МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МОРСКОЙ КОЛЛЕДЖ
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
ТЕМА: «Самостоятельная работа студентов
на занятиях химии»
Разработал:
Преподаватель Демченко И.Л.
Севастополь
Руководящей основой нашей дидактики
пусть будет: исследование и открытие метода,
при котором учащие меньше бы учили, а
учащиеся больше бы учились, в школах было бы
меньше шума, одурения, напрасного труда, а
больше радостей и основательного успеха.
Коменский Я.А.
В прошлом система образования строилась на концепции освоения знаний. И главной задачей в ней было дать знания. Сейчас эта модель не соответствует требованиям времени. Сегодня обществу нужен специалист, обладающий определённой суммой знаний, нужен специалист, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления. Сегодня нельзя делать главную ставку на освоение определённой суммы знаний.
Основным содержанием образования должна быть передача суммы знаний и выработка практических навыков, а методы и способы мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, классификация), развитие творческих способностей будущих специалистов.
Задача образования состоит в том, чтобы научить человека умению учиться. Квалифицированный специалист отличается не тем, что он больше знает и больше работает, а, прежде всего, тем, что он работает иначе, обладает высокой культурой профессионального мышления, дающий ему возможность нестандартно решать различные профессиональные ситуации.
А самостоятельная работа студентов – это как раз та форма обучения, которая требует от студента активной мыслительной деятельности, самостоятельного решения различных задач, применения ранее усвоенных знаний.
Ушинский К.Д. писал: «Самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретённых знаний».
Установлено, что в памяти человека запечатлевается до 90% того, что он делает сам, до 50% того, что он видит и только 10% того, что он пишет.
Поэтому организация самостоятельной работы в колледже, её совершенствование, её методической обеспечение играет большую роль.
Самостоятельная работа студентов является одним из основных компонентов обучения. До сих пор сохраняет свою актуальность вопрос: что следует понимать под самостоятельной работой? От того, как отвечает на этот вопрос преподаватель, в немалой степени зависят результаты обучения, уровень образования студентов, сформированность у них умений самостоятельной, мыслительной, познавательной деятельности, столь необходимых в дальнейшей жизни.
Самостоятельная работа студентов имеет важное значение и для нашего колледжа, задачей которого является не только вооружение выпускаемых специалистов необходимыми знаниями, но и воспитание в них умения самостоятельно решать производственные вопросы: анализировать и синтезировать, выделять главное, ставить задачи и определять наиболее эффективные пути их решения.
Итак, стержнем самостоятельной работы я считаю продуктивную деятельность студента, в ходе которой он преобразует известную информацию, добывает новые знания и умения, решает конструкторские, творческие задачи.
Организуя самостоятельную работу студентов на занятиях и во внеурочное время, нельзя ограничивать её назначение только изучением, повторением или закреплением определённого учебного материала, то есть узко образовательной целью. Примитивно понятая роль самостоятельной работы обусловит и примитивную её организацию. Характер заданий, выданный студентам, применяемые методы руководства и контроля могут натолкнуть на механическое заучивание учебного материала, на его зубрёжку, на использование трафаретных способов рассмотрения вопросов, решения задач, выполнения расчётов. В конечном итоге это приведёт к школярству, которое отрицательно отразится на формировании будущего специалиста. Задание по своему характеру должно вызывать интерес студента, желание творчески раскрыть неизвестное, а не преследовать утилитарную цель: ответить преподавателю на положительную оценку. Например: что происходит, когда вы берёте кусочек мыла и опускаете его в воду?
Творческая работа студента над выполнением задания вырабатывает навыки самостоятельного изучения материала, а также развивает наклонность к поиску и исследованию, приучает к настойчивости в достижении цели, к трудолюбию.
Вместе с тем развивается логическое мышление, способность критической оценки проделанного, познаётся удовлетворение от успешных результатов личного труда, вырабатывается стойкость в преодолении неудач. Студенты приучаются самостоятельно находить необходимую информацию, пользоваться справочными изданиями.
К наиболее распространенным видам самостоятельных работ на учебных занятиях по химии относятся: изучение учебной и научно-популярной литературы, самостоятельная работа с текстом и наглядными пособиями, работа студентов с раздаточным материалом, выполнение химических опытов, конструирование приборов, моделирование, составление и решение различных задач и упражнений, выполнение лабораторных работ и практических заданий, выполнение письменных самостоятельных и контрольных работ, составление рефератов и докладов, эксперимент, выполнение домашних заданий и другие.
Но главным основанием для классификации на виды самостоятельных работ, используя различные методы, должен стать тип познавательной деятельности студентов и специфика науки химия, которая оказывает решающее влияние на методы её преподавания.
Необходимо отметить особенности умственной деятельности изучающих химию: мысль изучающего этот предмет всё время должна связывать реально наблюдаемое явление с гипотетическими образами, которые нисколько не напоминают этого наблюдаемого явления. Химия заставляет изучающего его жить и мыслить двойным порядком образов.
Максимальную самостоятельность в решении новых для студентов учебных проблем, разного рода познавательных задач, требующих применения умений анализировать условия, исходные данные, выдвигать предположения о путях решения, выбирать необходимый путь, применять различные действия – всё это позволяет осуществлять исследовательский метод. Условия задачи не должны подсказывать ответа.
Рассмотрим несколько примеров: «В трёх пробирках находятся соли различных кислот. Докажите опытным путём, соли каких кислот содержатся в каждой пробирке».
Например, изучение глюкозы можно начать с ознакомления студентов со структурной формулой, а затем опытным путём исследовать свойства вещества. И наоборот, исследуя свойства, студенты могут определить формулу вещества.
Экспериментальные задачи предлагаются студентам, как в целях изучения нового материала, так и в целях совершенствования знаний и умений. При исследовательском методе задание выполняется студентом самостоятельно, и не только в смысле производства определенных наблюдений и экспериментов, но и в отношении планирования работы.
Исследование физических свойств изучаемых объектов чаще всего проводится, как самостоятельная работа с раздаточным материалом. Студенты знакомятся подобным образом с различными видами топлива, с металлами и сплавами, с видами волокон, пластмасс и т. п. Самостоятельная работа проявляется и при конструировании приборов и моделировании.
При изучении органической химии, где формируются представления о пространственном строении молекул веществ. В этом смысле интересна исследовательская самостоятельная работа с шаростержневыми моделями.
Исследовательские самостоятельные работы должны проводиться в определённой системе. В такую систему работ входят работы, требующие различных самостоятельных действий:
следование указаниям преподавателя или письменной инструкции, или выполнение репродуктивно-копирующих задач;
проведение опытов по аналогии или выполнение задач на перенос, применение знаний;
самостоятельное проектирование опыта, выдвижение гипотез и их проверка или выполнение задач на самостоятельный выбор. Например: «Какие из попарно взятых веществ будут взаимодействовать друг с другом?» «Как получить СН3СООН из С2Н2» и т.п.
проведение широкого исследования, включающего ряд опытов, или выполнение задач на самостоятельный поиск. Например: «Как получить нитрат Ag в достаточном для лабораторных занятий количестве?»
Большое значение уделяется самостоятельной работе студентов при работе с текстом учебника и других пособий. Если такая работа проводится в исследовательском плане, то она включает поиск ответов на вопросы, которые в явной форме при чтении найти нельзя. Для этого требуется анализ изложенного в тексте, иногда сопоставление разных точек зрения, описанных в тех или иных материалах, оценка их.
Более сложными являются задания, требующие на основании текстов составить какие-либо схемы, графики, уравнения реакций, заполнить таблицы или составить и заполнить свою таблицу. В процессе обучения используем часто опорные схемы-конспекты. Работа с опорным конспектом не может носить только репродуктивный характер, поэтому в различные части конспектов включены задания для самостоятельной работы студентов. Условно они обозначены знаком вопроса. В таких заданиях предлагается закончить уравнения реакций, привести свои примеры, сделать выводы, осуществить сравнение, решить задачу, обозначить в рисунке результаты наблюдений и т. п.
В процессе занятия студенты могут обращаться к опорному конспекту многократно: во время устного и письменного опроса, при выполнении различного вида самостоятельных работ и лабораторных опытов и т. д.
На большинстве учебных занятий от студента требуется самостоятельное осмысление нового учебного материала, излагаемого преподавателем, его конспектирование, а также продумывание, а иногда и рецензирование ответов своих товарищей.
Очень большое значение приобретает использование познавательных заданий в учебной деятельности. Я применяю различные формы познавательных заданий: вопросы, упражнения, расчетные и экспериментальные химические задачи, дидактические игры, загадки, аморитмические и эвристические предписания, химические диктанты, тесты разного типа и другое.
В начале, как правило, у многих студентов нет направленности на овладение способами и решениями тех или иных познавательных задач, но после неоднократных и успешных решений у них может возникнуть новая мотивационная направленность (например, на химическое экспериментирование, моделирование и т. п.)
Широко могут быть использованы занимательные дидактические игры типа «крестики-нолики», «третий-лишний», «третий-не лишний».
Применяются алгоритмические предписания по составлению химических формул, уравнений, решению химических задач, проведению химического эксперимента.
Широко применяются различные тесты:
1. Тесты группировки.
2. Тесты дополнения – заполните пропуски СО2 +… Na2CO3 + H2O.
3. Тесты счисления – это задания, состоящие из связанных друг с другом по содержанию данных, размещённых в двух столбцах под разными порядковыми номерами.
4. Тесты напоминания – формулируют в виде прямого вопроса, на который студенты должны дать однозначный ответ, выраженный словом, числом, формулой и т. п.

5. Альтернативные тесты могут быть предложены в форме графического диктанта (Да - , нет )
6. Тесты выборки обычно оформляют в виде карточек.
7. Тесты ранжирования – представляют собой перечень объектов контроля (химические явления, формулы, физические величины и другие), которые должны быть расположены по определённому порядку (например, в порядке возрастания какого-либо существенного признака).
По содержанию тестовые задания могут быть профессионально-направленными.
8. Творческие задания – это наиболее трудные познавательные задания, для выполнения которых необходимы система химических знаний, опыт эвристической деятельности. Творческими могут быть задания в форме химических задач, дидактических игр, головоломок, ребусов и другие. К ним относятся многие химические загадки: логогриф, метаграмма, анаграмма, шарада, восьмиклеточный логикон. Чтобы вовлечь студентов в работу и предоставить им, заниматься на соответствующем в данное время уровне трудности, применяются дифференцированные задания разного вида.
Контроль самостоятельной работы связан с оценкой умения студента работать и уровня его знаний. Его главное назначение – это не функция проверки, а функция консультации и методической помощи.
Главное в контроле самостоятельной работы – наблюдение за методами её выполнения, за темпом познавательной активности студентов, степенью личного творчества в поиске, организацией работы, прочностью навыков, глубиной рассмотрения вопросов, ответственным отношением к делу и умением правильно оценить глубину и прочность знаний студентов. Студент должен услышать от преподавателя оценку своей работы, а также работы товарищей, не обязательно выраженную в баллах, но обязательно и убедительно прокомментированную с указанием достоинств и недостатков. Руководство самостоятельной работой студентов начинается уже при выдаче заданий. В отношении домашней работы оно нередко, к сожалению, и ограничивается этим и затем проверкой выполнения. Домашние задания должны углублять полученные на учебных занятиях знания, развивать у студентов интерес к изучению последующего материала.
Итак, методически правильно организованная самостоятельная работа студентов развивает творческую инициативу, содействует формированию диалектического мировоззрения будущих специалистов.
ЛИТЕРАТУРА
Пидкасистый П.И. самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980.
Есипов Б.П. самостоятельная работа учащихся на уроке. – М.: Педагогика, 1993.
Богоявленская Д.Б.. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Издательство Ростовского университета, 1993.
Оржековский П.А. Формирование у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии. – М.: ИОСО РАО, 1997.
Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: педагогика, 1990.
Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий при изучении химии. - М.: Просвещение, 1989.
Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности - М.: Мысль, 1976
Титова И.М. Концепция гуманизации развивающего обучения химии. – Химия в школе №3, 1996.
Титова И.М., Эстрин Э.Р. Развитие мотивации изучения химии. – М.: СПб: Образование, 1997.
Поланий М. Личностное знание. – М., 1985.
Фримантл М. Химия в действии. В2ч. М.: Мир, 1991.