Вводная беседа Целевая установка | Добрый день! Рад сегодня вас видеть! Присаживайтесь, пожалуйста! Ребята, какую тему мы изучали с вами на прошлом уроке? Какой процесс сопровождал европейские государства в это время? Дайте определение понятию модернизация. Модернизация показала, что наиболее развитыми государствами были те, чей народ делает преобразования в своей стране, который активно участвует в жизни своей Родины. Поэтому необходимо еще раз повторить, что нового привнесла индустриальная эпоха: в экономической, политической и социальной сферах. | Отвечают: - «Европа на рубеже XVIII-XIX вв.» -процесс модернизации. |
Фронтальная беседа | Начнем с экономики. - Какие новые черты появилисьв государствах Европы на рубеже XVIII-XIX вв. в этой сфере? - Как называется процесс перехода от ручного труда к машинному, от мануфактурной к фабричной стадии капиталистического производства? - Назовите важнейшие изобретения рубежа XVIII-XIX вв. Теперь дадим характеристику социальной сферы. | Вспоминают и отвечают: -господство рыночных отношений. -развитая промышленность; -машинный труд. Отвечают: -индустриализация. Отвечают: - токарный станок Модслея; -строительство ж/д (Дж. Стефансон); -пароход; и т. д. ……………. |
Фронтальная беседа | - Как процесс модернизации повлиял на политическую сферу европейских государств? -Дайте определение термину ограниченная монархия? -Что такое республика? | Отвечают: -демократизация общества(ограниченная монархия, республика). Отвечают: О/М - это форма правления, при которой верховная государственная власть монарха ограничивается представительным органом. Республика – это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами власти, избираемыми населением на определенный срок. |
Вывод Переход к изучении новой темы Целевая установка | Таким образом, становление индустриального общества в процессе модернизации привело к кардинальному изменению положения во всех сферах жизни общества, что позволили этим государствам занять лидирующее положение в мире по темпам своего развития. Одним из таких стран и являлась Франция, в которой к власти пришел Наполеон. -Ребята, а что вы знаете про Наполеона? Кто это такой? Как он связан с историей России? Интерес потомков неизменно привлекают люди, оставившие в прошлом глубокий след. Наполеону посвящены многочисленные научные и художественные произведения; по сей день во всем мире у него остаются как поклоннику, так и противники. В нашей истории он запомнился как амбициозный политик и военноначальник, вторгшийся на территорию России. - А что необходимо для ведения активной внешней политики? Таким образом, мы приступаем к изучению новой большой темы Внутренняя политика Наполеона Бонапарта в годы консульства и империи. Сегодня на уроке нам предстоит рассмотреть основные реформы Наполеона, определить ее итоги. Тема урока: «Внутренняя политика Наполеона». В 7 классевы изучали Францию в XVIII в.используя эти знания и изучив сегодняшний материал, постарайтесь установить,чем наполеоновская Франция отличалась от французской монархии, существовавшей до революции? (записать на доске). | Принимают цель Отвечают: -стабильность внутри страны. Записывают тему в тетрадь Запоминают задание |
1.)Политические реформы (10-11 мин.) Работа с видеофрагментом Аналитическая беседа Конспективное повествование Работа с текстом учебника Конспективное повествование Аналитическая беседа Сжатое информационное сообщение Аналитическая беседа Конспективное повествование Аналитическая беседа Конспективное повествование Вывод | За прошедшие с 1789 г. 10 лет Франция пережила и революционный подъем, и казнь короля, и якобинскую диктатуру, и ее свержение. 1799 год принес стране новые перемены. 9 ноября, или 18 брюмера 8 года Республики был совершен очередной государственный переворот. Власть захватил Наполеон Бонапарт. Сейчас мы с вами посмотрим видео. Необходимо ответить на вопрос: -Что позволило именно Наполеону встать у руля Французского государства? Какими качествами характера он обладал? Итак, трудолюбивость, прилежное обучение, увлеченность историей, наличие четких целей в жизни позволили Н. не только взять власть в свои руки, но и преобразовать Францию. -Ребята, как вы считает государство, которое прошло длительный и очень сложный путь революционной борьбы оно сильное? Захватив власть силой, Бонапарт все же постарался придать своему правлению видимость законности. Он собрал юристов, которые под его руководством написали новую Конституцию, по которой Н. стал Первым консулом Франции. Откройте учебник на стр. 83, прочтите пункт «Ускорение, порядок, законность» и ответе: -Какими полномочиями обладал Наполеон?Какое место он занималв политической системе Франции? Оппозиция нового строя не собиралась мириться со сложившимся положениям. Ее лидеры публиковали свои статьи в газетах. Это была перчатка, брошенная 1-му консулу. -Каким образом Наполеон мог решить эту проблему? Следующими его действиями были: провозглашение католицизма государственной религией, разрешение многим эмигрантам вернуться во Францию и занять должности в армии, государственном аппарате. Создавалась мощная система полицейского сыска, главный принцип которой - «не террор, а осведомлённость»; -Скажите, личная власть Наполеона возросла после этих мероприятий? Республика шла к своему концу. Заговоры роялистов, имевшие целью свергнуть режим консульства и восстановить монархию Бурбонов, пугали «новых богачей», боявшихся лишиться собственности, приобретенной в годы революции. Как вы думаете, они были заинтересованы в том, чтобы сохранился прежний порядок,и усилилась власть 1-го консула? В 1802 г. Н. был провозглашен пожизненным консулом. В мае 1804 г. Наполеона провозгласили «императором французов», а в декабре того же года в соборе Парижской Богоматери состоялся торжественный акт коронации. Для этого случая специально была изготовлена золотая корона. Некоторое время Францию еще именовали республикой, но затем слово «империя» вытеснило прежнее название. Таким образом, власть Бонапарта стала единоличной. | Отвечают Отвечают: -слабое. Отвечают: -являлся 1-м консулом (глава государства фактически)…….. Отвечают: -запрещение оппозиционной прессы. Отвечают: да. Отвечают: да. |
2.) Экономические реформы (4-5 мин.) Контрольная беседа Конспективное повествование Контрольный вопрос Конспективное повествование Эвристическая беседа | Экономика страны после революции находилась в крайне тяжелом положении. Разруха – вот, что досталось Бонапарту. Нужно было восстанавливать экономику. - А как решить эту проблему? Их стали назначать на важнейшие государственные посты. Теперь человек мог повысить свое положение в обществе (социальный лифт) разбогатев. В 1804 г. – был принят Гражданский кодекс, гарантировавший неприкосновенность ч/с и поныне действующий во Франции. Во Франции преобладало с/хили промышленность? (Какую помощь сейчас Правительство России оказываетпромышленности?) Для регулирования финансовых потоков, предоставления займов создаются банки. Укрепление новой денежной системы – франка. Однако значительную конкуренцию национальным французским предпринимателям и их продукции составили иностранные предприятия. (Как сейчас Наше правительство защищает национальных предпринимателей?) Таким образом, экономическое положение страны улучшилось. Политические и экономические реформы создали базу для проведения преобразований в армии. | Отвечают: -имущество, богатство. -передел привилегий и имущества. Отвечают: -предоставление выгодных государственных заказов (в том числе и военных). Отвечают: вводятся высокие таможенные пошлины на иностранные товары. Отвечают: введение высоких таможенных пошлин; -предоставление выгодных государственных заказов. |
3.) Военные реформы (4-5 мин.) Конспективное повествование Аналитическая беседа Конспективное повествование Эвристическая беседа Конспективное повествование Аналитическая беседа Вывод | Еще до Наполеона революционная Франция вела войну против коалиций во главе, которых стояла монархическая Англия. Поэтому сильная армия была необходима как гарантия сохранения существующего режима. На смену профессиональной пришла всеобщая воинская повинность. В армию призывали молодых неженатых людей в возрасте 20 лет. Срок службы в армии составлял 6 лет. Практически в армию брали всех - достаточно было иметь рост 155 см и крепкое телосложение. О следующем нововведении знаменитый поэт Генрих Гейне писал: «Последний крестьянский сын совершенно также, как и дворянский из древнейшего рода, мог достигнуть высших чинов». Армия Наполеона состояла из пехоты, кавалерии и артиллерии, вооруженной пушками, стрелявшими шести килограммовыми ядрами на расстоянии свыше 1000 м, а также инженерных частей и обоза. Ядром армии, ее гордостью была императорская гвардия, в которую отбирали самых сильных и находчивых солдат, лично преданных Наполеону Бонапарту. Создав в 1805 г. армию для борьбы с Англией, Наполеон назвал ее Великой. Итак, армия Наполеона в началеXIX в. была лучшей в Европе и одерживала победы над своими противниками. | Отвечают: позволяло иметь обученный военный резерв. Отвечают: -по личным качествам. Отвечают: да. |
Вывод Обобщающая беседа Вывод | Таким образом, мы с вами рассмотрели, что собой представлялаФранция при Наполеоне, определили основные реформы в экономике, политике и военной сфере. ? – Давайте еще раз вспомним эти преобразования. ? – А теперь вернемся к заданию начала урока. Чем наполеоновская Франция отличалась от французской монархии, существовавшей до революции. Таким образом, политика Наполеона отвечала интересам французской буржуазии, наиболее передовой и активной части общества. Его реформы укрепили власть во Франции и привели к улучшению экономики страны. | Отвечают: -Абсолютная монархия во Франции оказалась неспособной к реформированию. Король проводил политику в интересах привилегированных сословий, стремился решать возникающие проблемы за счет усиления налогового бремени, возложенного на основную массу населения, которая при этом была лишена элементарных прав. Высшие должности в армии и гос. управлении могли занимать только выходцы из дворянского сословия и т. д. |