Просмотр содержимого документа
«Методический кейс "Уникальное вещество природы"»
Галушка Ирина Николаевна
Предмет химия
Класс: 10 – 11.
Тема: "Уникальное вещество природы"
Классификация: учебный проект
Дидактические цели проекта
развивать умение проектировать, мыслить в процессе изучения экологической проблемы;
развивать умения работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширить кругозор;
развивать способности к самоконтролю действий по достижению целей и рефлексии;
развитие умения работать в команде;
развитие коммуникативных способностей.
Какие компетентности формирует проект?
В сфере самостоятельной деятельности.
Основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
В сфере гражданско-общественной деятельности.
Методические задачи
сформировать понятие о гибридизации электронных орбиталей;
научить определять геометрию молекулы по типу гибридизации электронных орбиталей;
познакомить учащихся с экологической проблемой природных вод;
воспитывать чувство ответственности к окружающей среде.
Основополагающий вопрос: «Почему вода является уникальным природным веществом?».
Вопросы учебной темы (проблемные):
Почему молекула воды имеет угловое строение?
Какое вещество на земле существует одновременно в трех агрегатных состояниях?
Каков водный запас планеты?
Почему вода является основой мироздания?
Почему появилась проблема водного голода планеты?
Самостоятельные исследования учащихся возможные в учебном проекте
Вода в природе.
Самое удивительное вещество природы.
Вода – основа мироздания.
Проблема водного голода планеты.
Пунктам тематического учебного плана школьного предмета соответствующие проекту
Строение вещества.
Химические реакции.
Предметные области:
Оформление результатов проекта:
Веб-сайт
Презентация
Буклет
Краткая аннотацию проекта:
Работа объединяет несколько тем по химии: Строение вещества; Химические реакции; и биологии: Химический состав клетки.
Главным в проекте является совершенствование у школьников навыков работы с информацией, умений работать в команде.
В ходе проекта учащиеся самостоятельно проводят групповые исследования по различным источникам информации (печатные, Интернет, социологический опрос) и оформляют результаты своих исследований в виде презентации, буклета, и информационного бюллетеня.
В процессе работы над проектом у учащихся формируется представление о важнейшем химическом соединении планеты – воде.
Какое время требуется для выполнения проекта (приблизительно)?
5 академических часов (2 часа – уроки, консультации, 3 часа – самостоятельная работа).
Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта:
Программное обеспечение:
Программы обработки изображений
Программы работы с мультимедиа
Мультимедийные энциклопедии
Программы разработки веб-сайтов
Текстовые процессоры
Материалы на печатной основе:
Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. – М.: ВШ, 1991. 656 с.
Большая советская энциклопедия. В 30 тт.; 2 том, стр234-2454; Загадки воды.
Курнаков Н.С. Избранные труды. Т.1-3. М., 1960.
А.В. Суворин Общая химия; С-П.; «Химия»; 1995.
А.С. Егоров; Химия; Новое учебное пособие; Феникс; Ростов-на-Дону; 2006.
Г.П. Хомченко; Пособие по химии; М.; Новая волна; 2006.
Интернет-ресурсы:
http://www.ftim.spbstu.ru/oxim/History.htm
http://www.pran.ru/rus/awards/
http://www.ftim.spbstu.ru/oxim/History.htm
http://www.tstu.ru/win/kultur/nauka/vernad/imena.htm
http://www.poisknews.ru/_arh/files/2004/041405.pdf
Критерии оценивания презентаций:
по содержанию:
соответствие заявленной теме и целям;
наличие логической связи между рассматриваемыми явлениями и показателями;
представление информации в виде картосхем, графиков и диаграмм;
отсутствие географических, грамматических и стилистических ошибок;
формулировка вывода по результатам проведенной работы.
по оформлению:
дизайн должен соответствовать содержанию презентации;
анимационные эффекты не должны отвлекать от информации, представленной на слайде;
предпочтительно представлять информации кратко, в виде схем, тезисов, карт, диаграмм и т.д., в едином стиле, масштабах и цветовой гамме;
чередовать использование разных видов слайдов для обеспечения разнообразия;
размер шрифта должен соответствовать важности информации.
Критерии оценивания публикаций:
по содержанию:
информация интересна, полезна, доступна;
соответствует теме и целям;
отсутствие грамматических и стилистических ошибок.
по оформлению:
Ключевые слова:
Вода, электронное строение молекулы, гибридизация электронных орбиталей, изотопы, тяжелая вода, кристаллические решетки, экологическая проблема сточных вод, ноосфера.