СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические приемы формирования метапредметных компетенций учащихся

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Значительно возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

Просмотр содержимого документа
«Методические приемы формирования метапредметных компетенций учащихся»



Методические приемы формирования метапредметных компетенций учащихся.

В новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Значительно возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

Поэтому в настоящее время школа должна ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей своей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений, сегодня важно не наличие накопленных знаний впрок, а наличие коммуникативных, регулятивных, информационных способностей школьника.

Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Для школьной образовательной практики выделяются следующие ключевые компетентности:

- коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;

- информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;

- социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;

- продуктивная компетентность – способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;

- нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.

Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших обучающихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям.

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Именно поэтому «Планируемые результаты» федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но и метапредметные  результаты.

Формирование метапредметных компетенций на уроках географии реализуется через внедрение и использование:



Технологий:

Форм обучения:

Методов обучения:

Средств обучения:

  • информационные технологии;


  • технология проектирования;


  • телекоммуникационные технологии.

  • дистанционная;


  • индивидуальная;


  • групповая;


  • фронтальная;


  • устный и письменный опрос.

  • проектирования;

  • наблюдения;

  • тестирования;

  • наглядный;

  • практический;

  • объяснительно-иллюстративный;

  • исследовательский;

  • интерактивный.


  • задания по формированию УУД;

  • карта наблюдений;

  • тест - карта;

  • инновационное учебное оборудование (интерактивная доска, мультимедийный терминал, мобильный класс, программное обеспечение, цифровые датчики).

В целях формирования метапредметных компетенций обучение географии осуществляется на основе компетентностного подхода, увеличена доля учебных занятий с обязательным включением в урок интерактивных методов обучения, использованием цифровых образовательных ресурсов и межпредметных связей, например:

  • интегрированный урок по географии, истории и литературе «Черты сходства и различия менталитета Россиян», 8 класс;

  • интегрированный урок-конференция по иностранному языку (английский), географии «Современные технологии и окружающая среда «Modern technologies and the environment», 8 класс;

  • литературно-географический диктант «Циклоны и антициклоны», 8 класс;

  • художественно-географический диктант «Природные зоны России», 7 класс;

  • урок «Географический образ Европейского Севера и Поволжья», 9 класс.

Сформирован банк разработок учебных занятий с использованием информационных технологий, например таких как:

  • круглый стол «Природное и культурное наследие мира», в теме «Мировые природные ресурсы», 10 класс;

  • «Центрально-Черноземный район, его освоение, своеобразие природных ресурсов КМА», 9 класс;

  • «Озеро Байкал – жемчужина нашей страны» ,8 класс;

  • «Страны Северной Африки», «США – одна из крупнейших стран Северной Америки», 7 класс.

Одним из наиболее эффективных для формирования метапредметных компетентностей учащихся является проектный метод, исследовательская работа школьников. Обучающиеся разрабатывают и реализуют исследовательские проекты, некоторые из них. Так же для формирования продуктивной компетентности обучающиеся принимают активное участие в интеллектуальных и творческих конкурсах.

Оценить объективно результативность длительного и сложного процесса формирования ключевых компетентностей в короткий срок, как полученные знания, не представляется возможным, поскольку компетентность- это не специфические предметные умения и навыки, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии и возраста, и результаты работы педагога будут проявляться по истечении определенного времени.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!