Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы Саранчиной А.В. за 2015-2016 учебный год.
Тема: Технология развития критического мышления как средство формирования универсальных учебных действий.
Цель: рассмотреть методы и приемы ТРКМ с учетом формирования УУД.
Задачи:
Изучить методическую литературу по ТРКМ.
Отобрать методы и приемы ТРКМ, учитывая психолого-возрастные особенности учащихся 5-х классов.
Разработать и провести уроки с применением методов ТРКМ.
Проанализировать уроки с точки зрения формирования УУД.
Описать результаты работы.
Распространить опыт деятельности (НПК, статьи, семинары).
В последнее время общество предъявляет современному педагогу высокие требования. В условиях профессиональной конкуренции учителям приходится искать новые формы и методы работы. Без совершенствования профессиональных знаний и умений деятельность любого педагога не будет развиваться. Любой учитель должен обладать педагогическим мастерством, которое предполагает систему знаний, специальных способностей, включающих педагогическую технику и гуманистическую направленность личности (теоретические знания - знание психолого-педагогических концепций, методологические – закономерности социализации обучения и воспитания, технологические - знание не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий) [13].
Методисты считают, что важнейшей особенностью педагога-мастера является наличие у него самобытного индивидуального стиля, как системы приемов и способов учебно-воспитательной работы, адекватно отвечающих особенностям индивидуальности субъектов образовательной деятельности и предлагают три пути, ведущих к педагогическому мастерству:
Развитие своих способностей на базе приобретения научной информации и использования ее в своей деятельности;
Постоянная рефлексия своего опыта в соответствии с новыми идеями педагогической науки;
Трансформация передового педагогического опыта с учетом собственных потребностей и возможностей [10,12].
Повышая уровень своих знаний в методическом (технологическом) направлении, нельзя забывать о том, как эта деятельность отразится на учащихся. В настоящее время наблюдается падение интереса учащихся к обучению вообще. Очень низкая мотивация вызвана разными причинами. Один из способов развития интереса школьников к предмету – это применение новых активных методов обучения [2, 7].
Технология развития критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знаний, рождающихся в процессе обучения. Работая в режиме данной технологии, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Основным приоритетом развития образования сегодня становится его личностно ориентированная направленность. Задача учителя заключается не в передаче ученикам готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности, способной самой находить необходимые знания и умения и применять их в нестандартных ситуациях.
Для того чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, учащиеся должны уметь «просеивать» информацию и сами принимать решения о том, что для них сегодня важно, а что нет. Учащиеся должны научиться критически и продуктивно оценивать тот информационный поток, который буквально сдавливает их со всех сторон. Чтобы хорошо управляться с информацией, необходимо овладеть практическими и определенными мыслительными навыками. Они и есть основа новой для многих технологии – развития критического мышления учащихся, заключающейся в трехфазовой структуре урока: вызов, осмысление и рефлексия. Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разных приемов и техник, ориентированных на поддержание интереса учащихся к процессу обучения, пробуждение исследовательской и творческой активности; она предоставляет ученику условия для осмысления материала и помогает ему обобщить приобретенные знания [15,16].
Принципы отбора материала для уроков литературы с использованием приемов и способов ТРКМ.
Работа с биографическим материалом.
с биографией знакомого писателя.
Прием «Знаем/ хотим узнать/ узнали».
Когда изучаются произведения таких авторов как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, И.А. Крылов, И.С. Тургенев, то предполагается, что учащиеся уже знают основные моменты биографии классиков литературы. В учебниках (по Т.Ф. Курдюмовой) материал о жизни писателей дается поэтапно. В пятом классе учащиеся узнают о детских годах писателя, в шестом - о юношеском периоде жизни, в седьмом классе узнают о первых творческих шагах писателя, в восьмом – как история повлияла на творчество писателя. Поэтому целесообразнее при изучении биографии знакомого писателя применять прием «Знаем/ Хотим узнать/ Узнали».
В колонке «Знаем» учащиеся записывают то, что уже знают о писателе (годы жизни, место рождения, чем запомнился именно этот писатель). В колонке «Хотим узнать» записывают вопросы о творчестве и жизни писателя, на которые хотели бы получить ответ. В колонке «Узнали» записывают новую информацию. В конце урока можно вернуться к колонке «Хотим узнать» и дополнить вопросами, которые возникли по ходу урока. В этом случае домашним заданием будет являться поиск ответов на эти вопросы в различных источниках (книги, Интернет, справочники).
Примерная работа по творчеству А.С. Пушкина в 7-8 классах.
Знаем | Хотим узнать | Узнали |
Родился в 1799 г. | Кем были родители? Откуда фамилия Ганнибал? | |
Рос в дворянской семье. Воспитывала няня Арина Родионовна. | Сколько братьев и сестер было у Пушкина? У всех ли имелись способности к литературе? | |
Учился в Царскосельском Лицее. Друзья Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер. | Чему учился в Лицее? В кого первый раз влюбился? | |
Убит на дуэли Дантесом. | Из-за чего произошла дуэль? | |
Жена – Наталья Гончарова. | Сколько детей было у Пушкина? Кем они выросли? | |
Писал стихи, сказки в стихах, повести, рассказы. | Какие произведения считаются самыми знаменитыми? А в Америке? | |
б. с биографией незнакомого писателя
Ученикам дается предварительное задание сделать сообщение о жизни и творчестве писателя, с которым мы знакомимся впервые (учитель помогает найти материал и выбрать нужное). Обычно готовят выступления три-четыре человека. Как правило, это небольшие тексты (на лист формата А4), написанные от руки (за грамотность выставляется оценка). Некоторые ребята сопровождают свой доклад компьютерной презентацией, куда включают портрет писателя, иллюстрации эпизодов произведения (если такие имеются). В 8 классе учимся сопоставлять эпоху, в которую жил писатель, с историческими событиями того времени, как те или иные события отразились в жизни и творчестве писателя. Таким образом, учащиеся видят неразрывную связь литературы и истории.
Перед учащимися ставится задача не просто прослушать материал, а, получив информацию, выделить главное и ответить на вопросы. Слушается сообщение о жизни и творчестве писателя, другой ученик, готовивший доклад на эту же тему, дополняет ответ одноклассника новой информацией (если такая есть) По ходу сообщения учитель формулирует 5-7 вопросов по данному тексту. После доклада ученики отвечают на эти вопросы в течение двух минут, листочки с ответами собираются и тут же оцениваются. Обычно ребята хорошо справляются с таким заданием – на «отлично» и «хорошо». Другой способ оценивания предполагает работу в парах. Ученики обмениваются листами, проверяют схожесть ответов, аргументируют правильность своего ответа. Далее текст читается еще раз, после чего следует проверка, и учащиеся оценивают работу друг друга.
Эти приемы помогают развивать внимание, наблюдательность, сосредоточенность, память. Также учащиеся учатся выступать перед аудиторией, формируются навыки публичной речи.
Работа с литературоведческим текстом.
Синквейны.
Слово «синквейн» происходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Синквейн требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлектировать по какому-либо поводу.
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение, которое требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.
При знакомстве с синквейнами на уроке, учитель сначала объясняет учащимся, как пишутся такие стихотворения.
В первой строчке тема называется одним словом.
Вторая строчка – это описание темы в двух словах.
Третья строчка – это описание действия в рамках темы тремя словами.
Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Пятая строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Пример.
Вулкан
Раскаленный докрасна
Вырывающийся изнутри
Природная огненная топка
Ад
Как это делать:
Название (обычно уществительное)
Описание (обычно прилагательное)
Действия (глаголы, причастия)
Чувство (фраза)
Повторение сути
Методика проведения.
Учащимся дается 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем ведется работа в парах либо в группах. Это зависит от того, у кого синквейны схожи. Это даст учащимся возможность поговорить о том, почему они это написали и еще раз обсудить тему. Кроме того, этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Работа в парах может перейти в работу в группах. Два-три синквейна можно показать через проектор, каждый из которых может быть представлен авторами. Это может породить дискуссию.
Синквейны являются быстрым, но мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации.
Например, в 5 классе при изучении таких произведений как «Руслан и Людмила», «Муму», «Том Сойер», «Последний в мире дракон» и др. при характеристике героев учащимся дается задание написать синквейн о главном герое произведения.
Том Сойер
Смелый, дерзкий
Смеется, хитрит, путешествует
Простой необычный мальчишка
Ребенок
Также синквейны учащиеся пишут после изучения некоторых литературных понятий: литература, сказка, басня, сюжет, рассказ.
Литература
Интересная, захватывающая
Волнует, раскрывает тайны, учит
Литература – учебник жизни
Искусство
В этом виде деятельности используется также прием стихотворной пятиминутки, когда учащимся предлагаются рифмы для написания четверостиший.
б. Разбивка на кластеры (опорный конспект). Проблемные вопросы.
Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Этот прием служит для стимулирования мыслительной деятельности до того, как тема будет изучена более тщательно. Это письменный род деятельности, который служит мощным инструментом на этапе обучения письменной речи, особенно среди тех учащихся, кто не любит писать. В основном эта та стратегия, которая дает доступ к собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме.
Разбивка на кластеры очень проста и легко запоминается.
Написать ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на классной доске.
Начать записывать слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой.
По мере того, как возникают идеи, и они записываются, начать устанавливать те связи между идеями, которые кажутся подходящими.
Выписать столько идей, сколько придет на ум, пока не закончится время или пока не будут исчерпаны все идеи.
При использовании этого приема на уроке пример учителя очень важен. Если учитель, как и ученик, делает разбивку на кластеры, учащиеся видят, что этот вид деятельности считается важным. Кроме того, это исключит для учащихся возможность задавать вопросы учителю и тем самым мешать думать другим.
Разбивка на кластеры – это гибкая стратегия. Она может осуществляться как индивидуально, так и в группе. При групповой деятельности она служит в качестве каркаса для идей группы. Это дает возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них продуцирует.
Например, этот прием можно использовать при изучении темы «Басня как жанр». После изучения теоретического материала (Знакомство с жанром басни, ее признаками, языковыми средствами, историей возникновения басни, известными баснописцами), учащимся предлагается составить схему, где отразились бы все ключевые понятия, связанные с басней. Рассматриваем схемы каждого ученика и обобщаем все в едином кластере. Эта схема помогает учащимся лучше запомнить теоретический материал, также удобно использовать кластер при подготовке домашних заданий, при ответах на вопросы учителя.
Проблемные вопросы можно использовать при изучении любого произведения.
Например, после прочтения отрывка из «Войны и мира» «Петя Ростов ребятам предлагается ответить на вопрос: можно ли считать Петю героем? Почему? Доказать свое мнение, используя цитаты из текста (двойные дневники).
Для фиксации уровня развития умений, качеств личности, сформированности критического мышления учащихся на данном этапе обучения помимо письменной рефлексии использую ряд заданий. Например:
1. прочитать текст и заполнить таблицу инсерт (“+,-,?,v” -известно; думал иначе; непонятно, стоит обсудить; новая информация.);
2.составить таблицу “тонких” и “толстых” вопросов к прочитанному тексту;
3. составить кластер основного понятия темы.
Тем самым проверяется умение учащихся реферировать материал, ставить разные по уровню сложности вопросы, систематизировать информацию, представлять её графически и понимание ими изучаемой темы. Отслеживается умение учащихся ставить цель и задачу в изучении темы. Диагностика постановки цели и задач считается очень важной в развитии личности ученика, т.к. это умение является стратегическим в деятельности ребёнка, делает её продуктивной.
Русский язык
На уроках русского языка эффективно применяется прием «Денотантный граф», «Ментальная карта», кластер, синквейн. Так, при изучении морфологии в 5 классе дети пишут синквейны, обобщая знания по теме «Существительное», «Прилагательное», «Глагол»:
Существительное
Одушевленное, нарицательное
Называет, склоняется, изменяется
Самостоятельная часть речи
Предмет
Прилагательное
Качественное, относительное
Согласуется, описывает, имеет степени сравнения
Является определением
Признак
Глагол
Переходный, возвратный,
Совершает действие, наклоняется, спрягается
Самостоятельная часть речи
Действие
Сложным для понимания является морфологический разбор частей речи, учащиеся не могут запомнить грамматические признаки частей речи, путают их, не до конца понимают, что значит «постоянные и непостоянные признаки», затрудняются в определении синтаксической роли в предложении. Для более успешного запоминания я предложила ученикам составить ментальную карту, где были бы отражены все признаки части речи, значение, синтаксическая роль. Слева листа формата А4 мы расположили дерево с четырьмя ветвями, под стволом написали название части «Глагол», вокруг ствола указали значение глагола, нарисовали картинки (человек идет – действие, смайлики – состояние), внутри ствола написали вопросы инфинитива. Ветви символизировали постоянные признаки глагола: возвратность, переходность, вид, спряжение. Справа расположили пять птиц – символ непостоянных признаков (то прилетают, то улетают), на птицах изобразили часы – время, девочку, мальчика – род, цифры – число, смайлики – лицо, стрелки наклонные – наклонение. Сверху нарисовали облака – синтаксическая роль – сказуемое (чаще всего). Такой ментальной картой разрешала пользоваться при морфологическом разборе у доски, выполнять самостоятельную работу, домашнюю, на зачете. Дети самостоятельно составляли ментальную карту для существительного. Считаю, что таким образом учащиеся легче запомнят признаки частей речи и научатся выполнять морфологический разбор частей речи без ошибок.
Работая в режиме ТРКМ, удается заинтересовать учеников, не только способных и одаренных, но и детей со средним и низким уровнем обученности. Способные дети после применения приемов ТРКМ начинают писать хорошие стихи, глубже понимать и анализировать художественные произведения, развиваются навыки творческого подхода (в написании сочинений, в выполнении домашних заданий), а так же навыки исследовательской деятельности.
Участие учеников в творческих конкурсах в 2014-2015 уч. году
ФИО, класс | Уровень | Конкурс | Результат |
Кузнецов Стас, 5а | город | Ораторы | 3 место |
Ушаков Игорь, 5а | город | Проба пера | 2 место |
Спешилова Арина, 5а | город | Конкурс Чтецов | 2 место |
Лепля Виктория, 5а | город | НПК | 3 место |
Шамина Вика, 5 а | город | Эссе | 3 место |
Результаты
Проанализировав уроки с применением методов ТРКМ, я пришла к выводу, что с помощью данной технологии, действительно, можно сформировать УУД. Я составила таблицу УУД и приемов ТРКМ, с помощью которых можно сформировать то или иное действие. В таблице отражены как действия ученика, так и учителя.
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Действия ученика | Приемы ТРКМ | Действия ученика | Приемы ТРКМ | Действия ученика | Приемы ТРКМ | Действия ученика | Приемы ТРКМ |
Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат | Таблица ЗХУ, бортовые журналы | Ученик умеет составлять план действий | Таблица ЗХУ | Ребенок умеет слушать и слышать | Проблемные вопросы, дискуссии | Ученик умеет договариваться | Работа в парах, группах при использовании приемов ТРКМ |
Ученик умеет делать нравственный выбор | Ключевые слова, таблица тонких и толстых вопросов | Ученик осознает то, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения | Таблица ЗХУ, синквейн, бортовые журналы | Учащийся умеет выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации | Таблица тонких и толстых вопросов, шесть шляп мышления | Ученик умеет вступать в диалог | Работа в группе при использовании приемов ТРКМ, дискуссия, круглый стол, мозговой штурм |
У ребенка развита рефлексия | Синквейн, хокку, диаманта, кластер | Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно | Кластер, таблица ЗХУ | Ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме | Денотантный граф, кластер, таблица-синтез, фишбоун | Ребенок может сотрудничать с другими людьми | Работа в парах, группах при использовании приемов ТРКМ, мозговой штурм, шесть шляп мышления |
У ребенка сформирована учебная мотивация | Таблица ЗХУ, бортовые журналы, двойные дневники, проблемные вопросы | Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля | Тонкие и толстые вопросы, синквейн, таблица-синтез | Может создавать устные и письменные высказывания | Эссе, сочинение-пятиминутка, буриме, ключевые слова, ассоциации, бином-фантазия | Ребенок умеет решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, фронтальной работы | Работа в парах, группах при применении приемов ТРКМ |
Ребенок умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку | Применяя приемы ТРКМ, учитель настраивает учеников на то, что любое их мнение правильное, ошибок быть не может, потому что они высказывают свою точку зрения | У ученика сформирован внутренний план действий | Таблица ЗХУ, бортовые журналы, РАФТ, ИДЕАЛ | Ребенок умеет выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации | Шесть шляп мышления, синквей, хокку, штрихи, жиаманта, кластер, фишбоун | Ученик может отслеживать действия партнера | Работа в паре, группе при использовании приемов ТРКМ |
| | Ученик перед тем, как начать действовать, определяет последовательность действий | РАФТ Таблица ЗХУ, ИДЕАЛ | Ребенок владеет операциями сериация, классификация, умеет устанавливать причинно-следственные связи | Инсерт, ключевые слова, таблица –синтез, тонкие и толстые вопросы, перепутанные логические цепочки, ассоциации | Ребенок может осуществлять продуктивное взаимодействия с детьми и взрослыми | Творческие задания, типа эссе, видеомы, ментальной карты, бинома «Фантазия» |
| | | | Ребенок может проанализировать ход и способ действий | Таблица ЗХУ, бортовые журналы, двойные дневники | Ребенок может интегрироваться в группу сверстников | Метод углов, двухрядный стол, дискуссии, круглый стол, шесть шляп мышления |
| | | | У ребенка сформированы умения анализа и синтеза | Таблица-синтез, концептуальная таблица, синквейн, кластер | | |
| | | | Ребенок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию | Ключевые слова, инсерт, бортовые журналы, двойные дневники, шапка вопросов | | |
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Действия учителя | Приемы ТРКМ | Действия учителя | Приемы ТРКМ | Действия учителя | Приемы ТРКМ | Действия учителя | Приемы ТРКМ |
Учитель находит способ увлечь детей знаниями | Проблемные вопросы, Буриме, перепутанные логические цепочки, ментальные карты, видеомы | Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку | Инсерт, двойные дневники, бортовые журналы | Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией | Ключевые слова, инсерт, бортовые журналы, двойники, шапка вопросов | Учитель обучает детей приемам работы в группах; Учитель показывает, как можно прийти к единому решению в работе в группах | Круглые столы, дискуссии, мозговой штурм, шесть шляп мышления, метод углов |
Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом | Синквейн, хокку, эссе, сочинения-пятиминутки | Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем | Таблица ЗХУ, таблица-синтез, кластер, фишбоун, денотантный граф | Учитель включает детей в открытие новых знаний | Проблемные вопросы, таблица ЗХУ | Учитель включает детей в конструктивную деят-ть, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей | Создание коллективной ментальной карты, видеомы, учение через обучение, мини-проекты |
Учитель включает детей в открытие новых знаний | Проблемные вопросы, видеомы | В конце выполнения задания, вконце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему научились, что получилось, а что нет | Синквейн, хокку, штрихи. Эмоциональная карта урока, инсерт | Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения | Таблица ЗХУ, тонкие и толстые вопросы, дневники, бортовын журналы | Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других | Дискуссия, круглый стол, семинар, мозговой штурм, шесть шляп мышления |
Учитель показывает то, что ошибка - это нормально – главное уметь учиться на ошибках | Вместе с детьми выполняет задания, составляет кластер, синквейн, пишет эссе | Учитель учит детей планировать свою деятельность | Таблица ЗХУ, двойные дневники, РАФТ, ИДЕАЛ | Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности | Ассоциации, инсерт, ключевые слова | Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками | Индивидуальный подход, формирование групп по различным критериям |
Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их на собственном опыте | Притчи, афоризмы, цитаты, басни – проблемные вопросы | | | Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ | Результаты деятельности учащихся в электронном уголке русского языка | | |
Учитель создает проблемную ситуацию и мотивирует детей на открытие нового знания | Проблемные вопросы, видеомы, таблица ЗХУ | | | Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных | Стадия рефлексии – синквейн, хокку, штрихи, кластер, бином «Фантазия», диаманта, эссе | Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы | Консультирование по возникающим вопросам, подсказки, косвенная помощь, собственный пример |
| | | | Учитель побуждает детей к формулированию учебной проблемы и поиску решения этой проблемы | Таблица ЗХУ, проблемный вопрос, видеомы | Учитель при организации групповой работы учитывает степень сформированности коммуникативных навыков | Дискуссия, защита работы, круглый стол, шесть шляп мышления |
Результаты работы по теме образования.
Семинары:
Мастер-класс для педагогов МБОУ «СОШ№ 4» «ТРКМ как средство формирования УУД»
Мастер-класс для педагогов в рамках городского семинара «ТРКМ как средство формирования УУД»
Лекция, мастер-класс на курсах повышения квалификации в ХРИПКиПРО
Публикации:
Статья «ТРКМ как инновационный подход на уроках литературы», Рязань.
Программа самообразования в сборнике материалов «Рейтинговая оценка….»
ЛИТЕРАТУРА
Активные формы преподавания литературы / Р.И. Альбеткова, С.Г. Герке, Л.П. Гладкая и др.; Сост. Р.И. Альбеткова. – М.: Просвещение, 1991. – 175 с.
Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла: Книга для учителя / Под ред. А.Б. Малюшкина.-М.: ТЦ Сфера, 2004.-96 с.
Петрова Т.С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. Материалы для учителя. 8 класс. – М.: Московский Лицей, 2004.- 200 с.
Литература. 7-11 классы: уроки учительского мастерства / авт.-сост. И.Д. Бережная. – Волгоград: Учитель, 2008.- 133 с.
Власенко Т.Л. Литература как форма авторского сознания: Пособие для студентов филологических факультетов. М.: Издательская корпорация «Логос»,1995. – 200 с.
Письменные работы по литературе. -11 кл. / Н.Л. Карнаух, И.ВЩербина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 317 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – Народное образование, 1998. – 256 с.
Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. 3е изд., испр. и доп. – М.: Изд. «Гном и Д», 2001. – 192 с.
Научно-практический журнал «Школьные технологии», №3, 2005.
Школа молодого учителя – Вып.2 / сост. Л.В. Бударникова, В.В. Гордеева, Т.В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.
Власова Т.А. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005, № 3.
Долженко Ю.А. “Методическое сопровождение личностно-ориентированного образования”. Б., - 2003.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2004.
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2002.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Издательство «Первое сентября», 1998.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.