Филиал «Самарский медико-социальный колледж»
ГБПОУ «Самарский медицинский колледж Им. Н. Ляпиной»
Методические рекомендации для преподавателя по проведению урока
ОУД.04 «История»
Тема: «Борьба Руси с иноземными завоевателями»
программы подготовки специалистов среднего звена специальности 33.02.01 Фармация
34.02.01 Сестринское дело
(базовый уровень подготовки)
Самара, 2014 год
ОДОБРЕНО | |
Цикловой | |
методической комиссией | |
| |
Председатель_________И.Н.Солоимова | |
Протокол № | |
____ ____________20___ | |
Составитель:
Колесник Т.П., преподаватель филиала «СМСК» ГБПОУ «СМК им. Н. Ляпиной»
Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям 34.02.01 Сестринское дело, 33.02.01 Фармация, утвержденных приказами Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 года № 502,501.
Содержание общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.04 «История» реализуется в процессе освоения студентами ППССЗ с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Специальность 34.02.01 «Сестринское дело», 33.02.01 «Фармация»
Дисциплина ОУД.04 «История»
Тема «Борьба Руси с иноземными захватчиками»
Организационные формы: Теоретическое занятие– 1 (90 мин)
Форма работы: индивидуально-групповая
Тип занятия: изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний, совершенствование знаний.
Вид традиционного занятия: комбинированный урок.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, работа с учебником методом критического мышления.
Цели и задачи занятия
Образовательная:
- дать студентам представление о монгольском нашествии на Северо-Западную Русь, о героической обороне русских городов. Рассказать студентам о дальнейшем продвижении на Юго-Западную Русь и страны Центральной Европы;
- студенты должны ориентироваться в событиях 13 века, в экономической, политической, социальной и духовной жизни русского народа, о борьбе северорусских земель с крестоносцами и шведами;
- научить студентов применять полученные знания; активизировать внимание; закрепить сведения, добиться прочного усвоения системы знаний, формирование умений объяснять факты на основе причинно-следственных связей, закономерностей;
- по окончании изучения темы обучающие должны: формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выявление и оценка степени овладения системой знаний о внутренней и внешней политике Киевской Руси, выявление готовности студентов успешно применять полученные знания, формирование умений объяснять факты на основе применения причинно-следственных связей, закономерностей.
Развивающая:
- развивать познавательный интерес обучающихся, включая разнообразные элементы работы на занятии;
- формировать навыки самообразования, самореализации личности, развитие речи, мышления, памяти. формировать умение систематизировать, обобщать, выделять (главное, микротему и т.п.);
- развитие творческого воображения, обогащение словарным запасом, развитие познавательной способности студентов с помощью проблемных вопросов.
Воспитательная:
-формировать у студентов целостное миропонимание и современное научное мировоззрение, основанное на признании приоритетов общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека, создать атмосферу доброжелательности, воспитать чувство ответственности, уважения друг к другу, уверенности в себе, взаимопонимания, умения осуществлять самоконтроль, формировать умение отстаивать собственную позицию, воспитывать умение работать индивидуально и в команде; умение объективно оценивать ответы своих товарищей.
Формирующая: освоение общих и соответствующих профессиональных компетенций ОК4, ОК5, ОК6, ОК9.
Общие компетенции:
Код | Наименование результата обучения |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
Здоровьесберегающая: создать благоприятную атмосферу в образовательном пространстве, четко структурировать занятие с учетом работоспособности студентов, менять виды деятельности, использовать задания различного типа, соблюдать режим проветривания, физкультминутки, проводить занятия с учетом санитарно-гигиенических требований.
Место проведения: кабинет 4
Оснащение
Средства обучения:
учебники,
учебно-методическое пособие: Рабочая тетрадь преподавателя истории
атлас карт
Технические средства обучения (оборудование): интерактивная доска
Средства контроля (что применяете) проблемно-ситуационные задачи, диктанты
Интеграция темы
Истоки:
1.Межпредметные связи
Истоки :Дисциплина ОУД. 04 «История» Семыгин П.С.
Учебник для студентов СПО –Изд.19-е переработанное и доп..- Ростов-н/Д:Феникс,2013.-474с.
Внутрипредметные связи:
Истоки:
1. Дисциплина ОУД .04 История» Семыгин П.С.
Учебник для студентов СПО –Изд.19-е переработанное и доп..- Ростов-н/Д:Феникс,2013.-474с.
Внутрипредметные связи
Тема: «Борьба Руси с иноземными завоевателями»
Выход:
После изучения темы студент должен
Владеть: информацией о причинах и последствиях монгольских завоеваний, о захвате Киевской Руси
уметь: . Приводить примеры героической борьбы русского народа против завоевателей. Излагать рассказ о Невской битве и Ледовом побоище. Составить характеристику А.Невского.
знать: Последствия ордынского владычества для Руси. Характеристика повинностей населения.
СТРУКТУРА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
План проведения урока
тема: «Борьба Руси с иноземными захватчиками»
№ | Название | Описание | Цель | Время |
1. | Организационные вопросы. | Контроль формы одежды. Отметка присутствующих. Объявить тему и определить цели занятия. | Подготовить обучающихся к работе, мобилизировать внимание, | 3 мин. |
2. | Вводное слово. | Раскрыть важность и актуальность темы. | Активизировать познавательную деятельность обучающихся, воспроизведение ранее усвоенных знаний и применение их в новых ситуациях | 2 мин. |
3. | Изучение нового материала по теме: «Борьба Руси с иноземными захватчиками». | Преподаватель поэтапно освещает ключевые вопросы по теме. Вопросы урока: 1.Образование монгольского государства . 2Военные походы монголов. 3. Битва на Калке. 4. «Батыево нашествие» на Русь. 5. Вторжение с северо-запада. Невская битва. Ледовое побоище. | Приобретение новых знаний. Закрепить мотив к познанию данных вопросов на практическом занятии. | 65 мин. |
5. | Самостоятельная работа обучающихся | - Работа с картой - Составление конспекта текста. | Выработать умение анализировать ситуацию. Тренировка практических умений и навыков. Выработать умение целенаправленно выбирать нужную информацию, систематизировать ее, выделять главное и второстепенное. | 10 мин. |
6. | Закрепление | Краткий опрос по изученному материалу, повторение ключевых моментов. | Выяснить степень достижения цели. | 5 мин. |
7. | Заключение. | Итог. Объявление темы следующего занятия: «Русь на пути к возрождению». Задание на дом: подготовиться к следующему тестовому контролю по теме: «Борьба Руси с иноземными захватчиками», ответить на вопросы, выполнить упражнения и тд. | Нацелить обучающихся на самостоятельную внеаудиторную работу дома | 5 мин. |
Конспект теоретического материала
План урока:
1. Образование монгольского государства.
2. Военные походы монголов.
3. Битва на Калке.
4. «Батыево нашествие» на Русь.
5. Вторжение с северо-запада. Невская битва. Ледовое побоище.
Основные понятия: татаро-монголы, рыцарские ордена.
Важнейшие даты: 1211-1227гг. создание империи Чингисхана; 1223 – битва на Калке; 1237-1240гг. – нашествие Батыя на Русь, начало монголо-татарского ига; март 1238- битва на р.Сить 15 июля 1240- Невская битва; 5 апреля 1242г. – битва на Чудском озере(Ледовое побоище).
Выдающиеся личности: Чингисхан (Темучин), Батый, Александр Невский.
Оборудование урока: карта «Русские земли в 12-13 вв.»
Изучение нового материала:
Преподаватель сообщает:
1. В начале 13 века в Центральной Азии на территории от Байкала и верховьев Енисея на севере до пустыни Гоби и Великой Китайской стены на юге образовалось Монгольское государство (покажите на карте).
Главным занятием монголов было скотоводство. С конца 12 века у монгольских племен шел процесс разложения родоплеменного строя. Среди монголов выделялись вожди – ханы. Начала выделяться родоплеменная знать – нойоны и багатуры (богатыри), окруженные дружинниками –нукерами. Они захватывали у общин скотоводов – аратов пастбища и стада. Складывается особый тип кочевого феодализма, для которого характерна феодальная собственность не на землю, а на стада и пастбища.
Становление раннеклассового государства проходило здесь, как и обычно, в кровавой междоусобной борьбе между разными племенами и вождями. В ходе этой борьбы победу одержал Темучин, которому на курултае (съезде монгольской знати) в 1206 было присвоено почетное имя Чингисхан. Он укрепил издавна существовавшую военную организацию монголов. Все войско делилось на десятки, десятки объединялись в сотни, сотни в тысячи, десять тысяч составляли один тумен, или по-русски тьму. Основную ударную силу составляла конница. Каждый воин был вооружен тремя луками, топором, арканом, саблей. Он был одет в железный шлем и панцирь из кожи. Лошадь воина покрывалась шкурами.
2. Выносливые и смелые воины, монголы легко могли вести завоевательную политику, поскольку они еще сохраняли типичное для раннефеодального государства политическое единство, в то время как соседние народы переживали уже период феодальной раздробленности. Вместе с тем, как в большинстве раннефеодальных государств, военная добыча была источником существования нарождающейся знати и раздача этой добычи – средством привлекать к ней поданных. Завоевав часть Сибири, монголы приступили к покорению Китая. Им удалось захватить всю его северную часть, что имело большое значение для дальнейшей завоевательной политики. Именно из Китая монголы вывезли новейшую для того времени военную технику и специалистов. Кроме того, из числа китайцев они получили кадры грамотных и опытных чиновников.
В 1219-1221 гг. войска Чингисхана завоевали Среднюю Азию, в результате чего оседлое земледелие вытеснялось кочевым скотоводством, что затормозило дальнейшее развитие Средней Азии.
Потом монголы отправились через Иран и Закавказье на Запад. Они нанесли огромный ущерб экономике Закавказья. Нанесли поражение осетинам и половцам, после чего половцы обратились за помощью к русским князьям.
Как и все покоренные народы, жители Средней Азии должны были платить огромные налоги и участвовать в завоевательных походах. Большой урон был нанесен экономике: ирригационные системы пришли в упадок, экстенсивное кочевое хозяйство потеснило интенсивное. Огромное число ремесленников было уведено в рабство. Вслед за Средней Азией был захвачен Северный Иран. Лучшие полководцы Чингисхана –Джебе и Субедей совершили грабительский поход в Закавказье. С юга они пришли в половецкие степи и разгромили половцев. Князья Даниил Кобякович и Юрий Кончакович погибли, а хан Котян- тесть князя Мстислава Мстиславича Удалого- обратился к нему за помощью. «Побороните нас. Аще не поможете нам, мы ныне иссечен и будем, а вы наутрие иссечени будете», - говорили половцы. В этом обращении нет ничего удивительного. Отношения между Русью и половцами никогда не были однозначными. Наряду с половецкими набегами на Русь и походами русских князей на половцев между двумя народами существовали оживленные экономические, политические и культурные отношения. Многие из половецких ханов крестились и обрусевали (например упомянутые выше Юрий Кончакович и Даниил Кобякович), некоторые русские князья женились на дочерях половецких ханов (так половчанкой была жена Юрия Долгорукого).
3. Просьба половцев помочь им отразить опасного врага была принята русскими князьями. Битва между русско-половецкими и монгольскими войсками произошла 31 мая 1223 г. на реке Калке в Приазовье. Однако не все русские князья, обещавшие участвовать в битве, выставили свои войска, некоторые опаздывали. Князья действовали недружно, киевский князь Мстислав Романович вообще стоял со своим войском в стороне, наблюдая, как изнемогают в бою дружины других князей. Битва закончилась поражением русско-половецких войск, многие князья и дружинники погибли, а победители положили на пленных доски, уселись на них и устроили торжественный пир, наслаждаясь стонами умирающих.
В результате этой битвы государство половцев оказалось уничтоженным, а сами половцы вошли в состав государства, созданного монголами. Поражения равному этому Русь еще не знала.
4. В 1236 году войска сына Джучи Бату, или по-русски Батыя, начали поход на русские земли. Разгромив Волжскую Булгарию, в 1237 году они двинулись на Рязанское княжество.
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником: Предложить студентам самостоятельно прочитать о нашествии монголо-татар на Русь в учебнике, составить краткий конспект и ответить на следующие вопросы :
- Что стало с Рязанью после того, как город героически выдержал пятидневную осаду?
Ответ: В Рязани погибли и князь Юрий Ингваревич, и его жена, и все жители. Город был сожжен и разграблен. Разрушенную Рязань не удалось восстановить. Ныне на ее месте – поросшее кустарником городище и село Старая Рязань.
- Куда двинулись войска Батыя после взятия Рязани? (Попросить ученика на карте показать продвижение войск монголо-татар).
Ответ: Коломна-Москва-Владимир-Суздаль-Ростов-Ярославль-Переяславль-Юрьев-Галич-Дмитров-Тверь и др. города.
-Когда и где произошла решающая битва между владимирским князем и монголо-татарскими войсками? Чем она закончилась?
Ответ: 4 марта 1238 г. состоялась битва на реке Сити (приток Мологи, северо-западнее Углича). Там, в густых лесах, Юрий Всеволодович готовил дружины для отпора врагу. Но битва кончилась поражением, большинство князей и войск погибло.
- Захватили ли войска Батыя Новгород? Почему?
Ответ: Нет, не доходя ста верст, возле местности Игнач-Крест, Батый повернул назад. Вероятно, причиной возращения войск противника и спасения Новгорода от погрома была не только распутица, но и сильная усталость и обескровленность Батыевых войск, ибо почти каждый город им приходилось брать с бою, теряя многих людей.
- Почему монголы-татары прозвали Козельск «злым городом»?
Ответ: Потому что жители Козельска не хотели сдаваться и убили , по словам летописи, 4000 неприятелей, уничтожили осадные машины, но Батый все-таки взял город. Он приказал убить всех жителей, включая младенцев.
-Когда был взят Киев?
Ответ: В декабре 1240 года был взят Киев.
-Когда и где закончился военный поход Батыя?
Ответ: в 1242 году Батый дошел до Адриатического моря и повернул назад.
-Почему русские войска потерпели поражение?
Ответ: Традиционно считается, что главной причиной поражения Руси стала феодальная раздробленность, при которой каждое из княжеств оказалось наедине с силами захватчиков. Это справедливое замечание требует дополнения. Империя Чингисхана принадлежала к тем раннефеодальным государственным образованиям, военный потенциал которых во много раз превосходил силы своих соседей. Против военного могущества одного только улуса Джучи трудно было устоять и Руси единой. Важным обстоятельством было то, что захватчики, покорившие до этого Северный Китай и Среднюю Азию, использовали тамошнюю, в первую очередь китайскую, военную технику. Имело значение и численное превосходство врага.
Преподаватель сообщает: В конце 12 – первой половине 13 в. Северо-Западной Руси пришлось столкнуться с опасностью с запада – с наступлением немецких рыцарей-крестоносцев, а также шведских и датских феодалов. Ареной борьбы была Прибалтика.
Предлагает студентам найти на карте.
В 1237г. Орден меченосцев слился с Тевтонским орденом, и стал называться Ливонским орденом. Объединение двух Орденов осложнило обстановку. Население Северо-Западной Руси и особенно Прибалтики столкнулось с угрозой новой агрессии. Летом 1240 г. в устье Невы вошли шведские суда под началом Биргера. Узнав о его появлении, новгородский князь Александр Ярославич «в мале дружине» устремился на противника и разбил его. Историческая традиция, восходящая к «Житию Александра Невского», склонна несколько преувеличивать значение этого столкновения. По всей видимости, шведский поход носил разведывательный характер, что и определило численность отряда. Шведы понесли значительно большие потери, чем дружина Александра (погибло двадцать новгородцев). Кроме того, шведам пришлось сражаться еще и с отрядами местного населения. Неудачи побудили их к быстрому отступлению. Эта победа надолго остановила продвижение шведов, способствовала она и укреплению авторитета самого молодого двадцатилетнего князя, придав ему силы и уверенность.
Летом 1240 Ливонский орден,а также датские и германские рыцари захватили город Изборск. Вскоре в 1241 г. был взят Псков. На следующий год Орден вторгся в новгородские пределы, совершая набеги и создавая опорные пункты. В ответ в 1241 году Александр Невский захватил крепость Копорье, а зимой 1242 г. стремительным броском освободил от крестоносцев Псков. Затем княжеская владимиро-суздальская дружина и новгородское ополчение двинулись к Чудскому озеру, на льду которого 5апреля 1242 г. произошло решающее сражение. Битва, которая вошла в историю как Ледовое побоище, закончилась полным поражением крестоносцев. По немецким хроникам, в нем погибло 20 рыцарей (речь идет о полноправных членах Ордена, которых было всего 150 человек) и более полутысячи рядовых ратников. Немало было пленных.
Успех новгородцев надолго умерил наступательный порыв рыцарей. В итоге немецкие рыцари были вынуждены отправить посольство в Новгород, и, отказавшись от своих завоеваний, заключить мирный договор. Не менее важно
Моральное значение победы, которая была одержана в самые горькие времена, когда города Руси лежали в развалинах после нашествия Батыя.
4. Итог урока..
Главные причины поражения Руси в столкновении с татаро-монгольскими завоевателями:
1. невозможность сопротивления татаро-монголам в связи с их воинской организацией (в частности, комплексом воинских приемов, использовавшихся им при городов; китайские инженеры, штурмовые орудия. «зажигательная смесь», численное превосходство, мобильность;
2. разобщенность русских войск и сил;
3. Структура и организация монгольского конного войска и умелое тактическое руководство и стратегический талант Батыя и его военачальников.
Главные причины эффективности отпора на Западе:
1. Оборону и отпор западным захватчикам организовало Новгородское княжество – одно из богатейших на Руси;
2. Ополчение состояло не из необученных в военном отношении крестьян (как в других регионах, а лучше тренированных и лучше вооруженных горожан под предводительством боярства.
Домашнее задание:
1. Записать в тетрадях главные события татаро-монгольского и рыцарского нашествий на Русь, работа с конкурными картами.
2. Ответить на вопрос: Почему Александр Невский, успешно сражаясь с крестоносцами, не организовал подобного отпора татаро-монголам?
3. Доклады на следующие темы: «Особенности военной доктрины монголо-татар», «Военно-монашеские ордена», «Александр Невский – политик и полководец».
Дополнительный материал для диктанта:
Военно-монашеские ордена:
Тевтонский орден (немецкий орден или орден Девы Марии), основан в конце 12 века в Палестине во время крестовых походов. В начале 13 века орден перебрался в Венгрию, а в 1230-е гг Конрад Маковецкий пригласил их в Польшу для содействия христианизации Пруссии и Литвы и выделил им территорию на своих землях. Орден расширился, окреп и создал свое государство, притесняя окрестные земли. Именно этот фактор и побудил поляков, ранее покровительствовавших ордену, начать с ним борьбу Соединенными усилиями поляков, литовцев и представителей некоторых западно-русских земель в битве при Грюнвальде 1410) орден был разгромлен и в дальнейшем признал вассальную зависимость от Польши (1466г.) . В 1525 его владения в Прибалтике превращены в светское государство Пруссию.
Меченосцы - немецкий духовно-рыцарский орден, основан в 1202 году для «крещения», а точнее для захвата Восточной Прибалтики. На своих плащах меченосцы носили изображения красного меча, откуда и произошло название ордена. В 1237 году орден потерпел ряд серьезных поражений от литовцев и земгалов (1236г.) и слился с Тевтонским орденом, образовав Ливонский орден.
Диктант
Монголо-татары (союз многочисленных кочевых племен Восточной и центральной Азии). Монголо-татарское иго (политическая, экономическая и, частично, культурная зависимость русских земель от монголо-татарских завоевателей). Поход татаро-монгол в1237-1239гг. (в результате были покорены земли Рязанское и Владимиро-Суздальское княжества – северо-восток Руси), поход татаро-монгол в 1239-1240 гг.(в результате были покорены Черниговское и Киевское княжество юг Руси), экспансия монголов в Европу(армия Батыя в 1241 вторглась в Европу и прошла походом на Чехию, Венгрию и Хорватию. Дойдя до Адриатического моря в 1242 г. армия Батыя вернулась в Монголию), крестоносцы (союз немецких и прибалтийских рыцарей), Ледовое побоище (5 апреля 1242 г. армия немецко-прибалтийских рыцарей была разгромлена на льду Чудского озера дружиной Александра Невского)
Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета
1. Артёмов В.В. История: Учебник для профессий и специальностей технического, естественно - научного, социально-экономического профилей / В.В. Артемов, Ю.Ю. Лубченко- изд. в 2-х частях -М.: Академия, 2010 -654с.ил.,карт.
2 .Загладин Н.В. История. История России и мира: Учебник.-10-й кл. / Н.В Загладин , Н.А. Симония -7 изд.-М.:ООО «ТИД Русское слово-РС»,2010.-480с.:ил, карт.
3.3агладин Н.В. История. История России и мира. Учебник.-11-й кл. / Н.В Загладин , Н.А. Симония -7 изд.-М.:ООО «ТИД Русское слово-РС»,2010.-480с.:ил.карт.
4.Загладин Н.В. История России. ХХ-начало XXI века: учебник для 11 класса общеобразоват. учреждений / Н.В. Загладин ( отв.ред.) . С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров -10-е изд.-М.:ООО «ТИД Русское слово-РС»,2010.-400с.:ил.карт
5.Самыгин П.С. (и др.). История. Учебник (Среднее профессиональное образование). /П.С.Самыгин – Изд. 19-е переработанное и доп. - Ростов н/Д: Феникс,2013.-474, (1) с.
Основные источники
Для студентов
1.Загладин Н.В. История. История России и мира: Учебник.-10-й кл. / Н.В Загладин , Н.А. Симония -7 изд.-М.;ООО «ТИД Русское слово-РС»,2010.-480с.:ил, карт.
2.3агладин Н.В. История. История России и мира. Учебник.-11-й кл. / Н.В Загладин , Н.А. Симония -7 изд.-М.:ООО «ТИД»Русское слово- РС», 2010.-480с.:ил.карт.
3.Загладин Н.В. История России. ХХ-начало XXI века: учебник для 11 класса общеобразоват. учреждений / Н.В. Загладин ( отв.ред.) . С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров -10-е изд.-М.:ООО «ТИД»Русское слово-РС»,2010.-400с.:ил.карт
4.Самыгин П.С. (и др. ).История. Учебник (Среднее профессиональное образование). /П.С.Самыгин – Изд. 19-е переработанное и доп. - Ростов н/Д: Феникс,2013.-474, (1) с.
Дополнительные источники
Для преподавателей
1. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории России. XX - начало XXI века./ О.В. Арасланова, А.В.Поздеев М.: «ВАКО», 2007.- 175с.
2. Данилов А.А. История России: пособие для подг. к Единому гос. экзамену и устным экзаменам по истории. / А.А. Данилов. – М.: Просвещение, 2009. - 319с.
3. Изучение истории на профильном уровне в современной школе: сборник учебно-методических материалов/Под ред. доктора педагогических наук Е.Е.Вяземского. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006. – 264с.
4. История. 10 класс: поурочные планы по учебнику Н.В.Загладина: Всемирная история с древнейших времен до конца XIX века./ Авт.-сост. Н.В.Зайцева. – Волгоград: Учитель, 2009, 190с.
5. История России: Учебник для студентов вузов /А.С Орлов, В.А. Георгиев, Т.А. Сивохина; МГУ им. М.В. Ломоносова, Ист. Фак-т.-3-е изд. перераб. И доп. –М.: Проспект, 2008.-525с.
6.Лобанова Е.Н., Максимов Ю.И. ЕГЭ. Репетитор. История. Эффективная методика./ Е.Н.Лобанова, Ю.И.Максимова – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 320с.
7. Петрович В.Г. Уроки истории: Всеобщая история. 10-11 класс: Методическое пособие./В.Г.Петрович, Н.М.Петрович – М.: ТЦ Сфера, 2004.- 185с.
8. Справочник учителя истории. 5-11 классы/Авт.-сост. М.Н.Чернова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008г.. – 574с.
9. Степанищев А,Т. Дидактические материалы. 300 задач по истории России./ А,Т. Степанищев, М.: Дрофа, 2002. -156с.
10. Уткина Э.В. История России. Единый государственный экзамен. Анализ исторического источника (задания типа С)./Э.В. Уткина – М.: Айрис-пресс, 2006. – 176с.
Дополнительные источники
Для студентов
1.Данилов А.А. История России: пособие для подг. к Единому гос. экзамену и устным экзаменам по истории/ А.А. Данилов. – М.: Просвещение, 2006. - 319с.
2. История России. 10 класс: Методическое обеспечение уроков (лекции, опорные конспекты, тесты, схемы). Авт.-сост. Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2003.. – 144с.
3.История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1—9. — М., 1996—2001.
4. Лобанова Е.Н. ЕГЭ. Репетитор. История. Эффективная методика./ Е.Н.Лобанова, Ю.И.Максимов. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 320с.
5.Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед: в 2 ч./А.Т. Степанищев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002- 198с.
6.Уткина Э.В. История России. Единый государственный экзамен. Анализ исторического источника (задания типа С)./Э.В.Уткина . – М.: Айрис-пресс, 2006. – 176с.
7. Энциклопедический словарь русской истории. Современная версия. /Ключевский О.В.; (сост.примеч. Соломадиной Н.) - М., Эксмо,2008. -768с: ил.
Электронные ресурсы
- Ресурсы локального доступа на электронных оптических дисках
1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX – XXвв. [Электронные ресурсы], 2013.- 1 электрон.опт.диск (DVD)
2. Учебное электронное издание «Всеобщая история». «1С». [Электронные ресурсы]/ Образовательная коллекция (Кордис&Медиа), 2012.- 1 электрон.опт.диск (DVD)
3. Программа «Энциклопедия истории России 862-1917». - «Интерактивный мир».[Электронные ресурсы]/ АО Коминфо, 2012.- 1 электрон.опт.диск (DVD)
- Ресурсы удаленного доступа.
Большая советская энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа к сайту: http://www.rubrikon.com
2. Виртуальный музей «Эрмитаж» [электронный ресурс]. - Режим доступа к сайту: www.hermitage.ru
3. Электронная версия энциклопедии Кирилл и Мефодий [электронный ресурс]. - Режим доступа к сайту: http://www.km.ru/pc/