СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для учителей начальных классов по применению технологии критического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стратегию развития критического мышления в начальной школе можно использовать на уроках познания мира, литературы, русского языка, математики. В данной стратегии существует множество методических приемов для реализации целей разных фаз базовой модели урока.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для учителей начальных классов по применению технологии критического мышления»



































МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИческого мышления





Рогачева И.А., учитель начальных классов













Всё наше достоинство – в способности мыслить.

Только мысль возносит нас, а не пространство и время,

в которых мы ничто.

Постараемся же мыслить достойно – в этом основа

нравственности.

Б. Паскаль

За последнее время в школьном образовании многое изменилось. Это отразилось во всем: появились новые технологии, различные методики, техники в проведении современного урока. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Из всех современных технологий меня очень заинтересовала технология «Развития критического мышления через чтение и письмо».

Я как учитель начальных классов, могу сказать, что одно из самых главных приоритетов развития для младшего школьника – это развитие речи и мыслительной деятельности. Развитие критического мышления – это естественный способ взаимодействия; отправная точка для развития мышления. «Людям необходимо думать о том, что они делают и зачем, во что они верят и почему. Ни одного дня не должно пройти без этих вопросов.

Именно технология критического мышления позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

«Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления как учеников, так и учителей.» (руководство для учителя, стр 154). В своей статье Дэвид Клустер, профессор, преподаватель американской литературы в Хоуп-колледже г.Холланд, США, дал определение критическому мышлению.

Во-первых, критическое мышление – это мышление самостоятельное. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

Во-вторых, информация является отправным пунктом развития критического мышления. Разумеется, мыслительные способности маленьких детей будут ещё совершенствоваться при обучении, но даже они способны думать критически.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопроса и уяснения проблем, которые надо решить.

В-четвёртых, критическое мышление стремиться к убедительной аргументации.

В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими, мы уточняем и углубляем свою позицию.

Таким образом, критическое мышление-это открытое мышление, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный опыт.

Критическое мышление предполагает развитие таких навыков, как приобретение доказательства посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений. Включенные навыки критического мышления могут описаны как:

- наблюдение;

- анализ;

- вывод;

-интерпретация. (руководство для учителя, стр 154-155)

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий): Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации); осмысление содержания (получение новой информации); рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

I. Фаза вызова.

Задачи этой фазы:

1) Постановка целей урока.

2) Активизация познавательной деятельности учащихся.

Вспомним, что мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов.

В процессе реализации фазы вызова учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы; фиксируют высказывания на доске или листах; работают индивидуально и в малых группах. Учитель стимулирует учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме; способствует бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников; просит высказывать предположения или прогноз по незнакомой заявленной теме.

В случае успешной реализации фазы вызова в классе возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.

II. Фаза осмысления содержания. (Смысловая стадия)

Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе ее изложения учителем, гораздо реже – в процессе чтения или просмотра материалов на видео или через компьютерные обучающие программы. Учащиеся осуществляют контакт с новой информацией; пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом; акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения; обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы; стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему; готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Учитель может быть непосредственным источником новой информации если ребята работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении. Для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном. Главной задачей фазы осмысления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания.

III. Фаза рефлексии. Это тщательное взвешивание, оценка и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Она становится основной целью деятельности учащихся и учителя.

На фазе рефлексии учащиеся осознают своё "я", свой опыт собственных действий и действий других учащихся и учителя; получают рождение нового знания, становление опыта, развитие личности, целостное осмысление, обобщение полученной информации; формируют собственное отношение к изучаемому материалу. Учитель осознаёт собственные действия и действия учеников; получает новый педагогический опыт, развитие мастерства; видит эффективность педагогического процесса.





















Методические приемы ТРКМ

(технологии развития критического мышления)


Название приема

Методические рекомендации

Этапы работы


1. «Инсерт» (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления).

Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений.

Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.

I э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; – знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

III э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу.

IV э т а п:Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям:вызов, осмысление, рефлексия

2. «Мозговая атака»

Или «Мозговой штурм»

.Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;

2 э т а п: Обмен информацией.

Рекомендации к эффективному использованию:

1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

3. Оперативная запись высказанных предложений

Как методический прием мозговая атака используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии вызова при работе с фактологическим материалом.

3. «Чтение с остановками и Вопросы Блума» (методический прием организации чтения с использованием разных типов вопросов).

Подготовительная работа:

1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора: – Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема); – Динамичный, событийный сюжет; – Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» …

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»).

Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления:

- «перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями);

- память (формальный уровень) – узнавание и вызов полученной информации;

- оценка – субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений;

- синтез – логическое обобщение полученной информации, целостное восприятие причинно-следственных связей;

- анализ – фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте «общего»;

- применение – использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его;

Примечание: чтение с остановками целесообразно использовать настадии осмысления, дополняя эту методику другими приемами технологии на стадии вызова и рефлексии.

4. «Продвинутая лекция»

Учитель видоизменяет традиционную форму лекции, чтобы стимулировать учащихся к активному слушанию и критическому мышлению

Предметная область лекций не ограничена. Задания и способы организации индивидуальной и коллективной деятельности могут варьироваться.

Алгоритм действий(возможны варианты):

1. Вызов.Подготовительная деятельность. Представление темы. Проблемный вопрос по содержанию лекции. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей).

2. Анонс содержания первой части лекции.Задание для учащихся (дл начала лекции): по ходу лекции один человек в паре кратко записывает новую информацию по проблемному вопросу, другой отмечает в первичных записях совпадения «+» и расхождения «-« услышанной в лекции информации со сделанным ранее прогнозом (аудированный вариант ИНСЕРТа)

3. Осмысление.Учитель зачитывает первую часть лекции.

4. Рефлексия.Предварительное подведение итогов. (Индивидуальное задание: выделение главного – письменный ответ. Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа, выступления от пар).

5, 6, 7 этапы. Повторный вызов. Анонс содержания второй части лекции. Осмысление. Рефлексия.

8. Итоговая рефлексия.Задание классу: индивидуальная самостоятельная работа – письменный ответ на общий глобальный вопрос по материалу лекции. Форма – 10-минутное эссе.

9. Работы сдаются учителю.(Используются как показатель усвоения учащимися содержания лекции, а также как материал для подготовки следующего занятия).

Суть предлагаемой формы состоит в особой организации лекции с применением активной учебной моделивызов – осмысление – рефлексия.

5. «Ключевые термины»

Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала.

Предметная сфера не ограничена.

Учитель выбирает из текста 4 -5 ключевых слов и выписывает их на доску.

Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.

Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.

При знакомстве с исходным содержанием учащиеся сопоставляют «свою» версия и версию «оригинального текста».

Описанное задание обычно используется настадии вызова, однако на стадии рефлексиицелесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия

6. «Перепутанные логические цепочки»

Модификация приема «Ключевые термины».

Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов

Вариант «а»:Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.

Вариант «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественно-научного). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения.

Данный прием используется настадии рефлексии

7. Стратегия «Знаю – Хочу знать – Узнал»

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».

Данный прием используется на всех стадиях:вызов – осмысление – рефлексия

8. Стратегия «Зигзаг»


1 этап: с целью актуализации имеющихся знаний по выполнению части С учащимся предлагается сформулировать цель и задачи работы, составить план, спланировать ресурсы.

2 этап: ученики делятся на группы, читают текст, не вдаваясь в его детали, и кратко его обсуждают. Затем они распределяют обязанности. Каждому члену группы выдается свой экспертный лист, обучающиеся работают со своим заданием, составляя опорный конспект или кластер. Затем они создают новые группы – группы экспертов, в которые объединяются «специалисты» по отдельным вопросам. Их задачей является вторичное чтение текста, отбор материала и его структурирование и дополнение, подготовка к представлению данного фрагмента в своих рабочих группах.

3 этап: учащиеся возвращаются в свои группы и по очереди объясняют другим членам группы свой отрывок, пользуясь общей презентационной схемой. Затем проходит общая презентация, где особое внимание уделяется трудным вопросам.

4 этап: самопроверка индивидуальной и групповой работы с помощью интерактивной доски.

На стадии вызова

На стадии осмысления

На стадии рефлексии

9. «Кластер»

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют«наглядным мозговым штурмом».

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Возможны следующие варианты:

- Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)

- Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдатьследующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Разбивка на кластеры используется какна этапе вызова, так и на этаперефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

10. «Синквейн









































11. «Корзина идей»





















12. Прием “Таблица “толстых” и “тонких” вопросов”





















13. Прием “Дерево предсказаний”















18. Прием “ Ромашка вопросов или ромашка Блума”.

















19. «Бортовой журнал»









20. Прием – Игра “ Верите ли вы?” или “Данетка”.















21.Прием «Фишбоун»




























22. «Письмо к учителю»













23. Прием «мышление под прямым углом» (thinking at right angles).











24. Прием «Загадка»













25. Прием «Круги по воде»











.26. Прием ПМИ







27. Прием Таск

















28. Прием «Эссе»













Приемы для выполнения заданий

дома

Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Сиквейн может быть предложен как индивидуальное самостоятельное задание и для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя.











Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.



Таблица "толстых" и "тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии “Вызова” – это вопросы до изучения темы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы



Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте.









Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).











































Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.

















Учитель предлагает учащимся написать «Письмо» к учителю (маме, инопланетянину, сказочному герою и т п).









Данная стратегия используется для работы с понятиями, фактами.

Новые понятия лучше всего усваиваются, если их перевести на «индивидуальный язык», то есть, интерпретировать своими словами, найти ассоциации



Прием «Загадка» в этом плане очень эффективен. И особенно для малышей- первоклассников. Он позволяет активизировать в памяти учащихся, что они знали ранее и способствует развитию различных видов памяти.



По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома









Задания можно выполнять самостоятельно или в небольших дискуссионных группах в течении 3 мин.



ТАСК – (это сокращение для слов Тезис — Анализ — Синтез — Ключ), его задача помочь ученикам научиться независимо размышлять об отдельных моментах текста. Использование ТАСК поможет значительно улучшить вашу способность читать и оценивать прочитанное.

Для педагога эссе превращаются и в один из самых значительных инструментов диагностики в процессе сопровождения учащихся в образовательном процессе.








«Загадка»

«Кластер»

«Инсерт или «Чтение с пометами»

«Круги по воде»


. Синквейны могут быть полезны в качестве:

1) инструмента для синтезирования сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой выразителности.

Правила написаниясинквейна:

1. Первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным;

2. Вторая строка – описание темы строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5. Пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.



В символическую «корзину» дети «кладут» все имеющиеся у них знания по изучаемой теме.




























В левой части – простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.

























Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.



"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

Простые: Кто? Когда? Где? Как?

Уточняющие: Правильно ли я понял?

Практические: Как можно применить..?

Что можно сделать из..?

Интерпретационные: Почему?

Творческие вопросы: Что будет, если..?

Оценочные: Как вы относитесь ?




Это способ визуализации материала. Учащиеся записывают ответы на следующие вопросы: Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста? А также что не понял?


Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы.


Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин.


Памятка написания письма.

1. Я прочитал(а) рассказ

2. Больше всего запомнилось

3. Понравилось

4. Не понравилось

5. Мое эмоциональное состояние

6. Этот рассказ учит меня




Заполняются столбцы 1 – факты, 2 – выводы, 3 – ассоциации и мнения





















Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки-описания














Опорное слово-это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме








П означает Плюс или хорошие аспекты

М означает Минус или плохие аспекты

И означает Интересно или интересные аспекты



Метод этот представляет собой 10 последовательно заданных вопросов, над которыми в ходе чтения текста вам предстоит размышлять.













Эссе (Франц. “Essai”, англ. “essay” или “assay” – опыт, очерк, от латинского “exagium” – взвешивание) – жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной или социальной проблемы. Для написания эссе можно предложить и 5 и 10 минут

Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.





































Применяется на 1 этапе. Можно все проговаривать в устной форме



















Применим на этапе «осмысления»























Применим на этапе «вызов»

















На стадии "Вызова" учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.















На фазе «осмысления»









Можно использовать на 1 и 2 этапах



















Можно использовать на 1 и 2 этапах





















Этап «рефлексия»

















Этап «осмысления»











Стадия «вызов»



















Этап «рефлексия»









На втором или третьем этапе







Стадия «осмысления»















Эссе целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии осмысления, обработки прочитанного.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!