СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал к уроку литературы по комедии Грибоедова А. С. «Гope от ума». "Реализм общественного конфликта в комедии "

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отечественная война 1812 г. пробудила политическое и национальное сознание многих русских людей, захваченных больши­ми историческими событиями, открыла великие силы, таив­шиеся в русском народе.

Просмотр содержимого документа
«Методический материал к уроку литературы по комедии Грибоедова А. С. «Гope от ума». "Реализм общественного конфликта в комедии "»

Методический материал к уроку литературы по комедии Грибоедова

А. С. «Гope от ума». "Реализм общественного конфликта в комедии "


Отечественная война 1812 г. пробудила политическое и национальное сознание многих русских людей, захваченных больши­ми историческими событиями, открыла великие силы, таив­шиеся в русском народе. «Еще война длилась, когда ратники, возвратясь в домы, первые разнесли ропот в классе нapoдa», ­писал декабрист А. Бестужев. «Mы проливали кровь, - говорили они, - а нас опять заставляют потеть на барщине. Мы избавили родину от тирана, а нас вновь тиранят господа». На Дону и в дру­гих районах России вспыхнули крестьянские волнения ... Между тем многие помещики-крепостники, не слишком обременявшие себя патриотическими заботами в 1812 г., по возвращении в Москву, «спаленную пожаром», вернулись к прежнему образу жизни и, сделав вид, что, собственно, ничего страшного не случи­лось, стремились сохранить незыблемыми крепостной быт и при­сущие ему нравы и устои ...

Постепенно в русском дворянском обществе того времени складываются два враждующих между собой лагеря, борьба между которыми и определила всю общественную и культурную жизнь России первых десятилетий XIX в. свободолюбивая мо­лодежь сразу же столкнулась с реакционными зашитниками фе­одальных порядков. Декабрист Якушкин в своих записках так говорит об этом времени: «В 14 году существование молодежи в Петербурге было томительно. В продолжение двух лет мы имели перед глазами великие события, решавшие судьбы народов, и не­которым образом участвовали в них; теперь было невыносимо смотреть на пустую петербургскую жизнь и слушать болтовню стариков, выхваляющих все старое и порицающих всякое движе­ние вперед. Мы ушли от них на 100 лет вперед». Жить по-старо­му передовая и мыслящая молодежь не могла и не хотела. И де­ло заключалось не только в ее политических взглядах; сменил ось все: жизненные идеалы, представления о смысле жиз­ни, о чести и достоинстве человека, понятия о прекрасном, о дружбе, о славе, о любви ...

В русской общественной мысли и в русской литературе после 1812 г. сливались в нерасторжимом единстве и просветительские идеи, и романтическое воодушевление. Передовая дворянская молодежь во время Отечественной войны глубоко прониклась пат­риотическими чувствами, уважением и сочувствием к закрепощен­ному народу. Естественно, что вместе с этим она ополчилась против взглядов и нравов старого крепостнического общества, видя в нем неразумие, невежество, эгоистические интересы, вражду к свободе личности. Можно было бы привести немало свидетельств о новых мыслях и чувствах, владевших и воспитанниками лицея, и сту­дентами Московского университета, и многими офицерами, участ­никами войн с Наполеоном.