СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для проведения практического занятия по дисциплине Охрана труда на тему:Определение микроклиматических условий в помещении.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи преподавателям и студентам для организации практического занятия и его выполнения по теме: «Определение микроклиматических условий в помещении учебной дисциплине «Охрана руда».

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для проведения практического занятия по дисциплине Охрана труда на тему:Определение микроклиматических условий в помещении.»


Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Печорское речное училище - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О.Макарова»











МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для проведения практического занятия

по дисциплине Охрана труда

на тему: Определение микроклиматических условий в помещении.









Разработал:

Преподаватель-организатор ОБЖ

Митяев И.И.














г.Печора,

2017

РАСМОТРЕНО

на заседании предметной (цикловой) методической комиссии

военно-спортивных дисциплин

Протокол № 1

от «06» сентября 2017 года

Председатель ______И.И. Митяев


УТВЕРЖДАЮ

зам. директора Печорского речного училища-филиала ФГБОУ ВО «ГУМРФ им.адмирала С.О. Макарова» по учебной работе

__________________Э.Э.Пец

от «___» __________ 2017 года


















































СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка……………………………………...……………….

4


План проведения занятия…………………………………………………...

5


Основная часть ……………………………………………………………

6












































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи преподавателям и студентам для организации практического занятия и его выполнения по теме: «Определение микроклиматических условий в помещении» учебной дисциплине «Охрана руда».


Задачи: 1. Изучить методические указания по исследованию метеорологических условий на рабочих местах.

2. Ознакомиться с основными принципами работы и правилами пользования приборами для определения влажности воздуха.

3. Ознакомиться с основными принципами работы и правилами пользования приборами для определения скорости движения воздуха.

4. Ознакомиться с оптимальными и допустимыми нормативными параметрами микроклимата на рабочих местах.

5. Провести замер основных параметров микроклимата: относительной влажности, температуры и скорости движения воздуха в помещении.

6. Дать санитарно-гигиеническую оценку параметрам микроклимата на рабочем месте.



























I. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ


  1. Перед началом урока подготавливаю технические средства обучения и на доске записываю тему занятия или в дальнейшем демонстрирую ее по мультимедийному проектору.

  2. Приветствие курсантов

  3. Проверка наличия курсантов по списку.

  4. Довожу название темы занятия.

  5. Вспоминаем учебный материал, который изучали на предыдущих уроках. С этой целью провожу фронтальный опрос (письменную проверочную работу).

  6. Выдаю Методические рекомендации проведения практического занятия на тему «Определение микроклиматических условий в помещении»

  7. Объясняю порядок определения микроклиматических условий в помещении.

  8. Предоставляю студентам время для ознакомления с приборами и определения микроклиматических условий в помещении.

  9. За 5 минут до окончания занятия собираю раздаточный материал.

  10. Провожу краткий опрос по закреплению отработанного материала:

  11. Даю задание на самостоятельную работу.




























III.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ:

п\п

Наименование мероприятия

Отводимое время (мин)

1

Начало урока (приветствие, отметка об отсутствующих в журнале и др.)

3

2

Проверка знаний по пройденному учебному материалу путём фронтального опроса.

5

3

Показ презентации по теме.

20

4

Раздача методических рекомендаций – в период показа фильма.


5

Объявление новой темы урока.

1

6

Объяснение нового учебного материала.

9

7

Самостоятельное определение студентами микроклиматических условий в помещении.

45

8

Контрольное тестирование или фронтальный опрос.

5

9

Подведение итогов урока и домашнее задание.

2


Итого:

90

Краткие теоретические сведения

Создание комфортных условий предусматривает обеспечение многих параметров среды обитания и характеристик трудового процесса на оптимальном уровне: не превышение допустимых уровней негативных факторов и их снижение до минимально возможных уровней, рациональный режим труда и отдыха, удобство рабочего места, хороший психологический климат в трудовом коллективе, повышение качества и производительности труда

Если работа выполняется на открытом воздухе, то метеорологические условия определяются в зависимости климатическим поясом и сезоном года. Однако и в этом случае в рабочей зоне создается определенный микроклимат.

Человек постоянно находится в состоянии обмена теплотой с окружающей средой. Наилучшее тепловое самочувствие человека будет тогда, когда тепловыделения организма человека полностью отдаются окружающей среде. Превышение тепловыделения организма над теплоотдачей в окружающую среду приводит к нагреву организма и к повышению его температуры (человеку становится жарко). Наоборот, превышение теплоотдачи над тепловыделением приводит к переохлаждению организма и к снижению его температуры (человеку становится холодно). Тепловыделение организма определяется, прежде всего, тяжестью и напряженностью выполняемой работы, в основном величиной мышечной нагрузки. Различают три принципиально разных элементарных способа распространения тепла: теплопроводность, конвекцию и тепловое излучение.

Теплопроводность представляет собой перенос тепла вследствие беспорядочного движения микрочастиц, непосредственно соприкасающихся друг с другом. Конвекцией называется перенос тепла вследствие движения и перемешивания макроскопических объемов газа или жидкости. Тепловое излучение – это процесс распространения электромагнитных колебаний с различной длиной волны, обусловленный тепловым движением атомов и молекул излучающего тепла. В реальных условиях, тепло передается не каким-либо одним из указанных способов, а комбинированным.

Гигиеническое нормирование параметров производственного микроклимата установлено системой стандартов безопасности труда ГОСТ 12.1. 005 – 88 «ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны», а также СанПиН 2.2.4.584 – 96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений». В соответствии с этими документами нормируются оптимальные и допустимые параметры микроклимата: температура воздуха (°С), относительная влажность воздуха (%) и скорость движения воздуха (м/с), обеспечивающие оптимальные и допустимые микроклиматические условия в производственных помещениях.

Оптимальные микроклиматические условия установлены по критериям оптимального теплового состояния организма человека. Они обеспечивают общее и локальное ощущение теплового комфорта в течение 8-часовой рабочей смены при минимальном напряжении механизмов терморегуляции, не вызывают отклонений в состоянии здоровья, создают предпосылки для высокого уровня работоспособности и являются предпочтительными на рабочих местах. Оптимальные величины показателей микроклимата необходимо соблюдать на рабочих местах производственных помещений, на которых выполняются работы операторского типа, связанные с нервно-эмоциональным напряжением (на пультах и постах управления технологическими процессами, в залах вычислительной техники.)

Допустимые микроклиматические условия установлены по критериям допустимого теплового состояния человека на период 8-часовой рабочей смены. Они не вызывают повреждений или нарушений состояния здоровья, но могут приводить к возникновению общих и локальных ощущений теплового самочувствия и понижению работоспособности.

Оптимальные показатели микроклимата распространяются на всю рабочую зону, допустимые показатели устанавливаются дифференцированно для постоянных и непостоянных рабочих мест.

При комфортном микроклимате физиологические процессы терморегуляции не напряжены, теплоощущение хорошее, функциональное состояние нервной системы оптимальное, физическая и умственная работоспособность высокая, организм устойчив к воздействию негативных факторов среды.

Условия, при которых нормальное тепловое состояние человека нарушается, называется дискомфортным. Дискомфортный микроклимат вызывает напряжение процессов терморегуляции, у работника ухудшается теплоощущение, условно-рефлекторная деятельность и качество труда, снижается устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов.

Дискомфортный микроклимат может быть охлаждающим (гипотермия) и перегревающим (гипертермия). Длительное воздействие низкой температуры в сочетании с повышенной скоростью движения воздуха, может привести к переохлаждению организма ниже допустимого предела –гипотермии. При продолжительном действии холода дыхание становится неритмичным, частота и объем вдоха увеличиваются, нарушается обмен веществ, появляется мышечная дрожь, при которой никакой работы не совершается, так как вся энергия превращается в теплоту. При более продолжительном действии холода могут возникнуть холодовые травмы и даже наступить смерть.

Длительное воздействие высокой температуры в сочетании с повышенной влажностью воздуха может привести к перегреванию организма выше допустимого предела – гипертермии. Следствием гипертермии может являться тепловой удар, при этом наблюдается головная боль, общая слабость, головокружение, тошнота, рвота, учащение пульса и дыхания, расширяются зрачки, появляются бледность, синюшность, могут появиться судороги и потеря сознания.

Одним из важных показателей теплового состояния организма является средняя температура тела (внутренних органов) порядка 36,5 °С. Она зависит от степени нарушения теплового баланса и уровня энергозатрат при выполнении физической работы. При высокой температуре воздуха в период выполнения работы средней тяжести и тяжелой температура тела может повышаться от нескольких десятых градуса до 1 - 2° С. Наивысшая температура внутренних органов, которую выдерживает человек, составляет +43 °С, минимальная +25°С. Температурный режим кожи играет основную роль в теплоотдаче. Ее температура меняется в довольно значительных пределах, и при нормальных условиях средняя температура кожи под одеждой составляет 30 - 34 °С. При неблагоприятных метеорологических условиях на отдельных участках тела она может понижаться до 20 °С, а иногда и больше.

Переносимость человеком температуры, как и его теплоощущение, в значительной мере зависит от влажности и скорости окружающего воздуха. Особенно неблагоприятное воздействие на тепловое самочувствие человека оказывает высокая влажность при toc30°С, так как при этом почти вся выделяемая теплота отдается в окружающую среду при испарении пота. При повышении влажности пот не испаряется, а стекает каплями с поверхности кожного покрова. Возникает так называемое «проливное» течение пота, изнуряющее организм и не обеспечивающее необходимой теплоотдачи.

Недостаточная влажность воздуха также может оказаться неблагоприятной для человека вследствие интенсивного испарения влаги со слизистых оболочек, их пересыхания и растрескивания, а затем и загрязнения болезнетворными микроорганизмами. Поэтому при длительном пребывании людей в закрытых помещениях рекомендуется ограничиваться относительной влажностью в пределах 30 - 70 %.

Вопреки установившемуся мнению величина потовыделения мало зависит от недостатка воды в организме или от ее чрезмерного потребления. У человека, работающего в течение 3 часов без приема жидкости, образуется только на 8 % меньше пота, чем при полном возмещении потерянной влаги. При испарении влаги снижается и вес человека. Считается допустимым для человека уменьшение масса его тела на 2 - 3 % путем испарения влаги (обезвоживание организма). Обезвоживание на 6 % влечет за собой нарушение умственной деятельности, снижение остроты зрения; испарение влаги на 15 - 20 % приводит к смертельному исходу.

Вместе с потом организм теряет значительное количество минеральных солей (до 1 %, в том числе 0,4 - 0,6 % NaCl). При неблагоприятных условиях потеря жидкости может достигать 8 - 10 л за рабочую смену, а в ней содержится до 60 г поваренной соли (всего в организме человека около 140 г NaCl). Потеря соли лишает кровь способности удерживать воду и приводит к нарушению деятельности сердечно -сосудистой системы. При высокой температуре воздуха легко расходуются углеводы, жиры, разрушаются белки.

Кроме температуры, влажности и скорости движения воздуха на самочувствие человека оказывает влияние барометрическое давление воздушной среды. Особенно чувствительны к изменению давления люди с заболеваниями сердечно -сосудистой системы и гипертонией. От давления существенным образом зависит дыхание человека, (поступление кислорода в организм человека). Изменение давления за счет климатический условий невелико, поэтому здоровые люди не наблюдают каких-либо заметных изменений в своем самочувствии. Однако с изменением высоты атмосферное давление меняется весьма существенно. При недостатке кислорода воздуха наступает кислородное голодание – гипоксия, появляется головная боль, головокружение, замедленная реакция, нарушение нормальной работы органов слуха и зрения, нарушение обмена веществ. К таким условиям человек может адаптироваться за счет постепенной акклиматизации к длительному пребыванию на различных высотах.

Необходимо создать условия, чтобы рабочие, выполняя работу различной трудоемкости при разных метеорологических условиях, сохраняли оптимальную температуру тела.

Микроклиматические параметры как оптимальные, так и допустимые зависят от периода года и категории работ по уровню энергозатрат.

Различают теплый и холодный периоды года. Теплый период года - период года, характеризуется среднесуточной температурой наружного воздуха +10°С и выше. Холодный период года - период года, характеризующийся среднесуточной температурой наружного воздуха +10°С и ниже.

Разграничение работ по категориям осуществляется на основе интенсивности общих энергозатрат организма: легкие физические работы (категория I-Ia,Iб), средней тяжести физические работы (категория II-IIa, IIб) и тяжелые физические работы (категория III).

К легким (категория I) относятся работы с затратой энергии до 174 Вт, выполняемые сидя или стоя, не требующие систематического физического напряжения. Они подразделяются на категорию Iа (затраты до 139 Вт) и категорию Iб (затраты 140 - 174 Вт).

К работам средней тяжести (категория II) относят работы с затратой энергии 175 - 232 Вт (категория IIа) и 233 - 290 Вт (категория IIб). В категорию IIа входят работы, связанные с постоянной ходьбой, выполняемые стоя или сидя, но не требующие перемещения тяжестей; в категорию IIб - работы, связанные с ходьбой и переноской небольших (до 10 кг) тяжестей.

К тяжелым работам (категория III) относят работы, связанные с систематическим физическим напряжением, в частности с постоянным передвижением, переноской значительных (более 10 кг) тяжестей, с затратой энергии более 290 Вт.

Из приложения В видно, что для одного и того же периода года при переходе от I к III категории температуры воздуха и поверхностей снижаются, а скорость движения воздуха увеличивается. Это связано с необходимостью поглощения большего количества тепла, выделяемого организмом человека при тяжелой физической работе.


Порядок выполнения работы

 1.Ознакомиться с основными принципами работы и правилами пользования приборами для измерения микроклиматических параметров.

2.Снять показания сухого и влажного термометров и определить относительную влажность воздуха по психометрическим таблицам (Приложение А). Данные записать в таблицу 1.

3.Включить вентилятор, в результате чего возникает поток воздуха на рабочем месте. Скорость воздушного потока необходимо определить с помощью чашечного или крыльчатого анемометра в трех точках помещения, взятых произвольно.

Результаты замеров занести в таблицу 2. Используя тарировочные графики (приложение С и Д), определить скорость движения воздуха в выбранных точках.

4. В таблицу 3 записать фактические значения метеорологических факторов, оптимальные и допустимые параметры воздуха в рабочей зоне согласно ГОСТ 12.1. 05 -88 и санитарным нормам СН- 245- 71 (приложение В).

5. Сравнить метеоусловий на рабочем месте санитарным нормам и сделать выводы о соответствии.

  Таблица 1

 

Показатели

Результаты замера

Показания сухого термометра, 0 С

 

 

Показания мокрого термометра, 0С

 

 

Относительная влажность воздуха, %

 

 

  Таблица 2

 


Показатели

Расстояние от анемометра до вентилятора, м

1,0

1,5

2,0

Показания анемометра до замера 

 

 

 

Показания анемометра после замера в течение 10 с

 

 

 

Разность показаний анемометра до и после замера

 

 

 

Скорость движения потока воздуха, м/с

 

 

 


Приложение А

 Психрометрическая таблица для температур от 00 до +250 С по влажному термометру


 

Показание влажного термометр

Разность показаний сухого и влажного термометров

 

0

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

0

100

90

81

73

64

57

50

43

36

31

26

20

1

100

90

82

74

66

59

52

46

39

33

29

19

2

100

90

83

75

67

61

54

47

42

36

31

26

3

100

90

83

76

69

63

56

49

44

39

34

29

4

100

91

84

77

70

64

57

51

46

41

38

32

5

100

91

85

78

71

65

59

54

48

43

39

34

6

100

92

85

78

72

66

61

56

50

45

41

35

7

100

92

86

79

73

67

62

57

52

47

43

39

8

100

93

86

80

74

68

63

58

54

49

45

41

9

100

94

86

81

75

70

65

60

55

51

47

43

10

100

94

87

82

76

71

66

61

57

53

48

45

11

100

94

82

82

77

72

67

62

59

55

50

47

12

100

94

82

82

72

73

68

63

59

56

52

48

13

100

94

89

83

72

73

69

64

61

57

53

50

14

100

94

89

83

79

74

70

66

62

58

54

51

15

100

94

89

84

80

75

71

67

63

59

55

52

16

100

95

90

84

80

75

72

67

64

60

57

53

17

100

95

90

84

81

76

73

68

65

61

58

54

18

100

95

90

85

81

76

74

68

66

62

59

56

19

100

95

91

85

82

77

74

70

66

63

60

57

20

10

95

91

86

82

78

75

71

68

64

61

58

21

100

95

91

86

83

79

75

71

68

65

62

59

22

100

95

91

87

83

79

76

72

69

65

63

60

23

100

96

91

87

83

80

76

72

69

66

63

61

24

100

96

92

88

84

80

77

73

70

67

64

62

25

100

96

92

88

84

81

77

74

70

68

65

63





Приложение В

 

Оптимальные и допустимые показатели микроклимата на рабочих местах производственных помещений


Сезон года

Категория работ

Нормы на постоянных рабочих местах

оптимальные

допустимые

Температура 0С

Относительная влажность

Скорость движения воздуха, м/с, не более

Температура 0С

Относительная влажность

Скорость движения воздуха,м/с, не более

Холодный период года

Легкая - I

20-23

60-40

0,1

19-25

75

0,1

Средней тяжести-IIа

18-20

60-40

0,2

17-23

75

0,2

Средней тяжести-IIб

17-19

60-40

0,2

15-21

75

0,2

Тяжелая-III

16-18

60-40

0,3

13-19

75

0,3

Теплый период года

Легкая - I

22-25

60-40

0,1

19-25

75

0,1

Средней тяжести-IIа

21-23

60-40

0,2

17-23

75

0,1

Средней тяжести-IIб

20-22

60-40

0,2

15-21

75

0,2

Тяжелая-III

18-21

60-40

0,3

13-19

75

0,3
















Приложение С

 График перевода показаний счётчика крыльчатого анемометра

в показания скорости движения воздуха

 

Скорость движения воздуха, м/с

 











 Приложение D

График перевода показаний счётчика чашечного анемометра

в показания скорости движения воздуха

Скорость движения воздуха, м/с

 





Таблица 3

Период года

Категория тяжести работ

  

Значения параметров микроклимата

Показатели микроклимата

При измерении

 

Оптимальные

Допустимые

 

Температура воздуха на рабочем месте, t 0С

 

 

 

 

Атмосферное давление, Р мм рт. ст.

 

 

 

Температура воздуха:

а) по сухому термометру

 

 

 

б) по влажному термометру

 

 

 

Относительная влажность воздуха,%

 

 

 

Скорость движения воздуха, м/с

 

 

 


Контрольные вопросы

 1. От чего зависит выделение теплоты в организме человека?

 2.Какие основные нормируемые показатели микроклимата рабочей зоны Вы знаете?

 3.Что является источников теплового излучения на предприятии?

 4.Как влияют параметры микроклимата на самочувствие человека?

 5.Какие параметры микроклимата называются допустимыми и оптимальными?

 6. От чего зависят значения оптимальных и допустимых параметров микроклимата?

 7. За счет каких механизмов осуществляется обмен теплотой между человеком и окружающей его средой? Объясните их сущность.

  8. Что такое гипоксия, при каких условиях и почему она возникает?

  9. Что такое комфортные и дискомфортные условия?

10. Как измеряют температуру воздуха производственных помещений?

 11. Какими приборами измеряются скорость движения и относительную влажность воздуха?

12. Для чего применяются кататермометры и актинометры? Принцип их действия?


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     1. Охрана труда и противопожарная защита на речном транспорте,

В.К. Разумов, В.Г. Зайцев, 1983 год.

2. Охрана труда на морском транспорте, Б.Н. Иванов, Транспорт, 1981 год.

3. Правила безопасности труда на судах речного флота, Транспорт, 1988 год.

4. Безопасность труда на речном транспорте, справочник, К.М. Мухин,

А.С. Телещук, Транспорт, 1974 год.

5. Правила безопасности труда на промышленных предприятиях Минречфлота РСФСР Транспорт, 1984 год.

6. Охрана труда ., В.А.Девичсилов .Учебник. 2004г.

11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!