СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработкапо биологии в помощь учащимся, сдающим ЕГЭ. «Задачи по генетике » для 11 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

задачи по генетике для подготовки к ЕГЭ НА ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработкапо биологии в помощь учащимся, сдающим ЕГЭ. «Задачи по генетике » для 11 класса»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение лицей №4

г.Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.

















Методическая разработка по биологии в помощь учащимся, сдающим ЕГЭ.

«Задачи по генетике » для 11 класса















Автор: Трушина Зинаида Афанасьевна

учитель биологии высшей квалификационной категории





2016

I. Задачи на моногибридное скрещивание (полное и неполное доминирование)

1. У кроликов серая окраска шерсти доминирует над черной. Гомозиготную серую крольчиху скрестили с черным кроликом. Определите фенотипы и генотипы крольчат?
2. У морских свинок черная окраска шерсти доминирует над белой. Скрестили двух гетерозиготных самца и самку. Какими будут гибриды первого поколения? Какой закон проявляется в данном наследовании?
3. При скрещивании двух белых тыкв в первом поколении ¾ растений были белыми, а ¼ - желтыми. Каковы генотипы родителей, если белая окраска доминирует над желтой? 4. Черная корова Ночка принесла красного теленка. У красной коровы Зорьки родился черный теленок. Эти коровы из одного стада, в котором один бык. Каковы генотипы всех животных? Рассмотрите разные варианты. (Ген черной окраски – доминантный.)
5. Сколько карликовых растений гороха можно ожидать при посеве 1200 семян, полученных при самоопылении высоких гетерозиготных растений гороха? (Всхожесть семян равна 80%).

6. Плоды арбуза могут иметь зеленую или полосатую окраску. Все арбузы, полученные от скрещивания растений с зелеными и полосатыми плодами, имели только зеленый цвет корки плода. Какая окраска плодов арбуза может быть в F2?

7.У львиного зева, растения с широкими листьями, при скрещивании между собой всегда дают потомство с такими же листьями, а при скрещивании узколистного растения с широколистным возникают растения с листьями промежуточной ширины. Каким будет потомство от скрещивания двух особей с листьями промежуточной ширины.

II. Задачи на дигибридное скрещивание

1. У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак (а), а синдром Марфана, сопровождающийся аномалией в развитии соединительной ткани, – как аутосомно-доминантный признак (В). Гены находятся в разных парах аутосом. Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана, а второй дигетерозиготен по данным признакам. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, вероятность рождения здорового ребенка. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

2. Скрестили низкорослые (карликовые) растения томата с ребристыми плодами и растения нормальной высоты с гладкими плодами. В потомстве были получены две фенотипические группы растений: низкорослые с гладкими плодами и нормальной высоты с гладкими плодами. При скрещивании растений томата низкорослых с ребристыми плодами с растениями, имеющими нормальную высоту стебля и ребристые плоды, все потомство имело нормальную высоту стебля и ребристые плоды. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства растений томата в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

3. При скрещивании рогатых красных коров с комолыми черными быками родились телята двух фенотипических групп: рогатые черные и комолые черные. При дальнейшем скрещивании этих же рогатых красных коров с другими комолыми черными быками в потомстве были особи комолые красные и комолые черные. Напишите схемы решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае ?

4. Плоды томатов могут иметь красный и желтый цвет, быть голыми и опушенными. Известно, что гены желтой окраски и опушенности являются рецессивными. Из собранного в колхозе урожая помидоров оказалось 36 т красных неопушенных и 12 т красных опушенных. Сколько (примерно) в колхозном урожае может быть желтых пушистых помидоров, если исходный материал был гетерозиготный?

5. При скрещивании пестрой хохлатой (В) курицы с таким же петухом было получено восемь цыплят: четыре цыпленка пестрых хохлатых, два – белых (а) хохлатых и два черных хохлатых. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства, объясните характер наследования признаков и появление особей с пестрой окраской. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

6. У мышей чёрная окраска шерсти доминирует над коричневой (а). Длинный хвост определяется доминантным геном (В) и развивается только в гомозиготном состоянии, у гетерозигот развивыается короткий хвост. Рецессивные гены, определяющие длину хвоста в гомозиготном состоянии вызывают гибель эмбрионов. Гены двух признаков не сцеплены При скрешиваиии самки мыши с черной шерстью и коротким хвостом и самца с коричневой шерстью и коротким хвостом получено следующее потомство: чёрные мыши с длинным хвостом, черные с коротким хвостом, коричневые мыши с длинным хвостом и коричневые с коротким хвостом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, соотношение фенотипов и генотипов потомства, вероятность гибели зародышей. Какой закон наследственности проявляется в данном случае? Ответ обоснуйте.
7. Скрещивали растение земляники усатые белоплодные с растениями безусыми красноплодными (В). Все гибриды получились усатые розовоплодные. При анализирующем скрещивании гибридов F1в потомстве произошло фенотипическое расщепление. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, гибридов первого поколения, а также генотипы и фенотипы потомства при анализирующем скрещивании (F2). Определите характер наследования признака окраски плода. Какие законы наследственности проявляются в данных случаях?
8.При скрещивании растений флокса с белой окраской цветков и воронковидным венчиком с растением, имеющим кремовые цветки и плоские венчики, получено 78 потомков, среди которых 38 образуют белые цветки с плоскими венчиками, а 40 – кремовые цветки с плоскими венчиками. При скрещивании флоксов с белыми цветками и воронковидными венчиками с растением, имеющим кремовые цветки и плоские венчики, получены флоксы двух фенотипических групп: белые с воронковидными венчиками и белые с плоскими венчиками. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

9. Существует два вида наследственной слепоты каждая из которых определяется рецессивными аллеями генов (a или b). Оба аллеля находятся в различных парах гомологичных хромосом. Какова вероятность рождения слепого внука в семье, в котором бабушки по материнской и отцовской линиям дигомозиготны и страдают различными видами слепоты, а оба дедушки хорошо видят (не имеют рецессивных генов). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы бабушек и дедушек, их детей и возможных внуков.



III. Задачи на наследование групп крови системы АB0

  1. У мальчика I группа, у его сестры – IV. Каковы генотипы родителей?

  2. У отца IV группа крови, у матери – I. Может ли ребенок унаследовать группу крови своей матери?

  1. В родильном доме перепутали двух детей. Первая пара родителей имеет I и II группы крови, вторая пара – II и IV. Один ребенок имеет II группу, а второй – I группу. Определите родителей обоих детей.

  2. Можно ли переливать кровь ребёнку от матери, если у неё группа крови АВ, а у отца – 00? Ответ поясните.

5. Группа крови и резус-фактор – аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена – i0, IA, IB. Аллели IAи IB доминантны по отношению к аллелю i0. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i0, вторую группу (А) определяет доминантный аллель IA, третью группу (В) определяет доминантный аллель IB, а четвертую (АВ) – два доминантных аллеля IAIB. Положительный резус-фактор R доминирует над отрицательным r. У отца третья группа крови и положительный резус (дигетерозигота), у матери вторая группа и положительный резус (дигомозигота). Определите генотипы родителей. Какую группу крови и резус-фактор могут иметь дети в этой семье, каковы их возможные генотипы и соотношение фенотипов? Состаьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

IV. Задачи на сцепленное с полом и аутосомное наследование

1. У канареек наличие хохолка – доминантный аутосомный признак (А); сцепленный с полом ген XB определяет зеленую окраску оперения, а Xb – коричневую. У птиц гомогаметный пол мужской, а гетерогаметный женский. Скрестили хохлатую зеленую самку с самцом без хохолка и зеленым оперением (гетерозигота). В потомстве оказались птенцы хохлатые зеленые, без хохолка зеленые, хохлатые коричневые и без хохолка коричневые. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, их пол. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

2. Окраска тела дрозофилы определяется аутосомным геном. Ген окраски глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол. Скрестили самку с серым телом и красными глазами с самцом с чёрным телом и белыми глазами. Всё потомство имело серое тело и красные глаза. Получившихся в F1 cамцов cкрестили с родительской самкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и самок F1, генотипы и фенотипы потмства в F2. Какя часть самок от общего числа потомков во втором скрещивании фенотипически сходна с родительской самкой? Укажите их генотипы.


3.У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол. Ответ поясните.


4. У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А- наличие меланина в клетках кожи, а- альбинизм), а гемофилии — сцеплено с полом (Хн — нормальная свёртываемость крови, Xh — гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигетерозиготной по обеим аллелям женщины и мужчины-альбиноса с нормальной свёртываемостью крови. Составьте схему решения задачи. Ответ поясните.

V. Задачи на сцепленное наследование 1. При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными зернами с растением, дающим морщинистые неокрашенные семена, в первом поколении все растения давали гладкие окрашенные зерна. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 в потомстве было четыре фенотипические группы: 1200 гладких окрашенных, 1215 морщинистых неокрашенных, 309 гладких неокрашенных, 315 морщинистых окрашенных. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родитетелй и потомства в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырех фенотипических групп во втором скрещивании.

2. При скрещивании дигетерозиготного растения кукурузы с окрашенным семенем и крахмалистым эндоспермом и растения с неокрашенным семенем и восковидным эндоспермом в потомстве получилось расщепление по фенотипу: 9 растений с окрашенным семенем и крахмалистым эндоспермом; 42 – с окрашенным семенем и восковидным эндоспермом; 44 – с неокрашенным семенем и крахмалистым эндоспермом; 10 – с неокрашенным семенем и восковидным эндоспермом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных особей, генотипы потомства. Объясните формирование четырех фенотипических групп.

3. Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?

        1. Скрестили самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями с самками с чёрным телом и укороченными крыльями. В первом поколении все особи были единообразными с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридов между собой появилось 75% особей с серым телом и нормальными крыльями и 25% с чёрным телом и укороченными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1 и F2. Объясните характер наследования признаков.

VI. Задачи на родословные

1. По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака, выделенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом. Определите генотипы потомков 1,3,4,5,6,7. Определите вероятность рождения у родителей 1,2 следующего ребёнка с признаком, выделенным на родословной чёрным цветом.


2. По изображённой на рисунке родословной определите и обоснуйте генотипы родителей, потомков, обозначенных на схеме цифрами 1,6,7. Установите вероятность рождения ребёнка с наследуемым признаком у женщины под номером 6, если в семье её супруга этот признак никогда не проявлялся.

  1. По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака, выделенного чёрным цветом. Определите генотипы родителей, потомков1,6 и объясните формирование их генотипов.

  1. По родословной, представленной на рисунке, определите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), выделенного черным цветом, генотипы родителей и детей в первом поколении. Укажите, кто из них является носителем гена, признак которого выделен черным цветом.





Задачи на взаимодействие генов

1. комплементарность

У попугаев цвет перьев определяется двумя парами генов. Сочетание двух доминантных генов определяет зеленый цвет. Рецессивные по обеим парам генов особи имеют белый цвет. Сочетание доминантного гена А и рецессивного гена b определяет желтый цвет, а сочетание рецессивного гена а с доминантным геном В – голубой цвет.

При скрещивании между собой двух зеленых особей получили попугаев всех цветов. Определите генотипы родителей и потомков.

2. эпистаз

Окрашенность шерсти кроликов (в противоположность альбинизму) определяется доминантным геном. Цвет же окраски контролируется другим геном, расположенным в другой хромосоме, причем серый цвет доминирует над черным (у кроликов-альбиносов гены цвета окраски себя не проявляют).

Какими признаками будут обладать гибридные формы, полученные от скрещивания серого кролика, рожденного от кролика-альбиноса,  с альбиносом, несущим ген черной окраски?

3. плейотропия.

Одна из пород кур отличается укороченными ногами. Признак этот доминирующий. Управляющий им ген вызывает одновременно укорочение клюва. При этом у гомозиготных цыплят клюв так мал, что они не в состоянии пробить яичную скорлупу и гибнут, не вылупившись из яйца. В инкубаторе хозяйства, разводящего только коротконогих кур, получено 3000 цыплят. Сколько среди них коротконогих?

4. полимерия

Сын белокожей женщины и чернокожего мужчины женился на белокожей женщине. Может ли быть у этой пары ребёнок темнее отца?


ОТВЕТЫ:

I. Задачи на моногибридное скрещивание (полное и неполное доминирование)

1. А- серый цвет

а- чёрный цветР: АА и аа.

F1: Аа, все серые.

2. А- чёрный цветковогоа- белый цвет

Р: Аа и Аа.

F1: АА 2Аа, аа. Закон расщепления.

3. А- белый цвет

а- жёлтый цвет

Оба родителя имеют генотип Аа.

F1 расщепление по генотипу 1аа 2Аа 1 аа

4.Ночка-Аа, её телёнок- аа. Зорька- аа, её телёнок- Аа, бык- Аа.

5. А- высокие

а-карликовые

Р А,а * Аа

F1 1АА 2Аа 1аа

1200: 4=300

300*80:100=240.

240 карликовых растений.

6.А- зелёный цвет

а- полосатый цвет

Р АА*аа

F1 Аа

Раа*Аа

F2 1АА 2Аа 1аа

F2- расщепление 3 зелёные:1полосатые

7. А- широкие лисстья

а- узкие листья

Аа- промежуточная ширина листьев

Р аа * Аа

F1 : расщепление по фенотипу:1- широкие листья,2-промежуточнач ширина листа,1- узкие листья.

По генотипу: АА 2Аа аа

II. Задачи на дигибридное скрещивание

1. А – норма, а – глаукома.
B – синдром Марфана, b – норма.
Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана: aabb. Второй супруг дигетерозиготен: AaBb.

P

aabb

x

AaBb



G

ab


AB






Ab






aB






ab



F1

AaBb


Aabb

aaBb

aabb


норма.
синдром


норма
норма

глаукома
синдром

глаукома
норма

Вероятность рождения здорового ребенка (норма/норма) = 1/4 (25%). В данном случае проявляется третий закон Менделя (закон независимого наследования).

  1. А- норма

а- карликовость

В- гладкие

в-ребристые
первое скрещивание- Р: aabb и AaBB, получили F1- aaBb и AaBb
второе- Р: aabb и AAbb, получили F1 - Aabb.

3.

4.Р-АаВв и аавв.F1: 9 кр.гол.. 3 кр. Оп., 3 ж.гол., 1 ж. оп.4 тонны ж. оп.

5. В данном случае проявляется промежуточное наследование окраски. АА- черные, Аа- пестрые, аа - белые. родители и курица и петух имеют генотипы АаВВ. И гаметы образуют одинаковые: АВ, аВ . при их слиянии происходит образование генотипов -ААВВ -черные хохлатые, АаВВ- пестрые хохлатые, ааВВ - белые хохлатые. соотношение -1/2/1.

  1. ген цвета:
    А - черный
    а- коричневый
    ген длины хвоста:
    В- длинный
    в- короткий
    вв - леталь
    Вв - укороченный
    Решение:
    1) АаВв х ааВв
    черная, укороченная х коричневой, укороченной
    гаметы - АВ, Ав, аВ, ав аВ ав

АаВВ АаВв ааВВ ааВв АаВв Аавв ааВв аавв
ч. д. ч. у. к. д. к у. ч. у леталь к. у леталь
черных с джлинным хвостом - 1/8
черных с укороченным - 2/8
коричневых с длинным хвостом - 1/8
коричневых с укороченным - 2/
леталь — 2/8. Закон независимого наследования

7. А- усатые

а- безусые

В- красные

Вв- розовые

1) первое скрещивание:

Р ААвв * ааВВ

ус. бел. б/ус. кр.

G Ав аВ

F1 АаВв

ус. роз.

2) анализирующее скрещивание:

АаВв * аавв

G АВ Ав аВ ав ав

F2 АаВb - усатые розовоплодные; Aabb - усатые белоплодные;

ааВb - безусые розовоплодные; aabb - безусые белоплодные;

3) характер наследования признака окраски плода - неполное доминирование. В первом скрещивании - закон единообразия гибридов, во втором (анализирующем) - независимого наследования признаков.

8. А - плоские венчики,

а - воронковидные венчики.

В - белые цветы,

b - кремовые цветы

первое скрещивание:

Р ааВв х Аавв

G аВ ав Ав ав

F1 АаВb аавв

второе скрещивание:

Р ааВВ х Аавв

G аВ Ав ав

F1 АаВb ааВв
В данном случае проявляется третий закон Меделя – закон независимого наследования.

9. А - норма, а - слепота №1.

В - норма, b - слепота №2.
Бабушка по материнской линии AAbb, бабушка по отцовской- aaBB. Дедушки- AABB.

P

ААbb

x

AABB

G

Аb


AB

F1

AАBb




норма



 

P

aaBB

x

AABB

G

aB


AB

F1

AaBB




норма





F1

AABb

x

AaBB



G

AB


AB




Ab


aB



F2

AABB


AaBB

AABb

AaBb


норма


норма

норма

норма

Вероятность рождения слепого внука 0%

  1. Задачи на наследование групп крови системы АB0

1. Мальчик-j0j0. Сестра- JАJВ

Р JАj0 и JАJВ

2. Отец- JАJВ

Мать-j0j0.

Нет, т.к. у детей может быть либо 2-я либо 3-я группы крови.

3. первая пара родителей:
P: j0j0 x JАj0 или j0j0 x JAJА
G: j0 JA, j0 j0 JA
F: JAj0 (2 гр) , j0j0 (1гр.) или JAj0 (2 гр)
вторая пара родителей
Р: JAJA x JAJB или JAj0 x JAJB
G: JA; JA, JB J Aj0 JA, JB
F: JAJA(2) JAJB(4) JAJA(2) JAJB(4) JA j0(2) Jвj0(3 гр.)
У первой пары родителей, сын имеет 1 гр. и ген 0 он получил от обоих родителей. Вторая пара- родители мальчика с о 2-ой группой крови.
Эту задачу можно решить устно, потому что ребенок с 1 гр. крови не может родиться у пары, в которой есть человек с 4 группой крови
4. Нельзя, т.к. у детей возможны группы крови: А0(II) или В0 (III), поэтому кровь четвёртой группы, которую имеет мать переливать нельзя.

5. Отец-дигетерозигота IBi0Rr, мать-дигомозигота IAIАRR.

P

IBi0Rr

x

IAIАRR


G

IBR


IAR


IBr




i0R




i0r




F1

IAIBRR

IAIBRr

IAi0RR

IAi0Rr

 

IV группа
резус +

IV группа
резус +

II группа
резус +

II группа
резус +

Дети в этой семье могут иметь IV или II группу крови, все резус-положительные. Доля детей с IV группой крови составляет 2/4 (50%). Проявляется закон независимого наследования (третий закон Менделя).

IV. Задачи на сцепленное с полом и аутосомное наследование

1. А – наличие хохолка, а – нет хохолка.
XB – зеленое оперение, Xb – коричневое оперение.
А_XBY-хохлатая зеленая самка
ааXBXb- самец без хохолка с зеленым оперение (гетерозигота)
Среди потомства были птенцы без хохолка- аа. Они получили один ген а от матери, один от отца. Следовательно, у матери должен быть ген а, следовательно, мать Аа.
P АаXВY x ааXBXb


AXВ

аXВ

AY

aY

aXB

AaXВXВ
самец

aaXВXВ
самец

AaXBY
самка

aaXBY
самка

aXb

AaXВXb
самец

aaXВXb
самец

AaXbY
самка

aaXbY
самка

В данном случае проявился закон независимого наследования (третий закон Менделя) и сцепленное с полом наследование.

2. А- серое тело

а- чёрное тело

ХВ красные глаза

Хв- белые глаза

Р1 ААХВХВ * ааХвY
серые тело черное тело
кр.глаза белые гл.

G АХВ аХв аY
F1 AaХBХb АаХВY
Р2 AАХBХВ * AaХВY

G АХВ АХВ аХВ АY аY

F2 AАХBХВ AаХBХВ AАХВY AаХBY
F2 все потомки имеют серое тело и красные глаза.

Соотношение по полу-50% : 50:%

3. А – карие глаза,

а – голубые глаза.
XD – нормальное зрение,

Xd – дальтонизм.

А_XDX_ кареглазая женщина с нормальным зрением
ааXdY- отец женщины, он мог отдать дочери только аXd, следовательно, кареглазая женщина- АаXDXd.
АаXDY.- муж женщины

Р АаXDXd  х ааXDY

G АХD АХd аХD ахd аХD аY

F1 ААХDХD АаХD Хd ааХDХD ааХDХd ААХDY Аа Хd Y ааХDХY ааХdY

Вероятность рождения ребенка-дальтоника с карими глазами составляет 1/8, (12,5%), это мальчик.

4. А - норма, а - альбинизм.
ХН - норма, Хh - гемофилия.
Женщина АаХНХh, мужчина ааХHY

G АХH АХh аХH аХh аХH аY

F1 AaХHХH АаХHY AaХHХh АаХhY ааХHХH ааХHY ааХHХh ааXhY

к.н. к.н. к.н. к.г. г.н. г.н. г.н. г..г.

Расщепление по цвету глаз- 1:1 по свёртываемости крови- все дочери здоровы, мальчики- 1:1.

V. Задачи на сцепленное наследование

1. А - гладкие зерна,

а - морщинистые зерна.
B - окрашенные зерна,

b - неокрашенные зерна.

Р ААВВ х аавв

G АВ ав

F1 АаВв

Поскольку в первом поколении получилось единообразие (первый закон Менделя), следовательно, скрещивали гомозиготы, в F1 получилась дигетерозигота, несущая доминантные признаки.

Анализирующее скрещивание:

 

 

AB

ab

x

ab

ab

 

 

 

G

нормальные гаметы
со сцеплением, много

AB

 

ab

 

 

 

ab

 

 

 

 

 

рекомбинантные гаметы
с нарушенным
сцеплением, мало

Ab

 

 

 

 

 

aB

 

 

 

 

 

F2

 

AB

ab

 

ab

ab

 

Ab

ab

aB

ab

 

 

гладкие
окрашенные,
много (1200)

 

морщинист.
неокрашен.,
много (1215)

 

гладкие
неокрашен.,
мало (309)

морщинист.
окрашен.,
мало (315)

Поскольку во втором поколении получилось неравная численность фенотипических групп, следовательно, имело место сцепленное наследование. Те фенотипические группы, которые представлены в большом количестве- не кроссоверы, а группы, представленные в малом количестве – кроссоверы, образованные из рекомбинантных гамет, сцепление в которых было нарушено из-за кроссинговера в мейозе.

2. А- окрашенное семя а- не окрашенное семя В- крахмалистый эндосперм b- восковидный эндосперм Р АаВв х аавв G АВ Ав а В ав F1 9- АаВв- окр. семя, крахм. эндосперм 42- Аавв- окр. семя, воск. эндосперм 44- ааВв- неокрашенное семя, крахмалистый эндосперм 10- аавв- неокрашенное семя восковидный эндосперм  Присутствие в потомстве двух групп (42 – с окрашенным восковидным эндоспермом; 44 – с неокрашенным восковидным эндоспермом) примерно в равных долях – результат сцепленного наследования аллелей А и в, а и В между собой. Две другие фенотипические группы образуются в результате кроссинговера.
  1. А - гладкие семена,

а - морщинистые семена
B - наличие усиков,

b - без усиков

P

AB

ab

x

ab

ab

G

AB

 

ab

ab

 

 

F1

AB

ab

x

ab

ab

 

гладкие
семена,
усы

 

морщинист. 
семена,
без усов

 

50%

:

50%


Если кроссинговер не происходит, то у дигетерозиготного родителя образуется только два вида гамет (полное сцепление).

  1. А- серое тело
а- чёрное тело В- нормальные крылья в- укороченные крылья Р АаВв x аавв

F1 АаВв все серые с нормальными крыльями. Закон единообразия)

Р АаВв x АаВв

Т.К. нет ожидаемого Менделевского расщепления, значит, произошёл кроссинговер:


сцеплены

АВ АВ ав ав
F2 ААВВ АаВв АаВв аавв

75% с.н. 25%