Ткаленко Анна Игоревна
Общие сведения о педагоге
Фамилия, имя, отчество: Ткаленко Анна Игоревна.
Год рождения : 13 февраля 1987 года.
Образование, наименование образовательного учреждения, год окончания: высшее. Мелитопольский государственный педагогический университет, 2008 год.
Полученная специальность и квалификация по диплому: «Педагогика и методика среднего образования. Физическая культура». Учитель физической культуры и валеологии, организатор туристической деятельности.
Стаж работы :
трудовой - 12 лет;
педагогический – 10 лет;
в данном общеобразовательном учреждении – 3 года.
Квалификационная категория: первая.
Дата последней аттестации: март 2013 г.
Тема самообразования: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры посредством межпредметных связей»
Перед современным учителем стоит задача - обеспечить высокий уровень активности школьников на уроках. Для этого необходимо, чтобы они проявляли интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали удовлетворение от уроков.
Заинтересованность рождает чувство ожидания. А от её степени зависит и характер внимания учеников на уроке, его активность, а также критичность ума, творческий подъём учащихся .
ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ
ЛЮБОПЫТСТВО
ЛЮБОЗНАТЕЛЬ-НОСТЬ
ПОТРЕБНОСТЬ
РАСКРЫТИЕ И РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ЗАДАТКОВ И СПОСОБНОСТЕЙ
Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного и тренировочного образовательного компонентов? Как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес учащихся к урокам физической культуры?
Применяя на практике межпредметные связи, убеждаюсь, что это является востребованной необходимостью, так как физическая культура имеет множественные связи с другими предметами. Например, задание «Процесс дыхания» включает в себя знания и умения из учебных предметов: - физическая культура (жизненная ёмкость лёгких, режим дыхания при различных нагрузках); - биология (дыхание растений, кислород, дыхание животных); - химия (состав воздуха, химические свойства газов, в него входящих); - физика (физические свойства этих газов); - анатомия (процесс дыхания человека, органы дыхания); В связи с этим учитель физической культуры нуждается в конкретных разработках и рекомендациях по эффективности использования межпредметных связей в преподавании физической культуры
При организации таких уроков необходимо учитывать следующие факторы
Логическое мышление (анализ, обобщение, сравнение)
Объект должен обладать многими характеристиками
Целостная картина объекта
Факторы
Специально подобранные подвижные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них самостоятельность, способность к творчеству, дети подчас даже незаметно для себя приобретают определённые знания, умения и навыки, у них формируются необходимые черты личности. Подвижные игры с дидактическим и сюжетным содержанием должны быть простыми и доступными, интересными и занимательными и обязательно требующими от детей проявления физических усилий и сообразительности. Только в этом случае они вызовут у ребят желание бегать, играть, думать.
Игры с дидактическим и сюжетным содержанием для детей: 1-4 класса, 5-6 класса. Живая цепочка. Учитель строит детей в колонну по одному и, всё время меняя направление, водит её за собой, имитируя движение животных и птиц. Например, «идём, как гуси» (ходьба на согнутых ногах), «прыгаем, как кенгуру» (прыжки на двух ногах), «идём, как медведи» (медвежья походка), «полетели, как журавли» (махи руками) и др. (Окружающий мир) Не путай сигналы светофора. Дети выстраиваются в одну шеренгу. Учитель стоит перед строем, в руках у него три картонных кружка разного цвета - красный, жёлтый, зелёный, которые он внезапно показывает играющим. На зелёный цвет дети начинают маршировать на месте, на жёлтый - перестают маршировать и дружно хлопают в ладоши, на красный быстро приседают и замолкают. Отмечаются игроки, которые реже путали сигналы . (Внеурочная деятельность «Азбука дорожного движения») Фигуры. Эстафеты с построением геометрических фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник, трапеция и др.), в старших классах можно усложнить задание, используя гимнастические палки. (Математика, геометрия)
Эстафета «Полезные и вредные привычки» Учащимся предлагается в форме эстафеты отработать элементы ведения мяча (футбольное или баскетбольное). Кроме этого, им предоставляются 2 вида карточек, на которых перечисляются полезные и вредные привычки. Задача учащихся определить, какие привычки являются полезными, а какие вредными, разложив их в разные обручи. Затем в конце эстафеты идёт обсуждение, почему они выбрали именно этот вариант ответа. (ОБЖ, биология)
Эстафета «Вызов номеров» Класс делится на 2, 3 или более команд. Учащиеся, находясь в колонне по одному, рассчитываются по порядку в своих командах. Затем учитель называет любую цифру и те учащиеся, которые стоят в колонне под этим номером выбегают, оббегают фишку и стараются вернуться на своё место в свою колонну быстрее соперников. (Математика, алгебра)
Физические упражнения с использованием законов физики и математики в старших классах. №1 - Определить среднюю длину шага. 1. Измерить число своих шагов (n), укладывающихся в длину спортивного зала (L). 2. Произвести вычисление длины шага (l) по формуле: l = L/n №2 - Измерение максимальной скорости бега. 1. Пробежать дистанцию 60 метров на максимальный результат. 2. Определить скорость движения, выполнив вычисления: Vmax = s/t где: s длина дистанции; t время в секундах. Скорость, естественно, будет максимальной. Почему? Готова тема для разговора о различиях в биохимических функциях организма при беге на различные дистанции.
Подобные формы работы активно применяются мною на уроках физической культуры, а также на занятиях по внеурочной деятельности («Юный олимпиец»). Результативность данной работы может быть определена по следующим показателям: • устойчивый интерес к предмету; • отсутствие проблем с успеваемостью и дисциплиной; • улучшение состояния здоровья; • повышение физической работоспособности; • развитие личностных качеств: настойчивости, целеустремлённости, воли.
Отсутствие проблем с успеваемостью и дисциплиной (использованы данные сравнительного анализа результатов обучающихся ШМО учителей физической культуры и ОБЖ)
Средний балл
Качество знаний %
Устойчивый интерес к предмету отражается в результативности выступлений учащихся нашей школы на соревнованиях и предметных олимпиадах