12 ноября 2015год.
Методический паспорт проекта.
Полное название проекта: «Богатство осени».
Название образовательного учреждения: МОУ СШ №9
Участники проекта: обучающиеся МОУ СШ №9
Год разработки: 2015.
Опыт использования: применялся однократно с одной группой детей
Основополагающий вопрос: Что мы знаем об осени?
Проблемный вопрос: Все ли мы знаем об осени?
Частные вопросы:
- Чем богата Осень?
- Какие приметы и поговорки мы знаем об осени?
- Какие православные праздники, отмечают осенью?
Цель: расширить и обогатить знаний детей об осеннем времени года, через эмоционально- чувственное восприятие окружающего мира.
Задачи:
- вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс;
- расширение общего кругозора;
- формирование навыков совместной работы; сбор информационного и иллюстрационного материала;
- развитие интереса к природе, воспитание экологической культуры;
- создание положительного эмоционального фона в общении с природой;
- вовлечение родителей в работу над проекта в ходе совместной деятельности с обучающимися.
Фора организации детей: индивидуальная и групповая работа.
Ведущая деятельность: исследовательская, творческая.
Сфера применения результатов: экологическая и эстетическая.
Используемые технологии: информационно- компьютерные технологии.
Форма продуктов проектной деятельности: фоторепортаж об экскурсиях, стенгазета, авторские детские книжки, альбом рисунков, детские работы из природного материала, стендовый доклад.
Способ объединения результатов на презентации: самопрезентации на открытом занятии с участием родителей.
Возраст детей: 7 лет
Количество участников:
Предметная область:
Состав участников: одногрупповой.
Характер координации: явный.
Время работы: среднепродолжительный (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Цели обучения, развития, воспитания:
- расширение и обогащение кругозора;
- коммуникативная деятельность обучающихся;
- формирование навыка самостоятельной работы и работы в группе.
Для определения стартового уровня обучающихся, проводилось исследование готовности обучающихся к проектной деятельности, на этапе вступления в проектную деятельность с использованием анкеты.
Результаты исследования:
Умение проектирования | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Проблематизация | 16% | | |
Целеполагание | 68% | | |
Планирование | 33% | | |
Поисковые, исследовательские | | | 100% |
Коммуникативные | | | 100% |
Презентационные | 33% | | |
Рефлексивные | 25% | | |
Можно сделать вывод, что большая часть обучающихся испытывают трудности в планировании и организации своей деятельности, затрудняются так же в постановке цели, и поисках способов ее достижения, испытывают трудности в умении себя презентовать, проводить самоанализ, оценить свой результат, и результат совместной деятельности. На высоком уровне поисковые, исследовательские и коммуникативные умения у обучающихся, что говорит о высокой мотивации к данному виду работы.
Помимо этого было проведено исследование самооценки учебно – информационных умений на этапе вступления в проектную деятельность, с целью выявления умений объективной оценки своих возможностей обучающимися. Анкета «Что я умею».
Результаты исследования показали, что самооценка обучающимися своих умений на начале работы, имеет общий средний уровень, низкая самооценка преобладает в оценке таких навыков как: составление схем, таблиц, графиков; подготовке рефератов, докладов.
Результаты исследования самооценки учебно – информационных умений по окончании работы над проектом «Что я умею».
Самооценка обучающихся своих умений по окончании работы над проектом, имеет общий высокий уровень, низкой оценки нет, обучающиеся у которых были затруднения, оценили себя в работе на средний и высокий балл.
Завершающее исследование показало, что самооценка обучающихся своих умений по окончании работы над проектом, имеет общий высокий уровень, низкой самооценки нет, обучающиеся у которых были затруднения, оценили себя в работе на средний и высокий балл.
Возможные приращение в ЗУН и специфических умениях в процессе работы над проуктом были сформированы:
- творческие навыки (умение переносить своё эмоциональное состояние от общения с природой в рисунок, сочинение и создание творческих работ);
- когнитивные (кратко излагать свои мысли устно и письменно, знание поговорок, пословиц, народных традиций и примет, осенних праздников);
- коммуникативные: умение заниматься поисковой работой в группе, ставить перед собой цели и задачи и реализовывать их, вести беседу, строить высказывания;
- формирование личностных качеств (умение воспринимать окружающий мир живым, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему).
Режим работы: в ходе занятий:
Предполагаемый результат:
- Формирование и гармонизация различных видов отношения детей к природе:
познавательного, эстетического, гуманного.
- Формирование у детей устойчивого интерес к наблюдениям за явлениями природы.
- Формирование умения выражать свое мнение и отношение к явлением окружающего мира.
- Развитие познавательной активности детей.
- Развитие коммуникативных навыков в общении с детьми и взрослыми.
Техническое оснащение: компьютер, интернет, фотоаппарат, камера, а так же материалы для художественной деятельности: карандаши, краски.
Значение: Возможность отражения впечатлений и знаний об осени в различных видах деятельности: изодеятельность, составление рассказов, создание книжек, участие в массовом мероприятии.
Комментарии: Результаты исследований могут быть использованы как иллюстрационный материал, для занятиях в объединениях эколого- биологической направленности или в школе на занятиях окружающего мира, изо, труда. Объективно и всесторонне оценить творческую проектную деятельность обучающихся помогают оценочные листы проектов. «Критерии оценки научно-исследовательской работы обучающихся» руководителем.
Вывод: Создание положительного эмоционального фона в ходе данного проекта способствовало развитию творческих возможностей детей, обогащению чувственной сферы, активному участию каждого ребёнка в реализации задач проекта. Не случайно важное место в проекте занимают занятия про изодеятельности. Во время занятий изодеятельностью, происходит высвобождение накопившейся творческой энергии, самореализация через воплощение в художественной работе своих впечатлений, мыслей, движений души.
-Данный проект актуален дидактически. Формируется умение делать обобщение, сравнения, рассуждать, составлять творческий рассказ.
- Каждый обучающийся высказал удовлетворённость результатами проделанной работы. Каждый участник группы владеет дополнительным учебным материалом по теме, может представить и оценить свою работу, и работу других членов группы, понимают необходимость междисциплинарных связей. Многие дети изъявили желание продолжать работать над проектами.
Удалось вовлечь родителей в работу над проекта в ходе совместной деятельности с обучающимися.
- Эмоциональная насыщенность данного проекта способствует развитию эмоционального восприятия мира ребёнком, что положительно влияет на расширение кругозора детей и формирование познавательного интереса. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.
- Педагогу удалось создать ситуацию успеха, стимулировать познавательный интерес у обучающихся.
- После завершения работы, обучающимся под руководством учителя, коллективно обсудили её результаты. А на внеклассном мероприятии прошла защита своих творческих работ.
- Обучающимся была предоставлена возможность учиться на собственном опыте и опыте других, получить удовлетворение от результатов своего труда.
В целом в группе отмечается: повышение эффективности в плане скорости и продуктивности деятельности обучающихся. Высокая мотивация и заинтересованность на конечный результат своей работы. Цель проекта достигнута, получен качественный результат.
Этапы занятий | Деятельность на занятиях |
Выбор темы исследования. | В чём богатство осени? |
Постановка целей исследования. | Мотивировать обучающихся на сбор информации об осени и наблюдения за сезонным изменением. |
Задача исследования | - вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс: - расширение общего кругозора; - формировать навыки совместной работы; - развивать интерес к природе, создание положительного эмоционального фона в общении с природой; воспитание экологической культуры; - сбор информационного и иллюстрационного материала; - вовлечение родителей в работу над проекта в ходе совместной деятельности с обучающимися. |
Предмет | проект реализовывался в ходе занятий кружковой деятельности. |
Методы исследования. | - сбор и изучение информации о приметах осени, праздниках, - экскурсия и сбор природного материала, наблюдение, запись наблюдений, рисунки, сочинения. |
План исследования. | - изучить состояние природы осенью; - провести наблюдение на экскурсии проявления осенних признаков в природе и за межсезонными изменениями (ранняя, золотая, поздняя осень). - собрать материал о праздниках осени; народных приметах. |
Самостоятельная деятельность. | - сочинить сказки об осени; - изготовить книжку со стихами про осень; - нарисовать рисунки; - создание осенней поделки. |
Результаты исследования. | - оформление осеннего выпуска стенгазеты; - создание осенних поделок; - выставке рисунков, написанных сочинениях; - детские книжки про осень. |
Представление и защита проекта. | участие на внеклассном мероприятии презентация своих творческих работ. |
Оценивание исследовательской деятельности. | Учитель и дети обсуждают исследовательскую деятельность с положительной точки зрения. |
Разработка дальнейшей перспективы работы в этом направлении. | Постановка проблемного вопроса: Как этот материал пригодится в будущем? Определение темы для дальнейшего исследования. |
Руководитель, реализовавший проектную идею в виде проекта | Педагог МОУ СШ№9 Епифанцева Илона Михайловна. |
Конспект открытого мероприятия для родителей «Здравствуй Осень!».
Вступление учителя: Дорогие дети и родители сегодня мы все здесь собрались для того что бы в торжественной обстановке проводить прекрасное время года «Осень». Эта осень у нас с вами была очень насыщенная, мы с вами очень много наблюдали за осенью когда ходили на экскурсии, рисовали и итогом этого был конкурс рисунка, которыми сейчас оформлен наш класс, мы изготавливали различные поделки из природного материала который вы заготовили сами. Всю работу мы с вами выполняли в рамках работы над проектом «Краски осени». Что такое работа над проектам это когда мы работаем вместе и каждый отдельно получил задание и собирал материал, для общего дела. Вы постарались все. Молодцы.
И сегодня у вас хорошая возможность рассказать и показать результаты вашей работы.
Над сбором информации о праздниках осени у нас потрудились Киселёва Виктория, Романова Вероника.
Вероника расскажи нам, какие бывают праздники осенью.
Выступление Вероники на 5 минут.
А Исаходжиев Никита нам расскажет о значениях названий осенних месяцев. Выступление Никиты на 5 мин.
Много загадок вы все ребята собрали, давайте пригласим Абросимова Даниила, он проведёт небольшой конкурс загадок с нами. Конкурс загадок (5 мин).
Вы ребята много собрали материала, и сочинили рассказов и сказок, но особенно хочется сказать и представить авторов книжек, которые вы изготовили, и наверно вам в этом помогали ваши родители.
Стрелкова Надежда ты изготовила две книжечки, скажи, пожалуйста, как пришла идея оформить так книжку? Расскажи нам, как ты создавала своё произведение.
А вот из всех сочинений, которые вы писали, мы выбрали – это сочинение Колесника Артёма, прочти нам, пожалуйста (5 мин)
Игра с психологом на сплочение группы. «ПАРЫ» (5 мин).
Учитель: Ребята ваши родители тоже помогали вам, делая фоторепортаж о ваших экскурсиях, конкурсах отдельное им за это спасибо. Фото репортаж, оформлен на стенде
Вручение благодарственных писем.
Раздаются кленовые листочки, в конце занятия все дети пишут благодарность осени и крепятся эти листочки на деревце. Фото на память.
А сейчас Я приглашаю вас на чаепитие.
Методическая помощь. Оформить благодарные письма для родителей, печать фотографий. Нарезанные кленовые листочки, цветные ручки.



11