Чехов неоднократно с болью и тревогой говорил о наблюдаемом им духовном и моральном кризисе интеллигенции, о ее болезненном состоянии, упадке и неспособности вести страну по пути просвещения и прогресса. Причин у подобной деградации писатель видел много, но основные всё же пьянство, обжорство, лень.
"Водка белая, но краснит нос и чернит репутацию" - это слова самого А.П. Чехова. И он постоянно подтверждает их в своих рассказах, по большей части, смешных.
А. П. Чехов - непревзойденный мастер рассказа, они невелики по объему, но за их краткостью и кажущейся простотой всегда кроется очень глубокий смысл.
Чехов легко, красиво и правильно вступает в литературу с темой выпивки. И если в "Письме к ученому" соседу он еще несколько робок и незаметно вставляет "неумеренное употребление" неопределенных "горячих напитков" куда-то в середину рассказа, то уже через полгода его герои выпили перед свадьбой две бутылки шампанского, полтора ведра водки, а барышни бутылку лафита. Рассказ "О том как я в законный брак вступил" начинается со следующих слов: Когда пунш был выпит... Далее на суд благодарных читателей выносится "Добродетельный кабатчик". Эпиграф имеет "решительный" вид: "Подай, голубчик, холодненькой закусочки... Ну и... водочки... (надгробная эпитафия)". Еще через два года Чехов пишет рассказ под названием "Женщина с точки зрения пьяницы", но и это далеко не предел.
А. П. Чехов выявляет причины и поводы выпить, упомянутые в рассказах:
" объявление свадьбы - "Перед свадьбой",
" свадьба - "Задача",
" знакомство - "Гордый человек",
" встреча - "Два письма",
" бенефис - "После бенефиса",
" прощание - "После бенефиса",
" антракт в театре - "Страдальцы",
" окончание литературной деятельности - "Мой юбилей",
" экзамены - "Учитель",
" исправление двойки - "Папаша",
" охота - "Петров день",
" увольнение со службы - "Сущая правда",
" радость - "Клевета",
" печаль - "Ночь на кладбище",
" развлечение - "Шампанское",
" за упокой - "На кладбище",
" за процветание - "Из огня да в полымя",
" смерть жены - "Анна на шее".
В произведениях А. П. Чехова мы встречаем и некоторые рецепты борьбы с различными болезнями при помощи алкоголя:
" водка и хрен от зубной боли - "Хирургия",
" водка, коньяк, спирт от зубной боли - "Лошадиная фамилия",
" три бутылки коньяку залпом от зубной боли - "Ах, зубы!",
" перцовка от страшной чумы - "Из дневника помощника бухгалтера",
" штоф водки от катара - "Из дневника помощника бухгалтера",
" водка от бессонницы - "Весь в дедушку",
" рюмка водки от минутной слабости - "Лишние люди",
" вино и аптекарша вместо любого лекарства - "Аптекарша".
" "Если ничто не помогает, надо вызвать доктора и выпить по случаю его приезда две бутылки пива" – "В Париж!"
Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздники, встреча, проводы,
Крестины, свадьба и развод,
Мороз, охота, новый год,
Выздоровление, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награды, новый чин,
И просто пьянство без причин
Для чего же люди пьют?
Чехов мастерски подбирает к слову "выпить" яркие и иногда совершенно ошеломляющие синонимы: лопать, трескать, выкушать, глушить, пропустить, вливать, дербалызнуть, дрызнуть, лакать, муху зашибить, перепустить, приложиться, стебануть, тарарахнуть, хлестать, заложить за галстук, перепустить за галстух.
Слово напиться заменяется следующими словами: нализаться, натрескаться, назюзюкаться, набарабаниться, надуться, налимониться, насвистаться, нахлестаться, урезаться.
У А.П. Чехова пьют решительно все. Пьют дети, женщины, мужчины, купцы, армяне, актеры, репортеры, военные, чиновники, священники, профессора, пьет Рафаэль, апрель, бог Юпитер, черт, Солнце и месяц.
Поистине универсален тот вред, который наносит курение табака здоровью. Вредное действие курения табака на организм человека универсально. Трудно найти такой орган или систему органов, которые не страдали бы от табачных ядов. Если курение табака опасно для здоровья взрослого человека, то для организма ребенка эта опасность возрастает в несколько раз. Доктор Чехов понимал это лучше других, поэтому тему курения тоже не мог обойти стороной.
Чехов говорил, что целовать курящую женщину, все равно, что целовать пепельницу. Трудно с этим не согласиться. Даже в нашем постоянно меняющемся современном мире практически все мужчины уверены, что женщины курить не должны. И хотя во времена Чехова, как и сейчас, девушка, держащая в руках изящную сигарету, считалась эталоном моды и предметом всеобщего восхищения, все же были на свете мудрые люди, думавшие не только о весьма сомнительной красоте, но и, прежде всего, о здоровье.
Человек всегда страдал от переедания. В русском языке мало слов, описывающих этот порок, и главным среди них является слово "обжорство" - то есть "неумеренность и жадность в еде" (словарь Ожегова). Раньше в ходу было ещё одно слово - "чревоугодие", однако устарело, применяется всё реже.
Чехов посвятил обжорам (чревоугодникам) большое количество произведений. К этой теме писатель возвращался очень часто, ярко она представлена в рассказе "Сирена".
Секретарь мирового съезда говорит о еде, как поэт, его аппетит не знает разумных пределов. "Самая лучшая закуска, ежели желаете знать, селедка. Съели мы ее кусочек с лучком и горчишным соусом, сейчас же, благодетель вы мой, пока еще чувствуете в животе искры, кушайте икру саму по себе…"
Описания продолжаются долго, так что даже читатели поневоле задумываются об обеде. Исход прост: соблазненные этими разговорами чиновники бросают дела и отправляются в ресторан.
А маленький чиновник "сирена" остается за них работать, потому что все его рассказы - это идеальная мечта, которая никогда не сбудется. На таком контрасте построена у Чехова характеристика людей. Сравниваются те, кто легко могут позволить себе различные блага и те, кто позволяют их себе только в мыслях.
Описание еды является не воспеванием русской кухни, а лишь сожалением о том, что она достанется вовсе не тем, кто ее по-настоящему заслужил.
Не менее ярким примером тотального обжорства является "Глупый француз". Вернее, не сам француз, а благообразный господин за соседним столиком, который "между тем помазал блины икрой, разрезал все их на половинки и проглотил скорее, чем в пять минут..." "Половой поставил перед соседом гору блинов и две тарелки с балыком и семгой. Благообразный господин выпил рюмку водки, закусил семгой и принялся за блины.… Этот человек хочет умереть! Нельзя безнаказанно съесть такую массу!".
Конечно, нельзя! Вот только вряд ли он умрет именно от переедания, но массу других заболеваний может заработать довольно легко.
Исследуя тексты произведений А. П. Чехова, мы приходим к выводу, что в каждом из них можно найти "литературный совет", в решении такой сложной проблемы, как борьба с пьянством, курением, обжорством.
В своих произведениях А. П. Чехов дает множество подсказок, как бороться с вредными привычками. Нам, читателям, остается лишь найти и разгадать их. Вот, например, рассказ "Дома", в котором семилетний мальчик попробовал курить. Его отец рассказывает ему сказку о том, как молодой принц умер от курения, и тогда мальчик обещает больше не притрагиваться к папиросам. Это подсказка родителям, как отучить детей от чего угодно при помощи простейшей сказки и фантазии рассказчика. В некотором царстве, в некотором государстве... в огромном дворце, сверкавшем на солнце, где били фонтаны, росли апельсины, бергамоты, черешни ... жил царевич, у которого был один недостаток - он курил...
"От курения царевич заболел чахоткой и умер, когда ему было двадцать лет. Некому было управлять государством и защищать дворец... Пришли неприятели, убили старого царя, и уж в саду нет теперь ни черешен, ни птиц, ни колокольчиков".
Уникален и рецепт средства от запоя, составленный Гребешковым для Дикобразова (рассказ "Средство от запоя"). Правда, сам рецепт вряд ли способен кого-нибудь вылечить, но человек с чувством юмора обязательно поймет идею А. П. Чехова. Рецепт средства от запоя
(составлен по рассказу А. П. Чехова "Средство от запоя";
приготовлен Гребешковым для Дикобразова)
" полуштоф водки
" кусочек грязного мыла
" селитра
" нашатырь
" квасцы
" глауберова соль
" сера
" канифоль и другие "специи"
" пепел от тряпки
Всё тщательно перемешать, выпить и ждать…
" Не велика штука пить - пить и лошадь умеет…
" Целовать курящую женщину - все равно, что целовать пепельницу.
" После того, как я бросил курить, у меня не бывает мрачного настроения.
" Праздная жизнь не может быть чистою.
" Дойти до убеждений вы можете только путем личного опыта и страданий.
" Жизнь... коротка, и надо прожить ее лучше.
" Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой.
" Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними.
" Никогда так не любишь близких, как в то время, когда рискуешь потерять их.
" Вам кажется это несерьезным, но в его годы курение составляет вредную и дурную привычку, а дурные привычки следует искоренять в самом начале.
" Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры все об одном. Ненужные дела и разговоры отхватывают на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах!
Рассказы, поднимающие проблему пьянства, обжорства
1. "Неосторожность" (Горячие же напитки подобны морской воде или славе: чем больше пьешь, тем сильнее жаждешь...).
2. "Пьяные" (Пьешь и никакой веселости, - сказал Фролов. - Чем больше в себя вливаю, тем становлюсь трезвее. Другие веселеют от водки, а у меня злоба, противные мысли, бессонница. Отчего это, брат, люди, кроме пьянства и беспутства, не придумают другого какого-нибудь удовольствия? Противно ведь!)
3. "Шампанское" (Снова начался ужин. Пробка с треском вылетела из второй бутылки, и моя тетя залпом выпила полстакана, а когда моя жена вышла куда-то на минутку, тетя уже не церемонилась и выпила целый стакан. Опьянел я и от вина, и от присутствия женщины).
4. "Юбилей" (Только ты не тово... не налегай на портвейн. После водки этот сиволдай - смерть!).
5. "Припадок" (Водка дана, чтобы пить ее, осетрина - чтобы есть, женщины - чтобы бывать у них, снег - чтобы ходить по нем. Хоть один вечер поживи по-человечески!).
6. "Отец" (Признаться, я выпивши... Извини, зашел дорогой в портерную и по случаю жары выпил две бутылочки. Жарко, брат!... Бывало, вернусь ночью домой из клуба пьяный, злой и давай твою покойницу мать попрекать за расходы.
7. "Циник" (Когда его большая стриженая голова бывает наполнена винными парами, публика любит его).
8. "Шило в мешке" (Всем хорош человек, но одна беда: пьяница!... Встанет утром, протрет глаза и первым делом - водки! Камердин принесет ему стакан, а он уж другого просит.)
9. "На гулянье в Сокольниках" (Перед ними на столе кипящий самовар, пустая водочная бутылка, чашки, рюмки, порезанная колбаса, апельсинные корки и проч. Мужчина пьян жестоко).
10. "Казак" (От скуки и с досады на жену он напился. Утром на другой день праздника он захотел опохмелиться и опять напился).
11. "Дядя Ваня"
(-Может, водочки выпьешь? - Нет. Я не каждый день водку пью).
12. "Осенью"
(Ведь если я не выпью сейчас, пойми ты это, я могу преступление совершить!
- Деньги давай, тогда и водка будет!
- Где же мне взять денег? Все пропито! Все дотла!
Выпить хочу. Не я хочу, болезнь моя хочет).
13. "Оратор" (одно прекрасное утро хоронили коллежского асессора Кирилла Ивановича Вавилонова, умершего от двух болезней, столь распространенных в нашем отечестве: от злой жены и алкоголизма).
14. "Сельские эскулапы" (Не такой пьяница, как ваша милость. Не запоем пьем...).
15. "Жених и папенька" (Молодежь не может не пить... Сам был молод, переливал через край. Нельзя без этого...).
16. "Кошмар" (Грязен, неряха, груб, глуп и, наверное, пьяница... Боже мой, и это священник, духовный отец! Это учитель народа!)
17. "Страх" (Это был лютый пьяница, да и вообще вся его судьба была пьяною и такою же беспутною, как он сам).
18. "Барыня" (Пьяница! Знаю, на чьи деньги ты пьян... Знаю, разбойник! От радости пьешь? Знать, весело?)
19. "Мужики" (На пьянство они не жалеют ничего, даже одежды своей).
20. "Старость" (Пьянство, гульба, беспутство... Заедет с офицерами в трактир и не то, чтобы портвейнцу или чего-нибудь полегче, а норовит коньячищу хватить, чтоб жгло, в одурь бросало).
21. "Актерская гибель" (Пьянство отлично освежает).
22. "Анна на шее"
(* Петр Леонтьич дрожащей рукой наливал из графинчика и выпивал быстро, с жадностью, с отвращением, потом выпивал другую рюмку, потом третью…
* Предупреждаю, что больше уже не буду помогать вам, пока вы не бросите пить. Для человека, состоящего на государственной службе, постыдна такая слабость. Не могу не напомнить вам общеизвестного факта, что многих способных людей погубила эта страсть, между тем как при воздержании они, быть может, могли бы со временем сделаться высокопоставленными людьми.
* Как он мил, когда трезв!).
23. Беседа пьяного с трезвым чертом (Отставной коллежский секретарь Лахматов, сидел у себя за столом и, выпивая шестнадцатую рюмку, размышлял о братстве, равенстве и свободе. Лахматов налил чёрту рюмку водки. Тот выпил и разговорился).
Рассказы, затрагивающие проблему чревоугодия
1. "Беда" (Он говорил и жмурил свои пьяные глазки, а приятели выпивали, закусывали икрой и слушали… Отдохнув после пирога, он пообедал и еще раз отдохнул).
2. "Глупый француз"
(* Как, однако, много подают в русских ресторанах!
* Сосед между тем помазал блины икрой, разрезал все их на половинки и проглотил скорее, чем в пять минут...
* Говорят, что есть также болезни, когда много едят...
* Половой поставил перед соседом гору блинов и две тарелки с балыком и семгой. Благообразный господин выпил рюмку водки, закусил семгой и принялся за блины.
* Этот человек хочет умереть! Нельзя безнаказанно съесть такую массу!
* И вовсе я не много ем! Поглядите, ем, как все!
* Не только климат, но даже желудки делают у них чудеса!)
3. "Сирена"
( Самая лучшая закуска, ежели желаете знать, селедка. Съели мы ее кусочек с лучком и горчишным соусом, сейчас же, благодетель вы мой, пока еще чувствуете в животе искры, кушайте икру саму по себе, или, ежели желаете, с лимончиком, потом простой редьки с солью, потом опять селедки, но все-таки лучше, благодетель, рыжики соленые, ежели их изрезать мелко, как икру, и, понимаете ли, с луком, с прованским маслом объедение! Но налимья печенка - это трагедия!.." А "кулебяка должна быть аппетитная, бесстыдная, во всей своей наготе, чтобы соблазн был. Подмигнешь на нее глазом, отрежешь этакий кусище и пальцами над ней пошевелишь вот этак, от избытка чувств. Станешь ее есть, а с нее масло, как слезы, начинка жирная, сочная, с яйцами, с потрохами, с луком…).
4.О бренности... А. П. Чехов 1885 год.
(Надворный советник Семен Петрович Подтыкин сел за стол, покрыл свою грудь салфеткой и, сгорая нетерпением, стал ожидать того момента, когда начнут подавать блины… Перед ним, как перед полководцем, осматривающим поле битвы, расстилалась целая картина… Посреди стола, вытянувшись во фронт, стояли стройные бутылки. Тут были три сорта водок, киевская наливка, шатола-роз, рейнвейн и даже пузатый сосуд с произведением отцов бенедиктинцев. Вокруг напитков в художественном беспорядке теснились сельди с горчичным соусом, кильки, сметана, зернистая икра (3 руб. 40 коп. за фунт), свежая семга и проч. Подтыкин глядел на все это и жадно глотал слюнки… Глаза его подернулись маслом, лицо покривило сладострастьем…
- Ну, можно ли так долго? - поморщился он, обращаясь к жене. - Скорее, Катя!
Но вот, наконец, показалась кухарка с блинами… Семен Петрович, рискуя обжечь пальцы, схватил два верхних, самых горячих блина и аппетитно шлепнул их на свою тарелку. Блины были поджаристые, пористые, пухлые, как плечо купеческой дочки… Подтыкин приятно улыбнулся, икнул от восторга и облил их горячим маслом. Засим, как бы разжигая свой аппетит и наслаждаясь предвкушением, он медленно, с расстановкой, обмазал их икрой. Места, на которые не попала икра, он облил сметаной… Оставалось теперь только есть, не правда ли? Но нет!.. Подтыкин взглянул на дела рук своих и не удовлетворился… Подумав немного, он положил на блины самый жирный кусок семги, кильку и сардинку, потом уж, млея и задыхаясь, свернул оба блина в трубку, с чувством выпил рюмку водки, крякнул, раскрыл рот…
Но тут его хватил апоплексический удар).
Чтобы согреться, поднять аппетит, снять усталость, поддержать свой авторитет в компании.
На самом деле алкоголь быстро разрушает здоровье пьющего человека. Нарушается работа нервной системы, нарушение координации движения, человек шатается из стороны в сторону, громко смеется без причин. Под действием алкоголя разрушаются все органы. Во-первых, разрушается печень – главный кроветворный орган организма, человек чувствует слабость, часто болеет, быстро устает, раздражается. Такие люди устраивают драки, виновники аварий на дорогах, виновники пожаров.
Особенно опасен алкоголь для детей, он разрушает печень за несколько дней. Древнегреческий медик Авиценна говорил, что питье вина детьми похоже на добавление огня или добавление к огню сухих дров.
Л.Н. Толстой сказал: «Вино губит телесное здоровье, губит умственные способности, губит души людей, их потомство… Вино не приносит людям большой вред».
Пробуя в первый раз сигарету или рюмку спиртного, каждый мысленно убеждает себя, что попробует и сразу бросит. Но на самом деле бросить не так-то просто, как кажется. Алкоголь содержит в себе наркотические вещества, который попадает в организм, неоднократно завоевывая организм который, защищаясь. Начинает требовать все новых и новых доз.
В последнее время повсеместно развивается наркомания – самая страшная привычка человека. Использование наркотических веществ известно в XI тысячелетии до н.э. В начале опий в малых дозах принимали в медицине в силу своего успокаивающего и обезболивающего средства.
Наркотики – это вещества, которые при употреблении оказывают действие на весь организм человека.
Человек пьющий ни на что не годен.
А.С. Пушкин
Человек выпивший не хранит тайн и не исполняет обещаний.
Сервантес
Пьянство уничтожает человека, отнимает у него разум, по крайней мере, на время, и, в конце концов, превращает его в животное.
Ж.Ж. Руссо
М. А. Булгаков – писатель интересный, со своей особенной творческой судьбой. Стоит заметить, что изначально Булгаков занимался совсем другой деятельностью. Он учился на врача и долгое время работал по профессии. Поэтому во многих его произведениях звучит медицинская тема. Так, Булгаков создает целый цикл рассказов и повестей, объединенных названием «Записки юного врача». Они связаны единым героем-рассказчиком - молодым доктором Бомгардом. Именно его глазами мы видим все описываемые события.
Повесть «Морфий» показывает постепенное превращение человека в полного раба наркотического дурмана. Это особенно страшно, потому что наркоманом становится врач, университетский приятель доктора Бомгарда Сергей Поляков.
Находясь в уездном городе, доктор Бомгард неожиданно получает записку от своего товарища, работающего в глухой деревушке. В этой записке доктор Поляков сообщает, что он «очень тяжко и нехорошо заболел». Он просит Бомгарда приехать и оценить его состояние. Но Бомгард не успевает: Поляков застрелился. Перед смертью он передает своему приятелю дневник «с историей своей болезни».
Далее повествование ведется от лица доктора Полякова. Такой прием позволяет автору глубоко проникнуть в душевный мир героя, раскрыть его психологическое состояние. Описание ведется как бы по двум линиям. Одна, объективная, – это взгляд врача Полякова на свое физическое и психическое состояние. Вторая линия – описание состояния наркомана в момент эйфории и в момент глубокого упадка. Эти взгляды переплетаются, давая страшную картину разрушения человеческой личности.
Так как же врач стал употреблять морфий?.. Как-то доктор Поляков почувствовал страшную боль в области желудка, и сделанный укол морфия очень быстро поставил его на ноги. Боясь повторения приступа, врач сделал себе еще одну инъекцию. Привыкание возникло практически мгновенно. Доктор заметил, что все его душевные проблемы растворились и исчезли. Забылась боль от ухода любимой женщины, растворилась тоска человека, загнанного в глушь.
Сначала доктор Поляков потреблял наркотик в малых дозах, радуясь его благотворному воздействию на организм. Очень быстро Сергей начинает испытывать беспокойство по поводу своего привыкания к морфию, но как всякий начинающий наркоман успокаивает себя.: «Четыре укола не страшны».
Чем дальше – тем хуже. Доза все увеличивается. Предупреждения на него уже не действуют, он считает их вздором. Чем сильнее Поляков понимает свое привыкание к наркотикам, тем яростнее он это отрицает. Причем не только перед другими, но и перед собой.
В повести очень реалистично описывается состояние наркомана: его ломка и эйфория: «Наступает боль, ужас, тьма. Весна гремит, черные птицы перелетают с обнаженных ветвей на ветви, а вдали лес щетиной, ломаной и черной, тянется к небу…»; «Я узнаю об этом потому, что звуки гармошки,.. рваные, хриплые звуки гармошки,… становятся ангельскими голосами, а грубые басы в раздувающихся мехах гудят, как небесный хор».
Состояние Полякова все ухудшается, он не может обойтись без наркотиков, срывается на единственного близкого ему человека, Анну Кирилловну. Потребность в морфии становится для него важнее всего на свете: «Тут я впервые обнаружил в себе неприятную способность злиться и, главное, кричать на людей, когда я не прав». Психологическое состояние резко ухудшается, доктору Полякову кажется, что всем известно о его пороке, он постоянно чувствует пытливые взгляды на своей спине. В итоге Поляков решает не встречаться ни с кем, кроме своих пациентов. Записи в дневнике становятся все более обрывочными, Сергей чувствует себя все хуже и хуже, резко теряет в весе. В итоге он попадает на лечение в клинику. Но и там он не находит спасения, тяга к морфию оказывается сильнее. Сергей не может выдержать состояния жуткой ломки, он ворует спасительные кристаллы и убегает из больницы.
Поляков возвращается к себе в деревушку, доза его все увеличивается. По всему телу у героя пошли нарывы и язвы, появляются галлюцинации. Ему мерещится старуха с вилами. Это видение невероятно пугает Сергея, потому что подсознательно он чувствует свою близкую смерть. Теперь уже доктор Поляков дает себе полный отчет в том, что он стал законченным наркоманом, но в нем едва теплится надежда на выздоровление, а любая доза может стать последней. Поляков обращается за помощью к своему приятелю доктору Бомгарду. Он просит того приехать и оценить его состояние. Но позже, совсем отчаявшись, стреляет себе в висок. Последующие события нам уже известны.
Доктор Поляков в своем дневнике оставил предупреждение всем людям. Это исповедь глубоко больного человека. Автор выдает нам очень достоверный материал именно потому, что использует дневниковую форму записи. Он показывает обратное развитие человека, от нормального состояния до окончательного порабощения души наркотиками.