СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал по теме "Нестандартные уроки английского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический материал по теме "Нестандартные уроки английского языка"

Просмотр содержимого документа
«Методический материал по теме "Нестандартные уроки английского языка"»

Нестандартные типы уроков

  

            Ребенок, приступая к изучению иностранного языка, стремится научиться общаться на нем. Задача учителя- поддержать это стремление с помощью заданий коммуникативного характера. И поэтому при обучении школьников английскому языку важно сохранять и развивать у них чувство интереса к предмету «иностранный язык». Для достижения этой цели учитель применяет различные приемы (методы, формы) работы.  

             Очень важным условием для проведения таких уроков является благоприятный психологический  климат на уроке, уважительное, доброжелательное отношение учителя к своим ученикам. У них появляется уверенность в своих силах, удовлетворение от работы, исчезает боязнь неправильных ответов.

Использование таких уроков помогает сохранять и развивать мотивацию изучения английского языка, реализовать в комплексе поставленные цели и задачи обучения.  

              Нестандартные формы проведения уроков привлекают внимание учащихся, повышают их интерес к предмету и, как следствие, способствует лучшему усвоению программного материала. Разнообразные по форме и содержанию уроки открывают простор для творчества как учащихся, так и самого учителя. Хорошо подготовленные и проведённые нестандартные уроки становятся настоящим праздником для ее участников. В процессе работы дети всегда оживлены, увлечены, внутренне сосредоточены.

  При проведении таких уроков, несомненно, решаются общеучебные, развивающие и воспитательные цели. Поиск решения поставленных целей обуславливает естественность общения.

                                         

           МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ   И   ПРИКЛАДНЫЕ    АСПЕКТЫ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.

          В наши дни процесс обучения иностранному языку понимается не как индивидуальная деятельность учащихся с учебным материалом, с предметом обучения, а как «особым образом организованное общение или особая разновидность общения» (В.К.Дьяченко). Важной функцией такого общения на уроке является установление взаимодействия учителя и учащихся, учащихся друг с другом, в ходе которого реализуется задача присвоения школьниками речевого опыта на новом для них языке. Итак, процесс обучения иностранному языку предполагает взаимодействие общающихся (учителя с учащимися и учащихся друг с другом), под которым понимается, прежде всего, их совместная согласованная деятельность.

          Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.

Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам осуществляется через «деятельностные задания» (activities). Они реализуются с помощью методических приемов и создают упражнения. Деятельностное задание разрабатывается учителем и содержит коммуникативную цель и проблемно-познавательную задачу для учащихся, которую они пытаются решить. Методический прием содержит обучающую цель и проблемно-методическую задачу для учителя, которая заключается в том, чтобы наиболее эффективно организовать деятельность ученика и помочь ему в ходе решения учебной задачи выйти на познавательный результат, т.е. «научиться деятельности». Наличие учебно-познавательной задачи для учащихся в любом виде деятельностного задания означает, что оно является упражнением, в котором обеспечивается предъявление, научение, закрепление, подкрепление, повторение, расширение, объединение знаний и представлений, навыков и умений школьников. Деятельностные задания для коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения. Выделяются задания следующих видов:                             

                 коммуникативные игры;

                 коммуникативные имитации;

                 свободное общение.

 Основные свойства этих заданий показаны в таблице

Коммуникативные

игры

Коммуникативные

имитации

Свободное

Общение

Игровой сюжет общения.

Проблемная ситуация.

Тема общения участников.

Игровая задача общения.

Коммуникативная задача общения.

Обсуждаемый вопрос.

Конкурирующие участники.

Коммуникативные отношения.

Межличностные отношения.

Правила игры.

Условия общения.

Свободный обмен.

Соревнование между участниками или командами.

Борьба за мнение, решение, выбор поступка между участниками.

Высказывание собственных точек зрения участниками.

Сотрудничество внутри команды.

Речевое взаимодействие.

Поддержание темы разговора.

Победитель соревнования.

Разрешение проблемы.

Исчерпание темы общения.

 

        Все эти виды заданий являются основными составляющими  проведения нестандартных уроков. В этих условиях особенно важна тщательно продуманная организация коммуникативно-познавательной деятельности в виде строго определенной обучающей процедуры, т.к. коммуникативные задания нередко выполняются в условиях повышенной речевой и физической активности, оживления учащихся, свободного их передвижения по классу и непроизвольного усвоения ими учебного материала.

      В настоящее время получает все большее распространение трехчастная форма выполнения коммуникативно-ориентированных заданий как основы нестандартных уроков. Практически построение любого типа таких уроков может выполняться в три этапа:

                 1)  подготовительный;

                 2) исполнительный;

                 3)  итоговый.

                 1)  подготовительный этап присутствует в большинстве данных уроков. Учащиеся готовят названия команд, выбирают капитанов и актив групп, пишут плакаты, рисуют эмблемы, находят информацию по заданной ранее теме, отбирают дополнительный материал, готовят задание команде соперников и т.д.

                  2)исполнительный этап присутствует на каждом уроке, из чего и складывается деятельность учащихся.

                                                         

Этот этап  в каждом типе данных уроков индивидуален (см.разработку уроков).

           3)один из самых сложных этапов этих уроков является итоговый. Этот этап сложен прежде всего для учителя (или членов жюри), на которого возложена миссия объективного оценивания учащихся в данном виде работы. Поэтому учитель может в нестандартных типах уроков применять свои формы оценивания. Можно предложить фишки с четырьмя выражениями лиц: широкая  улыбка- отличная работа; улыбка- хорошая работа; без улыбки- удовлетворительная работа; грусть- плохая работа (участник неактивен). Предлагаются различные предметы в качестве зарабатывания баллов (в конкурсных типах уроков). При организации коллективно-учебной деятельности в группах предлагается возможным использовать оценочную карту. Цель ее научить адекватно оценивать себя и своих товарищей.

                                                       Evaluation Card

 

 

 

 

 

        me                  neighbour                group                   class                   teacher

      В качестве поощрения  на таких уроках  можно использовать различные призы, которые можно изготовить своими руками (напр. «медали», значки и т.д.)

     Очень важен при планировании данных уроков гуманистический подход.

      При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде эти условия сводятся к следующему:

          учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;

         каждый участник группового общения остается в фокусе внимания остальных;

         самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний;

         поощряются пусть противоречивые, парадоксальные, даже «неправильные» суждения, но свидетельствующие о самостоятельности учащихся, об их активной позиции;

         участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания;

         языковой материал соответствует речемыслительным возможностям говорящего;

          учебной нормой считаются отдельные нарушения языковых правил и случайные ошибки.

        При гуманистическом подходе к обучению исчезают характерные для учебного процесса познавательные барьеры, снижающие мотивацию учащихся, побуждающие их к раздражительности и даже грубости, вынуждающие переключать внимание на другие, более благополучные и «безопасные» виды деятельности и «выпадать из учебного процесса.

        Гуманистический подход предполагает обучение, центрированное на ученике. Это означает, что ученик, а точнее, взаимодействующие между собой учащиеся являются центром познавательной активности на уроке. Именно такие учащиеся чаще всего являются активом на данных уроках (капитаны команд, ведущие, «иностранные» гости и т.д).

 

 

ТИПОЛОГИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ.

 

          Нестандартные уроки основаны на работе с игровой задачей прежде всего. Существуют разные типы нестандартных уроков:

             урок-соревнование (марафон, КВН);

             урок-смотр знаний;

             урок-экскурсия;

             урок-конференция;

             урок- деловая игра;

             урок-телемост;

             урок-праздник (Рождество, Пасха, день Св. Валентина и т.д.);

             урок- ролевая игра;

             урок-викторина;

             урок- обобщающее повторение;

             Интернет-урок.

      Многие из данных типов могут быть как целостно спланированными (КВН, смотр знаний, праздник, конференция и т.д.), так и частично составляющими обычных уроков (викторина, ролевая игра, дискуссия и т.д.).

        Значимым компонентом этих уроков является информативная компетенция, т.е. владение содержательным предметом общения. Формируя информативную компетентность учащихся, мы тем самым формируем у них:

               набор необходимых понятий, описывающих ту или иную ситуацию;

               сложившиеся знания, т.е. знания из прошлого опыта в виде знаний и

 структур поведения;

              знание действительности окружающей, способность описать ее и отношение к ней  в иноязычной форме;

             фоновые знания, т.е. информацию, важную для понимания конкретной ситуации общения;                                        

               общий кругозор, т.е. знание имен и названий, дат и событий, наличие биографических, исторических, политических и других специальных знаний.

 Данная информация является важным условием включения в общение.

         Задания в данных уроках построены на основе речевого взаимодействия так, что их невозможно выполнить без партнера или партнеров. Они выполняются в парах или группах, иногда индивидуально (напр. урок-конференция). Возможно несколько видов размещения учащихся в классе для выполнения заданий: по рядам, по способностям (сильный, средний, слабый), парами. На практике применяется четыре основных вида речевого взаимодействия учащихся:

        1)соперничество участников;

        2)сотрудничество участников в выработке единой идеи;

       3)комбинирование информации, известной разным участникам;

       4)передача информации от одного к другому.

          Соперничество участников является одним из главных видов речевого взаимодействия на уроках данного типа, т.к. участники часто соревнуются в том, кто что лучше знает, как отвечает и участвует в данном процессе обучения.

          Сотрудничество участников в выработке единой идеи возможно при решении разнообразных проблемных задач.

           Комбинирование информации организуется на уроке, если у каждого ученика имеются свои, отличающиеся от других факты и сведения (напр. урок-конференция, дискуссия).

            Передача информации от одного участника к другому возможна в заданиях типа «выполнение инструкции». Например, у одного из участников имеется незаполненная карта, а у другого - карта с подробными надписями.

Задача ученика с подробной картой - дать своему партнеру такие инструкции, чтобы он мог по своей контурной карте совершить заданное «путешествие», сделать соответствующие надписи в нужных пунктах и попасть точно в пункт назначения, не видя карты партнера. Вариантом этого вида работы является задание, при котором один ученик получает рисунок и дает устные инструкции другому ученику нарисовать аналогичное изображение (домик, чашку, птицу и т.д.) (урок-КВН, смотр знаний, марафон, ролевая игра).

       Рассмотрим каждый из предложенных выше типов нестандартных уроков в общем виде.

 

                      УРОК-СОРЕВНОВАНИЕ. КВН.

 

          1 этап. Подгруппа класса делится на две команды. Конкурсы имеют свои подтемы, названия их заранее известны учащимся и перед уроком написаны на доске (напечатаны). На доске записываются результаты конкурсов. Выбирается жюри из учащихся других классов или эту миссию возлагает на себя сам учитель. Команды выбирают капитанов, придумывают название (иногда девиз, эмблему).

         2 этап.  Задания в основном придерживаются заданий настоящей игры КВН, хотя могут варьироваться по усмотрению учителя: приветствие (thegreeting), разминка (the warming-up), конкурс капитанов (the competition of the captains), музыкальный конкурс (the musical competition), домашнее задание (the homеtask).

           3 этап.   Результаты оглашаются после каждого конкурса и в конце игры подводятся итоги, учащиеся получают оценки, призы и т.д.

 

                 УРОК- СОРЕВНОВАНИЕ. МАРАФОН.

 

          1 этап. Этот тип урока во многом похож на предыдущий ,т.к. он тоже имеет соревновательный характер. Подгруппа делится на две или более команд. Учащиеся обдумывают название команд, готовит эмблему, выбирает      

 старшего (капитана, координатора, командира), задачей которого будет распределить обязанности  среди участников команды, организовать работу подгруппы при прохождении каждого этапа. Предполагается, что координатор распределяет задания среди участников, и каждый участник выполняет полученное задание индивидуально либо все задания выполняются коллективно всеми членами группы. Участники марафона повторяют предварительно нужный материал.                  

          2 этап. Cначала команды собираются вместе. Происходит представление команд, затем учитель объявляет его этапы, порядок прохождения группами этапов и раздает листки координаторам групп учетные листки. В них отражается порядок прохождения этапов группой, а также текст задания каждого этапа. После этого участники расходятся по этапам. Каждая группа должна пройти три этапа марафона, выполнить задания на каждом этапе в течение 15 минут (регламент можно устанавливать индивидуально). Каждый правильный ответ приносит команде один балл. Выигрывает команда, которая набирает наибольшее количество баллов после прохождения всех этапов. Количество заданий на каждом этапе продумано таким образом, чтобы каждый участник мог выполнить одно из заданий самостоятельно или в сотрудничестве с более сильными учениками.

                           

                                    Примерная учетная карточка группы.

         1 этап

        название

        2 этап

       название

         3 этап

       название

      итого

№                баллы задания

№            баллы   

задания

№               баллы

задания

 

№1

№1

№1

 

 

№2

№2

№2

 

               итого

              итого

              итого

         

  и т.д.   

 

                                     

         3 этап. Учащиеся оцениваются по полученным баллам и активности участия в уроке. Рассматривается вручение грамот, «медалей».

 

                            УРОК- СМОТР ЗНАНИЙ.

 

          1 этап. Заранее готовятся и вывешиваются плакаты, на которых записаны программа урока и задания для домашней работы. Можно каждого участника отметить эмблемой- номером под которым он  будет отвечать. Необходимо выбрать жюри из числа учителей (возможно из других школ).

           2 этап. Учитель знакомит с целями и задачами урока, рассказывает о порядке работы. Он  старается снять напряжение, волнение (можно раздать детям  листки бумаги, на которых они выразят свое настроение c помощью рисунков разных  типов лиц (улыбка, грусть, безразличие и т.д.).  Соответственно теме, под которой проводится данный урок, даются задания часто лексического и грамматического характера (напр. викторины, знакомство и беседа с «иностранцем», грамматические квизы и т.д.). Проводятся задания по всем видам речевой деятельности. Жюри оценивает ответ каждого ученика: правильность, быстроту реакции, находчивость.

                3 этап. Жюри подводит итоги, учитель соответственно данным итогам выставляет оценки.

 

                             УРОК- ЭКСКУРСИЯ.

 

          1 этап. Подгруппа предварительно разбивается на группы (часто это «хозяева» и «иностранные» гости. Получив информацию о теме урока, учащиеся начинают продумывать экскурсионные маршруты по городу (стране, континенту и т.д.), которые включают не только осмотр достопримечательностей, но и посещение театра, кафе, магазинов и т.д.,

в зависимости от выбранной темы. Предлагается использовать открытки, проспекты, постеры, рекламки. Учащиеся изучают дополнительную информацию страноведческого характера.

         2 этап. «Хозяева» проводят экскурсии по известным местам. Здесь имеют место монологические высказывания информативного характера. Затем участники перемещаются в какие- либо заведения (в кафе на ланч) и завязываются подготовленные и неподготовленные диалоги. В заключении можно дать викторину по пройденным достопримечательностям.

          3 этап. Учащиеся оцениваются соответственно их подготовке и участию в данном уроке.

 

                          УРОК- КОНФЕРЕНЦИЯ.

 

           1этап. В данном типе урока, как ни в одном другом, проводится большая подготовительная работа. Учащиеся знакомятся с литературой по данной теме и  собирают интересный информативный материал. Предлагается подготовка лозунгов, постеров, видеофильмов, аудиоаппаратуры, стихов, песен. Можно распределить роли корреспондентов, выбрать ведущего (им может быть учитель).

          2 этап. Учащиеся выдают информацию в форме докладов, отвечая на вопросы журналистов и т.д. если данный урок проблемного характера (учащиеся говорят об экологии, проблемах молодежи), то в конце чаще всего идет обобщение в форме советов, призывов, исполняются песни, декламируются стихи.

          3 этап. Учитель подводит итоги, анализируя участие всех вместе и каждого в отдельности. Выставляет оценки.    

                               УРОК- ДЕЛОВАЯ ИГРА.

 

           1 этап. Учащиеся знакомятся с деловой лексикой при чтении текстов, аудировании и выполнении упражнении ситуативного характера. Выполняют домашнее задание (напр. «презентация семейного бизнеса»), объединившись для этого в группы, при этом они имеют свободу выбора и объединяются по желанию. Учащиеся готовят все необходимое для своей презентации (плакаты, наглядные пособия и т.д. 

           2 этап. Задания на карточках для закрепление лексики (заполнение пропусков подходящими по смыслу словами составление диалогов на основе полученных предложений). Учащиеся представляют домашнее задание, опираясь на вопросы, которые были даны каждой группе заранее. После выступления каждой группы члены других «семей» задают различные вопросы, выясняя подробности работы «фирм». Далее можно провести игру «Угадай наш бизнес». Ребята делятся на две группы и вытягивают листки с названием «дела». Угадывать что у кого нужно при помощи наводящих вопросов, создавая, таким образом, диалог.

           3 этап. Закончить урок предлагается помимо выставления оценок, вручением сертификатов об окончании английских курсов для молодых бизнесменов.

 

                                    ОБРАЗЕЦ СЕРТИФИКАТА

                                                  SERTIFICATE

             Issued to … to state that she (he) graduated from the English courses for young businessmen

                     at school № … in 2006

                     and can be recommended for work at joint ventures where English is required.

                     Senior manager … .

 

                                  УРОК- ТЕЛЕМОСТ.

 

         1 этап.  Данный урок подразумевает сравнение материалов страноведческого характера (страны, города, достопримечательности и т.д.). Подготовка открыток, альбомов, книг, проспектов, небольших монологических высказываний о заинтересовавших их фактах или иллюстрациях, песен на двух языках. Из данных текстов все незнакомые слова следует выписать на доске. Подготовить модель телевизора как неотъемлемую часть этого «телемоста».

        2 этап. Учащиеся по очереди рассказывают о достоинствах данных напр. городов, показывают картинки. В заключении с целью понимания всего происходящего рекомендуется дать несколько заданий в форме тестов.

        3 этап. Подводятся итоги урока, обсуждается участие каждого в данном «телемосте».

 

                                УРОК- ПРАЗДНИК.

 

         1 этап. Эти традиционные уроки всегда требуют подготовки. Заранее учащиеся учат стихи, песни, собирают дополнительную информацию о традициях празднования донного события. Учащиеся также рисуют плакаты, рисунки, декорации, оформляют кабинет.

         2 этап. Этот этап может быть проведен в индивидуальном порядке, не предполагая каких-либо строгих правил. Но в большинстве случаев проведение таких уроков подразумевает исполнение стихов, песен, инсценировки, конкурсы, шутки, загадки и т.д.

         3 этап. Учителю предлагается в качестве поощрения раздать небольшие подарки (открытки, конфеты, сувениры и.т.д.). Оценки ставить необязательно.

                                УРОК-РОЛЕВАЯ ИГРА.

 

        Ролевая игра - это своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Обязательным элементом игр является разрешение проблемной ситуации.

Ролевая игра часто занимает не весь урок, а является только его частью. Исследователи разработали определенные правила ролевых игр, а именно:

        - учащийся должен уметь поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни;

        - учащийся должен адаптироваться к своей роли в предложенной ситуации, при этом в одних случаях он может играть самого себя, а в других- взять на себя воображаемую роль;

        - участникам ролевых игр необходимо вести себя так, как если бы все происходили в реальной жизни;

       - участники игры должны концентрировать свое внимание на использование единиц иностранного языка в целях коммуникации, а не на их закрепление.

 Помимо перечисленных правил выделяются 5 категорий ролей:

       1)врожденные, т.е. определяющие пол и возраст участника игры,

       2)приписанные, т.е. национальность или принадлежность к той или иной группе,

       3) приобретенные, т.е. конкретизирующие профессию,

       4) действенные, т.е. предлагающие круг действий в данной ситуации (например, визит к врачу),

       5) функциональные, т.е. определяющие функции общения (например, предложение помощи, выражение сочувствия).

         1 этап. Подготовительный этап в классе предусматривает вступительную беседу преподавателя, который знакомит учащихся

с ролевой ситуацией и с лексикой ролевой игры. Подготовка дома включает чтение текстов, статей по проблеме. Ролевые игры могут проводиться в парах, в подгруппах и в целой группе.

         2 этап. При проведении игры в парах можно использовать анкеты, которые учащиеся должны заполнить, задавая друг другу вопросы. Ролевые  игры в подгруппах могут проводиться по-разному. Многие авторы считают, что все подгруппы должны играть одновременно, а преподаватель контролирует их работу, переходя от одной подгруппе к другой. Но допускается и другой вариант, когда подгруппы играют по очереди: одна подгруппа играет, а остальные слушают и оценивают с тем, чтобы принять участие в дальнейшем обсуждении. Иногда работа в подгруппах может быть первой ступенью к проведению ролевых игр на более высоком уровне - когда все участники разыгрывают дискуссии, «круглые столы» и др.

       Заслуживают внимания и так называемые «ролевые карты». Каждый участник получает карточку, одна ее сторона одинакова для всех, она содержит информацию о ролевой ситуации, о проблеме, которую надо решить. Обратная сторона карточки содержит информацию о данном действующем лице, указывает возможную линию его поведения.

      В ходе игры учитель чаще всего либо не участвует, либо выполняет второстепенную роль. И в том и в другом случае он наблюдал за участниками, записывал ошибки, но не прерывал игру с целью их исправления. Это очень важно, т.к. боязнь сделать ошибку сковывает учащихся и противоречит естественной коммуникации.

          3 этап. После проведения игры учитель анализировал ее ход, отмечал наиболее удачные и неудачные моменты, проводил работу над типичными ошибками. После игры обычно дается задание, связанное с содержанием игры.

 

                             УРОК-ВИКТОРИНА.

 

       Викторина, также как ролевая игра является учебным приемом и может являться частью абсолютно любого урока, в том числе и нестандартного. Такие уроки могут быть посвящены разным аспектам изучения иностранного языка: лексическому, грамматическому, страноведческому и т.д.

          1 этап. В ходе подготовки к таким урокам повторяется определенный материал, который был изучен заранее. Помимо этого может быть использован дополнительный материал, осуществляется межпредметные связи (напр. при повторении страноведческого материала). Учитель вместе с учащимися готовит атрибуты к данному материалу (эмблемы, карты, табло для очков, песочные часы, названия секторов викторины и т.д.). В игре могут участвовать как группы, так и отдельные учащиеся, т.е. каждый показывает свои знания. А также жюри, ведущие.

          2 этап. участники игры знают названия разделов, но не знают, естественно, какие вопросы включены в эти разделы. Право каждого участника - назвать раздел и номер вопроса. Ведущий названного раздела предъявляет задание и зачеркивает на цифровом табло номер выбранного вопроса. Если участник дает правильный ответ, ему зачисляется балл (баллы). Выигрывает тот, кто наберет большее количество баллов. После трех результативных ходов участник игры имеет право сам назначить «цену» своему ответу - увеличить ее в 2 раза по сравнению с номером соответствующего раздела. Но при этом он должен помнить, что в случае неправильного ответа его очки «сгорают» в такое же количество раз. Данное условие привносит в ход игры оживление, и участники охотно на него идут.

           3 этап. участники викторины оцениваются в соответствии с набранными баллами. Наибольшее количество баллов-«5» и т.д. Помимо оценок можно вручить «медали» по названию соответствующих разделов игры.

 

               УРОК- ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ.

 

      По сути данный урок может проводиться в одном из перечисленных выше типов уроков или сочетать в себе разные элементы данных уроков (напр. викторина, ролевая игра и т.д.). данный урок чаще всего проводится после изучения определенной темы, поэтому проверка знаний по данной теме может проводиться по изученным разделам: напр. лексика, грамматика, страноведение и т.д.

 

                             ИНТЕРНЕТ-УРОК

 

     Одним из эффективных способов организации учебного процесса является Интернет-урок. При работе с использованием компьютеров исключена скука на уроке английского языка, так как необходимые на уроке наглядность и ситуации на мониторах вполне реальны - «изображения» движутся, разговаривают по-английски, задают вопросы и т.д. никто из учеников не уходит с таких уроков с чувством  разочарования. Радость познания - вот что даёт использование компьютеров на уроках.

        Для работы на компьютере нужна определенная программа. Эти программы разработаны для практики всех видов речевой деятельности. В ходе выполнения учащимися заданий компьютер сам дает оценку действиям, что является более объективным.

       Форма Интернет-урока дает возможность осуществлять непосредственную связь с пользователями, мгновенно учитывать пожелания и предложения.

   

                            

                                    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

                                 УРОК-СОРЕВНОВАНИЕ. КВН.

            (7  КЛАСС , учебник Афанасьевой О.В., Михеевой И.В.«English VI»)

Тема:  Аustralia.

Цель:  Учить делать умозаключения, высказывать свою точку зрения, учить выбирать главное из услышанного.

Задачи: 1)учить обобщать знания по пройденному материалу;

              2)развивать диалогическую и монологическую речь по теме

              3)развивать навыки восприятия информации на слух.

              4)воспитывать дружеские отношения между учащимися.

Оснащение: названия этапов урока, 2 комплекта карточек (штаты, их столицы), эмблемы команд, фишки с разными выражениями лиц.

 

                               Ход урока:

I.  Teacher: Hello, my dear children! I’m glad to see you today. sit down, please. Ladies and gentlemen! Welcome to the Club of the Merry and Quick-Witted! Today we are going to sum up our knowledge about Australia, its states and capitals, flora and fauna. You learnt much about this continent and I think that you will be able to take part in all the competitions and you’ll surely win. There will be 6 competitions. For each right answer you’ll get a red cap, if you make some mistakes, you’ll get a blue cap. And if you don’t answer at all or give the wrong answer, you’ll get a green cap.

II. Competition 1. “Greeting”

     T.: At home you prepared the names of your teams and your mottos. Greet each other.

      1st team: Our team is “dingo”. We are quickly as kangaroos and sly as dingoes.

      2nd team: Our team is “cockatoo”. We all can do, we can everybody win, but it isn’t our goal, we’d like to become good friends.                                                    

III. Competition 2. “Do You Remember?”

     T.: I’ve got 10 questions, for each team by 5 ones. If one team doesn’t answer a question, I’ll give a chance to another team to answer the same question.

   1st team.

1) Where is Australia situated? 2) How many deserts are there? Name them. 3) What is the most important river? 4) When does winter begin in Australia? 5) What do Australian animals lay?

   2nd team.

1) What oceans wash Australia? 2) How many states and territories are there in Australia? Name them. 3) What is the capital of Australia? 4) When does summer come in Australia? 5) What animal resembles a teddy-bear?

      T.: Now the results of the first two competitions. Both the teams were very good. Team 1 gets … points, team 2 gets … points.

IV. Competition 3. “Wildlife of Australia”

    T.: You know a lot of birds and animals of Australia. Each team has to write down as many Australian species of wildlife as it can. Then you will read your lists. Whose team writes the most words of all and doesn’t make any mistakes, that team will win. I’ll give you 1 minute.

 

V. Competition 4. “States and Territories of Australia”

   T.: Let’s pass on the next competition. It consists of two stages. 1)Each team has cards with the names of Australian states and their capitals. I’ll read the statements about the states of Australia and you’ll have to put up the cards with the name of the proper state. Who is the quickest?

1) This state is famous for leading industry. (New South Wales). 2) Crocodiles still leave here. (Northern Territory). 3) Cattle farms and sheep stations are usually here. (Western Australia). 4) Wheat and fruit are grown along the lower part of the Murray River. (Southern Australia). 5) The apple isle. (Tasmania). 6) It’s a popular place for holidaymakers. (Queensland). 7) Sheep and wheat are the main products here. (Victoria). 8) Only Canberra is situated here.(Australian Capital Territory).

   T.: 2) And now match the capitals with their states and territories. Put the cards with their names on your desks and I’ll see the right answers. I’ll give you one more minute.

  Sydney-New South Wales,  Melbourne-Victoria,  Brisbane-Queensland,  Perth-Western Australia,  Adelaide-Southern Australia,  Hobart-Tasmania,  Darwin- Northern Territory,  Canberra-Australian Capital Territory. (the teacher calls the results of this competition).

VI. Competition 5.  “Captains’ ”

   T.: I’m going to invite your captains. I’ll give you cards of two colours-red and green. I’ll read statements. If they are true, you will show me a red card, if not-a green card. If the answer of one captain is wrong, I’ll give a chance to another one to answer the same question.

 1) Australia is a country and independence state. (+)  2) Australia is a continent. (+)  3) The official language is Spanish. (-)  4) The Atlantic Ocean washes Australia. (-)  5) The duckbill lays eggs. (+)  6) Climate is generally mild and humid in the east. (+)  7) Buffaloes were brought from France. (-)  8) The rabbits destroy much grass. (+)

VII. Competition 6.  “I Know It Much Better”

  T.: Explain to everybody what the following statements mean. For the 1st team-“the unknown southern land”, for the 2nd team-“the upside down world”.

   1st team: This statement means that this continent was discovered very late. Europeans had never seen it before. They wondered what it was like and whether it was inhabited. That’s why they called it terra australis incognita, or “the unknown southern land”-Australia.

   2nd team: Sometimes Australia is called “the upside down world”. Because it lies in the Southern Hemisphere, where winter comes in July and summer begins in December. Australia is the hottest place in the Southern Hemisphere. In July usual temperatures are from 12 to 20 C. in January the temperatures are from 20 to 30 C above zero or higher.

  T.: I’m happy to announce the results of our competition. Please, count your caps. Who has the most “excellent” caps, he wins. You have finished with the score … (in favour of team…; or in a draw) I’m very glad with your answers. Now you can say that you know much about Australia, its states, capitals, flora and fauna. Good-bye and good luck! The lesson is over.  

  

                                  УРОК - ВИКТОРИНА    

          (7 КЛАСС, учебник  Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. «EnglishVI»)

Тема: Великобритания.

Цель: способствовать поддержанию интереса у школьников к предмету «иностранный язык», совершенствованию у них речевых навыков и умений, обогащению учащихся новой информацией о стране изучаемого языка.

Задачи:   1) учить использовать страноведческую информацию на иностранном языке.

                2) развивать умения обобщения изученного материала.

                3)воспитывать уважительное отношение к стране изучаемого языка.

Оснащение: карта Великобритании, эмблемы и флаги Англии, Шотландии, Уэльса, названия пяти секторов под номерами (см. формулировки  этих секторов ниже), цифровое табло (5 экземпляров - по числу секторов, отпечатанные вопросы по пяти секторам.

                                          Ход урока:

I. T.: Good morning, my dear children! I’m glad to see you today. I think that you are ready for our quiz. Let’s find out who knows much about Great Britain. Our conditions: you can see 5 sections of our competition on the blackboard. They are 1) general information; 2) geographical position; 3) places of interest; 4) famous people; 5) political system. But you don’t know the questions which are in these sections. Each participant calls the section and the number of the question. Then I’ll give you that question and strike out it on the blackboard. If you give the right answer, you’ll get a point. The number of points depends on the number of the section. For example, for the first section you’ll get a point, for the second section you’ll get 2 points and so on. If you answer rightly 3 times, you’ll have a right to call your “price” of your answer. But if you don’t answer one of the questions, your points will “burn”. Are you ready? Let’s go!

                                      The contents of the quiz.

                                        I. General information

1. What is the official name of Britain? (the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland.) 2. Where is the United Kingdom situated? (on the British Isles.) 3. What parts does the United Kingdom consist of? (England, Scotland, Wales, Northern Ireland.) 4. What is the capital of Britain? (London.) 5. What is the oldest part of London? (the City.) 6. What is the mostly working-class part of London? (the East End.) 7. What part of London is the symbol of wealth and culture? (the West End.) 8. What is the official part of London? (Westminster.) 9. What river is the British capital situated? (on the Thames.) 10. What is the capital of Scotland? (Edinburgh.) 11. What is the capital of Wales? (Cardiff.) 12. What is the capital of Northern Ireland? (Belfast.) 13. What is the Symbol of England? (the rose.) 14. What is the symbol of Scotland? (The thistle.) 15. What is the symbol of Wales? (the daffodil.) 16. What is the Symbol of Northern Ireland? (the red hand and the shamrock.) 17. What is the national costume of Scotland? (The kilt.) 18. What is the national musical instrument of the Scots? (the bagpipe.) 19. What is Edinburgh famous for? (for its music and theatre festivals.)

 

                                       II. Geographical Position

1.What is the western coast of the British Isles washed by? (by the Atlantic Ocean.) 2. What is the eastern coast of the British Isles washed by? (by the North Sea.) 3. What channel lies between Britain and the continent of Europe? (the English Channel.) 4. What are the largest islands of the British Isles? (Great Britain and Ireland.) 5. What is the highest mountain peak in Wales? (Snowdon.) 6. What is the highest mountain peak in Britain? (Ben Nevis.) 7. What is the northern part of Scotland called? (the Highlands.) 8. What is the southern part of Scotland? (the Lowlands.) 9. What is the longest river in Britain? (the Severn.) 10. Why do the British people often talk about the weather? (it is changeable.) 11.Why is it never too hot or too cold in Britain? (it’s because of the sea.)  12.Where is the Loch Ness situated? (in Scotland.) 13. What is the Loch Ness famous for? (for its legend about the monster.) 14. What parts does England consist of? (the Southeast, the Southwest, East Anglia, the Midlands, the North of England.) 15.What part of England is famous for the Lake District? (the North of England.) 16. What part of England is famous for it’s the famous Stonehenge? (the Southwest.) 17. What part of England is the heart of it? (the Midlands.) 18. What city in Scotland is known as Athens of the North? (Edinburgh.)

 

                                      III. Places of Interest

1. Where did the most of the English Kings and Queens have their coronation ceremonies? (in Westminster Abbey.) 2. What is the official residence of the Queen? (Buckingham Palace.) 3. Where does the Prime Minister of Great Britain live? (at 10, Downing Street.) 4. Where are famous people of Great Britain buried.) 5. What was the Tower of London in the past? (it was a fortress, a palace, a prison.) 6.What is the Tower of London now? (it’s a museum.) 7. What birds live in the Tower of London? (ravens.) 8.When (in what century) was St.Paul’s Cathedral built? (in the late 17th and early 18th century.) 8. What is Regent’s Park nowadays? (London Zoo.) 9. What is there in the centre of Trafalgar Square? (Nelson’s Column.)

                                                      

10.What is Big Ben? (the bell of the clock on the Houses of Parliament.) 11. What is Madame Tussaud’s famous for? (for its wax figures of famous people.) 12. What is the name of a very large concert hall where the best musicians of the world perform classical music? (Royal Albert Hall.) 13.What is Scotland Yard? (the name of the police force in London.) 14. What is the home town of Williams Shakespeare? (Stratford-upon-Avon.) 15. What is the town of Oxford is famous for? (for its University.) 16. What is the name of the famous stadium in London? ( Wembley Stadium.) 17. What is Wimbledon associated with? (with lawn tennis.) 18.What Scottish City consists of two parts: the Old Town and the New Town? (Edinburgh.)

 

                                           IV. Famous People

1.Who wrote the book called “Gulliver’s Travels”? (Jonathan Swift.) 2. Which famous English writer’s name is Charles? (Charles Dickens.) 3.Who wrote “Treasure Island”? (Robert Louis Stevenson.) 4. Who wrote “Romeo and Juliet”? (William Shakespeare.) 5. Who is known as the author of “Robinson Crusoe”? (Daniel Defoe.) 6. Who is known as the author of “A Midsummer Night’s Dream”? (William Shakespeare) 7.Who is a creator of the Characters  of Doctor Watson and Sherlock Holmes? (Arthur Conan Doyle.)  8.How many detective stories did Agatha Christie write? (75) 9.Who was the father of the historical novel in the world literature? (Walter Scott.) 10.Who played the role of Scarlett in the Screen version of “Gone with the Wind”? (Vivien Leigh, a British actress.) 11.What were the Beatles? (pop singers and composers.) 12.Who defeated the French at the Battle of Trafalgar? (Admiral Nelson.) 13.Who was the architect of St.Paul’s Cathedral? (Christopher Wren.) 14.How was the last Russian Tsar’s family related to the British Royal Family? (Alexandra, wife of the last Russian Tsar, was a granddaughter of Queen Victoria.)

                                         V. Political System

1.What is the head of the state of Great Britain? (the Queen.)                                                     

 2.When did Princess Elisabeth come to the throne? (in 1952.) 3.Where did the coronation of Queen Elisabeth II take place? (in Westminster Abbey.) 4.What are the Houses of the British Parliament? (the House of Lords and the House of Commons.) 5.How many members are there in the House of Lords? (more than 1,000 members.) 6.How many members are there in the House of Commons? (650 members.) 7.Which House of the British Parliament is elected by people? (the House of Commons.) 8.What period are the members of the House of Commons elected for? (for 5 years.) 9.Who has the real power in Great Britain? (the British Parliament.)

       

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Из всего вышеизложенного можно сделать выводы, что наиболее полно данные типы уроков представлены на завершающем этапе изучения темы, когда необходимо систематизировать весь пройденный материал, выявить уровень владения им, определить степень сформированности навыков, умений и желания у детей осуществлять иноязычную компетенцию.         

          Учитывая особенности изучения иностранного языка, можно с уверенностью утверждать, что нестандартные типы уроков просто необходимы. Через игру, различные виды соревнований во всех видах речевой деятельности можно эффективно поддерживать интерес к изучаемому языку. Эти уроки часто решают следующие задачи:

                           -развитие языковых, интеллектуальных, творческих способностей учащихся;

                          -расширение с помощью иностранного языка представлений учащихся об окружающем их мире, о языке как средстве взаимодействия с этим миром;

                         -развитие речевой культуры школьников и культуры общения;

                        -формирование положительной мотивации учения, готовности воспринимать культуру другого народа и т.д.

           К тому же, пробудить желание, эмоции, заглянуть в душу ребенка сможет только учитель. Радость творчества, радость учить и учиться- это могут дать друг другу  только учитель и его ученики. Лишь учитель своим личным обаянием и высоким профессионализмом сможет создать на уроке психологически комфортную обстановку.