СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар "ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Недавно в социальных сетях увидела анекдот:

- Как у тебя самооценка?  - Так себе. Мы цари народ простой.

            Конечно, это шутка. Но… начиная работать с новым классом на уроках математики иногда слышишь следующие восклицания: «а почему у меня только «3»?», «я все ответил, а Вы мне поставили «четыре» или «три» или «почему Вы мне не ставите отметку в журнал за работу» и т.д… Значит у учащихся возникает проблема при оценивании, коррекции и контроле своей деятельности, то есть недостаточен уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий.

            Для решения проблемы, в первую очередь, необходимо уделить внимание определению уровня самооценки каждого из учащихся. А формированию адекватной самооценки хорошо способствет использование формирующего оценивания

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар "ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"»

Разработка «Методический семинар»

ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Сегодня при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты перед нами стоит новая задача – научить ребёнка самостоятельно добывать знания. Для этого необходимо сформировать у учащихся способность к саморазвитию, самообучению и самоконтролю. Считаю, что развитию этих способностей способствует умение учащихся адекватно оценивать учебные ситуации и результаты выполнения учебных задач, которые стоят перед ними на уроке.

Недавно в социальных сетях увидела анекдот:

- Как у тебя самооценка? 
- Так себе. Мы цари народ простой.

Конечно, это шутка. Но… начиная работать с новым классом на уроках математики иногда слышишь следующие восклицания: «а почему у меня только «3»?», «я все ответил, а Вы мне поставили «четыре» или «три» или «почему Вы мне не ставите отметку в журнал за работу» и т.д… Значит у учащихся возникает проблема при оценивании, коррекции и контроле своей деятельности, то есть недостаточен уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий.

Для решения проблемы, в первую очередь, необходимо уделить внимание определению уровня самооценки каждого из учащихся.

Самооценка, т.е. оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей относится к базисным качествам личности. Именно она во многом определяет взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. На формирование самооценки влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей – в возрасте 10-13 лет ведущей является общение подростков в разных видах деятельности.

Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка – реалистичная оценка человеком самого себя, которая придает уверенность, помогает достичь успехов в учебе, общении, внеурочной деятельности… «Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений. Люди с завышенной самооценкой придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными. Часть завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка психотравму, тем более сильную, чем в более позднем возрасте она произошла»1.

Проведенные в школе исследования показали, что учащихся с адекватной самооценкой при традиционной системе оценивания становится к старшим классам меньше.


На второй диаграмме видно, что в 10 классах учащихся с завышенной и заниженной самооценкой достаточно много. Одной из возможных причин являются результаты, полученные учащимися 10 классов на экзаменах (отметки, полученные на экзаменах, были выше годовых либо, наоборот, результаты не соответствовали ожиданиям учащихся). Но основной причиной является преобладание отметочной системы оценивания над другими формами оценки учащихся, в том числе самооценкой.

На следующем рисунке изображены три мультипликационных персонажа, которые в явном виде демонстрируют уровень собственной самооценки.

Вопросы к участникам семинара: Какой он у каждого из персонажей? В чем это выражается? Предложите приемы формирования адекватной самооценки первого и третьего персонажа, если бы они учились в школеЧто важнее отметка или оценка в данном случае? (варианты работы на семинаре: общее обсуждение; работа в группах над предложениями по отдельному персонажу)

Передо мной данные вопросы возникают постоянно относительно моих новых учеников… Поэтому с целью преодоления противоречия между новыми требованиями стандарта и существующей реальной ситуацией, возникающей при оценивании достижений моих учащихся, разделила оценивание учащихся на два вида: формирующее и суммативное (в Приложении 1 приведена таблица отличительных особенностей каждого из видов оценивания).

Формирующее оценивание – это оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются с его же предыдущими результатами. Происходит мотивирование учащегося к обучению, постановка образовательных целей и определение путей их достижения. Для формирующего оценивания не важно, какие формы, приемы и методы используются. Формирующее оценивание характеризует не применение определенных заданий, а цель проведения – личный прогресс и формирование адекватной самооценки каждого ученика

Суммативное оценивание проводится с целью установления соответствия знаний учащихся нормам и требованиям стандартов обучения и констатирует факт обученности учащегося. Суммативное оценивание, чаще всего, выражается в пятибалльной системе и фиксируется в классном журнале.

Именно формирующее оценивание оказывает эффективное воздействие на формирование адекватной самооценки учащихся на уроках математики и повышение уровня сформированности регулятивных универсальных действий у учащихся.

Для включения формирующего оценивания в образовательную деятельность должны создаваться следующие условия:

– задания для оценивания должны соответствовать содержанию изученного материала;

– цели заданий – выявить проблемы, возникающие в процессе обучения у каждого ученика (важно чтобы учителю был понятен ход размышлений, который приводит учащегося именно к этому результату. То есть не является ли ответ случайным, необдуманным и непонятным самому ученику);

– результаты оценивания становятся сразу доступными для учителя и ученика;

– процесс формирующего оценивания непрерывен;

– достижения учащегося рассматриваются в их динамике.

Кроме этого систематически должен использоваться алгоритм устной самооценки учеником выполненной работы. Один из вариантов алгоритма самооценки приведен в Приложении 2.

В рамках формирующего оценивания ученик может достичь:

– уровня знания – умение действовать по алгоритму. Для проверки того, достиг ли ученик этого уровня, даётся первое задание. Например, оно проверяет, знает ли ученик формулу вычисления периметра фигуры;

– уровня понимания – умение анализировать ситуацию, опираясь на имеющееся знание. Для проверки этого уровня даётся второе задание, которое проверяет, умеет ли ученик рассуждать и проводить такой анализ;

– уровня применения – умение применять знания для решения практических задач, определять, каким алгоритмом нужно воспользоваться в прикладных целях. Для проверки этого уровня даётся третье задание, которое требует решить практическую задачу в понятной ученику жизненной ситуации.

В качестве инструментария формирующего оценивания можно использовать:

– методики: «Карта оценки групповой презентации», «Самооценка совместной (индивидуальной) работы», «Речевые образцы»; «Недельные отчеты»; «Карта понятий»;

– электронные тренажеры с быстрой проверкой результатов;

– Интернет-ресурсы, например, по математике - www.diagtest.ru;

– маршрутный лист урока, в который могут быть включены: взаимопроверка, проверка работы по известным ответам; пошаговый контроль действий или выполняемых операций (примеры приведены в Приложении 3 и 4);

– творческие задания с самопроверкой – результат работы виден сразу по окончании ее выполнения (примеры в Приложении 5 и 6);

– предметное портфолио.

Ученые Матис Т.А. и Эльконин Д.Б. отмечают, что формирование устойчивых навыков самоконтроля будет происходить намного эффективнее при взаимоконтроле и взаимооценке участников совместной работы, поскольку решение задачи и контроль за выполнением осуществляется на основе одного «плана». Поэтому при проверке выполнения всех письменных заданий ученик должен фиксировать верное выполнение знаком «+», а неверное или невыполнение знаком «-». В ходе решения обязательно обсуждается не только результат, но и ход выполнения задания, что побуждает учеников к самостоятельному предупреждению ошибок.

Самое важное, к чему должен прийти учитель, работая по данной системе – это понять, что действия контроля и оценки должны постепенно передаваться самому ученику, от их формирования зависит его дальнейший успех. Поэтому все усилия учителя направляются, в первую очередь, на организацию собственных контрольно-оценочных действий детей. 

Использование формирующего оценивания формирует у учащихся не только адекватную самооценку, но и умение осознавать границы собственных знаний, что положительно влияет на уровень познавательной активности учащихся на уроках математики.

Первые результаты использования мной инструментария формирующего оценивания были описаны в работе «Подготовка к государственной итоговой аттестации по математике (из опыта работы со слабоуспевающими учащимися)». Данная работа заняла первое место в городском конкурсе выставочных материалов в 2014 году и стала участником всероссийского профессионального конкурса «Профи» (диплом 2 степени). Около 17% обучающихся к концу 2014-2015 учебного года повысили качественный уровень знаний по математике и информатике. Отдельно можно сделать вывод о повышении уровня сформированности регулятивных УУД у учащихся, что отчетливо видно на диаграмме в Приложении 7 (мониторинг ведется с 5 по 7 класс).



ПРИЛОЖЕНИЯ к разработке методического семинара (для электронной презентации)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОТЛИЧИЕ ФОРМИРУЮЩЕГО И СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Показатели2

Формирующее оценивание

Суммативное оценивание

Цель

Определить новые пути и формы обучения

Исправить ошибки учащихся

Обеспечить обратную связь с учащимися

Определить соответствие знаний учащихся нормам и требованиям стандарта обучения

Констатировать факт обученности учащихся

Анализ

Данные результаты оценивания сравниваются с предыдущими результатами учащегося

Результаты оценивания сравниваются со стандартами или среднестатистическими результатами; результатами, определенными контролирующими органами

Шкала

Может быть балльной (отметка); словесной (оценка), безотметочной

Используется стандартные отметочные шкалы

Критерии

Могут разрабатываться учителем самостоятельно либо группой учителей

Единые критерии (ЕГЭ, ОГЭ, тестовые работы)

Периодичность проведения

Определяется учителем самостоятельно (может быть несколько раз в течение урока)

По итогам прохождения темы, модуля, курса, по окончании периода обучения

Участники

Учитель;

Учащиеся (самооценка и взаимооценка)

Администрация школы,

Независимая оценка контролирующих органов

Фиксация

результата

Листы наблюдения (или что-то аналогичное);

Виртуальные пространство или электронные ресурсы;

Портфолио ученика

Официальные документы: результаты ЕГЭ и ОГЭ;

Результаты административных работ;

Классные и электронные журналы…


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

1 шаг.

Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг

Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг

Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг

Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью (кто помогал, в чем)?


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА по теме «Смешанные числа» 5 класс (СКАН)


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА по теме «Центральные углы» 5 класс

ТАБЛИЦА САМООЦЕНКИ

1 задание

(по 1 баллу за правильно поставленную букву)

Максимум - 8

2 задание

(по 1 баллу за правильно поставленное слово)

Максимум - 6

3 задание

(по 1 баллу за правильно поставленное слово)

Максимум - 3

Подсчитайте

общее

количество

баллов (из 17)

Подчеркните:

- я знаю, как построить центральный угол

- я могу найти центральный угол

- я все понял(а)

- я могу рассказать другим эту тему





  1. Выполните вычисления и запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам

У

Ф

Р

Д

К

Ж

Е

Т













  1. Заполните пропуски в тексте:


Выполните задание, советуясь в паре:

Ответьте устно на вопросы:

- Как можно назвать угол, который образуют стрелки часов?

- Какую часть окружности занимает угол?

- Какова градусная мера окружности? угла?


  1. Выполните аналогичное задание по следующим рисункам:

  1. Изобразите стрелки часов

  1. Найдите какую часть окружности занимают стрелки, образующие угол

  2. Найдите градусную меру угла


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ РАСКРАСКА

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

1 О.С. Тисленко, детский психолог

2 На основе материалов: Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Технология формирующего оценивания в современной школе: учебно-метод пособие. - Санкт-Петербург: КАРО, 2015


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!