СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Живопись по бересте"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие разработано для внеурочной деятельности. Основной задачей является знакомство и работа с природными материалами.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Живопись по бересте"»






Методическая разработка

по теме

«Живопись на бересте»



Разработала учитель ИЗО

МБОУ СОШ №5 г. Липецка

Горячих Г.А.








Цель:


Умение по новому использолвать природный материал бересту в организации пространства современного интерьера.



Задачи:

Приобретение навыков и приемов работы с берестой


Познакомить с историей развития одного из видов народного декоративного творчества.


Развитие навыков работы в жанре «Архитектурный пейзаж».


Выполнение пейзажа в ограниченной цветовой гамме (3 цвета)



Материалы и инструменты:


1. Рамка деревянная

2. Картон-основа

3. Клей ПВА, «Момент»

4. Безопасное лезвие (заклеенное с одной стороны скотчем)

5. Ножницы

6. Цирровка или отработанный шариковый стержень

7. Калька

8. Акварель двух цветов: черный, коричневый (сепия)

9. Гуашь белая

10. Кисти беличьи №1,3 и щетинная - №12

11. Морилка водорастворимая

12. Лак мебельный бесцветный

13. Лак для волос


Есть в природе уникальный материал, который можно резать и сшивать, склевать, раскрашивать, плести, и создавать разнообразные изделия.

Материал этот – береста. Наружная часть коры березы на­зывается берестой или берёсто. Береста — доступный и хорошо поддающийся обработке материал. Размоченная береста легко рассла­ивается на множество полупроз­рачных бело-розовых пленок и становится гибкой и прочной. Из­делия из бересты не боятся влаги. Кроме того, береста прекрасно со­четается в поделках с другими при­родными материалами.

Издавна работа с берестой зани­мала ведущее место в народном творчестве севера России. Сохра­нились предметы, относящиеся к X—XVII вв. На бересте писали, из нее делали обувь, посуду, различ­ные предметы быта. Особенно ши­роко было распространено берес­тяное ремесло на европейской тер­ритории России: в Вологодской, Новгородской и Велико-Устюгской областях. В фольклоре северных областей России сохранилось мно­жество песен и поговорок, воспе­вающих красоту и полезность это­го дерева - помощницы-березы. В старинной русской поговорке-загадке говорится:

Стоит дерево цветом зелено;

В этом дереве четыре угодья:

Первое — больным на здоровье (банный веник),

Второе — от тьмы свет (лучина),

Третье — дряхлых пеленание (крепление битой посуды),

Четвертое — людям колодец (сок березы).

Охотники и рыбаки укрывали берестой шалаши, делали спальные подстилки, в домах стояли люльки-колыбельки. Женщины создавали прекрасные веера, делали трафаре­ты узоров для рукоделия. Многие народности использовали берес­тяные ведра, туеса для хранения воды и даже кастрюли для при­готовления пищи! Ведь такая бе­рестяная кастрюля, наполненная водой и поставленная над угля­ми, — не горит!


А в Северном Китае и Корее из бересты и сегодня создают боль­шие картины и панно, используя не только различные слои бересты, текстуру и толщину, но и перья птиц, засушенные травы, мхи и ли­шайники.



ЗАГОТОВКА БЕРЕСТЫ:


1 . Заготовлять бересту лучше всего весной в мае – июне.

2. Самую крепкую и плотную бере­сту дают березы, выросшие на су­хих и каменистых почвах.

3. Для заготовки пластовой бересты на стволе березы делаются горизонтальные надрезы, для заготовки ленты-лыка — спиральные, вокруг ствола.

4. Если вам нужны большие, цельные куски, то бересту надо снимать со спиленных деревьев, диаметром не менее 20 см, по возможности выбирая места гладкие и без сучков.

.5. Вся наружная (белая) сторона коры зачищается с помощью ножа или шкурки и освобождается от грязи и росших на березе грибков и мха.

6. Внутренняя сторона освобождается от остатков пористой, коричневой коры березы и протирается влажной тряпкой.

7. Бересту для сохранности надо просушить и держать в сухом, затемненном и прохладном месте.

8. Пластовую бересту больших размеров лучше хранить под грузом, уложив пласты друг на друга.

9. Если нужно выпрямить бересту, то тонкие пласты можно просто прогладить утюгом.











ЭТАПЫ РАБОТЫ:


Бересту очистить от верхних слоев (3-4 слоя) до ровной поверхности при помощи безопасного лезвия


Бересту приклеить на картон-основу клеем «Момент» и положить под пресс на 2-3 часа

Рамку тонировать морилкой водорастворимой щетинной костью, дать просохнуть 20 минут

Покрыть рамку лаком и оставить до высыхания на 30 минут





Вклеить готовую для работы бересту в рамку клеем «Момент»

Перевести на кальку готовый рисунок

При помощи цирровки перевести на бересту рисунок с кальки



Белой гуашью заполнить пространство архитектурных элементов: стены, барабан и стволы берез




Затонировать коричневой акварелью купола, главки, крыши архитектурных сооружений и кроны деревьев

Блики на куполах оставить не затонированными




Теневые стороны стен и барабанов затонировать акварелью черного цвета с растяжкой

Окна зданий затонировать плотно черным цветом


Гуашью белого цвета выделить отдельные архитектурные элементы: решетки на окнах

На куполах прорисовать рисунок кровли акварелью черного цвета




Дорисовать элементы пейзажа

Закрепить рисунок лаком для волос












Оформите картиной интерьер комнаты




ЛИТЕРАТУРА:


Основы художественного ремесла.


Поделки из природных материалов.


Москва. «АСТ-ПРЕС».1999


Интернет

http://www.patlah.ru «Энциклопедия Технологий и Методик»


http://www.umelyeruchki.ru\podelky\priroda-podelki