СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для проведения практического занятия по дисциплине Охрана труда на тему:Признаки клинической смерти, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи преподавателям для организации практического занятия по теме «Признаки клинической смерти, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца» учебной дисциплине «Охрана труда».

Исход оживления во многом зависит от своевременной и полноценной помощи на месте происшествия. Поэтому правильное проведение приемов сердечно-легочной реанимации на догоспитальном этапе является залогом дальнейшего успешного лечения больных и пострадавших, находящихся в терминальных состояниях. В связи с этим обучение приемам сердечно-легочной реанимации является чрезвычайно важным и актуальным. Для успеха реанимационных мероприятий решающее значение имеют фактор времени и технически правильное и последовательное их выполнение. Обязанностью каждого человека является не только умение оказывать квалифицированную реанимационную помощь на догоспитальном этапе, но и всемерно пропагандировать приемы сердечно-легочной реанимации среди курсантов училища.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для проведения практического занятия по дисциплине Охрана труда на тему:Признаки клинической смерти, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.»

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Печорское речное училище - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О.Макарова»












МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для проведения практического занятия

по дисциплине Охрана труда

на тему: Признаки клинической смерти, искусственное дыхание,

непрямой массаж сердца.

.






Разработал:

Преподаватель-организатор ОБЖ

Митяев И.И.












г.Печора,

2017







РАСМОТРЕНО

на заседании предметной (цикловой) методической комиссии

военно-спортивных дисциплин

Протокол № 1

от «06» сентября 2017 года

Председатель______И.И.Митяев



УТВЕРЖДАЮ

зам.директора Печорского речного училища-филиала ФГБОУ ВО «ГУМРФ им.адмирала С.О.Макарова» по учебной работе

__________________Э.Э.Пец

от «___» __________ 2017 года














































СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка……………………………………...……………….

4


План проведения занятия…………………………………………………...

5


Основная часть ……………………………………………………………

6














































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи преподавателям для организации практического занятия по теме «Признаки клинической смерти, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца» учебной дисциплине «Охрана труда».

Исход оживления во многом зависит от своевременной и полноценной помощи на месте происшествия. Поэтому правильное проведение приемов сердечно-легочной реанимации на догоспитальном этапе является залогом дальнейшего успешного лечения больных и пострадавших, находящихся в терминальных состояниях. В связи с этим обучение приемам сердечно-легочной реанимации является чрезвычайно важным и актуальным.
Для успеха реанимационных мероприятий решающее значение имеют фактор времени и технически правильное и последовательное их выполнение. Обязанностью каждого человека является не только умение оказывать квалифицированную реанимационную помощь на догоспитальном этапе, но и всемерно пропагандировать приемы сердечно-легочной реанимации среди курсантов училища.


Основная цель занятия обучить курсантов (студентов) основным приемам догоспитальной сердечно-легочной реанимации

  

При этом преследуется достижение ряда поставленных задач:

1.Сформулировать основные этапы (периоды) умирания организма.

2.Охарактеризовать основные методы диагностики терминальных состояний на догоспитальном этапе.

3.Определить клинические признаки и продолжительность клинической смерти.

4.Теоретически разобрать основные принципы проведения догоспитальной сердечно-легочной реанимации.

5.Изучить критерии эффективности проводимой сердечно-легочной реанимации.

6.Оценить и закрепить полученные знания путем решения ситуационных задач и проведения тестового контроля.


При достижении поставленных задач приобретаются необходимые практические навыки в проведении приемов догоспитальной сердечно-легочной реанимации связанные с:

  • отработкой на тренажере «ИЛЮША» основных приемов обеспечения проходимости верхних дыхательных путей;

  • отработкой правил укладки пострадавшего при проведении сердечно-легочной реанимации;

  • освоением на тренажере техники проведения искусственной вентиляции легких (ИВЛ) различными способами (рот в рот, рот в нос и одновременное вдувание в рот и нос);

  • освоением техники проведения непрямого массажа сердца на догоспитальном этапе;

  • освоением техники полного комплекса реанимационных мероприятий на тренажере "ИЛЮША", т. е. одновременного проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца (одним человеком, двумя и более людьми).


I. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ


  1. Перед началом урока подготавливаю технические средства обучения и на доске записываю тему занятия или в дальнейшем демонстрирую ее по мультимедийному проектору.

  2. Приветствие курсантов

  3. Проверка наличия курсантов по списку.

  4. Довожу название темы занятия.

  5. Вспоминаем учебный материал, который изучали на предыдущих уроках. С этой целью провожу фронтальный опрос (письменную проверочную работу).

  6. Выдаю Методические рекомендации проведения практического занятия на тему: Оказание первой медицинской помощи пострадавшему, находящемуся в состоянии клинической смерти.

  7. Объясняю порядок проведения реанимационных мероприятий на тренажере Илюша.

  8. Делю группу по 2 человека и поочерёдно приступаем к отработке навыков оказания ПМП в случае наступления состояния клинической смерти.

  9. За 5 минут до окончания занятия собираю раздаточный материал.

  10. Провожу краткий опрос по закреплению отработанного материала:

  11. Даю задание на самостоятельную работу.




















III.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ:


№ п\п

Наименование мероприятия

Отводимое время (мин)

1

Начало урока (приветствие, отметка об отсутствующих в журнале и др.)

3

2

Проверка знаний по пройденному учебному материалу путём фронтального опроса.

5

3

Показ видеофильма: Оказание ПМП

20

4

Раздача методических рекомендаций – в период показа фильма.


5

Объявление новой темы урока.

1

6

Объяснение нового учебного материала.

9

7

Самостоятельное проведение реанимационных мероприятий.

45

8

Контрольное тестирование или фронтальный опрос.

5

9

Подведение итогов урока и домашнее задание.

2


Итого:

90


Основные понятия и определения.

Реанимация - это комплекс лечебных мероприятий, направленный на оживление, т. е. восстановление жизненно-важных функций у пациентов, находящихся в терминальном состоянии или в клинической смерти.

Терминальное состояние - это крайняя степень любой патологии, при которой требуется искусственное замещение или поддержание основных жизненно-важных функций организма. Иными словами «терминальные состояния» - это пограничные состояния между жизнью и смертью, т. е. конечный этап угасания жизнедеятельности организма.

Терминальные состояния:

-    преагония;

-    агония;

-    клиническая смерть.

Преагония характеризуется заторможенностью, падением систолического артериального давления до 50-60 мм. рт. ст., учащением и уменьшением наполнения пульса, одышкой, изменением окраски кожных покровов (бледность, цианоз, мраморный рисунок). Длительность преагонии - от нескольких минут и часов до суток. На протяжении всего этого периода наблюдаются резкие прогрессирующие расстройства кровообращения и самостоятельного дыхания.

Агония - состояние, при котором сознание и глазные рефлексы отсутствуют. Тоны сердца глухие. Артериальное давление и пульс на периферических сосудах не определяются, на сонных артериях - слабого наполнения. Дыхание редкое, судорожное или глубокое. Продолжительность агонального состояния от нескольких минут до нескольких часов.

Клиническая смерть - состояние организма после прекращения самостоятельного дыхания и кровообращения, в течение которого клетки коры головного мозга еще способны полностью восстановить свою функцию. Длительность клинической смерти у взрослых 3-5 минут, у детей 5-7 минут (при условии нормальной температуры окружающей среды).

У взрослых основной причиной развития клинической смерти является сердечная недостаточность, у детей в 60-80% случаев подобное состояние возникает в результате дыхательных нарушений.

Диагноз клинической смерти ставится на основании определенных признаков:

      • отсутствие кровообращения;

      • отсутствие самостоятельного дыхания;

      • расширение зрачков и отсутствие их реакции на свет;

      • отсутствие сознания.

    Пальпаторное определение отсутствия пульса на сонных артериях - самый простой и быстрый способ диагностики остановки кровообращения.

 

 

  С этой же целью можно использовать и другой прием: аускультацию (выслушивание непосредственно ухом) над областью сердца. Отсутствие сердечных тонов будет свидетельствовать об остановке сердца.

   Остановку дыхания можно определить по отсутствию колебаний ниточки или волоса или незапотеванию зеркала, поднесенных к области рта или носа. На основании наблюдения за движениями грудной клетки трудно установить остановку дыхания, особенно, если пострадавший находится в одежде. Легче всего проверить сохранность дыхательной функции аускультативно, расположив свое ухо около рта или носа пострадавшего.

   Расширение зрачков и отсутствие их реакции на свет проявляются через 40-60 секунд после остановки кровообращения. Если диагностика клинической смерти производится раньше, то не надо дожидаться появления данных симптомов.

 



    При констатации (как можно более быстрой) клинической смерти у пострадавшего, и еще до начала реанимационных мероприятий, необходимо выполнить два обязательных действия:

1.   Отметить время остановки сердца (или начала реанимации).

2.   Позвать на помощь.

   Хорошо известен тот факт, что один, как бы он ни был обучен, не сможет достаточно долго проводить эффективные реанимационные мероприятия даже в минимальном объеме. Поэтому призыв о помощи в данных обстоятельствах должен рассматриваться не как признак трусости, а как признак ума.

 

I.

   Учитывая чрезвычайно короткий срок, в течение которого можно надеяться на успех при лечении пострадавших, находящихся в состоянии клинической смерти, все реанимационные мероприятия должны начинаться как можно быстрее и выполняться четко и грамотно. Для этого оказывающий помощь обязан знать строгий порядок действий при данной ситуации.

   Основной задачей реанимации является поддержание хотя бы минимально допустимого кровообращения в органах и тканях, обеспечиваемого массажем сердца.

С самого начала применения закрытого массажа сердца считалось, что при его использовании главенствующим принципом является сдавление сердца между двумя твердыми образованиями - грудиной и позвоночником. На этом основаны определенные правила проведения закрытого массажа, которые действуют до сих пор.

1.   При проведении реанимационных мероприятий пострадавший должен лежать на твердой, ровной поверхности (стол, скамейка, кушетка, пол и т. д.). Пострадавший должен быть освобожден от ремней и другой сдавливающей одежды. Причем, для обеспечения большего притока крови к сердцу, желательно, чтобы ноги пациента были приподняты на 60 градусов над горизонтальным уровнем.

2.   Для осуществления закрытого массажа сердца давление необходимо производить не на ребра, а на грудину. Точка приложения силы зависит от возраста пациентов. Дело в том, что в процессе роста сердце смещается сверху вниз, поэтому у новорожденных точка приложения силы при надавливании - это середина грудины; у детей 3-10 лет - эта граница между средней и нижней третью грудины; а у детей старшего возраста и у взрослых - это нижняя треть грудины.

3.   Площадь соприкосновения рук реанимирующего с грудиной пострадавшего должна быть ограничена, так как по закону физики: F (сила) = P (давление)/S (площадь), то есть, чем меньше площадь соприкосновения, тем больше оказывающий помощь выигрывает в силе давления, соответственно, тем эффективнее непрямой массаж сердца. Площадь соприкосновения с грудиной - это основание ладони, и определяется она следующим образом: проводится условная линия на ладони от большого пальца к мизинцу - нижняя часть ладони рабочая, а верхняя часть и пальцы не соприкасаются с грудиной пострадавшего.

4. Вектор силы, прилагаемой на грудину, должен быть направлен строго вертикально, то есть реанимирующий должен как бы «нависать» над пострадавшим. Руки проводящего непрямой массаж должны быть выпрямлены в локтевых суставах. Давление на грудину оказывается всей массой верхнего плечевого пояса.



Глубина сдавления грудной клетки (смещение грудины) и частота сердечных циклов зависят от возраста:

Возраст

Глубина смещения грудины

Частота сдавлений

1год - 8лет

2,5 - 3,5 см.

80 - 100 уд./мин.

старше 8 лет и у взрослых

4 - 5 см.

Около 80 уд./мин.


 

 

 

 

  При проведении полного комплекса сердечно - легочной реанимации на догоспитальном этапе в зависимости от количества людей, оказывающих помощь, могут быть использованы способы «один реанимирующий» или «два реанимирующих». Безусловно, желательно применение способа «два реанимирующих», так как он более эффективен, однако, обычно при несчастных случаях рядом с пострадавшим оказывается только один человек, которому и приходится проводить реанимацию.

   Если реанимацию проводят два человека, то соотношение частоты искусственных вдохов к частоте надавливаний на грудину составляет 30 : 2, то есть эти величины должны соответствовать физиологической норме: 20 дыханий в минуту и 80-100 ударов сердца в минуту. Реанимация начинается с компрессии грудной клетки. В конце тридцатой компрессии выполняется два вдоха в паузу 1-1,5 с. Непрямой массаж вновь немедленно начинается в конце вдоха. Дожидаться конца выдоха нет необходимости.

 

 

 

   Если же оживление проводит один человек, то ему физически очень трудно работать в этом режиме, а значит страдает эффективность реанимации, поэтому допускается возможность удлинения выполнения каждой процедуры, хотя соотношение при этом не меняется (30: 2). Проведение тридцати компрессий сопровождается 2 вдохами, каждое вдувание продолжается 1-1,5 с. Необходимо помнить - каждый вдох начинается только после того, как пострадавший полностью выдохнул.

 

   Отсутствие самостоятельного дыхания при клинической смерти требует замещения этой утраченной жизненно-важной функции, то есть проведение ИВЛ. Это объясняется тем, что необходимо насытить кровь кислородом, а затем уже с помощью непрямого массажа (искусственного кровотока) обеспечить доставку этого кислорода к органам и тканям и, в первую очередь, к головному мозгу.

   В процессе оживления, после обеспечения свободной проходимости дыхательных путей, вначале  производят массаж сердца, а затем ИВЛ.   Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время при проведении реанимации используются только методы ИВЛ, основанные на вдувании воздуха в дыхательные пути. Самыми простыми из них, используемыми на догоспитальном этапе, являются следующие способы: рот в рот, рот в нос и одновременное вдувание и рот и в нос. Данные методы не требуют никакой специальной аппаратуры, что является самым большим их преимуществом.

   Наиболее часто применяется методика искусственного дыхания «рот в рот». Данный факт объясняется тем, что, во первых, ротовую полость гораздо легче очистить от содержимого, чем носовые ходы; и, во вторых, этот воздушный путь шире и короче, а, значит, меньше сопротивление, которое приходится преодолевать реанимирующему при вдувании воздуха. Техника проведения ИВЛ методом «рот в рот» крайне проста: после очищения ротоглотки и обеспечения правильной укладки пострадавшего («тройной прием» Сафара) реанимирующий закрывает ему носовые ходы двумя пальцами или собственной щекой; делает глубокий вдох и, плотно прижимая свои губы ко рту пациента, делает активный выдох в его легкие. После этого оказывающий помощь несколько отстраняется, чтобы позволить воздуху пассивно выйти из легких реанимирующего.

 

 

 

 

   Частота искусственных дыхательных циклов зависит от возраста пациентов. В идеале она должна приближаться к физиологической норме, то есть у взрослых - 18-20 в минуту, а у детей 5-7 лет - 22-27 в минуту. Объем вдуваемого воздуха также зависит от возраста и физического развития пострадавшего. Критерием для определения должного объема является достаточная амплитуда движения (экскурсия) грудной клетки. Если грудная клетка не поднимается, то необходимо улучшить проходимость дыхательных путей (снова повторить очищение, проверить правильность укладки пациента), либо сильнее зажать нос и плотнее обхватить губами рот пострадавшего, то есть создать условия максимальной герметичности.

   Искусственное дыхание «рот в нос» применяется в тех случаях, когда в области рта имеются повреждения, не позволяющие обеспечить условия герметичности. Техника данной методики отличается от предыдущей лишь тем, что вдувание воздуха производится в нос, а рот при этом плотно закрывается.

 

 

  Метод одновременного вдувания «и в рот и в нос» используется у детей до одного года, в связи с анатомической близостью расположения у них рта и носа.

   В последнее время для облегчения проведения всех трех вышеописанных способов ИВЛ фирмой ”AMBU” выпускается простейшее приспособление, называемое “ключ жизни”. Оно представляет собой  вложенный в брелок для ключей  полиэтиленовый листок (маска), в центре которого находится однонаправленный плоский клапан, через который производится вдувание воздуха. Боковые края листка зацепляются за ушные раковины пациента с помощью тонких резинок. Неправильно применить этот “ключ жизни” очень трудно, так как на нем все нарисовано - губы, зубы, уши. Данное приспособление одноразовое и предохраняет проводящих искусственную вентиляцию от необходимости непосредственно прикасаться к пострадавшему, что иногда бывает не только не очень приятно, но и не безопасно.


Реанимационные мероприятия продолжаются до:

  • оживления;

  • прибытия бригады скорой помощи;

  • появления признаков биологической смерти. 

    

III.

   Демонстрация тренажера «ИЛЮША». Обоснование его технических возможностей и методические особенности работы с ним.

IV.

   Самостоятельная отработка методов ИВЛ на тренажере.

V.

   Самостоятельная отработка навыков проведения непрямого массажа сердца.

VI.

   Самостоятельная отработка навыков проведения всего комплекса сердечно - легочной реанимации (одновременное проведение ИВЛ и непрямого массажа сердца одним человеком, двумя и более людьми).

VII.

   Критериями эффективности реанимационных мероприятий, проводимых на догоспитальном этапе для оживления пострадавшего, являются:

1.   Наличие пульсовой волны на сонных артериях в такт проводимому непрямому массажу сердца (может быть использован только, когда реанимацию проводят 2 и более человека);

2.   Адекватная экскурсия грудной клетки в момент активного вдоха и пассивного выдоха;

3.   Улучшение цвета кожных покровов;

4.   Сужение зрачков и появление их реакции на свет.

   Необходимо обратить внимание, что восстановление самостоятельного дыхания и кровообращения - это результат реанимационных мероприятий, а не критерии их эффективности.

Если проводимые реанимационные мероприятия на догоспитальном этапе по перечисленным выше критериям эффективны, то оживление должно продолжаться до приезда более квалифицированной медицинской помощи, то есть может проводиться от нескольких минут до нескольких часов.

Если правильно проводимые реанимационные мероприятия с самого начала по критериям не эффективны, то оживление заканчивается через 20-30 минут с момента начала оказания реанимационной помощи.


13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!