СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические материалы для учителя по ФГОС.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для учителя.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, в соответствии с «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Линейный курс» М.: Дрофа, 2015; (ФГОС). (Н.И.Сонин, В.Б.Захаров). В соответствии с ФГОС.

 

Учебник: Н.И. Сонин Биология. Введение в биологию. 5 класс М.: Дрофа, 2016 ФГОС

 

Просмотр содержимого документа
«Методические материалы для учителя по ФГОС.»

Ростовская область Кашарский район х.Талловеров

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Талловеровская средняя общеобразовательная школа.





« Утверждаю »

Директор МБОУ Талловеровская СОШ

Приказ от _______________№_______

Подпись руководителя _____________

Печать /Переверзева Н.Н/





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

основного общего образования

5 класс



Количество часов: 35ч (1ч в неделю)

Учитель: Никулина Е.В.





Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, в соответствии с «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Линейный курс» М.: Дрофа, 2015; (ФГОС). (Н.И.Сонин, В.Б.Захаров). В соответствии с ФГОС.



Учебник: Н.И. Сонин Биология. Введение в биологию. 5 класс М.: Дрофа, 2016 ФГОС



  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результат изучения предмета «Биология»:

Ученик научится

• Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

• Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

• Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

• Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

• Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

• Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.



Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).

Регулятивные УУД: ученик получит возможность научится

• Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

• Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

• В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

• Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

• Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

• Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

• Вычитывать все уровни текстовой информации.

• Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,

договариваться друг с другом и т.д.)

Ученик научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. (8ч)


Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований: лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы. Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели

Лабораторные и практические работы

  • Знакомство с оборудованием для научных исследований.

  • Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

  • Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.

  • Строение клеток (на готовых микропрепаратах).

  • Строение клеток кожицы чешуи лука*.

  • Определение состава семян пшеницы.

  • Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.


Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)


Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.


Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6ч)


Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Лабораторные и практические работы

  • Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов -определителей, чучел, гербариев и др.).

  • Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

  • Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.



Раздел 4. Человек на Земле (5 ч)


Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Лабораторные и практические работы

  • Измерение своего роста и массы тела.

  • Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.


Раздел 5. Обобщение. (2ч)

Повторение и систематизация знаний о многообразии живых организмов, их строении, среде обитания. О роли человека на Земле. Демонстрация: ядовитые растения и опасные животные своей местности


  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



п/п

Раздел, тема урока

Кол-во
часов

дата

по плану

факт

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. 8 часов.

1

Введение. Что такое живой организм

05.09

05.09

2

Наука о живой природе.

12.09

12.09

3

Методы изучения природы. Лабораторная работа № 1 по теме: «Знакомство с оборудованием для научных исследований»

19.09

19.09

4

Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 2 по теме: «Устройство светового микроскопа и правила работы с ним».

26.09

26.09

5

Живые клетки. Лабораторная работа № 3 «Строение клеток живых организмов».

03.10

03.10

6

Химический состав клетки. Лабораторная работа № 4 «Изучение химического состава семян»

10.10

1010

7

Великие естествоиспытатели.

17.10

17.10

8

Контрольная работа по теме: «Живой организм: строение и изучение».

24.10

24.10

Раздел 2. Многообразие живых организмов. 14 часов

9

Как развивалась жизнь на Земле..

31.10

31.10

10

Разнообразие живого.

14.11

14.11

11

Бактерии..

21.11

21.11

12

Грибы.

28.11

28.11

13

Растения - автотрофы.

05.12

05.12

14

Водоросли – группа низших растений.

12.12

12.12

15

Мхи и папоротники – группа высших споровых растений.

19.12

19.12

16

Голосеменные и Покрытосеменные - группа высших семенных растений.

26.12

26.12

17

Значение растений в природе и жизни человека

16.01

16.01

18

Признаки царства животные. Простейшие.

23.01

23.01

19

Беспозвоночные животные.

30.01

30.01

20

Позвоночные животные.

06.02

06.02

21

Значение животных в природе и жизни человека.

13.02

13.02

22

Контрольная работа по теме: «Многообразие живых организмов».

20.02

20.02

Раздел 3. Среда обитания живых организмов. 6 часов.

23

Три среды обитания.

27.02

27.02

24

Приспособленность организмов к среде обитания.

06.03

06.03

25

Жизнь на разных материках.

13.03

13.03

26

Природные зоны.

20.03

20.03

27

Жизнь в морях и океанах.

03.04

03.04

28

Контрольная работа по теме: «Среда обитания живых организмов».

10.04

10.04

Раздел 4. Человек на Земле. 5 часов.

29

Как человек появился на Земле.

17.04

17.04

30

Как человек изменил Землю.

24.04

24.04

31

Жизнь под угрозой.

08.05

08.05

32

Не станет ли Земля пустыней.

15.05

15.05

33

Здоровье человека и безопасность жизни.

22.05

22.05

34

Итоговая контрольная работа за курс 5 класса

29.05

29.05

В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями (Постановление Правительства РФ от 04.08.2016 г. №756 «О переносе выходных дней в 2017 году») произошло уплотнение учебного материала, поэтому данная программа будет пройдена не за 35 учебных часов, а за 34 учебных часа. Недостаток учебного времени будет компенсирован путем интеграции тем курса.



Перечень практических и лабораторных работ.



Название практических и лабораторных работ.

Дата проведения.

1.

Лабораторная работа № 1 по теме: «Знакомство с оборудованием для научных исследований»

19.09

2.

Лабораторная работа № 2 по теме: «Устройство светового микроскопа и правила работы с ним».

26.09

3.

Лабораторная работа № 3 «Строение клеток живых организмов».

03.10

4.

Лабораторная работа № 4 « Изучение химического состава семян»

10.10





Перечень контрольных работ.



Название контрольных работ.

Дата проведения.

1.

Контрольная работа по теме: «Живой организм: строение и изучение».

24.10

2.

Контрольная работа по теме: «Многообразие живых организмов».

20.02

3.

Контрольная работа по теме: «Среда обитания живых организмов».

10.04

4.

Итоговая контрольная работа за курс 5 класса

29.05











СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО



Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ Талловеровская СОШ _____________/Сыроваткина Н.В./

от________201_г №______ подпись


________________________ _____ ________________201__г

подпись руководителя МС дата









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!