Методический материал к уроку литературы по роману
Гончарова И. А. "0быкновенная история"
Нетрудно заметить, что сюжет «Обыкновенной истории» содержит внутри себя «вечное» зерно - библейский мотив о «блудном сыне»: молодой человек покидает родительский дом, отправляясь в неведомый большой мир в надежде осуществить свои мечты и надежды на счастье.
Блага «Домашнего мира» «дорого ценятся на склоне жизни», но никак не в юности, перед которой «расстилалось множество дорог», уводящих от скуки родного дома навстречу мечтам о «колоссальной страсти», о славе писателя, о «громких подвигах», «o пользе ... отечеству».
Высота и чистота порывов и помыслов Александра Адуева, равно как и их заоблачность, - верная и вечная примета «кипящей юности».
Конфликт В «Обыкновенной истории!» принято называть диалогическим, порождаемым несходством жизненных философий Адуева-младшего и Адуева-старшего, длящимся вплоть до эпилога.
Гончаров свел в особого рода поединках идеалиста и материалиста, «прозаика» и «поэта», «небожителя» и представителя «грязи земной» и продемонстрировал победу в них последнего.
В романе неожиданно появляются ноты сочувствия по отношению к герою, хотя все то, что он сейчас переживает, несомненно, вечная, обыкновенная ситуация.
Наступает время, когда Адуеву-младшему предстоит открывать уже известные и опять-таки самые обыкновенные истины. И тем не менее грустно наблюдать мечтателя за канцелярским столом («он писал, писал, писал без конца» ), а тем более в те минуты, когда «он наклонялся над бумагой и сильнее скрипел пером, а у самого под ресницами сверкали слезы».
Вначале Александр отворачивается от всего того, что лежит за пределами его возвышенных представлений о жизни и расценивается им как «презренная польза», «расчет» и «грязь земная». Именно поэтому он не хочет быть послушным учеником Петра Ивановича - на его взгляд, самого прозаического человека. Александру «грустно» слушать дядюшкины «уроки» на тему о «чувстве» и «уме», поскольку он ни на минуту не может допустить, что чувством «надо управлять, как паром, то выпустить немного, то вдруг остановить, открыть клапан или закрыть ... ».
Помимо любовных злоключений герою-мечтателю предстоит испытать целый комплекс состояний, «отражающих душевный опыт, накопленный человечеством: это и разочарование в окружающем мире, разрастающееся в душе молодого Адуева до уровня мировой скорби, и мучительный самоанализ, и полная душевная апатия, толкающая к случайным приятельствам, Бахусу, донжуанству. При этом Александр непрестанно задает самому себе вопрос: «Ужели все так в жизни?» - и автор отвечает герою, а с ним и всем читателям утвердительно, подчеркивая тем самым универсальность всего происходящего с ним.
Пытаясь оспорить старшего, молодой человек обращает дядину память к «летам ... молодости», к самому значительному в жизни, как незадолго до этого утверждал Гончаров, повествуя о любви, которую сейчас так горько оплакивает Адуев-младший. И дядя неожиданно для нас замолкает. В ответ он предлагает племяннику «выпить вина», а после, видя перед собой рыдающего родственника, «нахмурится» и выйдет из комнаты.
Что же случилось? Почему Петр Адуев, уверенный в правоте собственных представлений о жизни и назначении в ней человека, вдруг оказался таким беспомощным перед страдающим Александром, что ему оставалось лишь ретироваться? Возможно, все дело в забытых им «итогах молодости» ?
В конце романа повторится аналогичная ситуация. Адуев-старший вновь испытает чувство бессилия, наблюдая угасание любимой им женщины. Чтобы спасти ее, требовалось всего лишь «больше сердца, чем головы». «Если бы он мог пасть к ее ногам, с любовью заключить се в объятия и ... сказать ей, что жил только для нее ... она вдруг процвела бы здоровьем, счастьем», - заключает Гончаров. Но Адуев не в силах был совершить это, потому что, всегда живший больше головой, чем сердцем, «не нашел в душе своей страсти» которую забыл, как и «лета молодости». Исповедуя философию трезвого дельца, он оставил все это в прошлом за ненадобностью. И в итоге оказался бессильным помочь - хотя очень этого хотел - самым близким для него людям.
Так писатель исподволь подводил читателя к мысли о равнозначности в человеческом существовании трезвости ума и пылкости сердца, а стало быть, к мысли о равноправии и взаимодополняемости «прозы» и «поэзии» в жизни человека, к признанию само ценности каждого возраста на пути жизненного взросления.
Положение вещей, при котором Александр не выглядит таким уж смешным и неправым, а Петр Иванович - безоговорочным победителем, начинает ощущаться с появлением в романе Лизаветы Александровны. Именно ей «доверяет» Гончаров собственное представление о «норме» человеческой жизни.
Для Лизаветы Александровны одинаково исполнены смысла мудрость реальной жизни и высота духовных устремлений человека, поэтому именно она оказалась способной разрешить ситуацию, в которой проявилось бессилие ее умного и житейски опытного мужа.
«Долго говорили тетушка и Александр, только из комнаты он вышел хотя и задумчив, но с улыбкой и уснул в первый раз спокойно после многих бессонных ночей». Этот ночной разговор станет для него начальным этапом на пути постижения «общего закона бытия», согласно которому человек в своем повседневном существовании соприкасается в равной степени «с суетой дней и вечными истинами», с «прозой» и «поэзией» жизни.
Не стыдясь и, главное, не отказываясь от прожитых лет и приобретенного опыта, Александр благословляет пережитые юношеские порывы и мечты и, умудренный жизнью, принявший ее «общий закон», достойно вступает в зрелую ее полосу. Теперь, после всего передуманного им, Александр намерен вернуться в Петербург: «К вам приедет не сумасброд, не мечтатель, не разочарованный, не провинциал, а просто человек, каких в Петербурге много и каким бы давно мне пора быть». Словом, приедет человек, сполна сознающий себя и свое место в реальном мире.
Кажется, есть все основания к тому, чтобы завершить роман. Но Гончаров заключает «Обыкновенную историю» совершенно неожиданным эпилогом.
Прошло четыре года после вторичного приезда Александра в Петербург. Адуев-старший постарел, Адуев-младший изрядно пополнел и оплешивел: «… c каким достоинством он носит свое выпуклое брюшко и орден на шее».
Но время коснулось не только внешности героев. Из разговора Петра Ивановича с Лизаветой Александровной становится понятным, какой тщетой кажется ему все достигнутое на пути карьеры в сравнении с болезнью жены. Не менее горько звучит признание героя самому себе в том, что он «убил» свое сердце («порывшись В душе своей, Петр Иванович не нашел там и следа страсти»). Что касается Александра Адуева, то его также характеризуют впечатляющие внутренние метаморфозы: ушел в прошлое впечатлительный юноша-мечтатель, теперь он - преуспевающий во всех смыслах человек Но главная его жизненная удача обозначил ась в эпилоге выгодная женитьба на пятистах душах и трехстах тысячах.
Писатель не выносит приговора никому из своих героев, не делает окончательных выводов по отношению к их судьбам, помня о том, какой текучей, изменчивой, противоречивой является человеческая жизнь. Вспомним, каким состарившимся и несчастным выглядит прежде уверенный и энергичный. Адуев-старший. Но это тоже, хочет сказать автор, такая обыкновенная история.
Гончаров вообще очень мало походил на обличителя. Он скорее грустит по поводу им же рассказанной истории и просто просит, как когда-то Гоголь, не забывать прекрасных движений души, которые особенно свойственны человеку в его юности.