СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал к уроку литературы по творчеству Лескова Н. С. "Историческая основа рассказа "Тупейный художник"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рассказе есть автобиографические моменты, связанные с детскими годами писателя. А.Н. Лесков указывает, однако, на вымышленность связи героини рассказа с семейством Лесковых: «Любовь Онисимовна могла и не нянчить брата писателя».

Просмотр содержимого документа
«Методический материал к уроку литературы по творчеству Лескова Н. С. "Историческая основа рассказа "Тупейный художник"»

Методический материал к уроку литературы по творчеству Лескова Н. С.

"Историческая основа рассказа «Тупейный художник"


В рассказе есть автобиографические моменты, связанные с детскими годами писателя. А.Н. Лесков указывает, однако, на вымышленность связи героини рассказа с семейством Лесковых: «Любовь Онисимовна могла и не нянчить брата писателя».

В рассказе описан тот же крепостной театр графа Каменского в Орле, который под прозрачным наименованием театра князя Скалинекого в городе О. фигурирует в повести Герцена «Сорока-воровка». Однако, по словам Лескова, он не может уточнить, при каком из графов Каменских - при фельдмаршале М.Ф. Каменском или его сыновьях - происходили описываемые события.

Граф Михаил Федотович Каменский, генерал-фельдмаршал, родившийся в 1738 году, был в 1809 году убит своими крепостными за жестокое обращение. Его старший сын, граф Сергей Михайло­вич (1771-1835), генерал от инфантерии, выйдя в 1822 году в отс­тавку, поселился в Орле, где занимался преимущественно своим крепостным театром и удивлял окружающих роскошью и чудачест­вами. Младший сын фельдмаршала, рано умерший, граф Николай Михайлович (1778-1811), генерал от инфантерии, смелый и даро­витый полководец, в 1810 году был назначен главнокомандующим молдавской армией.

Если героиня рассказа Любовь Онисимовна в конце 30-х годов уже старуха, значит, ее юность должна была относиться к периоду жизни фельдмаршала Каменского, убитого в 1809 году. Между тем, рассказывая о своей молодости, она говорит, что лишь «старики помнили», как наказывали крепостного, убившего фельдмаршала. Автор говорит, что в ту пору, когда героине рассказа было восем­надцать лет, через Орел проезжал царь - не то Александр I , не то Николай I. В последнем случае Любовь Онисимовна в 30-е годы должна была бы быть еще молодой женщиной, а не старухой. Оче­видно, Лесков нарочно путает хронологию событий, сводя вместе в своем рассказе сведения и предания о жестоком фельдмаршале Каменском и о его сыне-театрале.

I Исп. материал из КН.: Лесков не. Собр. соч.: В 6 т. М.: Правда, 1973. С. 434. 2 Лесков не. Избранные сочинения. М., 1946. С. 457.