Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение лицей №4
г.Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.
Методическая разработка по биологии в помощь учащимся, сдающим ЕГЭ.
«Задачи по генетике » для 11 класса
Автор: Трушина Зинаида Афанасьевна
учитель биологии высшей квалификационной категории
2016
I. Задачи на моногибридное скрещивание (полное и неполное доминирование)
1. У кроликов серая окраска шерсти доминирует над черной. Гомозиготную серую крольчиху скрестили с черным кроликом. Определите фенотипы и генотипы крольчат?
2. У морских свинок черная окраска шерсти доминирует над белой. Скрестили двух гетерозиготных самца и самку. Какими будут гибриды первого поколения? Какой закон проявляется в данном наследовании?
3. При скрещивании двух белых тыкв в первом поколении ¾ растений были белыми, а ¼ - желтыми. Каковы генотипы родителей, если белая окраска доминирует над желтой?

4. Черная корова Ночка принесла красного теленка. У красной коровы Зорьки родился черный теленок. Эти коровы из одного стада, в котором один бык. Каковы генотипы всех животных? Рассмотрите разные варианты. (
Ген черной окраски – доминантный.)
5. Сколько карликовых растений гороха можно ожидать при посеве 1200 семян, полученных при самоопылении высоких гетерозиготных растений гороха? (Всхожесть семян равна 80%).
6. Плоды арбуза могут иметь зеленую или полосатую окраску. Все арбузы, полученные от скрещивания растений с зелеными и полосатыми плодами, имели только зеленый цвет корки плода. Какая окраска плодов арбуза может быть в F2?
7.У львиного зева, растения с широкими листьями, при скрещивании между собой всегда дают потомство с такими же листьями, а при скрещивании узколистного растения с широколистным возникают растения с листьями промежуточной ширины. Каким будет потомство от скрещивания двух особей с листьями промежуточной ширины.
II. Задачи на дигибридное скрещивание 1. У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак (а), а синдром Марфана, сопровождающийся аномалией в развитии соединительной ткани, – как аутосомно-доминантный признак (В). Гены находятся в разных парах аутосом. Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана, а второй дигетерозиготен по данным признакам. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, вероятность рождения здорового ребенка. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
2. Скрестили низкорослые (карликовые) растения томата с ребристыми плодами и растения нормальной высоты с гладкими плодами. В потомстве были получены две фенотипические группы растений: низкорослые с гладкими плодами и нормальной высоты с гладкими плодами. При скрещивании растений томата низкорослых с ребристыми плодами с растениями, имеющими нормальную высоту стебля и ребристые плоды, все потомство имело нормальную высоту стебля и ребристые плоды. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства растений томата в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
3. При скрещивании рогатых красных коров с комолыми черными быками родились телята двух фенотипических групп: рогатые черные и комолые черные. При дальнейшем скрещивании этих же рогатых красных коров с другими комолыми черными быками в потомстве были особи комолые красные и комолые черные. Напишите схемы решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае ?

4. Плоды томатов могут иметь красный и желтый цвет, быть голыми и опушенными. Известно, что гены желтой окраски и опушенности являются рецессивными. Из собранного в колхозе урожая помидоров оказалось 36 т красных неопушенных и 12 т красных опушенных. Сколько (примерно) в колхозном урожае может быть желтых пушистых помидоров, если исходный материал был гетерозиготный?
5. При скрещивании пестрой хохлатой (В) курицы с таким же петухом было получено восемь цыплят: четыре цыпленка пестрых хохлатых, два – белых (а) хохлатых и два черных хохлатых. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства, объясните характер наследования признаков и появление особей с пестрой окраской. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
6. У мышей чёрная окраска шерсти доминирует над коричневой (а). Длинный хвост определяется доминантным геном (В) и развивается только в гомозиготном состоянии, у гетерозигот развивыается короткий хвост. Рецессивные гены, определяющие длину хвоста в гомозиготном состоянии вызывают гибель эмбрионов. Гены двух признаков не сцеплены При скрешиваиии самки мыши с черной шерстью и коротким хвостом и самца с коричневой шерстью и коротким хвостом получено следующее потомство: чёрные мыши с длинным хвостом, черные с коротким хвостом, коричневые мыши с длинным хвостом и коричневые с коротким хвостом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, соотношение фенотипов и генотипов потомства, вероятность гибели зародышей. Какой закон наследственности проявляется в данном случае? Ответ обоснуйте.
7. Скрещивали растение земляники усатые белоплодные с растениями безусыми красноплодными (В). Все гибриды получились усатые розовоплодные. При анализирующем скрещивании гибридов F
1в потомстве произошло фенотипическое расщепление. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, гибридов первого поколения, а также генотипы и фенотипы потомства при анализирующем скрещивании (F
2). Определите характер наследования признака окраски плода. Какие законы наследственности проявляются в данных случаях?
8.При скрещивании растений флокса с белой окраской цветков и воронковидным венчиком с растением, имеющим кремовые цветки и плоские венчики, получено 78 потомков, среди которых 38 образуют белые цветки с плоскими венчиками, а 40 – кремовые цветки с плоскими венчиками. При скрещивании флоксов с белыми цветками и воронковидными венчиками с растением, имеющим кремовые цветки и плоские венчики, получены флоксы двух фенотипических групп: белые с воронковидными венчиками и белые с плоскими венчиками. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
9. Существует два вида наследственной слепоты каждая из которых определяется рецессивными аллеями генов (a или b). Оба аллеля находятся в различных парах гомологичных хромосом. Какова вероятность рождения слепого внука в семье, в котором бабушки по материнской и отцовской линиям дигомозиготны и страдают различными видами слепоты, а оба дедушки хорошо видят (не имеют рецессивных генов). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы бабушек и дедушек, их детей и возможных внуков.
III. Задачи на наследование групп крови системы АB0
У мальчика I группа, у его сестры – IV. Каковы генотипы родителей?
У отца IV группа крови, у матери – I. Может ли ребенок унаследовать группу крови своей матери?
В родильном доме перепутали двух детей. Первая пара родителей имеет I и II группы крови, вторая пара – II и IV. Один ребенок имеет II группу, а второй – I группу. Определите родителей обоих детей.
Можно ли переливать кровь ребёнку от матери, если у неё группа крови АВ, а у отца – 00? Ответ поясните.
5. Группа крови и резус-фактор – аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена – i0, IA, IB. Аллели IAи IB доминантны по отношению к аллелю i0. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i0, вторую группу (А) определяет доминантный аллель IA, третью группу (В) определяет доминантный аллель IB, а четвертую (АВ) – два доминантных аллеля IAIB. Положительный резус-фактор R доминирует над отрицательным r. У отца третья группа крови и положительный резус (дигетерозигота), у матери вторая группа и положительный резус (дигомозигота). Определите генотипы родителей. Какую группу крови и резус-фактор могут иметь дети в этой семье, каковы их возможные генотипы и соотношение фенотипов? Состаьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
IV. Задачи на сцепленное с полом и аутосомное наследование
1. У канареек наличие хохолка – доминантный аутосомный признак (А); сцепленный с полом ген XB определяет зеленую окраску оперения, а Xb – коричневую. У птиц гомогаметный пол мужской, а гетерогаметный женский. Скрестили хохлатую зеленую самку с самцом без хохолка и зеленым оперением (гетерозигота). В потомстве оказались птенцы хохлатые зеленые, без хохолка зеленые, хохлатые коричневые и без хохолка коричневые. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, их пол. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
2. Окраска тела дрозофилы определяется аутосомным геном. Ген окраски глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол. Скрестили самку с серым телом и красными глазами с самцом с чёрным телом и белыми глазами. Всё потомство имело серое тело и красные глаза. Получившихся в F1 cамцов cкрестили с родительской самкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и самок F1, генотипы и фенотипы потмства в F2. Какя часть самок от общего числа потомков во втором скрещивании фенотипически сходна с родительской самкой? Укажите их генотипы.
3.У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол. Ответ поясните.
4. У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А- наличие меланина в клетках кожи, а- альбинизм), а гемофилии — сцеплено с полом (Хн — нормальная свёртываемость крови, Xh — гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигетерозиготной по обеим аллелям женщины и мужчины-альбиноса с нормальной свёртываемостью крови. Составьте схему решения задачи. Ответ поясните.
V. Задачи на сцепленное наследование 1. При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными зернами с растением, дающим морщинистые неокрашенные семена, в первом поколении все растения давали гладкие окрашенные зерна. При анализирующем скрещивании гибридов из F
1 в потомстве было четыре фенотипические группы: 1200 гладких окрашенных, 1215 морщинистых неокрашенных, 309 гладких неокрашенных, 315 морщинистых окрашенных. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родитетелй и потомства в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырех фенотипических групп во втором скрещивании.
2. При скрещивании дигетерозиготного растения кукурузы с окрашенным семенем и крахмалистым эндоспермом и растения с неокрашенным семенем и восковидным эндоспермом в потомстве получилось расщепление по фенотипу: 9 растений с окрашенным семенем и крахмалистым эндоспермом; 42 – с окрашенным семенем и восковидным эндоспермом; 44 – с неокрашенным семенем и крахмалистым эндоспермом; 10 – с неокрашенным семенем и восковидным эндоспермом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных особей, генотипы потомства. Объясните формирование четырех фенотипических групп.
3. Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?
Скрестили самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями с самками с чёрным телом и укороченными крыльями. В первом поколении все особи были единообразными с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридов между собой появилось 75% особей с серым телом и нормальными крыльями и 25% с чёрным телом и укороченными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1 и F2. Объясните характер наследования признаков.
VI. Задачи на родословные
1. По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака, выделенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом. Определите генотипы потомков 1,3,4,5,6,7. Определите вероятность рождения у родителей 1,2 следующего ребёнка с признаком, выделенным на родословной чёрным цветом.
2. По изображённой на рисунке родословной определите и обоснуйте генотипы родителей, потомков, обозначенных на схеме цифрами 1,6,7. Установите вероятность рождения ребёнка с наследуемым признаком у женщины под номером 6, если в семье её супруга этот признак никогда не проявлялся.

По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака, выделенного чёрным цветом. Определите генотипы родителей, потомков1,6 и объясните формирование их генотипов.

По родословной, представленной на рисунке, определите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), выделенного черным цветом, генотипы родителей и детей в первом поколении. Укажите, кто из них является носителем гена, признак которого выделен черным цветом.

Задачи на взаимодействие генов
1. комплементарность
У попугаев цвет перьев определяется двумя парами генов. Сочетание двух доминантных генов определяет зеленый цвет. Рецессивные по обеим парам генов особи имеют белый цвет. Сочетание доминантного гена А и рецессивного гена b определяет желтый цвет, а сочетание рецессивного гена а с доминантным геном В – голубой цвет.
При скрещивании между собой двух зеленых особей получили попугаев всех цветов. Определите генотипы родителей и потомков.
2. эпистаз
Окрашенность шерсти кроликов (в противоположность альбинизму) определяется доминантным геном. Цвет же окраски контролируется другим геном, расположенным в другой хромосоме, причем серый цвет доминирует над черным (у кроликов-альбиносов гены цвета окраски себя не проявляют).
Какими признаками будут обладать гибридные формы, полученные от скрещивания серого кролика, рожденного от кролика-альбиноса, с альбиносом, несущим ген черной окраски?
3. плейотропия.
Одна из пород кур отличается укороченными ногами. Признак этот доминирующий. Управляющий им ген вызывает одновременно укорочение клюва. При этом у гомозиготных цыплят клюв так мал, что они не в состоянии пробить яичную скорлупу и гибнут, не вылупившись из яйца. В инкубаторе хозяйства, разводящего только коротконогих кур, получено 3000 цыплят. Сколько среди них коротконогих?
4. полимерия
Сын белокожей женщины и чернокожего мужчины женился на белокожей женщине. Может ли быть у этой пары ребёнок темнее отца?
ОТВЕТЫ:
I. Задачи на моногибридное скрещивание (полное и неполное доминирование)
1. А- серый цвет
а- чёрный цветР: АА и аа.
F1: Аа, все серые.
2. А- чёрный цветковогоа- белый цвет
Р: Аа и Аа.
F1: АА 2Аа, аа. Закон расщепления.
3. А- белый цвет
а- жёлтый цвет
Оба родителя имеют генотип Аа.
F1 расщепление по генотипу 1аа 2Аа 1 аа
4.Ночка-Аа, её телёнок- аа. Зорька- аа, её телёнок- Аа, бык- Аа.
5. А- высокие
а-карликовые
Р А,а * Аа
F1 1АА 2Аа 1аа
1200: 4=300
300*80:100=240.
240 карликовых растений.
6.А- зелёный цвет
а- полосатый цвет
Р АА*аа
F1 Аа
Раа*Аа
F2 1АА 2Аа 1аа
F2- расщепление 3 зелёные:1полосатые
7. А- широкие лисстья
а- узкие листья
Аа- промежуточная ширина листьев
Р аа * Аа
F1 : расщепление по фенотипу:1- широкие листья,2-промежуточнач ширина листа,1- узкие листья.
По генотипу: АА 2Аа аа
II. Задачи на дигибридное скрещивание 1. А – норма, а – глаукома.
B – синдром Марфана, b – норма.
Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана: aabb. Второй супруг дигетерозиготен: AaBb.
P | aabb | x | AaBb | | |
G | ab | | AB | | |
| | | Ab | | |
| | | aB | | |
| | | ab | | |
F1 | AaBb | | Aabb | aaBb | aabb |
| норма. синдром | | норма норма | глаукома синдром | глаукома норма |
Вероятность рождения здорового ребенка (норма/норма) = 1/4 (25%). В данном случае проявляется третий закон Менделя (закон независимого наследования).
А- норма
а- карликовость
В- гладкие
в-ребристые
первое скрещивание- Р: aabb и AaBB, получили F1- aaBb и AaBb
второе- Р: aabb и AAbb, получили F1 - Aabb.
3.
4.Р-АаВв и аавв.F1: 9 кр.гол.. 3 кр. Оп., 3 ж.гол., 1 ж. оп.4 тонны ж. оп.
5. В данном случае проявляется промежуточное наследование окраски. АА- черные, Аа- пестрые, аа - белые. родители и курица и петух имеют генотипы АаВВ. И гаметы образуют одинаковые: АВ, аВ . при их слиянии происходит образование генотипов -ААВВ -черные хохлатые, АаВВ- пестрые хохлатые, ааВВ - белые хохлатые. соотношение -1/2/1.
ген цвета:
А - черный
а- коричневый
ген длины хвоста:
В- длинный
в- короткий
вв - леталь
Вв - укороченный
Решение:
1) АаВв х ааВв
черная, укороченная х коричневой, укороченной
гаметы - АВ, Ав, аВ, ав аВ ав
АаВВ АаВв ааВВ ааВв АаВв Аавв ааВв аавв
ч. д. ч. у. к. д. к у. ч. у леталь к. у леталь
черных с джлинным хвостом - 1/8
черных с укороченным - 2/8
коричневых с длинным хвостом - 1/8
коричневых с укороченным - 2/
леталь — 2/8. Закон независимого наследования
7. А- усатые
а- безусые
В- красные
Вв- розовые
1) первое скрещивание:
Р ААвв * ааВВ
ус. бел. б/ус. кр.
G Ав аВ
F1 АаВв
ус. роз.
2) анализирующее скрещивание:
АаВв * аавв
G АВ Ав аВ ав ав
F2 АаВb - усатые розовоплодные; Aabb - усатые белоплодные;
ааВb - безусые розовоплодные; aabb - безусые белоплодные;
3) характер наследования признака окраски плода - неполное доминирование. В первом скрещивании - закон единообразия гибридов, во втором (анализирующем) - независимого наследования признаков.
8. А - плоские венчики,
а - воронковидные венчики.
В - белые цветы,
b - кремовые цветы
первое скрещивание:
Р ааВв х Аавв
G аВ ав Ав ав
F1 АаВb аавв
второе скрещивание:
Р ааВВ х Аавв
G аВ Ав ав
F1 АаВb ааВв
В данном случае проявляется третий закон Меделя – закон независимого наследования.
9. А - норма, а - слепота №1.
В - норма, b - слепота №2.
Бабушка по материнской линии AAbb, бабушка по отцовской- aaBB. Дедушки- AABB.
| P | ААbb | x | AABB | G | Аb | | AB | F1 | AАBb | | | | норма | | | P | aaBB | x | AABB | G | aB | | AB | F1 | AaBB | | | | норма | | | | |
F1 | AABb | x | AaBB | | |
G | AB | | AB | | |
| Ab | | aB | | |
F2 | AABB | | AaBB | AABb | AaBb |
| норма | | норма | норма | норма |
Вероятность рождения слепого внука 0%
Задачи на наследование групп крови системы АB0
1. Мальчик-j0j0. Сестра- JАJВ
Р JАj0 и JАJВ
2. Отец- JАJВ
Мать-j0j0.
Нет, т.к. у детей может быть либо 2-я либо 3-я группы крови.
3. первая пара родителей:
P: j0j0 x JАj0 или j0j0 x JAJА
G: j0 JA, j0 j0 JA
F: JAj0 (2 гр) , j0j0 (1гр.) или JAj0 (2 гр)
вторая пара родителей
Р: JAJA x JAJB или JAj0 x JAJB
G: JA; JA, JB J Aj0 JA, JB
F: JAJA(2) JAJB(4) JAJA(2) JAJB(4) JA j0(2) Jвj0(3 гр.)
У первой пары родителей, сын имеет 1 гр. и ген 0 он получил от обоих родителей. Вторая пара- родители мальчика с о 2-ой группой крови.
Эту задачу можно решить устно, потому что ребенок с 1 гр. крови не может родиться у пары, в которой есть человек с 4 группой крови
4. Нельзя, т.к. у детей возможны группы крови: А0(II) или В0 (III), поэтому кровь четвёртой группы, которую имеет мать переливать нельзя.
5. Отец-дигетерозигота IBi0Rr, мать-дигомозигота IAIАRR.
P | IBi0Rr | x | IAIАRR | |
G | IBR | | IAR | |
IBr | | | |
i0R | | | |
i0r | | | |
F1 | IAIBRR | IAIBRr | IAi0RR | IAi0Rr |
| IV группа резус + | IV группа резус + | II группа резус + | II группа резус + |
Дети в этой семье могут иметь IV или II группу крови, все резус-положительные. Доля детей с IV группой крови составляет 2/4 (50%). Проявляется закон независимого наследования (третий закон Менделя).
IV. Задачи на сцепленное с полом и аутосомное наследование
1. А – наличие хохолка, а – нет хохолка.
XB – зеленое оперение, Xb – коричневое оперение.
А_XBY-хохлатая зеленая самка
ааXBXb- самец без хохолка с зеленым оперение (гетерозигота)
Среди потомства были птенцы без хохолка- аа. Они получили один ген а от матери, один от отца. Следовательно, у матери должен быть ген а, следовательно, мать Аа.
P АаXВY x ааXBXb
| AXВ | аXВ | AY | aY |
aXB | AaXВXВ самец | aaXВXВ самец | AaXBY самка | aaXBY самка |
aXb | AaXВXb самец | aaXВXb самец | AaXbY самка | aaXbY самка |
В данном случае проявился закон независимого наследования (третий закон Менделя) и сцепленное с полом наследование.
2. А- серое тело
а- чёрное тело
ХВ красные глаза
Хв- белые глаза
Р1 ААХВХВ * ааХвY
серые тело черное тело
кр.глаза белые гл.
G АХВ аХв аY
F1 AaХBХb АаХВY
Р2 AАХBХВ * AaХВY
G АХВ АХВ аХВ АY аY
F2 AАХBХВ AаХBХВ AАХВY AаХBY
F2 все потомки имеют серое тело и красные глаза.
Соотношение по полу-50% : 50:%
3. А – карие глаза,
а – голубые глаза.
XD – нормальное зрение,
Xd – дальтонизм.
А_XDX_ кареглазая женщина с нормальным зрением
ааXdY- отец женщины, он мог отдать дочери только аXd, следовательно, кареглазая женщина- АаXDXd.
АаXDY.- муж женщины
Р АаXDXd х ааXDY
G АХD АХd аХD ахd аХD аY
F1 ААХDХD АаХD Хd ааХDХD ааХDХd ААХDY Аа Хd Y ааХDХY ааХdY
Вероятность рождения ребенка-дальтоника с карими глазами составляет 1/8, (12,5%), это мальчик.
4. А - норма, а - альбинизм.
ХН - норма, Хh - гемофилия.
Женщина АаХНХh, мужчина ааХHY
G АХH АХh аХH аХh аХH аY
F1 AaХHХH АаХHY AaХHХh АаХhY ааХHХH ааХHY ааХHХh ааXhY
к.н. к.н. к.н. к.г. г.н. г.н. г.н. г..г.
Расщепление по цвету глаз- 1:1 по свёртываемости крови- все дочери здоровы, мальчики- 1:1.
V. Задачи на сцепленное наследование 1. А - гладкие зерна,
а - морщинистые зерна.
B - окрашенные зерна,
b - неокрашенные зерна.
Р ААВВ х аавв
G АВ ав
F1 АаВв
Поскольку в первом поколении получилось единообразие (первый закон Менделя), следовательно, скрещивали гомозиготы, в F1 получилась дигетерозигота, несущая доминантные признаки.
Анализирующее скрещивание:
| | AB
 ab | x | ab
 ab | | | |
G | нормальные гаметы со сцеплением, много | AB | | ab | | | |
ab | | | | | |
рекомбинантные гаметы с нарушенным сцеплением, мало | Ab | | | | | |
aB | | | | | |
F2 | | AB
 ab | | ab
 ab | | Ab
 ab | aB
 ab |
| | гладкие окрашенные, много (1200) | | морщинист. неокрашен., много (1215) | | гладкие неокрашен., мало (309) | морщинист. окрашен., мало (315) |
Поскольку во втором поколении получилось неравная численность фенотипических групп, следовательно, имело место сцепленное наследование. Те фенотипические группы, которые представлены в большом количестве- не кроссоверы, а группы, представленные в малом количестве – кроссоверы, образованные из рекомбинантных гамет, сцепление в которых было нарушено из-за кроссинговера в мейозе.
2. А- окрашенное семя а- не окрашенное семя В- крахмалистый эндосперм b- восковидный эндосперм Р АаВв х аавв G АВ Ав а В ав F1 9- АаВв- окр. семя, крахм. эндосперм 42- Аавв- окр. семя, воск. эндосперм 44- ааВв- неокрашенное семя, крахмалистый эндосперм 10- аавв- неокрашенное семя восковидный эндосперм Присутствие в потомстве двух групп (42 – с окрашенным восковидным эндоспермом; 44 – с неокрашенным восковидным эндоспермом) примерно в равных долях – результат сцепленного наследования аллелей А и в, а и В между собой. Две другие фенотипические группы образуются в результате кроссинговера.
А - гладкие семена,
а - морщинистые семена
B - наличие усиков,
b - без усиков
P | AB
 ab | x | ab
 ab |
G | AB | | ab |
ab | | |
F1 | AB
 ab | x | ab
 ab |
| гладкие семена, усы | | морщинист. семена, без усов |
| 50% | : | 50% |
Если кроссинговер не происходит, то у дигетерозиготного родителя образуется только два вида гамет (полное сцепление).
- А- серое тело
а- чёрное тело В- нормальные крылья в- укороченные крылья Р АаВв x аавв
F1 АаВв все серые с нормальными крыльями. Закон единообразия)
Р АаВв x АаВв
Т.К. нет ожидаемого Менделевского расщепления, значит, произошёл кроссинговер:
сцеплены

АВ АВ

ав ав
F
2 ААВВ АаВв АаВв аавв
75% с.н. 25%