Методическая разработка "Долг языка – творить добро!"
Автор разработки - Белова Лариса Владимировна, руководитель волонтерского объединения "Зеленая трибуна",
МБУ ДО "Эколого-биологический центр",
г.о.г. Дзержинск
Методическая разработка занятия посвящена проблеме культуры речи, (а точнее - сквернословию). Для человека речь – это проявление его индивидуальности, самовыражения, способности к раскрытию красоты личности. Чем умнее и талантливее человек, тем возвышеннее и богаче его речь. В молодёжной среде принято думать, что употребление не нормативной лексики считается признаком "взрослости", на самом деле это признак внутренней слабости и духовной деградации.
Эту тему выбрали не случайно, мы поднимаем больной вопрос, волнующий не только нас, но и окружающее нас общество. Сегодня "матом" разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. "Мат" (сквернословие, бранные, грязные, оскорбительные слова) доносится на улицах, во дворах, на детских площадках, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов. К сожалению, словесная распущенность становится привычкой.
Цель:
Задачи:
Способствовать формированию ценностного отношения к собственному здоровью.
Формировать отрицательное отношение к сквернословию и бережное отношение к русскому языку.
Воспитывать у учащихся желание вести здоровый и безопасный образ жизни и пропагандировать его.
Оборудование: таблички со словами красного цвета "любовь", "добро", "мама", "надежда"; таблички со словами чёрного цвета "обидные", "скверные", "слова"; таблички со словами синего цвета "душа", "словами", "добрыми", "жива", "не", "говорите", "скверные", "слова"; компьютер, мультимедийное оборудование, видеоролик "Живая вода", плакат "Дерево доброты", раздаточный материал.
Участники: педагог и лидеры волонтёрского объединения "Зелёная трибуна" МБУ ДО " Эколого-биологический центр".
Целевая группа: учащиеся 3 - 4 классов.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята! Надеюсь, время, которое мы проведём сегодня вместе, будет для вас интересным, полезным и познавательным. Сегодня у нас очень важная, трудная и в тоже время интересная тема. Каждый день общаясь друг с другом мы говорим много разных слов, но так ли безобидны эти слова? И как слова влияют на наше здоровье? Для начала предлагаю посмотреть видеоролик Просмотр научно-популярного видеоролика "Живая вода", об исследовании воздействия слов на структуру кристаллов воды японского учёного Эмото Масаро, с последующим обсуждением, увиденного с учащимися.
Вопросы для учащихся после просмотра:
Педагог: 1)Чем отличается наша планета от других? (Она живая)
Почему? (Потому что есть вода)
2) Назовите одно из удивительных свойств воды? (Обладает памятью, является носителем информации)
3) Как вы думаете, сколько воды в организме человека: 10%, 50% или 80%? (80%)
4) Что исследовал японский учёный Эмото Масаро? ( Исследовал воздействие слов, музыки на структуру кристаллов воды)
5) Какие кристаллы получаются после воздействия на воду классической музыки? (Под воздействием звуков классической музыки кристаллы воды приобретают симметричные, изящные, красивые формы)
6) Какие кристаллы получаются после воздействия на воду добрых слов?
( Ясные, красивые кристаллы)
Злых слов? (Несимметричные, несвязные кристаллы. Обратите внимание, ребята, как агрессия влияет на воду... А ведь вода главная составная часть каждой клетки нашего тела).
7) По исследованиям Эмото Масаро, где совершается больше преступлений? ( Большее число тяжких преступлений в тех областях, где люди чаще в общении используют сквернословие.)
8) Какие слова очищают воду? (Сочетание двух слов: "Любовь и Благодарность".)
Подведём итог: так как вода покрывает самую большую часть нашей планеты, и наши тела в основном (на 80%) состоят из воды, воздействие наших слов, мыслей и чувств будет иметь большое значение в формировании окружающей среды и каждого из нас. Есть над чем задуматься. Человек отличается от животных тем, что постоянно использует огромный набор слов. Наше человеческое мышление в большой степени основано на словах. Поэтому именно слова, которые мы используем, во многом определяют наше состояние и поведение – а значит, и жизнь.
Приведу пример. Попробуйте прочувствовать разные наборы слов.
Первый набор: радость, счастье, улыбка, любовь, добро, благодарность, альтруизм, веселье, смех, сила, работоспособность, энергия, уверенность, цель, задача, решение, разум.
Второй набор: грусть, страдание, отвращение, ненависть, бесчувственность, зло, гнев, плач, слабость, лень, апатия, неуверенность, путаница, неопределенность, беспомощность, глупость.
Обратите внимание, что ваше состояние от каждого набора слов, скорее всего, изменилось соответствующим образом. Очевидно, если использовать один из наборов слов постоянно, ваше состояние и поведение постоянно будет ему соответствовать.
Слова – это что-то вроде кирпичей, из которых строится человеческая жизнь. От выбора кирпичей будет зависеть качество дома. А от выбора слов – качество вашей жизни.
Педагог: А сейчас слово предоставляем нашим волонтёрам.
Под музыку "Давай Россия!" выходят волонтёры.
Все: Мы – волонтёры:
Вол. 1 - дружные
Вол. 2 - ловкие
Вол. 3 -творческие
Вол. 4 - энергичные
Вол. 5 - весёлые
Вол. 1 - и симпатичные
Вол. 2 - Мы за красивую, русскую речь
Все: Давайте все вместе её беречь!
Вол. 3 - Как часто мы сжимаемся от боли,
Но не от ссадин или синяков,
А от другой, - куда тяжёлой боле, -
Несправедливых и обидных слов
Музыка Вивальди "Шторм. Гроза". Сценка-миниатюра "Душа словами добрыми жива - не говорите скверные слова!"
Волонтёр 4 читает стихотворение. Остальные волонтёры держат в руках таблички с отдельными словами красного цвета "любовь", "добро", "мама", "надежда"; таблички со словами чёрного цвета "обидные", "скверные", "слова". Во время чтения стихотворения, волонтёры проигрывают влияние слов на душевное состояние человека (см. фотоматериалы).
Вол. 4 - Мир слов похож на океан безбрежный-
Он людям радость или боль приносит:
Вот человеку посылают беды
Слова- убийцы, людоеды;
Слова- укусы ядовитых змей.
Они как плод от дерева гнилого:
Отравлен даже воздух с ними рядом.
И ранит сердце матерное слово
Своим зловонным и смертельным ядом.
Но есть слова с энергией от Бога:
С его благословением и силой.
И легче с ними трудная дорога,
Куда бы нас на ней не заносило
Все волонтёры, держат в руках таблички с отдельными словами "Душа словами добрыми жива - не говорите скверные слова!", выстраиваются в одну линию (см. фотоматериалы).
Все: - "Душа словами добрыми жива - не говорите скверные слова!"
Вол. 5 - То здесь, то там нам слышится порой
Слова, что режут ухо жестко.
Вол. 1 - И взрослый, и юнец, и пожилой
Все выражают чувства грубо, хлёстко.
Вол. 2 - Мы - против мата, против скверны в речи!!!
И призываем всех мы на борьбу
Вол. 3 - За красоту, за чистоту общения.
Чтоб языка родного разрешить судьбу.
Под песню, на мотив "Опера", идёт перестроение в шахматном порядке.
Когда жаргоны и вульгарные слова -
Изгоним мы из нашей речи навсегда,
Тогда мы скажем детворе,
На чисто русском языке,
Что языка прекрасней нету на земле.
По-русски думать и по-русски помечтать,
Любить по-русски и по-русски тосковать,
И даже в дальнем-далеке
На чисто русском языке
Мы о культуре речи будем говорить.
Припев:
Да! Тогда российская решила детвора!
Да! Освоить русские слова!
Да! Родной язык мы будем смело изучать!
Прорвемся - нам не привыкать!
Прорвемся - не привыкать!
Вол. 4 - Друзья, внушайте людям веру!
И больше говорите добрых слов.
И следуйте хорошему примеру!
Бороться с матом, каждый –
Все: - Будь готов!
Вол. 5 - Мы не властны над речью других,
Но над своей собственной речью мы властны!
Вол. 1 - Это наше зеркало, и пусть оно будет
Все: - Чистым!
Песня "Россия, вперёд!" исполняют волонтёры.
Много новых историй готовит нам жизнь.
Мы с судьбой готовы спорить. Судьба, держись!
Ведь до нас были герои и были примеры,
Мы на них теперь равняемся и в них мы верим
Ты сильным будь, ты будь смелей.
Пройти сумеем сто путей.
Но среди них наш путь один.
Всегда вперёд, мы победим!
Мы раскрываем крылья,
Мы обретаем силы.
Вперёд, Россия!
И только ветер нам в спину -
За это небу спасибо.
Вперёд, Россия!
Россия, вперёд!
Мы покорим интеллектом, мы обаяем душой.
Мы будем целиться метко, идти дорогой прямой.
Так легко и свободно, круче всех впереди.
Умным быть это модно, ты ведь с нами, иди!
Ты сильным будь, ты будь смелей.
Пройти сумеем сто путей.
Но среди них наш путь один.
Всегда вперёд, мы победим!
Мы раскрываем крылья,
Мы обретаем силы.
Вперёд, Россия!
И только ветер нам в спину -
За это небу спасибо.
Вперёд, Россия!
Россия, вперёд!
Волонтёры кланяются зрителям и уходят.
Заключительное слово педагога и рефлексия.
Педагог:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души,
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь -
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить,
И людям радость отравить,
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Слово – одежда ваших мыслей. Пусть же ваши слова будут всегда красивыми и ясными, а мысли – добрыми и разумными.
В завершение нашего занятия я попрошу вас оценить всё то, о чём мы сегодня говорили. Приклейте, пожайлуста, на наш ватман с изображением дерева доброты розовый цветок ("занятие понравилось"), желтый цветок ("заставило задуматься"), синюю тучку ("не понравилось").
Под песню Б. Окуджавы "Давайте говорить друг другу комплименты" учащиеся наклеивают на дерево нужный значок, тем самым оценивая прошедшее занятие и делая дерево доброты цветущим и полным жизни.
Информационные источники: Эмото Масару. Любовь и вода. – М.: София, 2008. Лекция о сквернословии. http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206 Андросова Юлия. Вирус сквернословия: Классный час для сквернословия //Школьный психолог.-2008.-Вачаева В.Б. Добрые дела – добрые слова: Разработка урока риторики в 3-м классе по теме// Фестиваль педагогических идей. Практика школьного воспитания. Растим здоровое поколение.- №2 (91) 2014
7