СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические материалы к уроку литературы по роману Ф.М. Достоевского «Бедныe люди», 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Форма и композиция романа Ф.М. Достоевского «Бедныe люди». В произведении, написанном от лица автора (или рассказчика), рассказ о событиях обычно хронологически значительно отделен от самих событий, которые к тому времени, когда он начат, мыслят­ся уже совершившимися в более или менее отдаленном прошлом

Просмотр содержимого документа
«Методические материалы к уроку литературы по роману Ф.М. Достоевского «Бедныe люди», 10 класс»

Методические материалы к уроку литературы по роману

Ф.М. Достоевского «Бедныe люди»


Форма и композиция романа Ф.М. Достоевского «Бедныe люди»

В произведении, написанном от лица автора (или рассказчика), рассказ о событиях обычно хронологически значительно отделен от самих событий, которые к тому времени, когда он начат, мыслят­ся уже совершившимися в более или менее отдаленном прошлом. В романе же в письмах (или в романе-дневнике) каждое событие, подвигающее действие вперед, сразу, непосредственно после того, как оно совершилось, пропускается через призму эмоциональных и интеллектуальных оценок персонажей. Таким образом, форма ро­мана в письмах позволяет обрисовать ряд последовательно сменя­ющихся этапов жизни героев в их собственном эмоциональном ос­вещении. При этом автор все время сочетает в изложении эпическое начало с лирическим.

В романе Достоевского героями, между которыми ведется пере­писка, выступают не традиционные для литературы сентимента­лизма возвышенные, романтические натуры, а старый, сгорблен­ный и некрасивый человек в потрепанном вицмундире, живущий в ~углу! на кухне и являющийся предметом насмешек для окружа­ющих, и ничем не примечательная, скромная девушка, вынужден­ная шитьем зарабатывать себе на жизнь. И эти рядовые, малозамет­ные герои не только не осмеяны автором, но, наоборот, в них он открывает сокровища души и сердца, которые делают их в глазах читателей интересными и значительными.

Форма переписки позволила Достоевскому соединить трезвый рассказ об обыкновенной трагедии «бедных людей» с теплотой и лиричностью. Помимо этого, эта форма давала возможность сде­лать язык героев одним из средств их углубленной социально­психологической характеристики. Их язык отражает уровень куль­туры, обусловлен социальным бытием и духовным развитием.

Девушкин и Варенька - люди, которых окружает огромный, враждебный мир. В нем они чувствуют себя бесприютно и одиноко. Поэтому-то они относятся с повышенной чувствительностью к тем явлениям жизни, которые для них являют свет и тепло. Таково про­исхождение их немного наивной и архаической сентиментальнос­ти. Речь героев позволяет писателю выявить не только душевное богатство, но и черты духовной ограниченности героев.

Разумеется, прием изображения «маленького человека» как бы изнутри, его собственными глазами был подготовлен Пушкиным в «Станционном смотрителе», когда рассказу героя отводилось зна­чительное место. В «Шинели» Гоголь также временами в ходе рас­сказа меняет точку зрения: от изложения событий в условном вос­приятии рассказчика он переходит к передаче чувств, мыслей, речи самого Башмачкина. Однако полного вытеснения точки зрения рассказчика «голосами» самих героев здесь не происходит; напро­тив, герои Пушкина и Гоголя воспринимаются читателями в нераз­рывном единстве с отношением к ним рассказчика (между которым и его героями сохраняется все время значительная дистанция).

В «Бедных людях» мир центрального героя значительно уже мира автора, он не вмещает всей полноты авторского отношения к жизни, поэтому повествование от лица героя затрудняло писателю выражение своей точки зрения. Он мог выразить свою позицию только через характер героя, точнее, через его слово. Достоевский не смог остаться объективным художником, а потому герои часто начинают говорить «его голосом».

В одном месте романа авторский голос звучит особенно ясно Макар Девушкин, рассуждая о том, что делается «в этих черных, закоптелых, больших, капитальных домах», приходит к смелой мы ли: «И потому не от чего было в грош себя оценять, испугавши одного шума и грома». Казалось бы, вывод совершенно правильный, подсказанный всем опытом жизни героя, но так не соответствует эта гордая мысль человека-труженика последующему сам уничижению Девушкина перед «его превосходительством», что о начинает невольно восприниматься как авторская логическая идея.

Присутствие автора при этом выдают не сами слова, а тон, та реши­тельность, с которой они произнесены. Макар Алексеевич, конечно, способен повольнодумствовать, пожаловаться на судьбу, но тут же дернет самого себя. Девушкин не может преодолеть своей нере­шительности, сомнений, поверить в свою правоту, в право жить без оглядки, говорить в полный голос.

Знакомясь с романом Достоевского, читатели получают воз­можность не только узнать грустные стороны жизни «бедных людей»­, но и познакомиться с их субъективными оценками своей жизни тех, с кем они сталкиваются.

Стержнем, организующим все произведение, стала тема защиты ­человеческого достоинства «бедных людей», связанная с пере­довыми демократическими и утопическими социалистическими идеями эпохи. Достоевский, в отличие от Гоголя, как заметил Белинский, не довольствуется изображением горькой жизненной судьбы, социальной обездоленности бедного человека. Под влиянием идей своего времени он стремится в «маленьком человеке» найти большого человека, человека, который способен благородно действо­, мыслить и чувствовать, несмотря на свою нищету и социальную ­приниженность.

В этом заключается новый вклад, который сделал Достоевский, по сравнению с Гоголем, в развитие темы «маленького человека».