часовой стрелки.

« Стрельба глазами» - двигаем глазами вправо и влево медленно, глядя как можно дальше 5-6 раз, а затем вверх-вниз 5-6 раз.

« Письмо носом» - закрыть глаза, писать носом в воздухе 5 пятерок.

2.Упражнения ,направленные на выработку рационального дыхания.

А) «Задуй свечу» - глубокий вдох, задержка, медленный выдох через губы трубочкой, произнося звук [У].

Б) «Ленивая кошечка» - подтянуть руки вверх, потянуться, как кошечка. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук [А].

В) «Щеки – воздушные шары» - надуваем щеки как шарик, вдыхаем воздух носом, а выдыхаем с закрытым ртом, раздувая щеки.

Г) «Ветер и ветерок» - перышко или легкая бумага привязана на карандаш. Короткий вздох (носом) – длинный выдох (ртом). Сначала легкий ветерок, затем сильный ветер.

Д) Звуковая дыхательная гимнастика.

А-а-а! Ту-ту-ту! Пых-пых-пых!

3.Пальчиковая гимнастика.

« Моя семья».

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с большого, на последнюю – показать ладошки.

« Вышли пальчики гулять».

1,2,3,4,5 – вышли пальчики гулять.

1,2,3,4,5 – в домик спрятались опять.

Поочередное разгибание пальчиков из кулачков, начиная с большого пальца. На следующие строчки – поочередное сгибание пальчиков в кулачки, начиная с мизинца.

« Пальчик – мальчик».

Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными.

« Мышка».

Мышка в норку пробралась,

На замочек заперлась.

В дырочку глядит –

Кошка не бежит.

На первую строчку – « шагать» двумя пальцами по столу, на вторую – соединить пальцы («цепочки»), на третью – сделать колечко и посмотреть в него; на четвертую – поднести правую руку ладонью вниз ко лбу и посмотреть из-под нее.

«Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трем-трем,

Мы капусту жмем- жмем.

(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

«Мы наши пальчики сплели

 И вытянули ручки.

Ну а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки.»

( Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)

«Руки мы на стол положим,

Повернём ладонью вверх.

Безымянный палец тоже

Хочется быть не хуже всех.

( Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)

4.Мозговая гимнастика.

«Качания головой» (упражнение стимулирует мозговые процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение (30 сек.)

« Ленивые восьмерки» (упражнение не только активизирует мозг, но и повышает устойчивость внимания, обеспечивая лучшее запоминание) – по 3 раза каждой рукой, а затем вместе.

« Шапка для размышления» (улучшает внимание, ясность восприятия и речи). Надеть шапку, т.е. мягко завернуть уши от верхней точки до мочки – 3 раза.

« Моргания» - моргать на каждый вдох и выдох.

5. Релаксационные упражнения.

« Ралли».

По команде «едем на гоночной машине» вытянуть ноги вперед, слегка подняв их, руки вытянуть и сжать в кулаки – «крепко держимся за руль», туловище слегка отклонено назад. Сосредоточить внимание на напряжении мышц всего тела. Через 10-15 сек. Расслабиться, сесть прямо, руки положить на колени, голову слегка опустить, обратить внимание на приятное чувство расслабления.

« Маятник».

Переносить тяжесть тела с пяток на носки при покачивании вперед-назад. Руки опущены вниз и прижаты к корпусу. Тяжесть тела переносится медленно вперед, на переднюю часть ступни, пятки от пола не отрывать. Все тело слегка наклоняется вперед. Затем тяжесть переносится на пятки. Носки от пола не отрываются.

«Водопад»

- Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните  и выдохните…  Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.

   Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами   собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом  вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд).  Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

Упражнения на расслабление всего организма:

“Снежная баба”.

   Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

“Птички”.

  Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.



«Тишина».

 Тише, тише, тишина!

Разговаривать нельзя!

 Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать

 И тихонько будем спать.

6. Упражнения для мускулов души, направленные на развитие любви к себе, повышению самооценки и самоуважения.

Упражнение « Головы дракона».

Каждый ребенок – голова дракона. Ему необходимо загадать и изобразить одно из настроений, причем нельзя повторять предыдущую «голову».

Игра « Цветок».

Теплый луч солнца упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед за солнцем.

7. Приемы самомассажа.

                                        лицо

Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам – 3 раза, от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза.

                                      голова

Переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей голове в умеренном темпе.

                                        руки

Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и , более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3 раза.

                                         ноги

Сложите руки в кулаки и постукивайте по верхней и внешней поверхности бедра.  Ударять  кулаком по бедру надо слегка. Массировать в течение 20-30 секунд.
















Таблица 6.

Распределение обучающихся

в 1-4 классах по группам здоровья.


Класс

Кол-во обучающихся

Кол-во обучающихся с 1 группы здоровья

Кол-во обучающихся с 2 группы здоровья

Кол-во обучающихся с 3 группы здоровья

21

-

16

76,1%

5

23, 8%

27

1

3,7%

17

63%

9

33,3%

17

1

5,8%

14

82,3%

2

11,7%

22

-

18

81,8%

4

18,1%

Всего:

87

2

2,3%

65

74,7%

20

22,9%












Таблица 7.


Группа для занятий физической культурой в 1-4 классах.


Класс

Кол-во обучающихся

Кол-во обучающихся с основной группой

Кол-во обучающихся с подготовительной группой

Кол-во обучающихся со специальной группой

21

16

76,1%

5

23,8%

-

27

20

74%

7

25,9%

-

17

15

88,2%

2

11,7%

-

22

18

81,8%

4

18,1%

-

Всего:

87

69

79,3%

18

20,6%

-











Таблица 8.

Структура заболеваемости обучающихся в 1-4 классах.


Класс

Кол-во обучающихся

Заболевания желудочно-кишечного тракта

Болезни почек

Болезни глаз

Функциональные изменения сердечно-сосудистой системы

ЛОР патологии

Аллергические заболевания

Болезни опорно-двигательного аппарата

21

-

2

9,5%

3

14,2%

2

9,5%

5

23,8%

-

8

38%

27

1

3,7%

1

3,7%

9

33,3%

2

7,4%

5

18,5%

2

7,4%

10

37%

17

1

5,8%

1

5,8%

4

23,5%

-

-

-

6

35,2%

22

2

9%

-

10

45,4%

1

4,5%

1

4,5%

3

13,6%

12

54,5%

Всего

87

4

4,5%

4

4,5%

26

29,8%

5

5,7%

11

12,6%

5

5,7%

36

41,3%



Таблица 9.

Физическое развитие обучающихся в 1-4 классах.


Класс

Кол-во обучающихся

Нормальное физическое развитие

Отклонения от нормы

Рост

Масса

Высокий

Низкий

Избыток

Дефицит массы

21

18

85,7%

-

-

2

9,5%

2

4,7%

27

22

81,4%

2

7,4%

1

3,7%

1

3,7%

1

3,7%

17

13

76,4%

-

2

11,7%

1

5,8%

1

5,8%

22

16

72,7%

2

9%

2

9%

2

9%

-

Всего

87

69

79,3%

4

4,5%

5

5,7%

6

6,8%

3

3,4%












Таблица 10.

Состояние здоровья обучающихся в 1-4 классах

в конце учебного года.


Класс

Кол-во учащихся

Кол-во учащихся с хроническими заболеваниями

Частота острых заболеваний в течение года

Кол-во учащихся с нарушениями зрения

Кол-во учащихся с нарушениями осанки

На начало года

На конец года

На начало года

На конец года

21

-

24

3

3

6

6

27

5

18,5%

38

9

33,3%

8

29,6%

6

6

17

2

11,7%

11

4

3

6

6

22

2

13,6%

45

8

10

11

11

Всего

87

9

10,3%

118


24

25

29

29





Таблица 11.


Количество учащихся

с хроническими заболеваниями.


Класс

Кол-во учащихся

Количество учащихся с хроническими заболеваниями

21

-

0%

27

5

18,5%

17

2

11,7%

22

2

9%

19

5

26,3%

22

6

27,2%

29

3

10,3%

27

3

11,1%

20

5

25%

10А

15

3

20%

10Б

13

1

7,6%

11А

20

5

25%

Всего

276

47

17%


Таблица 12.

Коэффициент заболеваемости.

Класс

Кол-во обучающихся

Количество пропусков дней по болезни в классе

Коэффициент заболеваемости

21

223

10,6%

27

279

10,3%

17

79

4,6%

22

271

12,3%

19

80

4,2%

22

270

12,2%

29

180

6,2%

27

299

10,6%

20

140

7%

24

55

2,2%

10А

15

151

10%

10Б

13

15

1,1%

11А

20

123

5,8%

Всего

276

2165

7,8%






53




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!