СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические памятки для молодых специалистов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические памяки для молодых специалистов, которые могут они использовать в своей работе

Просмотр содержимого документа
«Методические памятки для молодых специалистов»



В помощь молодому учителю!
Современные приемы активного целеполагания


Для постановки цели можно использовать следующие приемы. Эти приемы позволяют ребенку осознать свою "область незнания" и помогают ему сформулировать содержательную, конкретную, измеряемую, достижимую цель изучения новой темы. При этом ученик сам определяет, что необходимо повторить, чтобы освоить новое содержание и новые способы деятельности.

1) Прием "Задом наперед"
Ученикам предлагается выполнить вариант итоговой проверочной работы по новой теме. Например, математика, тема "Сложение и вычитание многозначных чисел", 4 класс.
Учитель: Если мы так много знаем по этой теме, может быть, нам следует сразу написать контрольную работу? Давайте попробуем самостоятельно выполнить задания по этой теме. Отметьте, какие задания вызывают у вас затруднения. Какие задания вы готовы решить прямо сейчас? Зачем же нам изучать данную тему? Попробуем вместе сформулировать цели ее изучения.

2) Прием "Знаю – Повторить – Хочу узнать"
Учитель: Я предлагаю по порядку выполнить задания. Если задание у вас не вызывает трудности и вы не допустили ошибок, то его следует помести в колонку "Знаю". Если что-то вам знакомо, но вызывает трудности, то необходимо заполнить колонку "Повторить". Если вы впервые сталкиваетесь с таким заданием, то заполните колонку "Хочу узнать".

3) Прием "Выбор цели по маршруту"
Постановки цели осуществляется учащимися на основе маршрутной карты изучения темы.
Учитель: Перед вами маршрут изучения новой темы. прочитайте его. Особенно обратите внимание на темы уроков, а также на то, что потребуется для успешного освоения содержания модуля, и на те знания и умения, которые вы приобретете, изучив эту тему. Сформулируйте собственную цель: что вы узнаете нового, чему научитесь и что вам необходимо повторить, чтобы успешно освоить данную тему.



В помощь молодому учителю!

Создаём атмосферу сотрудничества в классе

Как сделать урок не только результативным, но и живым, интересным?

Первое, что нужно сделать — оценить собственный урок. Чаще всего это делать сложно и страшно. Сложно потому, что преподаватель видит урок только изнутри, стоя у доски. А страшно, потому что существует опасение увидеть что-то такое, что может не понравиться. Меняться, а иногда и «ломать» себя бывает очень неприятно.

С первой проблемой справиться очень легко: требуется только камера, ноутбук, мобильный телефон или любой другой гаджет с функцией видеозаписи. Видео позволяет проанализировать не только содержательную составляющую урока, но и невербальные способы коммуникации, которые вы используете: улыбку, жесты, движение по классу и многое другое. Улыбаетесь ли вы, когда хвалите ученика? Какую атмосферу создаёте в классе? Вы сможете посмотреть на себя с другой стороны.

Задайте себе вопрос: «А мне было бы интересно на таком уроке?»
Не забудьте делать пометки во время просмотра, отмечать не только минусы, но и плюсы. В конце концов, эти записи могут стать вашей личной программой самосовершенствования. Как раз тогда, когда у вас будет чёткий план, исчезнет страх.

Итак, что конкретно нужно сделать, чтобы научить класс говорить? Дайте ученикам время на ответ

Распространенная ошибка: не получив ответ сразу, задавать вопрос снова и снова, меняя слова местами или стараясь перефразировать его. Иногда стоит немного подождать. Особенно если ответ не очевиден. Задавая вопрос снова, вы переключаете внимание класса. Ученикам может показаться, что вы уже спрашиваете о чём-то совсем другом. Позволив им пораскинуть мозгами, вы как бы говорите: «У вас есть время, не нужно торопиться».

Не отвечайте на простые вопросы из класса

Вы когда-нибудь задумывались о том, что ответ на вопрос ученика может знать другой ученик? Позвольте учащимся обсудить несложную тему самостоятельно. Для этого достаточно повторить вопрос и добавить: «А как вы думаете?» или спросить кого-то лично. Таким образом вы покажете, что доверяете классу, что ученики могут положиться друг на друга в решении поставленных задач. Это поможет им в дальнейшем работать в группах по несколько человек или в парах.

Задавайте наводящие вопросы, но не торопитесь

Если ученик замкнулся в себе и просто молчит в ответ на поставленный вопрос, то можно помочь ему, но ни в коем случае не переключаться на того, кто знает ответ. Всегда проще попросить сильного ученика ответить и побежать дальше, но так мы теряем слабого, который может замкнуться сильнее и вообще отстраниться от урока. Намного лучше задать наводящий вопрос, терпеливо дождаться ответа и обязательно поощрить активность. Хотим обратить внимание, что этот способ работает именно со слабыми и застенчивыми учениками, но никак не с теми, кто просто не выучил теоретический материал дома.

Используйте работу в группах или в парах

Когда требуется пройти сложную тему или выполнить непростое задание, особенно впервые, можно дать одно задание сразу для нескольких учеников. Стоит убедиться, что они могут удобно расположиться в классе для обсуждения задачи. Также важно подумать о том, каким образом сформировать группы. Если в одной команде/паре будут только слабые или сильные ученики, то во время представления результатов работы будет очень сложно держать баланс. Стоит распределить учеников максимально равномерно. Это даст возможность активным ученикам выразить свою точку зрения и взять шефство над более слабыми. Отметим, что для работы в парах подходят задачи попроще (например, объяснить термин или понятие), а для работы в группах — более сложные или творческие (составить кроссворд, продумать эссе и т. д.).


Еще несколько советов:

Проследите, сколько времени на уроке занимают ваши монологи. Если непосредственно в процессе занятия сделать это сложно, можете использовать метод, описанный выше — записать урок на видео и посчитать постом. Дайте себе время подумать, где именно вы могли бы сконцентрировать внимание на активности учеников.
Попробуйте составить более детальный план урока. Подробный разбор каждого задания может включать продуманные заранее открытые вопросы в класс, провоцирующие учеников на обсуждение задачи или проблемы. Главное, чтобы на эти вопросы нельзя было ответить только «да/нет». Иногда интересно даже устроить дебаты на спорную тему, позволив учащимся отстаивать свою точку зрения с помощью найденных аргументов.
Не переживайте из-за дисциплины. Вы лидер класса, и только от вас зависит всё, что здесь происходит.
Конечно, подобные активности требуют более серьезной подготовки, чем лекционный формат, но усилия окупятся совсем скоро. Чаще всего даже самый тихий класс через несколько уроков раскрепощается и сам предлагает темы для обсуждения. Наша задача — не только научить, но и позволить учиться с удовольствием.


















Памятка молодым учителям.

Сделайте что-нибудь экстраординарное


1. Приходите в кабинет раньше звонка. Убедитесь, всё ли готово к уроку: как расставлена мебель, чистая ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Заходите в класс последним. Старайтесь, чтобы все ученики приветствовали вас организованно. Осмотрите класс, обязательно – недисциплинированных. Старайтесь пояснить ученикам привлекательность организованного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы это занимало каждый раз все меньше и меньше времени.
2. Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале: ее можно подготовить на перемене. Приучайте дежурных оставлять на столе записку с фамилиями отсутствующих учащихся.
3. Начинайте урок энергично. Не ставьте учащимся вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?» Это приучает к мысли, будто невыполнение заданий учителя — дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Помните: паузы, размеренность, праздность — враг дисциплины.
4. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Удерживайте в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Пресекайте попытки нарушить рабочий порядок.
5. Обращайтесь несколько чаще с просьбами и вопросами к тем ученикам, которые могут заняться на уроке посторонним делом.
6. Мотивируя оценки, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Объясните ученику, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
7. Заканчивайте урок общим оцениванием работы класса и отдельных учащихся. Пусть ученики почувствуют удовлетворение от полученных результатов. Постарайтесь отметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и в случае проявления ими незначительных усилий.
8. Прекращайте урок по звонку. Напомните об обязанностях дежурного.
9. Воздержитесь от излишних замечаний.
10. Организуя учащихся, старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины с привлечением чужого авторитета вам на пользу не пойдёт, а скорее навредит. Лучше обратитесь за поддержкой к классу.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!