СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические аспекты внедрения инновационных образовательных технологий в профессиональную подготовку будущих специалистов

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для любой профессиональной деятельности человека характерны инновации и нововведения и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных преподавателей и целых коллективов.

 

Просмотр содержимого документа
«Методические аспекты внедрения инновационных образовательных технологий в профессиональную подготовку будущих специалистов»

ЗАЯВЛЕНИЕ НА УЧАСТИЕ ВО II-ОМ РЕСПУБЛИКАНСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ФОРУМЕ РАБОТНИКОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДЯЩИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» № __98



Ф.И.О.

Зинаида Николаевна Дутлова

Тема доклада

Методические аспекты внедрения инновационных образовательных технологий в профессиональную подготовку будущих специалистов

Форма участия (очная, заочная)

Заочная

Место работы

ГПОУ «Донецкое ПТУТРС»

Должность

Мастер ΙΙ категории

Контактный телефон

0958584089

e-mail

[email protected]
























МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ


Зинаида Николаевна Дутлова

мастер ΙΙ категории

Муниципального Образовательного Учреждения

«Донецкое профессиональное техническое училище

торговли и ресторанного сервиса»

г. Донецк


Аннотация

Для любой профессиональной деятельности человека характерны инновации и нововведения и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных преподавателей и целых коллективов.


Ключевые слова:

Зна́ние — результат процесса познавательной деятельности. Обычно под знанием подразумевают только тот результат познания, который обладает непреходящей истинностью, может быть логически или фактически обоснован и допускает эмпирическую или практическую проверку. То есть, говоря о знании, мы чаще всего имеем в виду истинное знание;

На́вык — деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности;

Иннова́ция, нововведе́ние — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации;

Образовательные технологии - В документах ЮНЕСКО технология обучения (понятие не является общепринятым в традиционной педагогике) рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.


Использование инновационных методов в педагогической деятельности имеет целый ряд преимуществ. Изучая эти преимущества, можно выделить основные: они дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; помогают научить студентов активным способам получения новых знаний; создают такие условия в обучении, при которых студенты не могут не научиться; стимулируют творческие способности студентов; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию [9, с. 120-125].

Особый интерес вызывают активные методы обучения, т.к. они способствуют: эффективному усвоению знаний; позволяют решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности; развивают творческие способности; формируют навыки практических исследований, позволяющие принимать профессиональные решения; формируют ценностные ориентации личности; повышают познавательную активность; создают дидактические и психологические условия, способствующие проявлению активности студентов.

Как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях именно на со современном этапе развития нашего общества. Потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать быстро растет. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и методики обучения будущих специалистов [3, с. 240].

В современных условиях глобализации и конвергенции образовательных рынков и становление общего образовательного пространства высокое качество образования прочно ассоциируется с такими понятиями, как: академическая мобильность, признание дипломов, введение кредитных систем, неизменные технологии обучения и управления знаниями.

Подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда является основой целью профессионального образования [1, с. 382].

Общепринятая подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. Не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности должны стать основой образования. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новых решений, успешно выполняющим функции менеджера.

Изменяющаяся социально-экономическая ситуация в современном мире обусловила необходимость модернизации образования, переосмысление теоретических подходов и накопившейся практики работы учебных заведений.

Реализации таких приоритетов образования, как доступность, качество и эффективность способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности - это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью. Большинство нововведений посвящены разработке технологий.

Мысль о технологизации процесса обучения высказывал ещё Я.А.Коменский почти 400 лет назад. Он призывал сделать обучение «техническим», т.е. таким, чтобы всё, чему учат, имело успех.

В педагогической практике за последние десятилетия начали широко применяться различные образовательные технологии. Прежде всего в США, интерес к образовательным технологиям возник в середине XX в., когда появились первые программы аудиовизуального обучения, т.е. обучения с помощью технических средств. Термин «образовательные технологии», появившийся в 1960-х гг., означает построение педагогического процесса с гарантированным результатом.

Педагогика давно искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с воспитанниками и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы [8, с.539]. Постепенно педагогическая практика накопила много средств, методов и форм обучения и воспитания, но результаты их применения были не всегда однозначны. Длительное время считалось, что достаточно найти какие-то приёмы или методы - и желаемая цель будет достигнута.

Совершенно очевидно, что оптимизация педагогического процесса путём совершенствования методов и средств, является необходимым, но не достаточным условием. Отбор методов, средств и форм должен совмещаться с реализацией конкретной цели и отработкой системы контроля показателей обучения и воспитания. Технология в любой сфере - это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы и поэтому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результатов деятельности предварительно поставленным целям.

Образовательная технология - системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства учебно-воспитательного процесса.

Характерные черты:

  1. диагностическая формулировка целей;

  2. ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение целей;

  3. оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов;

  4. воспроизводимость учебно-воспитательного процесса.

С целью повышения качества подготовки специалиста, активизации познавательной деятельности студентов, раскрытия творческого потенциала, организации учебного процесса с высоким уровнем самостоятельности преподаватели Донецкого ПТУ ТРС применяют в работе следующие образовательные технологии: личностно-ориентированные обучение, проблемное обучение, тестовые формы контроля знаний, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, дистанционное обучение.

Основное преимущество применения образовательных технологий - смена функций преподавателя и студента, преподаватель становится консультантом-координатором (а не выполняет информирующе-контролирующую функцию), а студентам предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала.

Образовательные технологии дают широкие возможности индивидуализации учебной деятельности и дифференциации.

Результат применения образовательных технологий в меньшей степени зависит от мастерства преподавателя, он определяется всей совокупностью её компонентов.

Образовательные технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса - это подготовка высококвалифицированных специалистов имеющих фундаментальные и прикладные знания; способных успешно осваивать новые, профессиональные и управленческие области, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия; обладающих высокими нравственными и гражданскими качествами в условиях инновационного образовательного пространства.

Какие бы методы мы не применяли при обучении, важно создать такие психологические условия, в которых студент занимал бы активную позицию и в полной мере мог бы проявить себя как субъект учебной деятельности. Инновационные технологии в профессиональном образовании способствуют повышению качества обучения. Инновации в деятельности системы профессионального образования – это совокупность новых знаний, подходов и технологий для получения результата в виде услуг образования.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

Инновационные технологии в профессиональном образовании повышают эффективность обучения и воспитания личности и направлены на подготовку высококвалифицированных специалистов, получивших фундаментальные и прикладные знания.

Основой обеспечения жизнеспособности инновационных технологий в образовательном процессе является улучшение материально – технической базы центра или создание такой, которая могла бы способствовать оптимизации форм и методов обучения, а также внедрения в образовательный процесс инновационных технологий обучения.

Таким образом, в условиях инновационного развития профессионально-технического образования методическая компетентность преподавателей выступает решающим фактором реализации инновационных методических задач и успешного достижения таких целей, как качество обучения и профессиональная подготовка учащихся.


Список использованных источников

  1. Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование, 1997. № 3.

  2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000.

  3. Жуков Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2005.

  4. Кельберер, Г.Р. Электронное образование как необходимый компонент методической культуры современного педагога / Г.Р. Кельберер // Педагогическое образование и наука : журнал . — 2016 .— №1 .— С. 64-68.

  5. Кротовская, М.А. Использование информационных ресурсов интернета в работе со студентами / М.А. Кротовская // Педагогические науки : журнал . — 2016 .— №6 .— С. 34-36.

6. Маликова Н.Р. О некоторых инновационных методах преподавания социологии // Социс, 2002. № 2.

7. Моторина, М.М. Информационно-коммуникационные технологии развития творческого потенциала студентов / М.М. Моторина // Педагогическое образование и наука : журнал . — №6 .— С. 102-106. 

8. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов / М.В. Буланова-Топоркова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

9. Сорокин Н.Д. Об инновационных методах в преподавании социологических курсов // Социс, 2005. № 8.