СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический комментарий по применению приёмов рефлексивной деятельности на различных этапах урока

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические комментариии по применению приёмов рефлексивной деятельности на уроке химии.

Просмотр содержимого документа
«Методический комментарий по применению приёмов рефлексивной деятельности на различных этапах урока»



Методический комментарий к применению приемов рефлексии.

Структурные элементы

Цели деятельности ученика на данном этапе


Цели деятельности учителя на данном этапе

Методы

Рефлексивные приемы

Технология рефлексивных приемов

Целесообразность применения приёмов

Источник

Первичная проверка понимания

- выявление трудностей и неверных представлений в изученном учебном материале


- коррекция знаний

- установление правильности и осознанности процесса усвоения учащимися учебного материала


- выявление пробелов и неверных представлений

Метод познавательной деятельности на основе самостоятельной работы с раздаточным материалом

«Проверь себя»

Проведение всякого рода диктантов, самостоятельных работ с оперативной проверкой и коррекцией

1. Выполнение учениками самостоятельной работы, написание диктанта.

2. Самопроверка учениками выполненного задания при помощи образца.

3. Индивидуальная работа учащихся над классификацией ошибок.

4. Коррекционная работа учащихся (ученики записывают правильный ответ, поясняют соответствующие правила, приводят аналогичный пример).

5. Вывод учащихся: «Я сделал ошибку, потому что…»



-учащиеся учатся самостоятельно находить, исправлять и объяснять ошибки


- у учащихся формируются навыки самоконтроля, самооценки


- у учащихся формируется осознанное восприятие учебного материала

П.И.Третьяк,

С.Н. Митин,

Н.Н.Боярцева «Адаптивное управление педагогическими процессами»

Подготовка к основному этапу урока

Овладение навыками самоорганизации учебной деятельности, умение ставить перед собой цель и планировать работу

- обучение учащихся постановке цели на урок


- определение приоритетных целей изучения темы

Стимулирование и мотивация учебной деятельности

Целеполагание

Выбор учениками цели деятельности из предложенных учителем;

Формулирование учащимися собственных целей из известных ранее;

Формулирование целей на основе рефлексии выполненной учащимися деятельности.


1. Составление учителем набора целей изучения темы.

2. Отбор учениками целей обучения из предложенного учителем набора, их дополнение.

3. Анализ учителя отобранного учащимися набора целей, определение мотивов учеников.

4. Обозначение учениками своих целей. Знакомство с целями других учеников.

5. Самоопределение учеников в общем многообразии целей, уточнение и определение собственных



Учащиеся осмысливают цели образования, овладевают навыками самоорганизации учебной деятельности.


Учащиеся приобретают веру в свои потенциальные возможности.

А.В.Хуторской «Развитие одаренности школьников» (методика продуктивного обучения)

Усвоение новых знаний и способов действий

- определение связей и способов действий с объектом изучения

-самостоятельность в приобретении знаний и овладении способами действий

- создание условий для рациональных организационных действий ученика по изучению нового материала

-обеспечение восприятия и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объектах изучения

Метод познавательной деятельности на основе самостоятельной работы с учебником

Фиксирование информации в свернутом виде (схеме, конспекте, таблице).

Рациональное использование источников информации.

Стимулирование самостоятельности в приобретении знаний с помощью известных способов изучения( по вопросам, задачам, заданиям, учебным текстам, конспектам)


1. Первичное восприятие новой информации.

2. Самостоятельная работа учащихся с источником информации.

3. Фиксирование информации в свернутом виде(схеме, конспекте, таблице).

4. Самопроверка, взаимопроверка, сравнение с образцом правильного ответа.




Формируется осознанное восприятие нового учебного материала. Способствует активному саморазвитию, эффективному усвоению новых знаний.


Закрепление знаний и способов действий

- определение собственного отношения к конкретной жизненной ситуации

- приобретение опыта поведения в подобных ситуациях путем «игры», исполнения «роли», которая близка к реальной жизненной ситуации

- организация имитации реальности при помощи распределения ролей между учащимися и создания для возможности действовать «по-настоящему»

-создание условий для определения отношения к конкретной жизненной ситуации, приобретение опыта через игру, оказание помощи в обучении через опыт и чувства



«Ролевая игра»

Участники «разыгрывают по ролям» определенную проблему или ситуацию

1. Формулировка проблемы или ситуации, которую будут иллюстрировать в ролевой игре.

2. Организационная работа учителя ( определение численного состава участников, количество групп, сценарий).

3. Организационная работа учеников (распределение ролей, подготовка кабинета).

4. Разыгрывание ситуации.

5. Обсуждение ситуации.

- помогает обучению через опыт и чувства

-помогает учащимся выработать собственное отношение к ситуации

- способствует развитию воображения и навыков критического мышления

О.Помету,

Л.Пироженко «Сучасний урок»

Первична проверка понимания

- формирование позитивной реакции на ошибки

-овладение навыками коррекционной работы

- создание условий усвоения новых знаний и способов действий в измененной ситуации

- включение учащихся в осознанный контроль

-оказание учащимся помощи при анализе и коррекции полученных результатов


Метод контроль

«Лови ошибку»

Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки и предлагает их найти и исправить.

Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем».

1. Учащиеся заранее предупреждаются о наличии ошибок.

2. Учащиеся находят ошибки в предложенном тексте, решении задачи, заведомо неверной гипотезе.

3. Ученики аргументируют ошибки.

4. Коррекционная деятельность учеников.

- учащиеся обучаются реагировать на ошибки

- формируется осознанное восприятие учащимися нового материала

- учащиеся осваиваются путем коррекции знаний

А. Гин

«Примеры педагогической деятельности»

Усвоение новых знаний и способов действий

- выявление трудностей и неверных представлений в изученном

-коррекция знаний

- установление правильности и осознанности процесса усвоения учащимися учебного материала

- обеспечение самоосознанности учащимися учебных проблем


«Дерево мудрости»

(первичная проверка понимания)

В виде листочков на импровизированное дерево помещаются вопросы учеников по новой теме, затем желающие на них отвечают, ответы обсуждаются всем классом.


1. Составление учащимися вопросов по тем.

2. организация «дерева» из «листочков» с вопросами.

3. Выбор вопросов учащимися и ответы на них.

4. Взаимооценка ответов.

- формируется осознанное восприятие учебного материала

- формируется готовность выполнять коррекцию заний

П.И.Третьяк,

С.Н. Митин,

Н.Н.Боярцева «Адаптивное управление педагогическими процессами»

Обобщение и систематизация знаний

- самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в сходной и измененной ситуациях

- Самопроверка результатов выполненных заданий

- обеспечение самостоятельного выполнения учащимися заданий, требующих знаний в сходной и измененной ситуациях

-обеспечение самоосознанности учащихся

Репродуктивный метод









Конструктивный метод

Продвижение по ступеням (закрепление знаний и способов действий)

Выполнение уровневых заданий самостоятельной работы с нарастающей степенью сложности

1. Повторение предложенного учителем решения задачи.

2. Выполнение аналогичных заданий(количество определяется каждому ученику до полного усвоения).

3. Выполнение задания данного типа, требующих дополнительных знаний умений.

4.Выполнений нестандартных заданий.

5. Выполнение заданий после самостоятельной работы с книгой, компьютерной программой.

Формируется осознанное восприятие и фиксация в памяти знания ( понял, запомнил, воспроизвел).

Формируется готовность применять знания в сходных и измененных условиях.

Формируются у учащихся навыки самооценки, самоопределения, самообразования.

Формируется готовность к творческому применению знаний (овладел знаниями и научился их переносить в новые условия)



П.И.Третьяк,

С.Н. Митин,

Н.Н.Боярцева «Адаптивное управление педагогическими процессами»