КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Проектная деятельность учащихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС» (слайд 1)
Каждый из нас, представляя свою систему работы, исходит из тех проблем, с которыми сталкивается современная школа, они всем хорошо известны (слайд 2).
В поисках решения проблем, мы учителя – задумываемся над такими вопросами, «Как учить? Чему учить? Зачем учить?»
Осваивая то, что уже существует в практике, каждый учитель создает что-то свое собственное, что дает успешный результат в обучении. На мой взгляд, применение проектной технологии обучения отвечает поставленным задачам образования.
Достоинство (слайд 3) проектной технологии в том, что у учащихся формируются универсальные учебные действия, создается возможность самостоятельного успешного усвоения знаний и умений.
Суть этой системы заключается в том, что каждый ребенок обучается в своем темпе и на своем уровне, при этом не испытывает дискомфорт, поскольку в любом случае учащийся выйдет на результат. Любой результат будет оценен по достоинству.
Актуальность (слайд 3) состоит в повышении компетенции школьников в предметной деятельности и создании продуктов, имеющих значимость для других.
Система (слайд 4) моей работы строится в следующем направлении – это организация деятельности по проектированию на уроках технологии с выходом на межпредметную интеграцию.(или на метапредметную связь)
Среди многообразия видов проектов таких как (слайд 5):
исследовательские проекты (по структуре напоминает подлинно научное исследование). Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
творческие проекты (предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. В рамках предмета технологии - это могут быть работы декоративно-прикладного искусства).
информационные проекты (направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы).
Практико - ориентированные проекты (нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Палитра разнообразна — от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную задачу.
наиболее эффективными в рамках классно – урочной системы на уроках технологии, считаю творческие проекты, а во внеурочное время – практико – ориентированные.
Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентироваться на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму предметных знаний, но и приобретают навыки самостоятельного поиска информации для решения познавательных и практических задач.
«Я знаю, для чего мне надо всё то, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» (слайд 6) - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Для современного общества умение учащихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний. Поэтому я использую технологии, отвечающие требованиям настоящего времени. К таким технологиям я отношу проектную технологию (метод проектов) как один из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения.
Этапы выполнения творческого проекта (слайд 7):
Поисковый этап начинается с:
1. Выбор темы проекта. Обоснование необходимости изготовления изделия.
2. Формулирование требований к проектируемому изделию.
3. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего.
Для работы над проектом перед учащимися ставятся проблемы, как правило, близкие пониманию и волнующие ребят в личном плане.
Технологический этап начинается с:
1. разработка технической (схемы, чертежи, выкройки) и технологической (технологические процессы изготовления и сборки деталей) документации;
2. организация рабочего места, подготовка необходимых инструментов, материалов и оборудования;
3. изготовление изделия с обязательным соблюдением правил безопасной работы;
4. Подсчет затрат на изготовление (себестоимость).
Заключительный (аналитический) этап включает:
1. контроль готового изделия;
2. испытание изделия;
3. Анализ того, что получилось, а что нет;
4. Защита проектов.
Защита проектов в 5 - 11 классах проводится на уроке, а также на предметных декадах, которые традиционно проходят в нашей школе. При защите таких проектов ученики в отведённое время должны аргументировать выбор темы, рассказать об этапах работы над проектом, владеть необходимой терминологией. В процессе защиты проекта мы оцениваем чёткость формулировок, результативность работы, культура речи, умение аргументировано отвечать на вопросы слушателей. Каждый докладчик сопровождает свою работу компьютерной презентацией.
Некоторые проекты имели (слайд 8) практико – ориентированное направление (социально – значимые проекты). Например: День учителя. Поздравление ветеранов труда. Цель проекта: приготовить сувениры для учителей – ветеранов.
В данную работу вовлечены 6,7,8 классы. Запуск проекта осуществляется следующим образом:
6 класс – старт проекта – это мероприятия по формированию эмоциональной причастности к проблеме (ответственные классные руководители).
7 класс (практический этап) – мастер – классы по изготовлению игольницы с вышивкой из атласных лент.
8 класс - творческий проект «Изготовление игольницы с элементами вышивки из атласных лент».
(слайд 9) Организация проектной деятельности достаточно сложный процесс, основная проблема заключается в том, что количество обучающихся, желающих заниматься таким видом деятельности не велик, и среди них очень мало ребят, способных вести длительную кропотливую работу. И с такой проблемой мне пришлось столкнуться в первые годы своей работы в школе. Этим объясняю свои первые неудачи, когда интересные темы бросались детьми через месяц – полтора работы. Но, проанализировав и сделав из этого выводы, изменила ситуацию и добилась определенных результатов. В конкурсе проектов «ДИП – 2016. Дорогами времен» ученица 6 класса - Рявкина Екатерина, ученица 7 класса – Бирюкова Анастасия и ученица 8 класса – Кафтан Виктория стали победителями районного этапа. В конкурсе мини – проектов «Палитра ремесел» ученица 7 класс – Бирюкова Анастасия также является победителем районного этапа.
Используя метод проектов в течение нескольких лет, я увидела, как меняется отношение учащихся к учебному предмету - технология. Опыт показывает, что применение проектных технологий на уроках и во внеклассной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное – современным. (слайд 10).

Методологической основой опыта являются труды Дьюи, Килпатрика. Ориентиром успешности организации и реализации этого метода считаю слова Килпатрика: проект – это «от души выполненный замысел».
«Проект» в переводе с латинского буквально «брошенный вперёд».
Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Само выполнение и оформление творческих проектов предусматривает интеграцию знаний по различным предметам.