СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая система "Экологическое воспитание школьников через учебную и внеурочную деятельность"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическое воспитание - основа и неотъемлемая часть экологической культуры, непре­рывный, систематизирующий процесс, направленный на повышение уровня нравственного осоз­нанного отношения к окружающей среде.

Цели и задачи

Цель: Создание условий для социального становления и развития личности через организа­цию совместной познавательной, природоохранной деятельности детей и взрослых, осуществле­ние действенной заботы о себе через заботу об окружающей среде.

Задачи:

  1.  Реализация познавательных и других интересов и потребностей ребёнка через изу­чение природы своей малой Родины средствами экологии, естествознания, краеве­дения;
  2. Организация и претворение в жизнь социально значимых дел, акций, проектов по сохранению и приумножению природного наследия;
  3.  Привлечение учащейся молодёжи к решению реальных проблем школы и города;
  4. Включение детей и подростков в экологическое движение;
  5. Воспитание личности, готовой к практической деятельности, к пропаганде экологи­ческих идей;
  6. Формирование экологической компетентности учащихся;
  7. Повышение занятости подростков;
  8. Улучшение экологического состояния окружающей среды.

Просмотр содержимого документа
«Методическая система "Экологическое воспитание школьников через учебную и внеурочную деятельность"»

Методическая система

Учитель: Тевризова Татьяна Александровна

Тема: «Экологическое воспитание школьников через учебную и внеурочную деятельность»

Теоретическая часть

Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука - экология.

От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или дегра­дация с последующей мутацией.

«В соответствии с Программой мероприятий по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения, утвержденной постановлением Каби­нета Министров РК от 3 февраля 1997 года за №137, Министерства образования культуры и здра­воохранения РК и Министерства экологии и природных ресурсов РК утвердили националь­ную программу экологического образования, в которой приняты во внимание общие принци­пы экологической политики в области экологического образования, выработанные ООН, ЮНЕ­СКО, ЮНЕП и другие, определены собственные специфические периоды роста и развития сис­темы экологического образования и воспитания. Среди многочисленных проблем особое ме­сто занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний учащихся средних школ.

Экологическое образование - это непрерывный процесс, направленный на передачу эколо­гических знаний отдельным лицам и населению, на экологическое воспитание, укоренение эколо­гической культуры, на их правильную и разумную ориентацию, проявление способностей и фор­мирование поведения в области охраны природы и природопользования.

Экологически мыслить - это значит осознать взаимосвязь природы и человека, экологии и экономики, научить человека с детского возраста охранять окружающую природу и всё живое в ней, сформировать устойчивые навыки ответственного поведения в природе.

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии - это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.

Важно отметить, что обязательным этапом в становлении экологической культуры в процес­се экологического образования является экологическая компетентность.

Экологическая компетентность - практическая готовность, способность и опыт человека в области экологической деятельности. Сущностная черта компетенции - понимание смыслов эко­логической деятельности в решении реальных экологических проблем. Экологическая же культу­ра характеризуется воспроизводством и приумножением этих смыслов в процессе жизнедеятель­ности.

Экологическое воспитание - основа и неотъемлемая часть экологической культуры, непре­рывный, систематизирующий процесс, направленный на повышение уровня нравственного осоз­нанного отношения к окружающей среде.

Изучив реальную ситуацию состояния экологического образования в школах города Приволжска в 2005 году, я пришла к выводу о необходимости разработки собственной методической системы по экологическому воспитанию школьников через внеклассную и внеурочную деятельность. Эколо­гические знания учащиеся могут получить не только на уроках экологии, биологии, но и путём решения ре­альных экологических проблем в своём городе, в школе. Это позволяет формировать экологиче­ское мышление, экологическое сознание, экологическую культуру школьников в делах и заботах о благополучии своего родного края.

Цели и задачи

Цель: Создание условий для социального становления и развития личности через организа­цию совместной познавательной, природоохранной деятельности детей и взрослых, осуществле­ние действенной заботы о себе через заботу об окружающей среде.

Задачи:

  1. Реализация познавательных и других интересов и потребностей ребёнка через изу­чение природы своей малой Родины средствами экологии, естествознания, краеве­дения;

  2. Организация и претворение в жизнь социально значимых дел, акций, проектов по сохранению и приумножению природного наследия;

  3. Привлечение учащейся молодёжи к решению реальных проблем школы и города;

  4. Включение детей и подростков в экологическое движение;

  5. Воспитание личности, готовой к практической деятельности, к пропаганде экологи­ческих идей;

  6. Формирование экологической компетентности учащихся;

  7. Повышение занятости подростков;

  8. Улучшение экологического состояния окружающей среды.

Время создания и реализации

Работа по созданию собственной методической системы была начата в 2005/2006 учебном году. Именно в этом году мною был сформирован экологический отряд «Исток», в который в ос­новном вошли ребята из 5 «Б» класса, классным руководителем которого я являлась. В настоящее время в состав отряда входят учащиеся 5 - 11 классов. В 2007 году наш отряд вошёл в состав городского экологического объединения школьников «Чистый город», руководителем которого я являюсь. Формы работы экологического объединения: познавательное, природоохранное, исследовательское.

Начиная с 2006/2007 учебного года, мною в школе ведётся курс экологии в 6, 7, 8 классах. С 2007/2008 учебного года я работаю по авторской программе «Люби и изучай родную при­роду», с 2012 года – «Экология и мы». В 2017 году разработана индивидуальная дополнительная общеразвивающая программа «Экомир». Данные программы используются на уроках экологии, географического краеведения, в ра­боте кружков на базе МКОУ СШ №1, МКУ ДО ЦДЮТ и в работе экологического отряда «Исток».

Методические идеи

В своей работе по экологическому воспитанию школьников на уроках и во внеурочное время я активно использую современные образовательные технологии, такие как проблемное обучение, информационные методы обучения, метод проектов, исследовательский, метод обуче­ния в сотрудничестве (командная, групповая работа), игровые приёмы обучения. Даёт возможность актуализировать ценностные ориентации школьников, вызвать эмоцио­нальное состояние сопереживания применение информационных ресурсов, экскурсий.

При формулировании экологической проблемы как реального противоречия во взаимо­действии общества и природы применяю методы и приёмы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся по сбору фактов, созданию проблемных ситуаций, использую эвристиче­ский метод.

Этап теоретического обоснования взаимодействия общества и природы требует сочетания многих форм, методов обучения: лекция, рассказ, конференция, конкурсы сочинений и рефера­тов, показ опытов, наблюдение во время экскурсий.

Практическая деятельность учащихся по решению реальных местных проблем, освоению норм и правил отношения к природе осуществляется во время кружковой работы, в ходе реали­зации проектов, создании экологических плакатов, карикатур, практической работе на пришкольном участке.

В своей работе с учащимися младшего и среднего возраста я использую игровые приёмы обучения. Игры развивают наблюдательность, образную память, образное мышление, воображе­ние, учат ориентироваться в окружающей среде, замечать изменения, происходящие в ней, учи­тывать взаимосвязи между объектами природы, анализировать поведение человека и других жи­вых существ.

Для младших школьников и для ребят из детского сада «Солнышко» учащиеся 5-8 классов с целью пропаганды экологических знаний показывают экологические сказки, которые учат беречь природу, бережно относиться к растениям, животным. Участие в экологических спектаклях позво­ляет раскрыться артистическому таланту в каждом ребёнке. Учёба доставляет ребятам удовольст­вие.

С 5 класса ученики включаются в исследовательскую деятельность, выступают на научно­-практических конференциях «Молодёжь изучает окружающий мир». Налажена тесная связь с ГБУДО ИОЦРДОД «Ивановский областной центр дополнительного образования детей».

С целью повышения образовательного уровня учащихся, профессиональной ориентации установлено тесное взаимодействие школы и ИГХТУ, начиная с 2010 года. Ежегодно мы принимаем участие в работе кружка «Химия и жизнь» на кафедре аналитической химии, где знакомятся с качественным и количественным анализом. В 2015 году занимались в «Химической школе старшеклассников». В августе 2015 и 2017 года пять учеников продолжили заниматься в «Летней школе химиков» на базе ИГХТУ.

Таким образом, осуществляется принцип непрерывности экологического образования (дет­ский сад - начальная школа - основная школа - Ивановский областной центр дополнительного образования детей) - взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития личности ре­бёнка.

Авторские методические продукты:

  • Программа «Люби и изучай родную природу». Программа рассчитана на 1 год обучения (36 часов - 1 час в неделю). Направление деятельности – естественно - научное. Методы обучения: проблемный, экспериментальный, использование компьютерных технологий, словесные, репродуктивные, игровые. Возраст детей, участвующих в реализации программы – 12-13 лет.

  • Программа «Экология и мы». Программа рассчитана на 3 года обучения (2 раза в неделю по 4 часа). Программа 1 года обучения – «Юный натуралист», 2 года обучения – «Зеленый дом», 3 года обучения – «Юный химик». Возраст детей, участвующих в реализации программы – 13-16 лет. Направление деятельности – естественно - научное.

Программа предусматривает сотрудничество с ИГХТУ (кафедра аналитической химии), ГБУДО ИОЦРДОД «Ивановский областной центр развития дополнительного образования детей». Работа по данной программе продолжается и в летний период. В июне на базе МКОУ СШ №1 работает летний школьный лагерь. В июле ребята участвуют в научной экспедиции в Клязьминский заказник, организованной ГБУДО ИОЦРДОД «Ивановский областной центр развития дополнительного образования детей». Методы обучения: проблемный, эвристический, экспериментальный, исследовательский, использование компьютерных технологий, репродуктивные.

  • Индивидуальная дополнительная общеразвивающая программа «Экомир». Программа рассчитана на 2 года обучения (72 часа – 2 раза в неделю по 2 часа). Возраст детей, участвующих в реализации программы – 16-17 лет. Направление деятельности – естественно-научное. Методы обучения: проблемный, эвристический, экспериментальный, использование компьютерных технологий, словесные, репродуктивные.

  • ЦОР «Экологическая ситуация в городе Приволжске» (8 класс)

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы обучения (по Бабанскому Ю. К.): проблемно - поисковые.

Современные образовательные технологии: проблемное обучение, информационные тех­нологии обучения, метод обучения в сотрудничестве (групповая работа).

  • ЦОР «И грянул гром» (9 класс)

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Методы обучения (по Бабанскому Ю. К.): проблемно - поисковые.

Современные образовательные технологии: проблемное обучение, информационные тех­нологии обучения, метод обучения в сотрудничестве (групповая работа).

  • ЦОР «Вода в природе. Очистка сточных вод» (8 класс);

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы обучения (по Бабанскому Ю. К.): метод формирования интереса к учению, перцеп­тивные методы, проблемно - поисковые.

Современные образовательные технологии: проблемное обучение, информационные тех­нологии обучения.

  • Разработка внеклассных мероприятий по экологии: КВН, викторины, экологический дис­пут, экологические игры, праздники « День Земли», «День птиц», экологические спектакли.

Данные мероприятия повышают мотивацию обучения, расширяют кругозор учащихся, при­званы способствовать восприятию экологических проблем как личностно - значимых.

Образовательные эффекты

Позитивная динамика качества знаний по экологии учащихся 8 классов.

Сложилась система непрерывности экологического образования (детский сад - начальное звено - основная школа).

Повысился познавательный интерес, уровень обще - учебных компетентностей учащихся. Повысилась экологическая культура учащихся.

Создано городское научное общество учащихся «Эврика», в состав которого входят уча­щиеся МКОУ СШ №1 (руководитель - Тевризова Т. А.).

Результативное участие с 2010 – 2017 гг. в областном конкурсе образовательных уч­реждений на лучший проект природоохранной работы в Дни защиты от экологической опасности. Экологический отряд «Исток», городское экологическое объединение школьников «Чистый город» - лауреаты и победители областного конкурса и награждены дипломами Департаментом образо­вания Ивановской области.

Разработаны и реализованы социальные проекты «Пусть школа станет краше!», «Зелёная школа».

Ежегодное участие в районной и областной научно-практической конференции «Молодёжь изучает окружающий мир», Всероссийских конкурсах и конференциях.


Ф. И. учащихся

Конкурс

Награда

2015 год

Муниципальный уровень

Орлова Дарья

Муниципальная научно-исследовательская конференция «Молодёжь изучает окружающий мир»

Диплом за I место

Тевризова Анастасия

Муниципальная научно-исследовательская конференция «Молодёжь изучает окружающий мир»

Диплом за I место

Киселёва Наталья

Муниципальная научно-исследовательская конференция «Молодёжь изучает окружающий мир»

Диплом за II место

Сорокина Дарья

Областная научно-исследовательская конференция «Молодёжь изучает окружающий мир»

Диплом за I место

Региональный уровень

Саламов Николай

VIII областной конкурс Юных химиков

Диплом II степени

Тевризова Анастасия

VIII областной конкурс Юных химиков

Диплом за оригинальность идеи и представление материала

Орлова Дарья

Областная научно-исследовательская конференция «Молодёжь изучает окружающий мир»

Диплом за I место

Тевризова Анастасия

Областная научно-исследовательская конференция «Молодёжь изучает окружающий мир»

Диплом за II место

Апёнкина Мария

Областная научно-исследовательская конференция «Молодёжь изучает окружающий мир»

Диплом за III место

Сорокина Дарья

Областная научно-исследовательская конференция «Молодёжь изучает окружающий мир»

Диплом за II место

Экологический отряд «Исток»

Областной конкурс на лучший проект природоохранной работы в Дни защиты от экологической опасности в номинации «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей»

Диплом за II место

Федеральный уровень

Тевризова Анастасия

Двенадцатый международный заочный конкурс, проходящий в формате ФМВДК «Таланты России»

Диплом за I место в номинации «Исследовательские работы и проекты»

2016 год

Муниципальный уровень

Апёнкина Мария

Муниципальная научно-исследовательская конференция «Молодёжь изучает окружающий мир»

Диплом I степени

Корнеева Александра

Муниципальная научно-исследовательская конференция «Молодёжь изучает окружающий мир»

Диплом II степени

Саламов Николай

Муниципальная научно-исследовательская конференция «Молодёжь изучает окружающий мир»

Диплом I степени

Тевризова Анастасия

Муниципальная научно-исследовательская конференция «Молодёжь изучает окружающий мир»

Диплом I степени

Региональный уровень

Тевризова Анастасия

XXVIобластные краеведческие чтения обучающихся Ивановской области

Диплом победителя

Апёнкина Мария

IX областной конкурс Юных химиков

Диплом III степени

Тевризова Анастасия

IX областной конкурс Юных химиков

Диплом II степени

Апёнкина Мария

Областная научно-исследовательская конференция «Молодёжь изучает окружающий мир»

Диплом за II место

Корнеева Александра

Областная научно-исследовательская конференция «Молодёжь изучает окружающий мир»

Диплом за II место

Саламов Николай

Областная научно-исследовательская конференция «Молодёжь изучает окружающий мир»

Диплом за III место

Апёнкина Мария

VIII областной конкурс юношеских чтений имени Д. Г. Бурылина

Диплом победителя

Орлова Дарья

VIII областной конкурс юношеских чтений имени Д. Г. Бурылина

Диплом лауреата

Тевризова Анастасия

Межрегиональная олимпиада школьников «Фундаментальные науки – развитию регионов»

Диплом победителя

Орлова Дарья

Всероссийская олимпиада школьников по экологии

Грамота победителя регионального этапа

Экологический отряд «Исток»

Областной конкурс на лучший проект природоохранной работы в Дни защиты от экологической опасности в номинации «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей»

Диплом за I место

Всероссийский уровень

Тевризова Анастасия

Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» секция «Экология»

Диплом дипломанта

Тевризова Анастасия

XIX Российская научная конференция школьников «Открытие» в г. Ярославле

Диплом I степени (победителя)

Орлова Дарья

XIX Российская научная конференция школьников «Открытие» в г. Ярославле

Диплом I степени (победителя),

Диплом за победу в номинации «Потенциал будущего»

Саламов Николай

XIX Всероссийский заочный молодёжный конкурс научно – исследовательских и творческих работ по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности

Диплом лауреата

2017 год

Муниципальный уровень

Апёнкина Мария

Муниципальная научно-исследовательская конференция «Молодёжь изучает окружающий мир»

Диплом победителя

Голубева Дарья

Муниципальная научно-исследовательская конференция «Молодёжь изучает окружающий мир»

Диплом призёра

Орлова Дарья

Муниципальная научно-исследовательская конференция «Молодёжь изучает окружающий мир»

Диплом призёра

Тевризова Анастасия

Муниципальная научно-исследовательская конференция «Молодёжь изучает окружающий мир»

Диплом победителя

Голубева Дарья

Муниципальные краеведческие Чтения

Грамота призера

Орлова Дарья

Муниципальные краеведческие Чтения

Грамота победителя

Региональный уровень

Орлова Дарья

Областная научно-исследовательская конференция «Молодёжь изучает окружающий мир»

Диплом за III место

Тевризова Анастасия

Областная научно-исследовательская конференция «Молодёжь изучает окружающий мир»

Диплом за III место

Тевризова Анастасия

XXVII областные краеведческие чтения обучающихся Ивановской области

Диплом дипломанта

Орлова Дарья

II Олимпиада школьников по биологии Ивановской государственной медицинской академии

Диплом победителя

Апёнкина Мария

IX областной конкурс юношеских чтений имени Д. Г. Бурылина

Диплом лауреата

Тевризова Анастасия

IX областной конкурс юношеских чтений имени Д. Г. Бурылина

Диплом победителя

Орлова Дарья

IX областной конкурс юношеских чтений имени Д. Г. Бурылина

Диплом победителя

Саламов Николай

IX областной конкурс юношеских чтений имени Д. Г. Бурылина

Диплом лауреата

Тевризова Анастасия

Межрегиональная олимпиада школьников по химии «Фундаментальные науки – развитию регионов»

Диплом I степени

Орлова Дарья

Межрегиональная олимпиада школьников по химии «Фундаментальные науки – развитию регионов»

Диплом II степени

Сорокина Дарья

Межрегиональная олимпиада школьников по химии «Фундаментальные науки – развитию регионов»

Диплом III степени

Персикова Елена

Межрегиональная олимпиада школьников по химии «Фундаментальные науки – развитию регионов»

Диплом III степени

Локтева Валентина

Межрегиональная олимпиада школьников по химии «Фундаментальные науки – развитию регионов»

Диплом III степени

Апёнкина Мария

Межрегиональная олимпиада школьников по химии «Фундаментальные науки – развитию регионов»

Диплом I степени

Соколова Анна

Межрегиональная олимпиада школьников по химии «Фундаментальные науки – развитию регионов»

Диплом I степени

Тевризова Анастасия

Всероссийская олимпиада школьников по экологии

Грамота призера регионального этапа

Тевризова Анастасия

X областной конкурс Юных химиков

Диплом за отличную работу

Орлова Дарья

X областной конкурс Юных химиков

Диплом за отличную работу

Саламов Николай

X областной конкурс Юных химиков

Диплом I степени

Телепнев Александр

X областной конкурс Юных химиков

Диплом II степени

Апёнкина Мария

X областной конкурс Юных химиков

Диплом II степени

Всероссийский уровень

Тевризова Анастасия

XXIV Всероссийские юношеские Чтения имени В. И. Вернадского

Диплом победителя

Орлова Дарья

XXIV Всероссийские юношеские Чтения имени В. И. Вернадского

Диплом лауреата

Апёнкина Мария

XX Российская научная конференция школьников «Открытие» в г. Ярославле

Диплом за высокую социальную значимость работы, предоставленной на XX Российской научной конференции школьников «Открытие»

2018 год

Региональный уровень

Голубева Дарья

XXVIII областные краеведческие чтения обучающихся Ивановской области

Диплом лауреата III степени

Голубева Дарья

X областной конкурс юношеских чтений имени Д. Г. Бурылина

Диплом лауреата

Тевризова Анастасия

Межрегиональная олимпиада школьников по химии «Фундаментальные науки – развитию регионов»

Диплом I степени

Орлова Дарья

Межрегиональная олимпиада школьников по химии «Фундаментальные науки – развитию регионов»

Диплом II степени

Соколова Анна

Межрегиональная олимпиада школьников по химии «Фундаментальные науки – развитию регионов»

Диплом II степени

Апёнкина Мария

Межрегиональная олимпиада школьников по химии «Фундаментальные науки – развитию регионов»

Диплом III степени

Телепнев Александр

Межрегиональная олимпиада школьников по химии «Фундаментальные науки – развитию регионов»

Диплом III степени






Заключение

Сложившаяся система работы по «Экологическому воспитанию школьников через учебную и внеурочную деятельность», подтверждает результативность в решении обще-методической практики. Опыт работы представлен в рамках районного конкурса «Педагог года - 2009», «Педагог года – 2017», регио­нального конкурса авторских программ в области эколого - биологического образования в 2009 году, федерального конкурса «Педагогические инновации» в 2010 году, размещён на сайте ОУ, в сетевом сообществе «Химоза», на региональном форуме инноваций «Путь к успеху» в 2010 году.


Библиографический список публикаций МР по уровням за период 2014 – 2018 гг.


Федеральный уровень:


2015-2017 гг. – публикации методических разработок на личных сайтах Мультиурок https://multiurok.ru/tevrizova2015/ и Инфоурок https://infourok.ru/user/tevrizova-tatyana-aleksandrovna

Мультиурок https://multiurok.ru/tevrizova2015/activity/:

16.08.2015. – Программа дополнительного эколого-биологического образования детей «Экология и мы»;

04.06.2017. – Статья «Экологическое воспитание школьников»;

Инфоурок https://infourok.ru/user/tevrizova-tatyana-aleksandrovna:

08.04.2017. – Программа дополнительного образования детей «Экология и мы»;

01.06.2017. – Сборник педагогических идей ЦДО «Прояви себя» выпуск №24 от 01.06.2017, статья «Программа дополнительного образования детей «Экология и мы», свидетельство СПИ24 №00042/2017 с.119-125 http://proyavi-sebya.ru/sbornik.php


Региональный уровень:


2014 год – Сборник материалов V Всероссийской научно – методической конференции «Инновационные идеи и методические решения в преподавании химии», статья «Метод проектов как эффективный способ развития познавательных способностей, творческого мышления и коммуникативных умений у учащихся», Иваново, ИГХТУ, ноябрь 2014, с. 156-157

2016 год - Сборник материалов VII Всероссийской научно – методической конференции «Инновационные идеи и методические решения в преподавании химии», статья «Исследовательский метод как способ развития познавательного интереса, творческого мышления у учащихся», Иваново, ИГХТУ, ноябрь 2016, с. 119-120

2017 год - Сборник материалов VIII Всероссийской научно – методической конференции «Инновационные идеи и методические решения в преподавании химии», статья « Экологическое воспитание школьников через организацию научно – исследовательской деятельности», Иваново, ИГХТУ, ноябрь 2017, с. 126




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!