Методический доклад на тему:
«Формирование навыков
двухголосного пения
в вокальном ансамбле»
(младшая группа)
Выполнила:
преподаватель
Можаева Е.В.
Брянск 2018
Содержание
Введение
Начальный этап в пении двухголосия
Каноны
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
Формирование навыков – сложный и длительный процесс, в котором активное участие принимают как внешние факторы (обучение), так и внутренние (музыкальное развитие). От их взаимодействия зависит и темп, и характер образования навыков.
Сущность двухголосного пения основывается на совмещении двух явлений в музыкальном искусстве: художественного и технического.
Двухголосная фактура представляет собой разнообразное сочетание двух мелодических линий, в которых голоса движутся либо самостоятельно, либо параллельно.
Многоголосие включает в себя художественный, психологический, акустический и музыкально-исполнительский компоненты.
Так же, как и пение a`capрella, исполнение двухголосгых сочинений требует определенного уровня развития слуха и мышления певцов, кропотливой работы по приобретению необходимых навыков.
Главное в двухголосном пении – это умение поющих самостоятельно вести свою партию и вдумчиво вплетать её в общее звучание.
На начальном этапе формирования навыков двухголосия, самое главное – добиться хорошего унисона. Воспитание активного унисона – очень важная часть хорового дела. Но при этом развивается только мелодический слух. Но именно хорошо развитый гармонический слух позволяет «подстраиваться» к звучанию другого голоса, слить с ним собственное звучание, удерживать внимание сразу на нескольких звучащих линиях – своей вокальной партии и другого голоса.
Чтобы лучше подготовить детей к двухголосному пению, необходимо уже в первом классе параллельно с выстраиванием интонации готовить их к восприятию двухголосия.
Если руководитель научил детей слышать 2 голоса, то пение
3-х и 4-хголосия не составит особой проблемы. Это трудная задача, но чем раньше начать ее осуществление, тем плодотворней станет весь процесс вокально-хоровых занятий.
Серьёзная, целенаправленная работа над совершенствованием гармонического слуха подготовит детей к двухголосному пению.
Задачи класса вокального ансамбля:
- знакомство с различными произведениями вокальной ансамблевой литературы, способствующее значительному расширению кругозора учеников и повышению их общего музыкального уровня;
- воспитание у учеников чувства ансамбля, умения слышать себя и партнеров;
- стремление к художественному единству при исполнении.


г)

д)

Наиболее простым видом будет «педальное» двухголосие», в котором второй голос появляется эпизодически и связан с включением лишь одного выдержанного звука, исполняемого небольшой группой хора.
Хормейстеру совсем не обязательно разыскивать песни с «педалью» в специальных сборниках. Вполне допустимо в некоторых случаях и самому сочинять подголоски. Особенно удобны в этом плане народные песни с часто повторяющимися основными или квинтовыми тонами. Например, русские народные песни:
а) «Пойду ль я выйду ль я»


б) «Матушка Волга»

3.Каноны.
Развитие полифонического слуха и мышления певцов– важная задача в работе хора. Именно в пении полифонических произведений проявляется уровень мастерства ансамбля и хора, степень технической оснащенности и художественные возможности.
Начинающему ансамблю еще пока не доступны сложные полифонические формы. Но в репертуаре должны быть произведения с элементами имитаций и, конечно, каноны.
Канону хотелось бы уделить особое внимание. О каноне можно говорить много и интересно, но тогда необходимо посвятить этому отдельную тему разговора.
Канон(от греч.kanon - правило, образец) – один из приемов полифонического письма, основанный на имитации. Это один самых распространенных жанров вокального многоголосия эпохи Средневековья. Канон – строго выдержанная имитация, при которой каждый из голосов, исполняющих одну и ту же мелодию, вступает с некоторым опозданием по отношению к предыдущему.
Пение канонов с одной стороны довольно легкая задача, т.к. кажется, что достаточно хорошо выучить всем хором одну единственную мелодию и можно распевать её на несколько голосов. Неслучайно некоторые считают, что обучение многоголосию лучше начинать именно с канонов. Но качественно и по-настоящему грамотно исполнить канон на самом деле оказывается очень непростым заданием.
Начинать работу над канонами лучше всего тогда, когда у маленьких певцов уже достаточно развит мелодический слух, когда они уже начали петь a`capрella, когда достаточно развит гармонический слух. Но для того, чтобы заинтересовать детей, внести элемент игры в занятие, приучить детей к самостоятельности ведения своей партии, я начинаю включать каноны в самом начале обучения.

д) «Пастушья песня»

Пение гамм каноном крайне полезное занятие. Кроме понятия канона, это упражнение поможет наладить чистоту интонирования мажорной и минорной гамм, станет полезной тренировкой в пении параллельных терций, причем с перестановкой голосов (Приложение №1)
Дети очень любят петь каноны и воспринимают это как игру. Начинать ее можно уже в середине 1-го года обучения.
Существует ряд методических пособий, в которых предлагаются каноны разной степени сложности, которые можно использовать в своей работе на разных этапах.
Овладение выше перечисленными навыками имеет большое значение на начальном этапе подготовки младшего вокального ансамбля к исполнению двухголосных песен.
4.Заключение
На начальной стадии работы нал двухголосием, следует с большой осторожностью подойти к выбору песенного материала.
Первые двухголосные песни должны отвечать следующим требованиям:
- по форме – крайне сжатые и лаконичные;
- по мелодии – яркие, выразительные, напевные;
- по ритму – весьма простые;
- голосоведение – ясное, естественное.
Двухголосное исполнение песен нравится детям, особенно если процесс разучивания проходит творчески.
В работе с младшими школьниками необходима частая смена заданий, песен, упражнений. На занятиях нужно использовать игровые моменты, т.к. в этом возрасте - это единственный способ поддержания заинтересованности у детей и активизации их внимания.
Пение в ансамбле подразумевает органичное слияние индивидуальностей, умение каждого певца слышать свою партию и ансамбль в целом, а также риравнивать, подчинять свой голос общей звучности, гибко согласовывать свои действия с действиями других певцов.
Хормейстер с первых же занятий должен строить свою работу так, чтобы в поле его зрения находились все дети, и в ходе занятий не только отрабатывались вокально-хоровые приемы и навыки, но и накапливался опыт общения со звуком, развивались музыкальные способности.
Список литературы
Абелян Л., Попов В. «100 канонов для детского хора». – М., «Мкзыка», 1969.
Альбова Е., Шереметьева Н. «Вокально-хоровые упражнения для начальной школы». Ленинград, Москва. 949.
Нотная папка хормейстера. Младший хор. Тетрадь 1 – 6.
Поплянова Е. «Игровые каноны на уроках музыки». М., Владос, 2002.
Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения. В.1. – М., «Музыка», 1986.
Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М., Владос,
2002.
Список интернет-ресурсов:
«Хоровое сольфеджио» Г.Струве,
https://edu.tatar.ru/upload/images/files/%D0%A1%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B2%D0%B5_%20%D0%A5%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5%20%D1%81%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D0%BE.pdf
Доклад «Формирование навыков двухголосного пения
в младшем хоре».
https://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/mietodichieskii_doklad_formirovaniie_navykov_dvukhgholosnogho_pieniia_v_mladshie
Вокальный букварь. Е.М. Пекерская
http://www.noty-bratstvo.org/sites/default/files/voc-abc-pekerskaya.pdf
Доклад на тему: «Особенности работы над двухголосием в классе вокального ансамбля»
http://pandia.ru/text/78/120/15461.php


Приложение №3
Каноны
№1 «Бьют часы»

№ 2 «Наша песня»

№ 3 РНП «У меня ль во садочке»

№ 4 «Есть у мельника три сына»

№ 5

№ 6

№ 7
№ 8


