Методические аспекты работы учителя в период перехода на ФГОС ООО
С сентября 2014 наша школа является опытно-экспериментальной площадкой по апробации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Это направление работы в настоящее время с тало приоритетным для педагогического коллектива школы. Под организацией
введения Стандарта понимается комплекс мероприятий, реализация которых
необходима для его введения.
Для подготовки учителя к работе в условиях новой образовательной парадигмы и направлена модель методической работы в нашем ОУ.
Целью методической работы в современных условиях является:
непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя для повышения эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности.
Для реализации поставленной цели методической службой школы определен круг:
Выявление затруднений, потребностей и образовательных запросов учителей;
Оказание помощи в разработке индивидуальных планов профессионального развития учителя и содействие в их реализации;
Выявление запросов и обеспечение учителей необходимыми информационными и научно - методическими ресурсами;
Создание мотивационных условий для творческой работы;
Организация процесса погружения учителя в решение новых задач профессиональной деятельности и обучение непосредственно на рабочем месте;
Участие в выявлении наиболее ценного опыта работы учителей.
(Логика в этом перечне задач проста: выяви проблемы, обеспечь необходимой поддержкой, заинтересуй, покажи сам как сделать, дай сделать учителю самому, а затем только спроси, оцени и поблагодари)
Для успешного выполнения этих задач применили следующие организационные компоненты методической работы:
единая методическая тема школы;
индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование;
предметные методические объединения;
методические семинары;
научно-методический совет школы;
педагогический совет школы.
Одной из важных форм методической деятельности является работа над единой методической темой школы. Если методическая тема выбрана правильно, и она актуальна, то успех работы школы обеспечен. На данном этапе реализации программы по введению ФГОС ООО школа работает над методической темой “Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС”.
Для реализации данной темы были поставлены следующие задачи:
Повышение профессионального мастерства педагогов через самообразование, участие в курсах повышения квалификации.
Реализация плана мероприятий по введению ФГОС.
Продолжение работы по освоению новых образовательных технологий, направленных на реализацию деятельностного (компетентностного ) подхода.
Совершенствование анализа и критериев оценки деятельности педагогического коллектива (система и содержание мониторинга) за ходом инновационных процессов.
Успех реализации стандартов второго поколения в большей степени зависит от учителя, поэтому на протяжении этого учебного года шло активное освещение и разъяснение концепции государственного образовательного стандарта второго поколения среди педагогических работников школы. В результате большая часть педагогов школы познакомилась и научилась применять на практике различные инновационные технологии (среди которых приоритетными стали личностно ориентированные, деятельностно-ориентированные (ТРИЗ- технология) проектные и информационно-коммуникативные).
Анализ деятельности школы по внедрению ФГОС показывает, что проделана большая работа, но требуется дальнейшая модернизация структуры и содержания образования, педагогических технологий, что позволит сформировать такие параметры, как вариативность, открытость, адаптивность ОУ.
Работа над единой методической темой способствует сплочению коллектива, а там, где трудится коллектив единомышленников, несомненно, имеют место качество работы, результативность. Большая роль в данной деятельности отводится методическим объединениям учителей предметников.
Направления работы предметных МО:
Координация совместной работы МО и методического кабинета.
Повышение научно-методического уровня членов МО.
Организация работы при подготовке рабочих образовательных программ учителей.
Планирование работы над индивидуальными методическими темами педагогов.
Организация работы по составлению педагогического портфолио.
Работа методических объединений была направлена на реализацию общей методической темы. Две трети заседаний МО рассматривали вопросы, связанные с ФГОС:
Системно-деятельностный (компетентностный) подход как методологическая основа ФГОС.
Универсальные учебные действия. Технология развития УУД.
Ценностные ориентиры в учебно-воспитательном процессе.
Проблемы дифференцированного подхода и пути их решения.
Опыт работы учителей, по реализации ФГОС
Важное место занимает работа предметных МО по изучению требований к усвоению учебных программ. Особое внимание обращено на то, что изменения в содержании программ обусловлены как изменениями в предметных целях, так и в надпредметных целях, которые необходимо включать для этого в учебную программу в качестве отдельных модулей. Также изучается вопрос проектирования универсальных учебных действий - личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
Наряду с положительными результатами имеются и серьезные недостатки:
Психологическая перестройка членов МО при переходе к реализации ФГОС идет медленно (наблюдается консерватизм).
МО недостаточно внимания уделяют изучению новых технологий.
Необходимо усилить работу со школьной документацией учителей (соответствие рабочих программ и заполнение журнала).
Органом, координирующим и контролирующим методическую работу педагогов, является научно-методический совет школы. Совет подотчётен педагогическому совету школы.
Одним из современных направлений работы научно-методического совета школы является подготовка участников инновационных процессов к осуществлению работы по развитию школы. Необходимо обеспечение оптимального уровня квалификации педагогических кадров, необходимого для успешного развития школы в режиме инноваций.
Освоение новых для школы программ, технологий направленных на формирование ключевых компетенций, УУД;
различные виды обучения (дистанционный, заочный, очно-заочный);
освоение новых УМК по учебным предметам.
Организованная методическая работа в школе даёт возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося.
В ходе реализации представленной модели все учителя школы получают знания особенностей ФГОС, опыт проведения уроков, разработки образовательных программ, планирования УУД, что обеспечивает успешное начало работы в новых условиях.
Серьезным направлением работы методической службы школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров через курсовую подготовку, включая дистанционную форму. В системе повышения квалификации учителей важная роль принадлежит изучению, обобщению и распространению опыта учителей. Задача методиста заключается в том, чтобы увидеть “изюминку” в работе учителя, которая даёт заметные результаты в учебно-воспитательном процессе, и достижение конкретного учителя сделать достоянием всех учителей.
Обязательным является проведение тематических педсоветов, целью которых является знакомство учителей с современными тенденциями развития системы образования.
Таким образом, целенаправленная система методической работы школы по сопровождению педагогов в условиях ФГОС позволяет обеспечить создание необходимых условий для его внедрения и реализации. Главным результатом работы методической службы школы будет профессиональный рост каждого учителя, который проявится в освоении и применении им новых профессиональных знаний и умений, в развитии его позитивного, ценностного отношения к изменениям в системе образования, накопление им полезного опыта реализации требований ФГОС.