СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельных работ по истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельная работа в соответствии с требованиями ФГОС обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ее со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения. В соответствии с ФГОС она делится на аудиторную и внеаудиторную.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельных работ по истории»

Министерство образования и науки Республики Бурятия


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Хоронхойский филиал ГБПОУ «Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий»












Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельных работ по истории

















Выполнил: Ранжурова А.С.





Хоронхой 2016

В современных условиях развития рыночных отношений складывается новая концепция характера профессионального образования. Целью учебного процесса становится не только передача знаний и умений от преподавателя к студенту, но и развитие у студентов способности к постоянному, непрерывному самообразованию, стремления к пополнению и обновлению знаний, к творческому использованию их на практике, в сферах будущей профессиональной деятельности. Студент должен стать активной фигурой учебного процесса, а не пассивным объектом обучения.

Самостоятельная работа в соответствии с требованиями ФГОС обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ее со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения. В соответствии с ФГОС она делится на аудиторную и внеаудиторную.

Внеаудиторная по дисциплине, междисциплинарному курсу самостоятельная работа- планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

По истории используются следующие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы:

для овладения знаниями: чтение текста (учебника, дополнительной литературы), работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета;

для закрепления и систематизации знаний: повторная работа над учебным материалом ( учебника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей), составление плана и тезисов ответа, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы, подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции, подготовка рефератов, докладов, тематических кроссвордов.

Для формирования умений: выполнение схем, анализ карт, подготовка к деловым играм.

Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

Для выполнения этих заданий по курсу истории предлагается опираться на следующие рекомендации:

ПАМЯТКА К РАБОТЕ С КНИГОЙ

1. Понять, как построена книга, ее структуру.

2. Отобрать самое важное, основное из содержания книги.

3. Работу с книгой желательно строить в три этапа:

  • первоначальное прочтение всего текста с целью ознакомления с ним;

  • второе прочтение текста, включающее конспектирование и детальное изучение материала;

  • третье, заключительное прочтение для закрепления полученной информации.

Формы и методы конспектирования зависят от личных особенностей мышления и запоминания. Рекомендуемая последовательность работы: составление плана, изложение тезисов, выписки из текста и само конспектирование.

Составление плана:

Структура плана рекомендуется как перечисление основных событий, вопросов по принципу деления целого на частные. Предлагается следующий процесс составления плана: чтение, деление на части с присвоением краткого наименования каждой части.

План может быть простым и сложным. Простой план отражает выделение и наименование главных частей. В сложном плане главные части соответственно разделяются на дополнительные. Преимущество сложного плана состоит в том, что он полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора. Сложный план поможет выработать умение сжато производить записи, последовательно излагать свои мысли, быстро восстанавливать в памяти прочитанное, мобилизировать внимание.





Составление тезисов

Тезисы предполагают в процессе прочтения продумывание основных идей, изложение их в виде последовательных пунктов. При составлении тезисов следует сконцентрировать свое внимание на выводах автора.

Целесообразно рассмотреть два вида составления тезисов:

  • извлечение авторских тезисов из текста;

  • формулирование основных положений своими словами и понятиями.

Иногда рядом с тезисами следует записывать и часть фактологического материала.

Выписки представляют собою факты, цифры, схемы, таблицы, цитаты (в том числе и в личной интерпретации) и т. д. В отличие от планов и тезисов, выписки можно делать одновременно с чтением текста.

Конспектирование:

Конспект представляет собой тезисы в расширенном и углубленном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами и т.д. Конспект может постоянно дополняться в процессе изучения предмета. В начале конспекта следует указать автора изучаемого текста, наименование его работы, год издания и издателя.

Конспект может быть тематическим, т.е. составленным по нескольким произведениям, работам, текстам и т.п. Целью такого тематического конспекта является более глубокое, всестороннее изучение определенной проблемы с учетом возможной вариативности мнений различных авторов.

Для составления тематического конспекта следует:

  • осуществить подбор необходимой и рекомендованной литературы, наглядных пособий и иных учебных материалов;

  • составить сложный план тематического конспекта, постоянно имея в виду конечную цель своей работы по изучению и осмыслению данной проблемы;

  • дальнейшую работу построить в ранее изложенной последовательности, но с учетом последовательно-параллельного изучения первоисточников в определенном их многообразии.

В итоге работа над составлением тематического конспекта с успехом может вылиться в составление реферата. Тематический конспект требует постоянной систематической доработки, дополнений и творческого осмысления в процессе изучения предмета.

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ ПО КОНСПЕКТИРОВАНИЮ

  • Заглавия всех тем выполнять ярким, выделяющимся цветом.

  • Подзаголовки подчеркивать ярким цветом.

  • На каждой странице слева оставлять свободные поля (ширина полей до 1/3 ширины страницы) для записи даты конспектирования, заметок преподавателя и последующей проработки конспекта.

  • Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль. Абзац должен начинаться с «красной» строки. Между абзацами оставлять чистую строку.

  • Главное, ключевое слово каждой отдельной мысли выделять подчеркиванием или иным способом.

  • Каждый учебный вопрос по необходимости, а тему каждого урока обязательно завершить обобщением (выводом), начиная словами: «итак», «таким образом» или «вывод».

  • Тетрадь для конспектов по предмету обучения должна быть достаточно объемной (оптимальное количество листов - 96).

  • Несколько листов в конце тетради следует отвести для справочного материала.

  • В тетради для конспектов недопустимы посторонние записи, рисунки, чертежи и наклейки, не относящиеся к изучаемому предмету.

  • Следует помнить: конспект в значительной степени отражает возможности, способности и даже характер учащегося, его отношение к предмету обучения; он является не только отчетным ученическим документом, но и источником знаний, индивидуальным учебником.











ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛА О ВОЙНАХ

1. Причина и характер войны:

основные противоречия, приведшие к войне;

подготовка к войне, соотношение сил.

планы сторон.

2. Ход войны (основные этапы):

повод к войне и ее начало;

основные этапы и главные сражения.

окончание войны, условия мира, итоги.

3. Значение войны

(экономические, политические, социальные и др. последствия войны).

ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

  1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.

  2. Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.

  3. Интересы какого класса выражает исторический деятель?

  4. Значение его личных качеств.

  5. Оценка результатов деятельности исторической личности.



ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛА ПО РЕВОЛЮЦИИ

  1. Причины революции.

  2. Задачи революции («зеркально» причинам).

  3. Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).

  4. Класс-гегемон (класс - руководитель данной революции).

  5. Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).

  6. Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика).

  7. Итоги революции.

  8. Значение: а) международное; б) внутреннее.



Похожие файлы