Просмотр содержимого документа
«Методический материал к уроку литературы "Музыкальное искусство второй половины XIX века", 10 класс»
Методический материал к уроку литературы
"Музыкальное искусство второй половины XIX века"
Развитие музыкального искусства связано прежде всего с созданием в 1862 году объединения «Могучая кучка», задачей которого являл ось отражение прошлого русской жизни и сближение музыки с поэзией. В «Могучую кучку» входили М.А. Балакирев (глава кружка), А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, м.п. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков. Идейно-художественные устремления «Могучей кучки» сложились под воздействием эстетических принципов революционеров-демократов. «Кучкисты» выступали против академической рутины, боролись за народность, национальную направленность в русской музыке. Развивая художественные традиции М.И. Глинки, А.с. Даргомыжского и достижения западноевропейских композиторов-романтиков, члены кружка создали выдающиеся образцы оперного, симфонического и камерно-вокального жанров. Большое значение они придавали русской народной песне и фольклору других народов, широко используя их в своем творчестве.
Например, в 1868-1869 годах М. Мусоргский пишет на сюжет драмы А.С. Пушкина оперу «Борис Годунов», главный герой которой - народ. Создает реалистические вокальные сценки из народной жизни на собственные слова, слова Н.А. Некрасова («Колыбельная Еремушке», «Калистрат» и др.); в 70-е годы работает над музыкальной драмой «Хованщина». После смерти композитора опера была завершена Н.Л. Римским-Корсаковым.
В сюжетах из отечественной истории М. Мусоргский искал ответы на современные вопросы. «Прошедшее в настоящем - вот моя задача», - писал он Стасову. Одновременно он ставил своей целью воплощение «тончайших черт природы человека», создание музыкальных психологических портретов. Музыкальный язык композитора отмечен столь радикальной новизной, что многие его находки были поняты только В ХХ веке.
В конце 60-х годов Н. Римский- Корсаков написал оперу «Псковитянка» по исторической драме Л. Мея, во второй половине 90-х - оперу-былину «Садко» и «Царскую невесту». Увлечение фольклором нашло отражение в операх «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством» по Гоголю, «Снегурочка» по Л.Н. Островскому.
Невелико по объему творческое наследие Л. Бородина, но в нем тоже нашли воплощение любовь к родине, идея величия русского народа, свободолюбие. Центральное место в его творчестве занимают богатырские образы русской истории, народного героического эпоса, к которым он обращался, чтобы понять современность. Эпическая широта сочетается у Бородина с глубоким лиризмом. Его лирика - мужественная, уравновешенная и в то же время страстная, трепещущая. Наиболее значительным произведением композитора является опера «Князь Игорь! по «Слову О полку Игореве», работа над которой началась в 1869 году. Чтобы глубже проникнуться духом старины, Бородин побывал в окрестностях Путивля (под Курском), изучал исторические источники: летописи, старинные повести, исследования о половцах, былины, эпические песни. Работа продолжалась 18 лет, но не была завершена. После смерти композитора л.к Глазунов по памяти восстановил увертюру и на основе авторских эскизов дописал недостающие эпизоды оперы, а Римский-Корсаков инструментировал ее большую часть. Премьера прошла с большим успехом 23 октября (4 ноября) 1890 года в Петербурге, на сцене Мариинского театра.
Композитор подчеркнул в опере не столько политическую направленность «Слова ... », сколько его народно-эпические черты.
К середине 70-х годов «Могучая кучка» как сплоченная группа перестала существовать, однако ее эстетические принципы оказали влияние на развитие русской музыкальной культуры.