СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая рекомендации по правовому воспитанию дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке, вы можете найти методические рекомендации  по правовому воспитанию старших дошкольников.

(Отражение основных прав ребенка в сказках для детей)

Краткий анализ первой части Конвенции ООН о правах ребенка.

Тематическое планирование занятий с детьми старшего дошкольного  возраста по правовому воспитанию.

Просмотр содержимого документа
«Методическая рекомендации по правовому воспитанию дошкольников»
















Методическая рекомендации по правовому

воспитанию старших

дошкольников


















Отражение основных

прав ребенка

в сказках для детей

Кравченко Е.А.


Методическая рекомендации по правовому воспитанию старших дошкольников.

(Отражение основных прав ребенка в сказках для детей)


Краткий анализ первой части Конвенции ООН о правах ребенка


Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок», утверждают приоритетность интересов детей и обязательство государств-участников принимать меры для свободного от дискриминации осуществления прав, закреплённых в Конвенции.
Статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, имения своего имущества, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.
Статьи 18-27 определяют обязанности государства помогать родителям и законным опекунам, а также защищать детей от жестокого обращения со стороны лиц, заботящихся о них, права детей, лишённых семейного окружения или усыновляемых, неполноценных в умственном или физическом отношении, беженцев, права детей на здравоохранение, социальное обеспечение и уровень жизни, необходимый для их развития.
Статьи 28-31 закрепляют права детей на образование, пользование родным языком и культурой, исповедование своей религии, отдых и досуг.
Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, совращения, похищения и торговли детьми.
Статьи 37-41 запрещают применять смертную казнь и пожизненное тюремное заключение без возможности освобождения за преступления, совершённые до возраста 18 лет, запрещают пытки и унизительные наказания детей, определяют права ребёнка при его обвинении в преступных деяниях или лишении свободы, а также права детей на защиту во время вооружённых конфликтов и войн. Государства обязуются принимать меры к реабилитации и социальной реинтеграции детей-жертв пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, и сохраняют за собой право защищать права ребёнка в более высокой степени, чем предусмотрено Конвенцией.
В скобках после формулировки права дан номер статьи из Конвенции ООН о правах ребенка,  закрепляющей это право.

Право на жизнь (статья 6 Конвенции):
•    Сказки: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей», «Жихарка», «Три поросенка»;
•    К.И.Чуковский «Муха-цокотуха»,  «Тараканище», «Бармалей», «Доктор Айболит»;
•Д. Н, Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»;
—  В. В. Бианки «Оранжевое горлышко»;
•Н. А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»;
— Братья Гримм «Бременские музыканты»;
•    Ш. Перро «Красная Шапочка», «Кот в сапогах»;
•    А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Право на охрану и укрепление здоровья  (статья 24 Конвенции):
•    Сказка «Петушок и бобовое зернышко»;
•    К. И. Чуковский «Доктор Айболит»;
•    Г. Б, Остер «Зарядка для хвоста.

Равноправие (недискриминация) детей  (статья 30 Конвенции):
Дж. Родари  «Чиполлино».

Право на достойный уровень жизни (статья 27 Конвенции):
•    Сказка «Крошечка-Хаврошечка»;
•    Б. С. Житков «Храбрый утенок»;
•    Дж. Родари «Чиполлино»;
•    III. Перро «Кот в сапогах», «Золушка»;
•    X. К. Андерсен «Гадкий утенок».

Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия  (статья 19 Конвенции):
•    Сказка «Крошечка-Хаврошечка»;
•    С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»;
•    Английская народная сказка «Три поросенка»;
•    Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»;
•    Ш. Перро «Красная Шапочка», «Золушка»;
•    Д. Р. Киплинг «Слоненок»;
•    X. К. Андерсен «Дюймовочка»;
•    К. И. Чуковский «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Тараканище»;
•  А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Право на свободное выражение мысли (статьи 12,13,14 Конвенции):
•    В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»;
•    Дж. Родари «Чиполлино»;
•    X. К. Андерсен «Новое платье короля».
Право на защиту ребенком своих прав и интересов (статьи 12, 16 Конвенции):
•  С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».
Право на проживание в семье (статья 7 Конвенции):
•    В. В. Бианки «Оранжевое горлышко»;
•    X. К. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка»;
Ответственность семьи за ребенка  (статья 18 Конвенции):
•    С. В. Михалков «Праздник непослушания»;
•    Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
Право на жилище (статья 16 Конвенции):
Сказки: «Теремок» («Рукавичка»), «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Коза-дереза», «Заяц, лиса и петух», «Заячьи слезы», «Жихарка», «Три медведя»;
•    С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Терем-Теремок»;
•    Английская народная сказка «Три поросенка»;
•    Дж. Родари «Чиполлино»;
•    Братья Гримм «Бременские музыканты»;
•    X. К. Андерсен «Гадкий утенок»;
Право на имя (статья 7 Конвенции):
•    X. К. Андерсен «Дюймовочка»;
•    Ш. Перро «Золушка».
Право на образование (статья 28 Конвенции)

•    А. Прейсен «Про козленка, который умел считать до десяти»;
•    Дж. Родари «Чиполлино»;
•    А. К. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Право на труд (защита от эксплуатации) (статья 32 Конвенции):
—  Сказки: «Крошечка-Хаврошечка», «Жихарка»;
•    С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»;
•    Ш. Перро «Золушка»;
Право на отдых  (статья 31 Конвенции):
•    Ш. Перро «Золушка»;
Право на защиту чести и достоинства  (статья 19 Конвенции):
—  Сказки: «Заюшкина избушка», «Коза-дереза», «Заяц, лиса и петух», «Заячьи слезы»;
•    А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;
•    К. И. Чуковский «Тараканище»;
•    X. К. Андерсен «Гадкий утенок»;
•    Д. Р. Киплинг «Слоненок».
Права детей-инвалидов   (статья 23 Конвенции):
•    Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»;
•    X. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».
Запрещение участия детей в военных действиях (статья 38 Конвенции):
•А. П. Гайдар «Сказка о Мальчише-Кибальчише».
Право на защиту от насильственного перемещения  (статья11Конвенции):
•    Сказки: «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Жихарка»;
•    С. Я. Маршак «Терем-Теремок»;
•    X. К. Андерсен «Дюймовочка»;
•    Братья Гримм «Снежная королева».



















Тематическое планирование занятий с детьми старшего дошкольного возраста по правовому воспитанию.

Тема занятия

Содержание и формы работы

1. «Что такое права человека»

Познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка, формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы, игра «Для чего этот предмет»

2. «Право на жизнь»

Познакомить детей с неотъемлемым правом каждого ребенка на жизнь; государство защищает жизнь ребенка от любых противоправных посягательств.
Чтение и работа со сказками (на выбор): «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей», «Жихарка», «Три поросенка»

3. «Право ребенка на имя, отчество и фамилию»

Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя, отчество и фамилию. Игра «Назови ласково».
Чтение и работа со сказками (на выбор): «Дюймовочка» Х. Л. Андерсен, «Золушка» Ш. Перро.

4. «Право ребенка жить и воспитываться в семье»

Формировать представление о семье как об «островке безопасности», гаранте прав ребенка. Игра «Кто, где живет».
Чтение и работа со сказками (на выбор): «Гуси  лебеди», «Гадкий утенок» Х. К. Андерсен.

5. «Право ребенка на охрану здоровья»

Формировать понимание необходимости заботится о своем здоровье, беречь его и учиться быть здоровым. Игровое упражнение «Как вызвать «скорую помощь».
Чтение и работа со сказками (на выбор): «Петушок и бобовое зернышко», «Доктор Айболит» К. И. Чуковский.

6. «Права ребенка на образование»

Довести до сознания детей необходимость и значение образования для каждого человека. Игра «Вставьте слово».
Чтение и работа со сказками (на выбор): «Приключение Буратино» А. К. Толстой, «Про козленка, Который умел считать до десяти» А. Прейсен.

7. «Право на защиту»

Довести до сознания детей, что никто не имеет права обижать, бить, оскорблять другого человека, все люди равны в своих правах.
Чтение и работа со сказками (на выбор): «Крошечка Хаврошечка», «Золушка» Ш. Перро.

8. «Право на жилье и неприкосновенность жилища»

Познакомить детей со статьей о правах ребенка, гарантирующих право на жилье и неприкосновенность жилища. Игра «Кому какой дом», Игра «Где мы были — мы не скажем, а что делали — покажем».
Чтение и работа со сказками (на выбор): «Заюшкина избушка», «Теремок». «Рукавичка», «Три поросенка».

9. «Право на свободу»

Формировать значимость свободы для человека.
Чтение  и работа со сказками (на выбор): «сказки Дж. Родари «Чиполлино», «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршак, «Серая шейка» Д. Н. Мамин-Сибиряк.

10.«Игровое занятие-развлечение», посвященное Дню защиты детей.

Закрепить знания детей о Конвенции ООН о правах ребенка, об основных правах, перечисленных в ней.


























Занятие N 1

Тема: «Что такое права человека»

Программное содержание: 
Познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка, фор­мировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы.
Оборудование и материалы: картинки, иллюстрирующие права на жизнь, на имя, на медицинское обслуживание, на жилье, на отдых, на образование, макет книги «Конвенция о правах ребенка», старые вещи для игры «Для чего. Этот предмет».
Ход занятия 
Педагог: Ребята, в помещении нашей группы в разных ме­стах спрятано что-то очень ценное, нарисованное на альбомных ли­стах. Давайте займемся поискам.
Заранее, перед приходом детей, необходимо спрятать картинки. Нашедшего картинку воспитатель просит объяснить, что на ней нарисовано. (Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все картинки.) По окончании игры картинки выста­вляются на стенде.  Педагог: На этих картинках нарисовано самое важное, что необходимо ребенку для счастливой жизни с момента рождения. Это права ребенка. Права — эта то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди.
Игра «Для чего этот предмет» 
Дети садятся в круг. По кругу пускается какой-нибудь предмет, например старая шляпа. Каждый ребенок предлагает вариант возможного применения этого предмета (домик для котенка и т.д.). Когда варианты ответов истощаются, пускается по кругу другой предмет.
Педагог: дети, в этой игре вы все использовали свое воображении, фантазию. У нас у всех есть воображение, мы с ним родились, его нельзя у нас отнять. Точно так же мы все, с момента рождения, обладаем правами человека, и они не могут быть отняты у нас. Одинаковые права принадлежат всем детям независимо от национальности, пола, возраста.
Но, к сожалению, в разных странах люди живут по-разному. Слу­чается, что взрослые обращаются с детьми жестоко, наказывают их, оскорбляют. Есть места на планете, где дети голодают, тяжело болеют. Ребенок перед лицом беды становится беззащитным. У детей мало сил и опыта, чтобы постоять за себя. Поэтому взрослые люди создали специальный документ, договор, защищающий детей, в котором записаны все права детей. Называется этот документ «Конвенция о правах ребенка».
Педагог демонстрирует детям красиво оформленный макет «Конвенции о правах ребенка». «Конвенция» — эта международный договор по специальному во­просу. Конвенция о правах ребенка — эта международный договор о защите прав всех детей.
Любой .человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права ребенка, записанные в Конвенции, и не нарушать их!
Педагог: Ребята, а что значит, не нарушать права другого че­ловека? Что для этого нужно делать? (Ответы детей.)
Итог занятия 
Воспитатель вместе с детьми делает вывод: права необходимы ре­бенку для счастливой жизни, они записаны в Конвенции о правах ребенка, никто не должен их нарушать.
Домашнее задание: Придумать совместно с родителями эмблему к макету «Конвенция о правах ребенка».














































Занятие N 2

ИГРОВОЕ  ЗАНЯТИЕ – РАЗВЛЕЧЕНИЕ, посвященное Дню защиты детей.
(проходит в празднично украшенном музыкальном зале, приглашаются родители)
Программное содержание:
• закрепить знания детей о Конвенции ООН о правах ребенка, об основных правах, перечисленных в ней;
• при помощи имеющегося материала (кубики, игрушки, муляжи цветов и т.д.) изображается «Город Счастья»: площадь, улицы, четы­ре домика.
Ход занятия:
Дети вбегают в зал и рассказывают стихотворение М.Шиманчика (перевод с польского).
Пусть, наконец, узнает каждый
И расскажет всем,  всем, всем,
Что ребёнок – тоже человек,
Только маленький совсем.
Никто не может меня оскорблять
И к плохому направлять.
Могу учить все, что меня интересует,
И имею право сам выбирать, с кем мне играть.
Никто не может меня бить, обзывать,
И каждого могу к ответу призвать.
Если папа уже не живет с нами,
Нельзя запретить мне встречаться с ним временами.
Никто не может читать моих писем без разрешения,
Имею право на собственное суждение.
Хочу, чтоб каждый признавал мои права всегда,
А если отличаюсь от других, то это не беда.
Права детей надо знать
И никогда не забывать!
 педагог: Дети, сейчас я вас приглашаю в замечательный го­род с необычным названием — «Город Счастья». Чтобы попасть в этот город, надо пройти через сказочные ворота.
Здравствуй, город Счастья, ты один на свете,
Где всем управляют маленькие дети.
Здесь всегда спокойно, солнечно, тепло,
Тому, кто живет здесь, очень повезло!
И очень рада детвора, что здесь защищают
Детские права.
Дети проходят через ворота и попадают на площадь Добра, от которой в разные стороны отходят улицы.
Все жители города трудились не зря,
Построили вместе площадь Добра.
Огромная площадь, спешите скорей,
Всем хватит здесь места для игр и затей.
Все садятся в круг, рассматривают улицы, которые берут начало от площади.
1) Улица Красивых имен.
Игра «ДИН-ДОН»
Дин-дон, дин-дон, по улице ходил слон.
Ну  а наша детвора начала игру в слова.
Раз, два, три, не зевай, имена называй.
— Как зовут цыпленка? Цып-цып-цып!
— Как зовут котенка? Кис-кис-кис!
— Как зовут щенка? Гав-гав-гав!
— Ну а как ребенка?
Дети, сидя в кругу, передают друг другу мяч и называют имена детей. Воспитатель предлагает двум детям отправиться по ули­це «Красивых имен» и узнать, кто живет в конце улицы. Дети стучатся в домик, выходит девочка «Имя».
-Здравствуйте, я — ваше «Имя». Родители дают вам меня при рождении. Назовите свои имена. Назовите имена девочек и маль­чиков.

l-й ребенок: Как славно девочек зовут.
Вот Настя — шелковый лоскут,
И Лерочка — листва лесная,
И Маша — звездочка ночная.
2-й ребенок: Как славно мальчиков зовут.
Вот Саша — пушечный салют,
И Коля — парус средь простора,
И Рома — ровный рев мотора.
педагог: Если в городе есть такая улица, значит, какое право детей соблюдается? (Право на имя.)
2) Улица Здоровья.
 педагог: Если кто-то из жителей города заболеет, то он не­пременно приходит на эту улицу. Давайте и мы отправимся к докто­ру Айболиту.
Дети проходят по улице, стучатся в домик:
Айболит: 
— Здравствуйте, дети. Что случилось, вы заболели?
Вы не будете болеть, ну а вдруг случится,
Буду горлышко вам греть, класть в носки горчицу,
К вам домой всегда приду, выпишу лекарства,
Дети не должны болеть, кашлять и сморкаться.
 педагог: Дети, какое право соблюдается на этой улице? (Право на медицинское обслуживание.)
3) Улица Защиты.
 педагог: Каждый житель города приходит на эту улицу, ког­да ему нужны помощь и защита. Послушаем, что нам хочет расска­зать Илья.
— Я свою сестренку Лиду никому не дам в обиду!
Я живу с ней очень дружно, очень я ее люблю,
А когда мне будет нужно, я и сам ее побью.
 педагог: Дети, правильно ли поступает Илья? Какое право он нарушает? ( Право на защиту, право на жизнь без насилия.)
4) Улица Знаний.
 педагог: На этой улице учатся читать, писать, решать задачи, рассказывать сказки, танцевать, лепить. А что вы умеете делать?
Знайка встречает детей, рассказывает о том, чему можно научить­ся на улице Знаний. (Танцевать и лепить, и рисовать.)
Музыкальная пауза. Дети исполняют танец.
 педагог: Быстро пролетел день, и незаметно наступила ночь.
Гаснет свет, зажигаются лампочки, опускается луна.
Дети сидит в кругу с закрытыми глазами.
Воспитатель: 
— Всем жителям города Счастья снятся только счастливые сны.
Им снятся голубое небо, синее море, прохладный зеленый лес, звон колокольчиков в утренней росе. Вот и наступило утро, взошло солнце. (Дети просыпаются, потягиваются.) 
— Ребята, а почему жителям города Счастья снятся такие прекрас­ные сны?
 педагог: Дети, вам понравилось в городе Счастья? Чтобы этот город надолго сохранился в вашей памяти, я предлагаю вам на­рисовать его символ: улыбающееся, ласковое солнце. Во все време­на люди все самое хорошее и доброе сравнивали с солнцем. В каж­дом человеке живет солнце, это то добро, которое мы дарим людям. И ничего, что вы еще маленькие, солнце в вас может быть самое большое!
Итог занятия
Дети под музыку рисуют на мольбертах улыбающиеся солнышки.
В конце занятия — выставка детских работ.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!