СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД «Самостоятельная работа студентов на занятиях химии»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методическом докладе рассматривается значение самостоятельной работы как средства активизации познавательной деятельности, классифицируются виды и формы самостоятельной работы, приводятся примеры организации самостоятельной работы в рамках изучения курса химии.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД «Самостоятельная работа студентов на занятиях химии»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МОРСКОЙ КОЛЛЕДЖ











МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД



ТЕМА: «Самостоятельная работа студентов

на занятиях химии»










Разработал:

Преподаватель Демченко И.Л.













Севастополь



Руководящей основой нашей дидактики

пусть будет: исследование и открытие метода,

при котором учащие меньше бы учили, а

учащиеся больше бы учились, в школах было бы

меньше шума, одурения, напрасного труда, а

больше радостей и основательного успеха.

Коменский Я.А.


В прошлом система образования строилась на концепции освоения знаний. И главной задачей в ней было дать знания. Сейчас эта модель не соответствует требованиям времени. Сегодня обществу нужен специалист, обладающий определённой суммой знаний, нужен специалист, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления. Сегодня нельзя делать главную ставку на освоение определённой суммы знаний.

Основным содержанием образования должна быть передача суммы знаний и выработка практических навыков, а методы и способы мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, классификация), развитие творческих способностей будущих специалистов.

Задача образования состоит в том, чтобы научить человека умению учиться. Квалифицированный специалист отличается не тем, что он больше знает и больше работает, а, прежде всего, тем, что он работает иначе, обладает высокой культурой профессионального мышления, дающий ему возможность нестандартно решать различные профессиональные ситуации.

А самостоятельная работа студентов – это как раз та форма обучения, которая требует от студента активной мыслительной деятельности, самостоятельного решения различных задач, применения ранее усвоенных знаний.

Ушинский К.Д. писал: «Самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретённых знаний».

Установлено, что в памяти человека запечатлевается до 90% того, что он делает сам, до 50% того, что он видит и только 10% того, что он пишет.

Поэтому организация самостоятельной работы в колледже, её совершенствование, её методической обеспечение играет большую роль.

Самостоятельная работа студентов является одним из основных компонентов обучения. До сих пор сохраняет свою актуальность вопрос: что следует понимать под самостоятельной работой? От того, как отвечает на этот вопрос преподаватель, в немалой степени зависят результаты обучения, уровень образования студентов, сформированность у них умений самостоятельной, мыслительной, познавательной деятельности, столь необходимых в дальнейшей жизни.

Самостоятельная работа студентов имеет важное значение и для нашего колледжа, задачей которого является не только вооружение выпускаемых специалистов необходимыми знаниями, но и воспитание в них умения самостоятельно решать производственные вопросы: анализировать и синтезировать, выделять главное, ставить задачи и определять наиболее эффективные пути их решения.

Итак, стержнем самостоятельной работы я считаю продуктивную деятельность студента, в ходе которой он преобразует известную информацию, добывает новые знания и умения, решает конструкторские, творческие задачи.

Организуя самостоятельную работу студентов на занятиях и во внеурочное время, нельзя ограничивать её назначение только изучением, повторением или закреплением определённого учебного материала, то есть узко образовательной целью. Примитивно понятая роль самостоятельной работы обусловит и примитивную её организацию. Характер заданий, выданный студентам, применяемые методы руководства и контроля могут натолкнуть на механическое заучивание учебного материала, на его зубрёжку, на использование трафаретных способов рассмотрения вопросов, решения задач, выполнения расчётов. В конечном итоге это приведёт к школярству, которое отрицательно отразится на формировании будущего специалиста. Задание по своему характеру должно вызывать интерес студента, желание творчески раскрыть неизвестное, а не преследовать утилитарную цель: ответить преподавателю на положительную оценку. Например: что происходит, когда вы берёте кусочек мыла и опускаете его в воду?

Творческая работа студента над выполнением задания вырабатывает навыки самостоятельного изучения материала, а также развивает наклонность к поиску и исследованию, приучает к настойчивости в достижении цели, к трудолюбию.

Вместе с тем развивается логическое мышление, способность критической оценки проделанного, познаётся удовлетворение от успешных результатов личного труда, вырабатывается стойкость в преодолении неудач. Студенты приучаются самостоятельно находить необходимую информацию, пользоваться справочными изданиями.

К наиболее распространенным видам самостоятельных работ на учебных занятиях по химии относятся: изучение учебной и научно-популярной литературы, самостоятельная работа с текстом и наглядными пособиями, работа студентов с раздаточным материалом, выполнение химических опытов, конструирование приборов, моделирование, составление и решение различных задач и упражнений, выполнение лабораторных работ и практических заданий, выполнение письменных самостоятельных и контрольных работ, составление рефератов и докладов, эксперимент, выполнение домашних заданий и другие.

Но главным основанием для классификации на виды самостоятельных работ, используя различные методы, должен стать тип познавательной деятельности студентов и специфика науки химия, которая оказывает решающее влияние на методы её преподавания.

Необходимо отметить особенности умственной деятельности изучающих химию: мысль изучающего этот предмет всё время должна связывать реально наблюдаемое явление с гипотетическими образами, которые нисколько не напоминают этого наблюдаемого явления. Химия заставляет изучающего его жить и мыслить двойным порядком образов.

Максимальную самостоятельность в решении новых для студентов учебных проблем, разного рода познавательных задач, требующих применения умений анализировать условия, исходные данные, выдвигать предположения о путях решения, выбирать необходимый путь, применять различные действия – всё это позволяет осуществлять исследовательский метод. Условия задачи не должны подсказывать ответа.

Рассмотрим несколько примеров: «В трёх пробирках находятся соли различных кислот. Докажите опытным путём, соли каких кислот содержатся в каждой пробирке».

Например, изучение глюкозы можно начать с ознакомления студентов со структурной формулой, а затем опытным путём исследовать свойства вещества. И наоборот, исследуя свойства, студенты могут определить формулу вещества.

Экспериментальные задачи предлагаются студентам, как в целях изучения нового материала, так и в целях совершенствования знаний и умений. При исследовательском методе задание выполняется студентом самостоятельно, и не только в смысле производства определенных наблюдений и экспериментов, но и в отношении планирования работы.

Исследование физических свойств изучаемых объектов чаще всего проводится, как самостоятельная работа с раздаточным материалом. Студенты знакомятся подобным образом с различными видами топлива, с металлами и сплавами, с видами волокон, пластмасс и т. п. Самостоятельная работа проявляется и при конструировании приборов и моделировании.

При изучении органической химии, где формируются представления о пространственном строении молекул веществ. В этом смысле интересна исследовательская самостоятельная работа с шаростержневыми моделями.

Исследовательские самостоятельные работы должны проводиться в определённой системе. В такую систему работ входят работы, требующие различных самостоятельных действий:

  1. следование указаниям преподавателя или письменной инструкции, или выполнение репродуктивно-копирующих задач;

  2. проведение опытов по аналогии или выполнение задач на перенос, применение знаний;

  3. самостоятельное проектирование опыта, выдвижение гипотез и их проверка или выполнение задач на самостоятельный выбор. Например: «Какие из попарно взятых веществ будут взаимодействовать друг с другом?» «Как получить СН3СООН из С2Н2» и т.п.

  4. проведение широкого исследования, включающего ряд опытов, или выполнение задач на самостоятельный поиск. Например: «Как получить нитрат Ag в достаточном для лабораторных занятий количестве?»

Большое значение уделяется самостоятельной работе студентов при работе с текстом учебника и других пособий. Если такая работа проводится в исследовательском плане, то она включает поиск ответов на вопросы, которые в явной форме при чтении найти нельзя. Для этого требуется анализ изложенного в тексте, иногда сопоставление разных точек зрения, описанных в тех или иных материалах, оценка их.

Более сложными являются задания, требующие на основании текстов составить какие-либо схемы, графики, уравнения реакций, заполнить таблицы или составить и заполнить свою таблицу. В процессе обучения используем часто опорные схемы-конспекты. Работа с опорным конспектом не может носить только репродуктивный характер, поэтому в различные части конспектов включены задания для самостоятельной работы студентов. Условно они обозначены знаком вопроса. В таких заданиях предлагается закончить уравнения реакций, привести свои примеры, сделать выводы, осуществить сравнение, решить задачу, обозначить в рисунке результаты наблюдений и т. п.

В процессе занятия студенты могут обращаться к опорному конспекту многократно: во время устного и письменного опроса, при выполнении различного вида самостоятельных работ и лабораторных опытов и т. д.

На большинстве учебных занятий от студента требуется самостоятельное осмысление нового учебного материала, излагаемого преподавателем, его конспектирование, а также продумывание, а иногда и рецензирование ответов своих товарищей.

Очень большое значение приобретает использование познавательных заданий в учебной деятельности. Я применяю различные формы познавательных заданий: вопросы, упражнения, расчетные и экспериментальные химические задачи, дидактические игры, загадки, аморитмические и эвристические предписания, химические диктанты, тесты разного типа и другое.

В начале, как правило, у многих студентов нет направленности на овладение способами и решениями тех или иных познавательных задач, но после неоднократных и успешных решений у них может возникнуть новая мотивационная направленность (например, на химическое экспериментирование, моделирование и т. п.)

Широко могут быть использованы занимательные дидактические игры типа «крестики-нолики», «третий-лишний», «третий-не лишний».

Применяются алгоритмические предписания по составлению химических формул, уравнений, решению химических задач, проведению химического эксперимента.

Широко применяются различные тесты:

1. Тесты группировки.

2. Тесты дополнения – заполните пропуски СО2 +… Na2CO3 + H2O.

3. Тесты счисления – это задания, состоящие из связанных друг с другом по содержанию данных, размещённых в двух столбцах под разными порядковыми номерами.

4. Тесты напоминания – формулируют в виде прямого вопроса, на который студенты должны дать однозначный ответ, выраженный словом, числом, формулой и т. п.

5. Альтернативные тесты могут быть предложены в форме графического диктанта (Да - , нет  )

6. Тесты выборки обычно оформляют в виде карточек.

7. Тесты ранжирования – представляют собой перечень объектов контроля (химические явления, формулы, физические величины и другие), которые должны быть расположены по определённому порядку (например, в порядке возрастания какого-либо существенного признака).

По содержанию тестовые задания могут быть профессионально-направленными.

8. Творческие задания – это наиболее трудные познавательные задания, для выполнения которых необходимы система химических знаний, опыт эвристической деятельности. Творческими могут быть задания в форме химических задач, дидактических игр, головоломок, ребусов и другие. К ним относятся многие химические загадки: логогриф, метаграмма, анаграмма, шарада, восьмиклеточный логикон. Чтобы вовлечь студентов в работу и предоставить им, заниматься на соответствующем в данное время уровне трудности, применяются дифференцированные задания разного вида.

Контроль самостоятельной работы связан с оценкой умения студента работать и уровня его знаний. Его главное назначение – это не функция проверки, а функция консультации и методической помощи.

Главное в контроле самостоятельной работы – наблюдение за методами её выполнения, за темпом познавательной активности студентов, степенью личного творчества в поиске, организацией работы, прочностью навыков, глубиной рассмотрения вопросов, ответственным отношением к делу и умением правильно оценить глубину и прочность знаний студентов. Студент должен услышать от преподавателя оценку своей работы, а также работы товарищей, не обязательно выраженную в баллах, но обязательно и убедительно прокомментированную с указанием достоинств и недостатков. Руководство самостоятельной работой студентов начинается уже при выдаче заданий. В отношении домашней работы оно нередко, к сожалению, и ограничивается этим и затем проверкой выполнения. Домашние задания должны углублять полученные на учебных занятиях знания, развивать у студентов интерес к изучению последующего материала.

Итак, методически правильно организованная самостоятельная работа студентов развивает творческую инициативу, содействует формированию диалектического мировоззрения будущих специалистов.













ЛИТЕРАТУРА



  1. Пидкасистый П.И. самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980.

  2. Есипов Б.П. самостоятельная работа учащихся на уроке. – М.: Педагогика, 1993.

  3. Богоявленская Д.Б.. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Издательство Ростовского университета, 1993.

  4. Оржековский П.А. Формирование у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии. – М.: ИОСО РАО, 1997.

  5. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: педагогика, 1990.

  6. Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий при изучении химии. - М.: Просвещение, 1989.

  7. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности - М.: Мысль, 1976

  8. Титова И.М. Концепция гуманизации развивающего обучения химии. – Химия в школе №3, 1996.

  9. Титова И.М., Эстрин Э.Р. Развитие мотивации изучения химии. – М.: СПб: Образование, 1997.

  10. Поланий М. Личностное знание. – М., 1985.

  11. Фримантл М. Химия в действии. В2ч. М.: Мир, 1991.