СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для проведения практического занятия по дисциплине Охрана труда на тему:Ознакомление с устройством различных типов огнетушителей и стационарных систем пожаротушения.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи преподавателям и студентам для организации практического занятия и его выполнения по теме: «Ознакомление с устройством различных типов огнетушителей и стационарных систем пожаротушения» учебной дисциплине «Охрана руда».

 

 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для проведения практического занятия по дисциплине Охрана труда на тему:Ознакомление с устройством различных типов огнетушителей и стационарных систем пожаротушения.»



Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Печорское речное училище - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О.Макарова»








МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для проведения практического занятия

по дисциплине Охрана труда

на тему: Ознакомление с устройством различных типов огнетушителей,

и стационарных систем пожаротушения.










Разработал:

Преподаватель-организатор ОБЖ

Митяев И.И.











г.Печора,

2017



РАСМОТРЕНО

на заседании предметной (цикловой) методической комиссии

военно-спортивных дисциплин

Протокол № 1

от «06» сентября 2017 года

Председатель ______И.И. Митяев


УТВЕРЖДАЮ

зам. директора Печорского речного училища-филиала ФГБОУ ВО «ГУМРФ им.адмирала С.О. Макарова» по учебной работе

__________________Э.Э.Пец

от «___» __________ 2017 года















































СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка……………………………………...……………….

4


План проведения занятия…………………………………………………...

5


Основная часть ……………………………………………………………

6














































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи преподавателям и студентам для организации практического занятия и его выполнения по теме: «Ознакомление с устройством типов огнетушителей, дыхательным изолирующим аппаратом и умение применять их в действии» учебной дисциплине «Охрана руда».








































I. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ


  1. Перед началом урока подготавливаю технические средства обучения и на доске записываю тему занятия или в дальнейшем демонстрирую ее по мультимедийному проектору.

  2. Приветствие курсантов

  3. Проверка наличия курсантов по списку.

  4. Довожу название темы занятия.

  5. Вспоминаем учебный материал, который изучали на предыдущих уроках. С этой целью провожу фронтальный опрос (письменную проверочную работу).

  6. Выдаю Методические рекомендации проведения практического занятия на тему «Ознакомление с устройством типов огнетушителей, дыхательным изолирующим аппаратом и умение применять их в действии»

  7. Объясняю устройство и принцип действия огнетушителей различных типов и аппарата на сжатом воздухе.

  8. Предоставляю студентам учебные огнетушители и АСВ с целью ознакомления и отработки навыков их использования.

  9. За 5 минут до окончания занятия собираю раздаточный материал.

  10. Провожу краткий опрос по закреплению отработанного материала:

  11. Даю задание на самостоятельную работу.


























III.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ:


п\п

Наименование мероприятия

Отводимое время (мин)

1

Начало урока (приветствие, отметка об отсутствующих в журнале и др.)

3

2

Проверка знаний по пройденному учебному материалу путём фронтального опроса.

5

3

Показ видеофильма: Первичные средства пожаротушения.

20

4

Раздача методических рекомендаций – в период показа фильма.


5

Объявление новой темы урока.

1

6

Объяснение нового учебного материала.

9

7

Самостоятельная отработка навыков запуска огнетушителей.

45

8

Контрольное тестирование или фронтальный опрос.

5

9

Подведение итогов урока и домашнее задание.

2


Итого:

90


Основные понятия и определения:


О

гнету­шители являются эффективным средством для тушения начальных стадий пожара. Огнетушитель заполнен двумя растворами, отделенными друг от друга при его стандартном положении (вверх головкой). При перево­рачивании огнетушителя растворы смешиваются, и на­чинается процесс пенообразования, газоносителем в ко­тором служит выделяющийся углекислый газ. При вместимости огнетушителя около 9 л образуется 75 л пены. Пенные огнетушители надо хранить при темпера­туре не ниже 4,4 °С во избежание замерзания пены. При взводе в действие огнетушителя весь запас пены выходит в течение 20—60 с, что требует быстрых и умелых дей­ствий.


О

сновные характеристики отечественных огнетушителей приведены в табл. Рекомендации по применению пенных огнетушителей

1(рис. 1.15):

/— сорвать пломбу; IIпрочистить металлической 1илькой сопло 1 впрыска; III ~ повернуть рукоятку 2 вокруг оси вращения до упора; IVперевернуть огнетушитель 4 (используя рукоятку 3) головкой вниз, сильно встряхнуть его и направить струю на очаг пожара.


Тактика тушения:

  • при тушении находиться на безопасном расстоянии от очага пожара (не менее 3 м);

  • избегать интенсивного размахивания огне­тушителем;

  • направлять струю, плавно сдвигая ее к - центру пожара, пена должна скользнуть по го­рящей поверхности;

  • избегать попадания пены на открытые участки тела;

  • не допускать разбрызгивания горящих жид­костей.

Переносные С02-огнетушители.

Особенностью огнетушителей является небольшая дальность по­лета струи (0,7—3,5 м), что требует максимального при­ближения к очагу пожара. Их эффективно исполь­зуют для тушения горящих твердых и жидких ве­ществ, а также электрооборудования под напряжением до 1000 В. При значительной силе ветра использование огнетушителя не эффективно, так как слой углекислого газа быстро сдувается с горящей поверхности. Огнету­шители можно хранить при отрицательной температу­ре; максимальная температура 54 °С, при более высоких температурах начинают срабатывать предохранитель­ные клапаны.

Основные характеристики отечественных огнетушителей приведены в табл. 1.6.

Углекислый газ расширяется при выходе из огнету­шителя, что приводит к резкому понижению температуры раструба, который может обмерзать. В зависимости от типа запорной головки имеются различные рекомендации по применению СО2-огнетушителей.

Таблица 1.6, Характеристика CО2 –огнетушителей


Тип

Вместимость, л

Длина струи, м

Время работы, с

ОУ-2

2

0,7

28

ОУ-5

5

1

60

ОУ-8

8

3,5

40

ОУ-25

25

2,5

20

ОУ-80

40

3,5

90

  • помнить о том, что температура растру­ба в момент выхода струи углекислого газа понижается до минус 70 °С;

  • при работе в помещении с ограниченным объемом необходим дыхательный аппарат;

  • электрооборудование при возможности обесточить.

Переносные порошковые огнетушители.

Различа­ют порошковые огнетушители общего назначения для тушения пожаров классов А, В и С и специального на



Запорная головка 2 с вентилем 1 (рис. 1.16, а): / — держать огнетушитель за рукоятку 4; II — сорвать пломбу; III — повернуть вентиль влево до отказа; IV — направить раструб 5 на очаг пожара, держа рукой за

шланг 3.

Запорная головка 2 с рычагом 6 (рис, 1.16, б): I — держать огнетушитель за рукоятку 4; II — сорвать пломбу; III — выдернуть чеку; IV— нажать на рычаг и направить раструб на очаг пожара.

Запорная головка 2 с эксцентриком 7 (рис. 1.16, е); / — держать огнетушитель за ручку; II — сорвать пломбу; III — откинуть эксцентрик; IV — направить раструб на очаг пожара.

Т

актика тушения:

  • направить раструб в основание пожара и медленно продвигаться вперед, совершая рас­трубом движение вперед-назад;

  • при тушении электрооборудования, находя­щегося под напряжением, не подводить рас­труб на расстояние менее 1 м к пламени и горящей поверхности;



1.16. Переносные СО2 -огнетушители с запорными головками: z — с вентилем; 6 — с рычагом; в — с эксцентриком;

."—/Г — последовательность действий; / — вентиль; 2 — головка; 3 — шланг; — дым пса; 5 — раструб; б — рычаг; 7 — эксцентрик


Рис. 1.17. Переносной порошковый огнетушитель:

/—IVпоследовательность действий; 1 — рукоятка; 2 — пусковой рычаг; 3 — чека; 4 — баллон с выталкивающим средством; 5 — рычаг управления распыли­телем

значения — для тушения горящих металлов. Действие огнетушителей основано на прерывании реакции горе­ния практически без охлаждения горящей поверхности, что при определенных условиях может привести к по­вторному возгоранию. Огнетушитель работает в верти­кальном положении и подает порошок короткими пор­циями.

Характеристики порошковых огнетушителей: масса заряда 0,9—13,6 кг; дальность полета струи 3—9 м; про­должительность работы 8—30 с.

Рекомендации по применению порошковых огнету­шителей (рис. 1.17): / — держать огнетушитель за руко­ятку 7; II — выдернуть чеку 3, блокирующую пусковой рычаг; IIIнажать пусковой рычаг 2, прокалываю­щий баллон 4 с выталкивающим веществом; IV — на­жатием на регулировочный рычаг 5 подавать струю по­рошка к очагу пожара.

Тактика тушения:

  • подавать порошок непрерывно или порция­ми в зависимости от класса пожара, начиная с ближнего края, водить струю из стороны в сторону;

  • продвигаться вперед медленно, избегая близкого контакта с очагом пожара;

  • после того как пожар ликвидирован, вы­ждать время во избежание повторного возго­рания;

  • тушение порошками можно совмещать с водотушением, а некоторые порошки совмес­тимы с пеной.


Пожарные рукава, стволы и насадки.


Пожарные рукава являются важным элементом систем пожароту­шения. Они могут быть изготовлены из различных ма­териалов, должны быть прочными, водонепроницае­мыми и эластичными. Пожарный рукав I (рис. 1.18) изготавливают секциями длиной 15—20 м с прикреп­ленными к концам рукавными соединительными голов­ками (муфтами) 2. При помощи рукавных головок секции рукава соединяют друг с другом, крепят к пожар­ному гидранту (крану) и соединяют со стволом или насадкой. Во внутренних помещениях длина секции 10 м. Рукава в комплекте со стволом подсоединяют к пожарному крану, хранят в ящиках с красной надписью

П

ожарные рукава — наиболее уязвимые элементы системы водотушения, легко повреждаются при небреж­ном обращении с ними и хранении. Их следует тща­тельно очищать путем мойки. Перед укладкой из рука­вов надо слить воду и просушить их во избежание появления плесени и гниения. Периодически в установ­ленные сроки рукава следует осматривать и испыты­вать.

Использовать рукава следует только по прямому назначению.

Ручные пожарные стволы (рис. 1.19) могут иметь насадки размерами 12, 16 и 19 мм и хранятся в комплек­те с рукавами. Применение комбинированных насадок позволяет получать компактную, распыленную струю, а в усовершенствованных конструкциях пожарных ство­лов

можно получить струю для

пожаротушения и одно­временно водяную завесу для защиты человека, ведуще­го борьбу с пожаром:компактную струю (рис. 1.20, а)

применяют для ту­шения твердых

горючих веществ; она эффективно сби­вает пламя и отгоняет горящие на поверхности воды нефтепродукты от борта судна; распыленную струю (рис. 1.20, б) применяют для

орошения палуб, переборок, борта судна, тушения го­рящих нефтепродуктов;

компактная (рис. 1.20, в) и распыленная (рис. 1.20, г) струи с водяной защитой могут создавать водяные завесы.


Р

екомендации по применению пожарных стволов:

работа стоя — согнуть левую ногу вперед, правой рукой держать шланг у соединительной гайки, левой — ствол в районе оплетки; регулирование форм струи — левой рукой;

работа с колена — стать на правое колено, левая нога вперед; правой рукой прижать шланг к поясу, ло­коть левой руки упереть в левое колено и держать ствол;

работа лежа — выдвинуть ствол вперед, лечь, рас­положение рук, как при работе стоя.

Тактика тушения:

  • своевременно определить эффективную форму струи;

  • создать водяную завесу, если это необхо­димо для защиты от пламени;

  • подавать воду на края очага пожара, посте­пенно уменьшая площадь горения;

  • подавать струю навстречу распростране­нию огня;

  • не направлять струю воды на пену.

Пенную насадку (пепогенератор) (рис. 1.21) подсо­единяют к рукаву, соединенному с магистралью пенотушения. Открывается вентиль на магистрали — начина­ется подача пены.

Тактика тушения:

направлять струю пены на крап участка пожара и постепенно смещать к центру так, чтобы вся поверхность горящего участка по­крылась пеной;

не подавать пену на электрооборудование, находящееся под напряжением, и на людей;

продвигаясь вперед, не оставлять непотушенные участки;

после ликвидации пожара подавать пену еще в течение 12 мин.


Стационарные установки пожаротушения.

Ста­ционарные установки пожаротушения монтируют при постройке судна. Их делят на линейные и кольцевые. Линейные системы проще, но менее надежны. Стацио­нарные установки позволяют очень быстро подать огнетушащее средство к очагу пожара, что позволяет взять его под контроль и обеспечить тушение. Кон­струкция судовых систем пожаротушения должна соот­ветствовать назначению судна и судовых помещений. При выборе типов систем, которыми оборудуется судно, учитывают множество факторов: вероятность возникновения пожаров различных классов, наличие месторасположение пожароопасных материалов, веро­ятность взрывов, влияние действия системы на остойчи­вость судна, способы обнаружения пожара и др.


Установка водяного пожаротушения


-— основная система для защиты судна от пожара, оборудуемая на судне независимо от наличия других систем. Теорети­чески система может обеспечить подачу воды во все помещения судна в неограниченном количестве. В дей­ствительности количество подаваемой к очагу пожара воды определяется подачей пожарных

насосов и сооб­ражениями остойчивости судна. Система трубопрово­дов (рис. 1.22) состоит из основной магистрали с диа­метром труб 100—150 мм и ответвлений диаметром 38—64 мм. Все участки водопожарной магистрали, про­ходящие по открытым палубам, должны иметь спуск­ные краны для осушения магистрали на случай опасно­го понижения температуры.

Спринклерные установки пожаротушения наиболее широко применяют на паромах и пассажирских судах для защиты жилых помещений, расположенных рядом с ними коридоров и общественных помещений. Основное их назначение — в ограничении распространения пожа­ра и снижении температуры в защищаемых помещени­ях, что дает возможность организовать надежную эва­куацию пассажиров и членов экипажа. Во всех защища­емых помещениях устанавливают достаточное число спринклеров — специальных клапанов с плавкими вставками, обеспечивающими закрытое положение кла­панов. При повышении температуры в помещениях лег­коплавкая вставка выплавляется, клапан-спринклер от­крывается, и вода начинает разбрызгиваться по поме­щению. На судах обычно используют спринклеры, срабатывающие при температуре 60—75 0С.

Автоматическая спринклерная установка пожаро­тушения (рис. 1.23) оборудована спринклерами, кото­рые при выплавлении плавкой вставки включают ава­рийную пожарную сигнализацию и начинают подачу воды, которой вся магистраль системы заполнена по­стоянно, а давление поддерживается пневмоцистерной 5.











Во избежание коррозионного повреждения элементов система заполнена пресной водой, которая поступает в спринклеры в первые минуты включения системы, а затем включается насос 4, который подает по магистра­ли 2 забортную воду.

Преимущество автоматической спринклерной уста­новки является практически мгновенное включение в действие при повышении температуры в защищаемых помещениях. После ликвидации пожара для восстанов­ления работоспособности системы требуется замена сра­ботавших спринклеров. Необходимость использования в судовых спринклерных установках забортной воды, со­держащей много примесей, снижает их надежность.

Дренчерная установка пожаротушения (рис. 1.24) по компоновке магистралей и установке распылительных головок 1 аналогична спринклерной. Трубопроводы в обычном состоянии не заполнены водой. При включе­нии системы пускается насос 4 и подает забортную воду в магистраль 2 ко всем распылителям — мелко­распыленная вода покрывает защищаемую площадь.

Дренчерные установки пожаротушения применяют для орошения грузовой палубы судов с горизонтальной погрузкой и танкеров, а также трубопроводов и откры­тых поверхностей емкостей газовозов. При возникнове­нии пожара дренчерная установка охлаждает металли­ческие палубы и другие конструкции судна, препятствуя распространению пожара.

Установку пенного пожаротушения (рис. 1.25) при­меняют при пожарах в машинных помещениях и насо­сных отделениях. Все танкеры оборудуют палубными установками пенного пожаротушения, а танкеры ран­ней постройки имели установки пенного пожаротуше­ния грузовых танков. Для установки на судах рекомен­дованы установки воздушно-механической пены.

Спринклерная система пожаротушения - это система трубопроводов, постоянно заполненная огнетушащим составом, снабженная специальными насадками, спринклерами и применяется для локального тушения пожаров.

Спринклер-легкоплавная насадка

которая, вскрываясь при начальной

стадии возгорания, обеспечивает

подачу огнетушащего состава на

очаг возгорания.

Спринклерами называют оросители,

имеющие в своей структуре

стеклянную колбочку,

содержащую жидкость,

расширяющуюся при нагревании,

либо плавкий замок, которые

запирают отверстие подачи воды.

При достижении пороговой

температуры разрушается

стеклянная колба либо расплавляется легкоплавкий замок, и вода через ороситель попадает в место возникновения пожара.


Дренченры - это разбрызгивающие форсунки, применяемые в системах пожаторущения. Дренчер постоянно открыт и приводится в рабочее состояние по мере ручного или автоматического включения пожарных насосов и заполнения системы водой.

Дренчерная система пожаротушения не предназначена для местного тушения пожара. Как правило, в таких системах тушение происходит поэтажно.


Стволы пожарные ручные предназначены для формирования и направления сплошной или распылённой струи воды, а также (при установке пенного насадка) струй воздушно-механической пены низкой кратности при тушении пожаров.   



Контрольные вопросы:

  1. Дать определение понятию «огнетушитель»;

  2. Назвать типы огнетушителей;

  3. Порядок запуска огнетушителя-ОУ-2;

  4. Дать определение понятию «спринклер»;

  5. Дать определение понятию «дренченр».


Литература


1.Безопасность жизнедеятельности человека на морских судах:Справочник/ Ю.Г.Глотов, В.А.Семченкои др.М.:Транспорт, 2000.

2.Наставления по борьбе за живучесть судна Минречфлота РСФСР. - М.: Главная инспекция по безопасности судоходства, 1987.



14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!