СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический доклад «Критериальный подход к оцениванию учебных достижений студентов в условиях обновления содержания образования»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критериальное оценивание - это ход деятельности , при котором сравниваютя учебные достижения учащихся. Для этого всеми участниками данной процедуры вырабатываются и формируются соответствующие критерии учебно-познавательной компетентности учащихся, четко соответствующие содержанию образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад «Критериальный подход к оцениванию учебных достижений студентов в условиях обновления содержания образования»»

Доклад

Критериальный подход к оцениванию учебных достижений студентов в условиях обновления содержания образования


Критериальное оценивание - это ход деятельности, при котором сравниваются учебные достижения учащихся. Для этого всеми участниками данной процедуры вырабатываются и формируются соответствующие критерии учебно-познавательной компетентности учащихся, четко соответствующие содержанию образовательного процесса.

Критериальное оценивание осуществляется в соответствии с определенными требованиями, которые должны соответствовать содержанию рабочих учебных программ, разработанных на основании Типовой учебной программы по соответствующим дисциплинам, рассмотренной и одобренной Республиканским Учебно-методическим советом по вопросам технического и профессионального образования Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Критериальное оценивание должно соответствовать индивидуальным психолого-педагогическими особенностями учащихся, которые по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что студенты в зависимости от условий окружающей среды, уровня развития и определенных наклонностей к той или иной форме деятельности существенно отличаются друг от друга.

В процессе критериального оценивания очень важно учесть и разработанные формы контрольных мероприятий. Формы и методы контроля знаний и умений учащихся очень разнообразны, многочисленны, индивидуальны. Поэтому каждый преподаватель вправе использовать собственные, те, которые приемлемы учителем для достижения наилучшего контроля знаний, с помощью которых и проводится критериальное оценивание студентов.

С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в выборе контрольных мероприятий при критериальном оценивании. Сильные студенты нуждаются в более сложных формах проверочный заданий, с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности, чтобы не угасал интерес к изучаемой дисциплине. Слабым студентам необходима индивидуальная помощь в выполнении контрольных работ, предлагаемых в виде самостоятельных заданий по образцу с целью развития их памяти, сообразительности, логического мышления, познавательной активности.

В практике ТиПО существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся, вот некоторые из них.

Устный опрос - индивидуальный, фронтальный.

Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Устный опрос может проводиться в форме фронтальной беседы, приема обучения, при котором вопрос задается всей группе и только потом называется учащийся, который будет отвечать на этот вопрос. Сущность его заключается в том, что всем учащимся в группе задается один вопрос по содержанию изучаемой темы, тем самым расчленяя изученный материал на отдельные части, что дает более глубоко осмыслить пройденный материал. Недостаток этого метода заключается в том, что провести критериальное оценивание позволяет учителю лишь у четырех-пяти студентов в виде поурочного балла за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока, отвечая на поставленные вопросы учителя, дополняя и уточняя ответы свои товарищей.

Уплотненный, письменный опрос (карточки).

Суть опроса заключается в том, что учитель раздает всей группе или определенному количеству студентов индивидуальные, заранее подготовленные задания по карточкам, что позволяет дифференцированно подойти к проверке знаний, критериальному оцениванию студентов. Положительной стороной данного метода является то, что за короткое время 10-15 минут учитель способен оценить знания всех учащихся.

Краткая самостоятельная работа.

Данный метод предполагает то, что учащимся также задается определенное количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. Задания могут быть сформированы в виде теоретических вопросов на проверку знаний по пройденному материалу. Это может быть 2-3 конкретных вопроса или целое задание. Данный вид работы требует большого количества времени для обдумывания заданий, построения плана, моделирования ситуаций, формулирования мыслей, решения задач, логических ситуаций. Поэтому критериальное оценивание в данном случае предполагает наличие творческой и исследовательской сферы, учебной самостоятельности.

Практическая или лабораторная работа.

Практическая или лабораторная работа в отличие от других форм контроля требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания на практике. Практическая работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. учащийся на основе имеющегося багажа определенных знаний, умений и навыков выполняет предложенные ему учителем задания. Практическая работа выполняется студентами с применением конкретным предметов, которые встретятся в реальной жизни. Это могут быть формы финансовой отчетности анализируемого предприятия, бухгалтерский план счетов организации, учебное методическое пособие, лекционный материал, что вызывает особый творческий интерес у студентов. Критериальное оценивание данного метода предусматривает ориентацию учащихся к систематической рефлексии в потоке научной информации, к индивидуальному подходу к решению тех или иных задач, к поиску смысла этой деятельности.

Тестовые задания.

Тестовые задания самая распространенная в последнее время индивидуальная форма контроля знаний с четырьмя и более количеством предложенных вариантов тестов. Учащимся дается возможность проверить свои знания с помощью распознавания. То есть им предлагается из пяти предложенных вариантов выбрать один, два, три правильных ответов. Учащимся не приходится тратить большое количество времени на логическое решение задач, формулировку выводов, тем самым экономя время для ответов. Но недостаток тестовых заданий состоит в том, что критериальное оценивание возможно лишь при ограниченном уровне знаний учащихся, которые не предусматривают проверку пройденного материала на логическом уровне при решении задач, формулировании выводов, раскрытия своих творческий возможностей при описании ситуационных возможностей.

Контрольные работы.

Это очень эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся. Он предполагает развитие творческих способностей учащихся. Контрольные работы проводятся сразу после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы тогда, когда учитель убедился, что пройденный материал достаточно хорошо усвоен, учителем предварительно проведена соответствующая подготовка к решению тех или иных задач, требующие проявления логического мышления и сообразительности. Критериальное оценивание предполагает объективность, самостоятельность выполнения заданий, не допуская подсказки и списывание. Так же необходимо обратить внимание на качество выполнения предложенных заданий с целью классификации допущенных ошибок, которые необходимо будет устранить при выполнении работы по совершенствованию качества знаний студентов. Контрольные работы позволяют проверять и оценивать одновременно знания всех студентов группы, но они требуют много времени и поэтому могут проводиться лишь 1-2,3 раза за период изучения дисциплины.

Таким образом, в системе образовательного процесса должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и критериальной оценки знаний учащихся. Это необходимо для сравнения учебных достижений студентов с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся. Критериальный подход дает возможность студентам повышать свою самооценку через личные достижения, вырабатывая в себе организованность, пунктуальность, критическое мышление, концентрацию внимания, оценивать свои возможности и достижения в процессе образования, определить степень усвоения того или иного учебного материала, отработать практические навыки и умения для самореализации поставленных целей в будущем.


Литература:

1. Система критериального оценивания учебных достижений учащихся. Методическое пособие. Министрество образования и науки Республики Казахстан РГКП «Национальная академия образования им. И. Алтынсарина»

010000, г. Астана, ул. Достык, 20, т.-д. ц. «Санкт-Петербург». Подписано к печати 19.04.2013.

2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки обучения школьников: Экспериментальное педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984. – 296 с.

3.Амонашвили Ш.А. Обучение.Оценка.Отметка.–М.:Знание,1980.–150с.