СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические аспекты работы учителя в период пе-рехода на ФГОС ООО

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педсовет "Доклад на педагогический совет "Методические аспекты работы учителя в период пе-рехода на ФГОС ООО".

С сентября 2014  наша школа является опытно-экспериментальной площадкой по апробации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Это направление работы в настоящее время стало приоритетным для педагогического коллектива школы..... 

Просмотр содержимого документа
«Методические аспекты работы учителя в период пе-рехода на ФГОС ООО»

Методические аспекты работы учителя в период перехода на ФГОС ООО



С сентября 2014 наша школа является опытно-экспериментальной площадкой по апробации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Это направление работы в настоящее время с тало приоритетным для педагогического коллектива школы. Под организацией

введения Стандарта понимается комплекс мероприятий, реализация которых

необходима для его введения.

Для подготовки учителя к работе в условиях новой образовательной парадигмы и направлена модель методической работы в нашем ОУ.

Целью методической работы в современных условиях является:

непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя для повышения эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности.

Для реализации поставленной цели методической службой школы определен круг:

  1. Выявление затруднений, потребностей и образовательных запросов учителей;

  2. Оказание помощи в разработке индивидуальных планов профессионального развития учителя и содействие в их реализации;

  3. Выявление запросов и обеспечение учителей необходимыми информационными и научно - методическими ресурсами;

  4. Создание мотивационных условий для творческой работы;

  5. Организация процесса погружения учителя в решение новых задач профессиональной деятельности и обучение непосредственно на рабочем месте;

  6. Участие в выявлении наиболее ценного опыта работы учителей.

(Логика в этом перечне задач проста: выяви проблемы, обеспечь необходимой поддержкой, заинтересуй, покажи сам как сделать, дай сделать учителю самому, а затем только спроси, оцени и поблагодари)

Для успешного выполнения этих задач применили следующие организационные компоненты методической работы:

  • единая методическая тема школы;

  • индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование;

  • предметные методические объединения;

  • методические семинары;

  • научно-методический совет школы;

  • педагогический совет школы.

Одной из важных форм методической деятельности является работа над единой методической темой школы. Если методическая тема выбрана правильно, и она актуальна, то успех работы школы обеспечен. На данном этапе реализации программы по введению ФГОС ООО школа работает над методической темой Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС”.

Для реализации данной темы были поставлены следующие задачи:

  • Повышение профессионального мастерства педагогов через самообразование, участие в курсах повышения квалификации.

  • Реализация плана мероприятий по введению ФГОС.

  • Продолжение работы по освоению новых образовательных технологий, направленных на реализацию деятельностного (компетентностного ) подхода.

  • Совершенствование анализа и критериев оценки деятельности педагогического коллектива (система и содержание мониторинга) за ходом инновационных процессов.

Успех реализации стандартов второго поколения в большей степени зависит от учителя, поэтому на протяжении этого учебного года шло активное освещение и разъяснение концепции государственного образовательного стандарта второго поколения среди педагогических работников школы. В результате большая часть педагогов школы познакомилась и научилась применять на практике различные инновационные технологии (среди которых приоритетными стали личностно ориентированные, деятельностно-ориентированные (ТРИЗ- технология) проектные и информационно-коммуникативные).

Анализ деятельности школы по внедрению ФГОС показывает, что проделана большая работа, но требуется дальнейшая модернизация структуры и содержания образования, педагогических технологий, что позволит сформировать такие параметры, как вариативность, открытость, адаптивность ОУ.

Работа над единой методической темой способствует сплочению коллектива, а там, где трудится коллектив единомышленников, несомненно, имеют место качество работы, результативность. Большая роль в данной деятельности отводится методическим объединениям учителей предметников.

Направления работы предметных МО:

  • Координация совместной работы МО и методического кабинета.

  • Повышение научно-методического уровня членов МО.

  • Организация работы при подготовке рабочих образовательных программ учителей.

  • Планирование работы над индивидуальными методическими темами педагогов.

  • Организация работы по составлению педагогического портфолио.

Работа методических объединений была направлена на реализацию общей методической темы. Две трети заседаний МО рассматривали вопросы, связанные с ФГОС:

  • Системно-деятельностный (компетентностный) подход как методологическая основа ФГОС.

  • Универсальные учебные действия. Технология развития УУД.

  • Ценностные ориентиры в учебно-воспитательном процессе.

  • Проблемы дифференцированного подхода и пути их решения.

  • Опыт работы учителей, по реализации ФГОС

Важное место занимает работа предметных МО по изучению требований к усвоению учебных программ. Особое внимание обращено на то, что изменения в содержании программ обусловлены как изменениями в предметных целях, так и в надпредметных целях, которые необходимо включать для этого в учебную программу в качестве отдельных модулей. Также изучается вопрос проектирования универсальных учебных действий - личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.

Наряду с положительными результатами имеются и серьезные недостатки:

  • Психологическая перестройка членов МО при переходе к реализации ФГОС идет медленно (наблюдается консерватизм).

  • МО недостаточно внимания уделяют изучению новых технологий.

  • Необходимо усилить работу со школьной документацией учителей (соответствие рабочих программ и заполнение журнала).

Органом, координирующим и контролирующим методическую работу педагогов, является научно-методический совет школы. Совет подотчётен педагогическому совету школы.

Одним из современных направлений работы научно-методического совета школы является подготовка участников инновационных процессов к осуществлению работы по развитию школы. Необходимо обеспечение оптимального уровня квалификации педагогических кадров, необходимого для успешного развития школы в режиме инноваций.

  • Освоение новых для школы программ, технологий направленных на формирование ключевых компетенций, УУД;

  • различные виды обучения (дистанционный, заочный, очно-заочный);

  • освоение новых УМК по учебным предметам.

Организованная методическая работа в школе даёт возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося.

В ходе реализации представленной модели все учителя школы получают знания особенностей ФГОС, опыт проведения уроков, разработки образовательных программ, планирования УУД, что обеспечивает успешное начало работы в новых условиях.

Серьезным направлением работы методической службы школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров через курсовую подготовку, включая дистанционную форму.  В системе повышения квалификации учителей важная роль принадлежит изучению, обобщению и распространению опыта учителей. Задача методиста заключается в том, чтобы увидеть “изюминку” в работе учителя, которая даёт заметные результаты в учебно-воспитательном процессе, и достижение конкретного учителя сделать достоянием всех учителей.

Обязательным является проведение тематических педсоветов, целью которых является знакомство учителей с современными тенденциями развития системы образования.

Таким образом, целенаправленная система методической работы школы по сопровождению педагогов  в  условиях  ФГОС  позволяет обеспечить создание необходимых условий для его внедрения и реализации.  Главным результатом  работы  методической  службы  школы будет профессиональный рост каждого учителя, который проявится в освоении и применении им новых профессиональных знаний и умений, в развитии его позитивного, ценностного отношения к изменениям в системе образования, накопление им полезного опыта реализации требований ФГОС.