СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая рекомендация "Легкая атлетика"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая рекомандация содержит практические советы по развитию у студентов ловкости, гибкости, прыгучести, как подготовительной работы к сдаче нормативов ВФСК ГТО

Просмотр содержимого документа
«Методическая рекомендация "Легкая атлетика"»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ,

НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Воркутинский медицинский колледж”






В ПОМОЩЬ

ПРЕПОДАВАТЕЛЮ






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Легкая атлетика»




Автор составитель:

Илларионов Сергей Иванович







Воркута

2016


РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании Методического объединения Заместитель директора по УР

Протокол № от « » 2016 г. Л.Г. Васеленюк

Председатель МО Клименко Л.Н. « » 2016 г.






































Составитель: преподаватель Илларионов Сергей Иванович

СОДЕРЖАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ….………………………………………………………………………………………..4


  1. БЕГ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ……………………………………………………..………8


  1. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ БЕГА НА СРЕДНИЕ И ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ……………………………………………………………………….15


  1. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ЭСТАФЕТНОМУ БЕГУ.19



  1. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКУ В ДЛИНУ СПОСОБОМ « СОГНУВ НОГИ…………………………………………………………………20


  1. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКУ В ВЫСОТУ С РАЗБЕГА «ПЕРЕШАГИВАНИЕМ»………………………………………………………….…22



  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ СОРЕВНОВАНИЙ……………………………23



ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..……………………………………………………………………………….25



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……..……………………………………….….30



















ВВЕДЕНИЕ


Настоящая методическая разработка предназначена для подготовки и проведения учебных занятий по учебной дисциплине «Физическая культура», в группах 1-4 курса, по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»

Легкая атлетика занимает большое место в программе по физическому воспитанию. Объединяет таких физические упражнения, как бег, прыжки, метание (состоящие из различного вида бега, прыжков, и метаний). Бег занимает центральное место в легкой атлетике. С помощью систематической тренировки в беге можно добиться развития таких важных качеств, как быстрота и выносливость. На занятия физической культурой преподаватель формирует у учащихся знания о технике спортивных движений, способа двигательных задач. Необходимым элементом каждого занятия, на котором изучается, закрепляется и совершенствуется техника основных легкоатлетических видов, является работа над ошибками. Для студентов существуют следующие основные виды: бег на короткие дистанции(30м., 60м.,100м., 200м., и 400м.), бег на средние дистанции (от 500м. до 1000м.), бег на длинные дистанции (2000м.,3000м.) по пересеченной местности, эстафетный бег, прыжок в длину способом “согнув ноги”, в высоту способом “перешагивания”, метание гранаты.

Актуальность данной темы выбрана для проведения занятий по легкой атлетике, так как Государственный образовательный стандарт требует от выпускника медицинского колледжа владения следующими компетенциями:

  • самостоятельную индивидуальную работу (выполнение технических приемов легкоатлета).

  • принятие ответственных решений

  • способность анализировать ситуацию (тактическая подготовка)

  • и многое другое

Все эти базовые (ключевые) компетенции находят свое воплощение в занятиях по изучению раздела «Легкая атлетика» по предмету Физическая культура.



Методическая цель разработки: использование приемов коллективного способа обучения, как средства повышения физических качеств таких как быстрота, выносливость и ловкость, активности студентов при выполнении двигательных движений.

Основными задачами занятия по легкой атлетике являются:

1. укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;

2. массовое вовлечение студентов в систематические занятия легкой атлетикой и

воспитание морально-волевых качеств;

3. формирование основных двигательных навыков и качеств, необходимых для

освоения будущей специальности;

4. подготовка из числа занимающихся спортсменов-разрядников;

Выполнению задач, стоящих перед занятиями по легкой атлетике способствуют:

- систематичность и круглогодичность учебно-тренировочных занятий;

- постоянный учет состояния здоровья, физического развития студентов и их физической подготовленности;

- регулярный врачебной контроль за функциональным состоянием студентов. - занятия легкой атлетикой должны быть систематическими, методически правильными, интересными.










Освоение содержания раздела «Легкая атлетика» обеспечивает достижение студентами следующих УУД:

личностных:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

  • сформированность устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и обучению, целенаправленному личностному совершенствованию двигательной активности с валеологической и профессиональной направленностью, неприятию вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

  • приобретение личного опыта творческого использования профессионально- оздоровительных средств и методов двигательной активности;

  • способность использования системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции, в спортивной, оздоровительной и физкультурной деятельности;

  • формирование навыков сотрудничества со сверстниками, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно- оздоровительной деятельностью;

  • патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной;

  • готовность к служению Отечеству, его защите.

метапредметных:

  • способность использовать межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) в познавательной, спортивной, физкультурной, оздоровительной и социальной практике;

  • готовность учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками с использованием специальных средств и методов двигательной активности;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию по физической культуре, получаемую из различных источников;

  • формирование навыков участия в различных видах соревновательной деятельности, моделирующих профессиональную подготовку; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, норм информационной безопасности.

предметных:

  • умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;

  • владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;

  • владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности, готовность к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).




  1. БЕГ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ

Бег на короткие дистанции по интенсивности нервно-мышечного напряжения и кратковременности работы является типичным упражнением на быстроту. Правильная техника бега характеризуется мощным задним толчком, эффективным углом выноса маховой ноги и отсутствием тормозных усилий при постановке ее на опору несколько впереди линии общего центра тяжести тела. При этом туловище принимает прямое или несколько наклонное положение, а руки совершают быстрые и экономные движения. Все указанное выше позволяет бегуну преодолевать дистанцию свободно и непринужденно на высокой скорости. На уроках легкой атлетики с техникой бега связаны и другие двигательные действия – прыжки в длину и в высоту с разбега, метание гранаты с разбега, подвижные игры и эстафеты. Поэтому в первую очередь необходимо решать задачи обучения технике бега.

1.1  Методическая последовательность обучения технике низкого старта.

1.Старты из разных положений (из упора присева, наклона вперед, выпада, из упора лежа и т.д.)

2.Стоя на сильно согнутой толчковой ноге, туловище горизонтально, другая нога (прямая) отведена назад. Руки полусогнуты, одна впереди, другая сзади. Из этого положения начать бег, сохраняя горизонтальное положение туловища как можно дольше.

3. Выполнение команд ”На старт!” и “Внимание!” без стартовых колодок. преподаватель проверяет правильность принятия стартовых поз всеми занимающимися и устраняет ошибки, если они обнаружены.

4. Бег с низкого старта без колодок (без сигнала и по сигналу)

5. Установка стартовых колодок. Передняя колодка для сильнейшей (толчковой ноги) устанавливается на расстоянии 1,5 стопы от линии старта, а задняя 1-1,5 стопы от передней (или расстоянии длины голени от передней колодки).Опорная площадка передней колодки наклонена под углом 45 – 50, задняя 60- 80. По ширине расстояние между колодками обычноравно10-12 см.

6. Выполнение команд “ На старт!” , “Внимание!”, ”Марш!”. Движение при выходе со старта выполняется максимально быстро.

Типичные ошибки при обучении технике бега на средние и длинные дистанции и рекомендации по их исправлению (по В.Г. Алабину и М.М. Сидоренко)

Ошибки в технике высокого старта

Исправление ошибок

По команде «На старт!»

1. Очень близко от стартовой линии поставлена толчковая нога.

Отставить ногу от линии старта. Меньше наклоняться вперед.

2. Слишком большой наклон вперед, плечи уходят за стартовую линию.

Выпрямиться, чуть выше поднять голову вверх. Не следует слишком переносить тело вперед.

3. Ноги слишком согнуты в коленях.

Чуть выпрямить ноги, поднять выше голову и руки.

4. Бегун отклоняется назад.

Плечи выдвинуть несколько вперед, подбородок опустить.


По команде «Марш!» (или выстрелу стартера)

5. Нога в первом шаге слишком высоко поднимается вверх.

Стопу посылать вперед параллельно грунту. Продвигаться стопой вперед, а не вверх.

6. Голова слишком резко и быстро поднимается вверх.

Опустить подбородок к груди.


7. Слишком высоко поднимаются руки, напряжены плечи.

Расслабить плечи, опустить кисти рук ниже пояса.























1.2 Дополнительные упражнения для освоения техники низкого старта.

Упр. 1.

Из положения руки в упоре (туловище вертикально) оттолкнуться руками от опоры выполняя ими беговое движение.

Упр. 2.

И.п. стоя на одной ноге в упоре у стенки. Толчковая нога поднята, согнута в колене. По команде преподавателя резкая смена ног.

Упр.3.

И.п.стоя в упоре у гимнастической стенки на согнутой(толчковой) ноге, разгибание и сгибание опорной ноги в сочетании с движением маховой.

Упр.4.

Наклоны туловища в ходьбе. Впереди стоящая нога слегка согнута, руки опущены. По сигналу преподавателя резкое движение вперед головой и плечами.

Упр.5.

Выпады в ходьбе. Туловище наклонено, голова слегка опущена. По сигналу преподавателя быстро перейти на бег.

Упр.6.

И.п. стоя, ноги полусогнуты. Руки оттянуты назад партнером. Туловище подается вперед. При отпускании рук быстрый выход в стартовое положение с переходом на бег.

Упр.7.

Прыжки в длину с места из положения низкого старта.

Упр.8.

Старты из разных положений: сидя на полу лицом (спиной) вперед, лежа на животе, лежа на спине головой (или ногами) к линии старта.

Упр.9.

Из упора присев выполнить кувырок вперед с переходом в бег по дистанции.

Упр.10.

Прыжок в длину с места с последующим мгновенным стартом и бегом по дистанции.

1.3 Методическая последовательность обучения технике стартового разгона

Упр.1.

Выбегание с низкого старта под “воротами“, сделанными из веревочки ,резиновой ленты или планки для прыжков в высоту.

Упр.2.

Выбегание с низкого старта, с преодолением сопротивления .Партнер удерживает стартующего резиновой лентой, наложенной на пояс или грудь и пропущенной под мышками бегущего.

Упр.3.

Выбегание с низкого старта, преодолевая сопротивление партнера. Партнер упирается прямыми руками в его плечи.

Упр.4.

Бег с низкого старта по отметкам с сохранением оптимального наклона туловища.

Упр.5.

Бег с низкого старта через расставленные на первых пяти-шести шагах набивные мячи, с учетом возрастания длины шагов. Мячи устанавливаются на местах, определяющих середину бегового шага. На первом шаге мяч не ставится.

Упр.6.

Бег с низкого старта 10-15 м. с сохранением оптимального наклона туловища.

















1.4  Методическая последовательность обучения технике бега по дистанции

После стартового разгона бегун переходит к бегу по дистанции. Перед ним стоит важная задача удержать развитую горизонтальную скорость. Это достигается сохранением длины и частоты шагов.

Упр.1.

Ходьба с высоким подниманием бедра. Руки на пояс или опущены вниз. Туловище прямо (не отклоняется).

Упр.2.

Бег с высоким подниманием бедра, сохраняя правильную осанку и выполняя различные указания: а) поднимать бедро выше; б) быстрее опускать и ставить ногу; в) чаще работать бедрами; г) выше держаться на стопе.

Упр.3.

Освоение прямолинейности движения, постановка стоп без разворота носков. Бег по коридору (узкой дорожке) шириной 20-30см., сделанному из резиновой ленты, затем 5см.(стопы ставятся по линии и параллельно)

Упр.4.

Бег прыжками с ноги на ногу. Это упражнение способствует выработке широкого шага. Нога в момент отталкивания полностью выпрямляется во всех суставах, а другая, согнута в коленном суставе, выносится вперед-вверх, туловище слегка наклоняется вперед, руки согнуты в локтевых суставах и работают так же, как во время бега.

Упр.5.

Бег с высоким подниманием бедра 10-15м. с переходом в бег по дистанции.

Упр.6.

Бег прыжками 10-15м. с переходом в бег по дистанции.

Упр.7.

Бег в ровном, спокойном темпе, с постановкой стопы на переднюю часть, с увеличением скорости по сигналу преподавателя.

Упр.8.

Бег с ускорением (постепенное увеличение скорости).


1.5  Методическая последовательность обучения финишированию

Основной задачей бегуна при подходе к финишу является сохранение высокой скорости бега. Для этого следует усилить задний толчок и, увеличив темп движения рук, на большей частоте преодолеть финишную линию. Финиширование – это усилие бегуна на последних метрах дистанции. Финишную линию пробегают с полной скоростью, выполняя на последнем шаге “ бросок “ на ленточку грудью.



Упр.1.

И.п. стоя в шаге, левая нога впереди, правая сзади, руки опущены вниз. Выполнять быстрый наклон туловища вперед с отведением рук назад и выставлением правой ноги вперед.

Упр.2.

Стоя в шаге правая нога впереди, левая сзади, руки опущены вниз. Выполнять быстрый наклон туловища вперед с отведением рук назад и выставлением правой ноги вперед.

Упр.3.

Наклон вперед с отведением рук назад при ходьбе.

Упр.4.

Наклон вперед на ленточку с отведением рук назад при медленном и быстром беге.

Упр.5.

Бег на 20-30м. спробеганием финишной линии, не замедляя скорости бега.

Упр.6.

Бросок на линию грудью вперед небольшими группами по 3-4 студента с ускоряющегося бега.

При обучении финишированию важно приучить учащихся заканчивать бег не у линии финиша, а после нее. Для успешного обучения следует проводить упражнения парами, небольшими группами(3-4 человека), подбирая студентов, равных по силам.

2.  МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ БЕГА НА СРЕДНИЕ И ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ

Бег на средние дистанции является упражнением преимущественно на выносливость. Проводится на беговой дорожке и по пересеченной местности. Бег на средние и длинные дистанции начинается с высокого старта. По команде “На старт“ студенты подходят к линии старта и занимают наиболее выгодное положение для начала бега. При этом бегун ставит у стартовой линии толчковую ногу, отставляя другую назад на расстоянии одной стопы от пятки впереди стоящей ноги. Противоположная выставленной вперед ноге согнутая рука выносится вперед. По команде «Внимание!» возможна опора рукой, но перед линией старта. Другая рука – сзади. В таком положение бегун, ждет команды «Марш!». По команде быстрым отталкиванием ног и сильным взмахом рук спортсмен начинает бег, делая первый шаг сзади стоящей ногой. Движение бегуна маховым шагом свободные и непринужденные, без перенапряжения мышц, вызывающего утомление. При изучении техники бега обратить внимание на постановку ступней и умение расслаблять мышцы ног. Шаг бегуна должен быть естественным и удобным. Финиширование состоит в переходе на более быстрый бег в конце дистанции за 150-300м. до финиша.

1. Кроссы от 500 до 800м.

2. Повторный и переменный бег в доступном темпе(2х150,3х60,3х200 и т.д.)

3. Соблюдение темпа, задавать темп, увеличение нагрузки.

4. Силовая тренировка.


















Типичные ошибки при обучении технике бега и рекомендации по их исправлению (по В.Г. Алабину и М.М. Сидоренко)



Ошибки

Исправление ошибок

По команде «На старт!»

1. Большой прогиб спины.




Голову опустить вниз.




2. Руки слишком согнуты в локтевых суставах, широко расставлены.




Руки держать параллельно.




3. Слишком глубокий сед, проекция плеч далеко от стартовой линии.



Туловище наклонить вперед, голову опустить вниз, ось плеч находится над стартовой линией.

4. Голова поднята высоко, большой прогиб спины, проекция плеч слишком далеко за стартовой линией.

Туловище отклонить назад, голову опустить.




По команде «Внимание!»

1. Таз поднят слишком высоко, ноги прямые и напряжены.



Согнуть больше ноги, спину опустить почти параллельно земле.



2. Слишком большая нагрузка на кисти рук, таз недостаточно поднят.




Туловище отклонить назад, ось плеч должна находиться за стартовой линией (в сторону бега).



По команде «Марш!» (выстрелу) - стартовый разгон.


1. Рано подняты руки вверх.



Разогнуть руки в локтевом суставе.

2. Слишком высоко поднято бедро в первом шаге.

Стопу нести низко к земле.



3. Резко и рано поднята голова.

Подбородок опустить к груди.



4. Обе руки одновременно отведены назад на первом шаге.

Низко нести руки к земле (полу), подбородок опустить к груди.



5. Резко поднята голова и выпрямлено туловище на первых шагах стартового разгона.

Пробегать под низкой палкой.




6. Туловище чрезмерно наклонено вперед, падающий бег.




Больше согнуть руки в локтях. Поднять выше голову. Смотреть вперед на расстояние 10-15 м. Выше поднять бедро.

7. Туловище назад отклонено, напряженный бег.

Голову опустить, смотреть вперед, а не вверх.

8. Во время бега руки напряжены.

Согнуть руки в локтях.

9. Недостаточно высоко поднято бедро.



Во время бега держать за концы небольшую круглую палочку длиной 30-40 см, что позволит увидеть правильную работу своего бедра.

10. Слишком высоко поднято бедро, вследствие чего бегун топчется на месте и мало продвигается вперед.

Опустить голову и руки немного вниз, смотреть вперед на расстояние 10-15 м.

11. Стопы развернуты носками наружу.

Бежать по прямой линии, ставя носки чуть внутрь. Медленный бег по скамейке.

3.  МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ЭСТАФЕТНОМУ БЕГУ


Командный вид соревнований, в котором участники поочередно пробегают отрезки дистанции, передавая друг другу эстафетную палочку. Научить технике передачи и приема эстафетной палочки в зоне передачи.



1. Передача эстафетной палочки из правой руки в левую руку. Студенты

выстраиваются в две шеренги с интервалом 1-1,5м. Вторая шеренга

с эстафетной палочкой в руке. Руки должны находиться в одной

вертикальной плоскости.

2. Передача и прием (в парах), стоя на месте, с имитацией движения рук

как при беге, по команде преподавателя.

3. Передача и прием (в парах), стоя на месте с имитацией движения рук и ног при беге(на месте).

4. Передача с одного шага.

5. Передача и прием в ходьбе, затем в легком беге.

6. Передача и прием эстафетной палочки в свободном темпе, по сигналу

преподавателя.

7. Постепенное увеличение скорости, передача палочки.

8. Передача и прием палочки в зоне.



















4. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКУ В ДЛИНУ СПОСОБОМ « СОГНУВ НОГИ»




Дальность прыжка в длину зависит от угла вылета общего центра массы тела, определяемого действием прыгуна в отталкивании, и величины скорости полета, во многом зависящей от скорости разбега перед отталкиванием. Обучение и последующее совершенствование техники прыжка в длину обычно сопровождается многократным повторением его элементов и целостного упражнения.

4. 1.Научить основам техники прыжка в длину с места.




1 упр.

И.П. – полу присед, руки отведены назад. Выполнить энергичный мах руками вперед-вверх с одновременным разгибанием ног и подъемом на носки.

2 упр.

Выполнить прыжок вверх толчком двумя ногами.

3 упр.

И.П.- упор присев. Выполнить прыжок вверх со взмахом рук вверх и приземлением в положение полу приседа руки вперед.

4 упр.

Встать на скамейку. И.П. – ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Выполнить полу присед с отведением рук назад и не задерживаться, сочетая отталкивание со взмахом рук, прыгнуть со скамейки в положение полу присед, руки вперед.

5 упр.

Прыжки в длину с места.







4.2.Упражнения для овладения техники прыжка в длину с разбега.



1 упр.

Прыжки на одной ноге из круга в круг. Круги делаются из гимнастических обручей.

2 упр.

Прыжки в шаге с 4 беговых шагов через «ров» шириной 1 м. с мягким

приземлением на две ноги.

3 упр.

Прыжки в длину с разбега (6-8 беговых шагов) с преодолением

Препятствий (скамейка, скакалка ).

4 упр.

Прыжки в длину с разбега(6 – 8 беговых шагов).

4.3. Техника отталкивания и приземления.

1 упр.

Прыжки в длину с места толчком одной ногой с приземлением на обе ноги.

2 упр.

Прыжки в длину с места толчком одной ногой с приземлением на обе ноги с одного шага .И.П.- маховая нога впереди , толчковая нога сзади.

3 упр.

Прыжки в длину с места толчком одной ногой с приземлением на обе ноги с трех шагов.

4 упр.

Прыжки в шаге по кружкам, начерченным на земле.

5 упр.

Прыжки в шаге, отталкиваясь при медленном беге через один шаг.

6 упр.

Прыжки в беге, отталкиваясь при медленном беге через три шага

на четвертый.

7 упр.

Прыжки в длину с короткого разбега.

8 упр.

Прыжки в длину с разбега с приземлением в зоны ,обозначенные.

9 упр.

Прыжки в длину со среднего разбега.

10 упр.

Прыжки в длину с полного разбега с мягким приземлением.

5. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКУ В ВЫСОТУ С РАЗБЕГА «ПЕРЕШАГИВАНИЕМ»




Начальное обучение прыжкам в высоту целесообразно проводить в зале.

1. Создать правильное представление о технике прыжка.

2. Имитация упрощенной техники преодоления планки (резиновой ленты).

Перешагивание выполнять не в сторону, а по ходу движения.

3. Отталкивание вверх – вперед и махом вдоль планки. Приземление на толчковую ногу.

4. Выполнить имитацию в шаге.

5. Отталкивание с 3 шагов.

6. Прыжок в высоту с упрощенной техникой преодоление планки. С 5 шагов.

7. Освоение ритма трех последних шагов разбега.

8. Подбор разбега каждому ученику.




При обучении технике следует использовать разметку направления разбега, мест отталкивания и приземления. Она дает возможность правильно ориентироваться не только в направление разбега, но и в выполнение маховых движений.





















6. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ СОРЕВНОВАНИЙ

Соревнования по легкой атлетике проводятся на открытом воздухе (стадион, шоссе, лесной массив) и в закрытых помещениях (спортивные манежи, залы). По характеру соревнования подразделяются на личные, командные и лично-командные. Личные соревнования определяют победителей и призеров в личном первенстве, а также занимаемые места всеми остальными участниками. Командные соревнования определяют победителей в командной борьбе, не выявляя личного первенства, также определяют места, занимаемые всеми остальными командами. Лично-командные соревнования соединяют два предыдущих, определяя и личное, и командное первенство.

По значению соревнования могут быть кубковые, первенства, чемпионаты. Кубковые соревнования определяют победителя и награждают его переходящим кубком, проводятся ежегодно или через год. Чемпионом в каком-либо виде спорта можно стать на чемпионате соответствующих соревнований. Говоря о ранге соревнований, условно можно выделить четыре уровня: высший, первый, второй и третий.

Соревнования бывают следующих видов:

  • основные - соревнования по видам легкой атлетики, где происходит распределение мест;

  •  квалификационные - соревнования по видам легкой атлетики проводятся с целью отбора на основные соревнования;

  • классификационные - соревнования проводятся обычно в конце сезона, с целью определения спортивного уровня спортсменов;

  •  разрядные - соревнования спортсменов определенных разрядов, где младшие разряды могут участвовать, а высшие разряды не участвуют;

  •  с «уравниванием» цель соревнований - уравнять силы спортсменов или команд, давая фору слабейшим командам (по возрасту, разрядности и т. д.), проводятся обычно в средних школах для поднятия интереса к спорту и развития здорового спортивного азарта;

  •  отборочные (контрольные) - соревнования проводятся с целью отбора спортсменов в состав сборной команды или для контроля за уровнем их подготовленности;

  •  заочные - соревнования проводятся одновременно в разных городах, после чего определяются места по количеству набранных очков;

  •  открытые - соревнования проводятся для всех желающих, необходим только допуск от врача;

  •  отдельные или видовые - соревнования проводятся по одному виду или по группе однородных видов легкоатлетического спорта («День бегуна», «День прыгуна», «День марафона» и т. д.);

  •  матчевые встречи - соревнования проводятся между командами для определения сильнейшей.

Все соревнования независимо от характера и вида должны быть включены в календарь соревнований. Соревнования, не включенные с календарь соревнований соответствующих организаций, не могут проводиться и финансироваться. Принцип составления календаря соревнований - сверху вниз, то есть должна соблюдаться субординация, сначала вышестоящая организация составляет свой календарь, затем нижестоящая, и так далее до низового коллектива. Время проведения соревнований нижестоящих организаций, не должно совпадать со временем проведения вышестоящих соревнований. Соревнованиям вышестоящих организаций должны предшествовать соревнования нижестоящих с целью составления сборных команд (например, первенству России должны зональные, региональные соревнования, а в свою очередь этим соревнованиям - первенства областей, далее - городов, коллективов). Все соревнования проводятся согласно положению, составленному и утвержденному соответствующей организацией. Положение - основной документ соревнований, которым руководствуется судейская коллегия для их проведения. Изменить положение, внести добавки или поправки может только главная судейская коллегия совместно с представителем организации, проводящей соревнования, и представителями команд. Организации, проводящие соревнования по легкой атлетике, обязаны выслать положения участвующим командам (организациям) в сроки, обеспечивающие необходимую подготовку к данному соревнованию.







7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная методическая разработка написана в соответствии с программой курса по легкой атлетике. Легкая атлетика – вид спорта, объединяющий упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метаниях и составленных из этих видов многоборьях. В учебном заведении легкая атлетика является составной частью учебных программ физического воспитания учащихся образовательных учреждений различного типа. Специалистов физической культуры привлекает разностороннее воздействие двигательной деятельности в легкой атлетике на организм занимающихся, на повышение их функциональных возможностей и на комплексное развитие физических качеств. Легкоатлетические упражнения оказывают весьма разностороннее влияние на организм человека. Они развивают силу, быстроту, выносливость, улучшают подвижность в суставах, позволяют приобрести широкий круг двигательных навыков, способствуют воспитанию волевых качеств. Учебно-воспитательный процесс на занятиях легкой атлетики дает возможность преподавателям активно воздействовать на нравственность студентов, воспитывать этику поведения, взаимоотношения в коллективе, нравственные качества, овладение разнообразными двигательными навыками и вопросы воспитания личности решаются в системе оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Эти задачи отражаются в данной методической разработке, основные задачи могут дополняться частными задачами, которые их конкретизируют и уточняют.











ТАБЛИЦЫ КОНТРОЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ


П/П

Тесты физической подготовленности

1 курс

ЮНОШИ

ДЕВУШКИ

5

4

3

5

4

3

1

Бег 30 м., сек.

4,8

5,0

5,3

5,2

5,4

5,7

2

Бег 100 м., сек.

14,0

14,5

15,0

16,5

17,0

17,5

3

Бег 200 м., сек.

32,0

35,0

40,0

36,0

42,0

48,0

4

Бег 400 м., мин.

1,12

1,16

1,20

1,25

1,35

1,45

5

Бег 800 м., мин.

2,45

2,55

3,05

3,35

3,45

3,55

6

Бег 1000 м., мин.

3,40

3,50

4,00

4,30

4,40

5,00

7

Бег 2000 м., мин.

8,40

9,00

9,20

10,2

12,0

13,0

8

Бег 3000 м., мин.

13,10

14,40

15,10




9

Челночный бег,

сек.

10 Х 10 м.

26,00

27,00

28,00




6 Х 10 м.




17,0

18,0

19,0

10

Прыжки через скакалку,

количество раз за 1 мин.

120

110

100

130

120

110

11

Прыжок в длину с места, см.

220

210

200

170

150

140

12

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, к-во раз

30

20

15

15

10

5

13

Поднимание гири 16 кг., к-во раз (сумма 2-х рук)

30

25

20




14

Подтягивание, к-во раз.

12

9

6




15

Наклон вниз с гимнастической скамейки, см.

10

6

4

14

12

10

16

Поднимание туловища из положения лежа на спине.

30 сек.

28

26

20

26

24

20

60 сек.







3 мин.

70

60

50

70

60

50

5 мин.

90

80

70

90

80

70

















П/П

Тесты физической подготовленности

2 курс

ЮНОШИ

ДЕВУШКИ

5

4

3

5

4

3

1

Бег 30 м., сек.

4,7

4,9

5,2

5,1

5,3

5,5

2

Бег 100 м., сек.

13,6

14,2

15,0

16,0

16,5

17,0

3

Бег 200 м., сек.

31,0

34,0

38,0

35,0

40,0

46,0

4

Бег 400 м., мин.

1,10

1,15

1,20

1,22

1,30

1,40

5

Бег 800 м., мин.

2,40

2,50

3,00

3,40

3,50

4,00

6

Бег 1000 м., мин.

3,40

3,50

4,00

4,30

4,40

5,00

7

Бег 2000 м., мин.

8,30

8,50

9,10

10,10

11,40

12,40

8

Бег 3000 м., мин.

13,10

14,40

15,10




9

Челночный бег,

сек.

10 Х 10 м.

25,30

26,30

27,30




6 Х 10 м.




17,0

18,0

19,0

10

Прыжки через скакалку,

количество раз за 1 мин.

130

120

110

140

130

120

11

Прыжок в длину с места, см.

230

220

210

180

170

150

12

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, к-во раз

35

25

20

18

13

8

13

Поднимание гири 16 кг., к-во раз (сумма 2-х рук)

35

30

25




14

Подтягивание, к-во раз.

13

10

7




15

Наклон вниз с гимнастической скамейки, см.

12

8

6

16

14

12

16

Поднимание туловища из положения лежа на спине

30 сек.

29

27

25

27

25

23

60 сек.

53

47

40

52

43

37

3 мин.

75

65

55

75

65

55

5 мин.

100

90

80

100

90

80



































П/П

Тесты физической подготовленности

3 КУРС

ЮНОШИ

ДЕВУШКИ

5

4

3

5

4

3

1

Бег 30 м., сек.

4,6

4,8

5,1

5,0

5,2

5,4

2

Бег 100 м., сек.

13,6

14,0

15,0

15,5

16,0

17,0

3

Бег 200 м., сек.

30,0

33,0

36,0

35,0

40,0

46,0

4

Бег 400 м., мин.

1,10

1,15

1,20

1,22

1,28

1,35

5

Бег 800 м., мин.

2,40

2,50

3,00

3,40

3,50

4,00

6

Бег 1000 м., мин.

3,30

3,40

3,55

4,30

4,40

4,55

7

Бег 2000 м., мин.

8,20

8,40

9,00

10,0

11,30

12,20

8

Бег 3000 м., мин.

12,30

13,30

14,00




9

Челночный бег,

сек.

10 Х 10 м.

25,00

26,00

27,00




6 Х 10 м.




18,0

19,0

20,0

10

Прыжки через скакалку,

количество раз за 1 мин.

140

130

120

150

140

130

11

Прыжок в длину с места, см.

240

225

215

185

175

165

12

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, к-во раз

40

30

20

20

15

10

13

Поднимание гири 16 кг., к-во раз (сумма 2-х рук)

40

35

30




14

Подтягивание, к-во раз.

14

10

8




15

Наклон вниз с гимнастической скамейки, см.

14

10

8

18

16

14

16

Поднимание туловища из положения лежа на спине

30 сек.

30

28

26

28

26

24

60 сек.

55

48

40

53

45

38

3 мин.

80

70

60

80

70

60

5 мин.

110

95

85

110

95

85








































П/П

Тесты физической подготовленности

4 КУРС

ЮНОШИ

ДЕВУШКИ

5

4

3

5

4

3

1

Бег 30 м., сек.

4,6

4,8

5,1

5,0

5,2

5,4

2

Бег 100 м., сек.

13,6

14,0

15,0

15,5

16,0

17,0

3

Бег 200 м., сек.

30,0

33,0

36,0

35,0

40,0

46,0

4

Бег 400 м., мин.

1,10

1,15

1,20

1,22

1,28

1,35

5

Бег 800 м., мин.

2,40

2,50

3,00

3,40

3,50

4,00

6

Бег 1000 м., мин.

3,30

3,40

3,55

4,30

4,40

4,55

7

Бег 2000 м., мин.

8,20

8,40

9,00

10,0

11,30

12,20

8

Бег 3000 м., мин.

12,30

13,30

14,00




9

Челночный бег,

сек.

10 Х 10 м.

25,00

26,00

27,00




6 Х 10 м.




18,0

19,0

20,0

10

Прыжки через скакалку,

количество раз за 1 мин.

140

130

120

150

140

130

11

Прыжок в длину с места, см.

240

225

215

185

175

165

12

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, к-во раз

40

30

20

20

15

10

13

Поднимание гири 16 кг., к-во раз (сумма 2-х рук)

40

35

30




14

Подтягивание, к-во раз.

14

10

8





15

Наклон вниз с гимнастической скамейки, см.

14

10

8

18

16

14

16

Поднимание туловища из положения лежа на спине

30 сек.

30

28

26

28


26

24

60 сек.

55

48

40

53

45

38

3 мин.

80

70

60

80

70

60

5 мин.

110

95

85

110

95

85



































СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л. П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 2010.

  2. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник для студентов нститутов физической ультуры. / Л. П. Матвеев. – М.: ФКиС. 2011.

  3. Петровский, В. В. Методы педагогического контроля в спортивной тренировке. – Киев : КГИФК, 1975. – 78 с.

  4. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М. : Академия – 2011. – 479 с.

  5. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И.Жилкин, В.С.Кузьмин, Е.В.Сидорчук. — М.: Издательский центр «Академия», 2013

  6. Жилкин, А. И. Легкая атлетика / А. И. Жилкин. – М. : Академия, 2013.

  7. Книга тренера по легкой атлетике / под ред. Л. С. Хоменкова – М.: Физкультура и спорт, 1987.

  8. Якимов, А. М. Научно-методические аспекты тренировки бегунов на средние и длинные дистанции / А. М. Якимов // Теория и практика физической культуры. – 1996. – № 4.

  9. Легкая атлетика. Учебник для ИФК под общей редакцией О.В.Колодия, Е.М.Лутковского и В.В.Ухова. ФиС, 1985. Главы: 1, 3, 9

  10. Суслов, В.П. Бег на средние и длинные дистанции. – М., ФиС, 2012.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!