СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для выполнения внеаудиторных самостоятельных работ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации предназначены для студентов  при организации  и выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине  ОДБ.01 Русский язык.

Цель методических рекомендаций – оказание помощи студентам в организации и выполнении самостоятельной работы по данной  дисциплине.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для выполнения внеаудиторных самостоятельных работ»

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Донецкий лицей профессионально-технического образования»







МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ


ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК











Разработала: Кубрак С.Н.,

преподаватель квалификационной категории

«специалист высшей категории»












1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.Методические рекомендации предназначены для студентов ГПОУ «Донецкий лицей профессионально-технического образования» при организации и выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ.01 Русский язык.

1.2. Цель методических рекомендаций – оказание помощи студентам в организации и выполнении самостоятельной работы по данной дисциплине.

1.3. Методические рекомендации для выполнения внеаудиторных самостоятельных работ по

учебной дисциплине ОДБ.01 Русский язык разработаны в соответствии с:

- Законом «Об образовании»;

- Государственным образовательным стандартом СОО;

- письмом «Методические рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений СПО»;

- учебными планами ГПОУ «Донецкий лицей профессионально-технического образования» по профессиям: 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) квалификация: электрогазосварщик, газорезчик; 08.01.07 Мастер общестроительных работ (квалификация: каменщик; монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций; электросварщик ручной сварки); 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ (квалификация: маляр строительный, штукатур); 19.01.17 Повар, кондитер (квалификация: повар, кондитер);

- рабочей программой учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык

1.4. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

-развития исследовательских умений.

1.5. Критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы студента являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- уровень сформированности умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- уровень сформированности общих знаний и умений;

- оформление материала в соответствии с предъявляемыми требованиями.

1.6. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. По русскому языку используются следующие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы:

для овладения знаниями: чтение текста (учебника, дополнительной литературы), работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование материалов Интернета;

для закрепления и систематизации знаний: повторная работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы), составление плана и тезисов ответа, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы, подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции, подготовка рефератов, докладов;

для формирования умений: разные виды разборов.

1.7. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

1.8. Качественными критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- сформированность общеучебных умений;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями.

Критерии оценивания в баллах


Баллы за выполненную работу

Работа не представлена на проверку

Выполнена частично, с замечаниями

Выполнена в полном объёме, но с замечаниями

Выполнена в полном объёме

1

2-3

4

5




2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ

ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ


2.1. По работе с интернет-ресурсами

Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых студентами в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Для эффективного поиска в WWW студент должен уметь и знать:

- чётко определять свои информационные потребности, необходимую ретроспективу информации, круг поисковых серверов, более качественно индексирующих нужную информацию,

- правильно формулировать критерии поиска;

- определять и разделять размещённую в сети Интернет информацию на три основные группы: справочная (электронные библиотеки и энциклопедии), научная (тексты книг, материалы газет и журналов) и учебная (методические разработки, рефераты);

-давать оценку качества представленной информации, отделить действительно важные сведения от информационного шума;

- давать оценки достоверности информации на основе различных признаков, по внешнему виду сайта, характеру подачи информации, её организации;

- студентам необходимо уметь её анализировать, определять её внутреннюю непротиворечивость.

При работе с Интернет-ресурсами обращайте внимание на источник: оригинальный авторский материал, реферативное сообщение по материалам других публикаций, студенческая учебная работа (реферат, курсовая, дипломная и др.). Оригинальные авторские материалы, как правило, публикуются на специализированных тематических сайтах или в библиотеках, у них указывается автор, его данные. Выполнены такие работы последовательно в научном или научно-популярном стиле. Это могут быть научные статьи, тезисы, учебники, монографии, диссертации, тексты лекций. На основе таких работ на некоторых сайтах размещаются рефераты или обзоры. Обычно они не имеют автора, редко указываются источники реферирования. Сами сайты посвящены разнообразной тематике. К таким работам стоит относиться критически, как и к сайтам, где размещаются учебные студенческие работы. Качество этих работ очень низкое, поэтому сначала подумайте, оцените ресурс, а уже потом им пользуйтесь. В остальном с интернет-источниками можно работать как с обычной печатной литературой. Интернет – это ещё и огромная библиотека, где вы можете найти практически любой художественный текст. В интернете огромное количество словарей и энциклопедий, использование которых приветствуется.


2.2. Подготовка учебной презентации

Основной единицей электронной презентации в среде Power Point является слайд, или кадр Основные правила подготовки учебной презентации:

При создании мультимедийного пособия не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, так как это может снизить эффективность презентации в целом.

Одним из важных моментов является сохранение единого стиля, унифицированной структуры и формы представления учебного материала на всем уроке. При создании предполагается ограничиться использованием двух или трех шрифтов. Вся презентация должна выполняться в одной цветовой палитре, например на базе одного шаблона, также важно проверить презентацию на удобство её чтения с экрана.

Тексты презентации не должны быть большими. Выгоднее использовать сжатый, информационный стиль изложения материала. Нужно будет суметь вместить максимум информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание обучаемых.

При подготовке мультимедийных презентации возможно использование ресурсов сети Интернет, современных мультимедийных энциклопедий и электронных учебников.

Обязательными структурными элементами, как правило, являются:

• обложка;

• титульный слайд;

• оглавление;

• учебный материал (включая текст, схемы, таблицы, иллюстрации, графики);

• словарь терминов;

• справочная система по работе с управляющими элементами;

• система контроля знаний;

• информационные ресурсы по теме.

Критерии оценки презентации

1. Содержательный критерий:

правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, импровизация, речевой этикет.

2. Логический критерий:

стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность.

3. Речевой критерий:

использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр.

4. Психологический критерий:

взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания.

5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации:

соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информация на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации.


2.3. Составление плана текста

План – это самая короткая форма изложения текста, его логическая схема в виде кратких формулировок. Все остальные виды записей занимают больше места, чем план.

План четко отражает последовательность изложения мыслей в тексте. Он дисциплинирует мышление, делает его целенаправленным.

План указывает общее направление изложения, ход мысли и границы темы.

Составление плана является первым этапом работы с любым текстом. Ф. Достоевский, например, писал жене во время работы над очередным романом: «Очень работаю над планом… Но если выйдет план удачный, то работа пойдет как по маслу. То-то как бы вышел удачный план!»

Какие требования предъявляются к плану?

1) План должен быть логическим, последовательным, стройным и четким.

2) Иметь единое основание в формулировках, стилистически однотипных. Существуют разные виды плана: цитатный, тезисный, вопросный.

По структуре план может быть простым или сложным.


Как оформить план текста

План (схема простого плана):

1.

2.

3.

4.


План (схема сложного плана):

1. ______________________________________________;

1.1.

а) ______________________________________________;

б) ______________________________________________;

в) ______________________________________________.

1.2. _____________________________________________:

а) ______________________________________________;

б) ______________________________________________.

2. _______________________________________________.

2.1. _________________________________________ и т.д.

(далее раскрываются вопросы плана)



2.4. Подготовка к публичному выступлению

Главная цель информационного выступления – сообщение аудитории некоторой новой информации. Главное требование к оратору при этом – доскональное знание предмета, о котором он говорит с аудиторией. Чтобы хорошо подготовиться к выступлению подобного типа, нужно уметь «сворачивать» и «разворачивать» информационные тексты, т.е. отбирать самые основные факты из всех известных по данной теме или, наоборот, добавлять к известным какие-то новые факты за счет обращения к различным справочникам и энциклопедиям.

Информационная речь строится на основе хронологического порядка изложения материала, на основе изложения материала по пространственным признакам. Тема может раскрываться при помощи определений, характеризующих предмет, на основе уподобления и противопоставления признаков предметов, на примере демонстрации причинной зависимости явлений.

При подготовке информационного выступления надо представить себе, как текст будет восприниматься на слух. Затрудняют восприятие информативная избыточность, перегруженность цифрами, названиями, сложными терминами. Следует избегать громоздких синтаксических конструкций.

2.5. Требования к тексту сообщения

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Какие требования предъявляются к тексту сообщения?

Текст – сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически и образующих какое-либо высказывание. Смысловое единство частей текста обеспечивается прежде всего темой. Тема текста – это то, о чем говорится в тексте.

Главными признаками текста являются связность, единство, целостность, завершенность.

Создание любого текста – это всегда процесс творческий, но при этом любой текст, в том числе и текст сообщения, должен иметь следующую композицию:

  1. Вступление (введение в тему).

  2. Основная часть (излагаются главные мысли).

  3. Заключение (содержится вывод, обобщение).

Регламент времени на озвучивание сообщения – от 3 до 5 минут.


2.6. Подготовка доклада

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.

Этапы подготовки доклада:

1. Определение цели доклада.

2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.

3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.

5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.

6. Композиционное оформление доклада.

7. Заучивание, запоминание текста, подготовка тезисов выступления.

8. Выступление с докладом.

9. Обсуждение доклада.

10. Оценивание доклада.

Текст доклада должен составлять 3-5 машинописных листа. Данный объем текста обеспечит выступление студента в течение 7-10 минут в соответствии с регламентом. Следовательно, необходимо тщательно отбирать материал для доклада, не перегружая его лишней информацией. Очень важно уложиться в отведенное для доклада время: если вас прервут на середине доклада, то вы не сможете сообщить самого главного – результатов вашей самостоятельной работы, что отрицательно отразится на качестве выступления и существенно снизит оценку.

Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в которой отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов. Как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение (опровержение), заключение.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Оно должно содержать:

-название доклада;

-сообщение основной идеи;

-современную оценку предмета изложения;

-краткое перечисление рассматриваемых вопросов;

-интересную для слушателей форму изложения;

-акцентирование оригинальности подхода.

Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.

Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.


2.7. Написание реферата

Реферат – это краткое изложение какой-либо научной работы, книги; доклад, основанный на обозрении литературных и других источников. В любом случае речь идет об изложении чужих трудов и чужих мыслей. Поэтому рекомендуется придерживаться следующих правил:

  1. В реферате обязательно должно иметься в наличии введение, в котором автор объясняет следующее:

  • почему он выбрал данную тему;

  • чем эта тема важна;

  • какие историки работали над этой темой, чем различаются их позиции;

  • какие источники информации использованы, их краткая характеристика.

  1. Основная часть реферата должна быть поделена на пункты или разделы.

  2. В реферате перечисляются источники информации, обязательно оформляются ссылки на них в тексте.

4. В реферате обязательно должно быть заключение, в котором, кроме общих итогов и выводов, присутствует и личное мнение автора реферата.

5. В конце оформляется список использованной литературы.

6. Объём реферата – 10 -15 листов (формат А4).

Критерии оценки:

  • соответствие нормам русского языка;

  • новизна исследования;

  • соответствие аргументов проблеме / теме;

  • соответствие структуры заданным стандартам.


2.8. Разработка опорных конспектов

Опорный конспект содержит основные термины и понятия изучаемой темы.

Для развития навыков активного восприятия материала представляется предпочтительным вариант, при котором студенты самостоятельно составляют опорный конспект на базе учебного материала, полученного не только на лекциях, но и почерпнутого из литературы при самостоятельной подготовке. Тогда опорный конспект может включать в себя те понятия из учебного курса, без которых студент-составитель считает усвоение всего учебного материала невозможным (либо неполным).

Эффективность использования опорных конспектов зависит от наличия у студентов навыков их составления. Представляется целесообразным предложить методику, согласно которой студенту предлагается круг вопросов по текущей теме либо по определенной проблеме. Руководствуясь предложенным кругом вопросов, студент (сначала – под руководством преподавателя, впоследствии – самостоятельно) составляет план ответа на них. В рамках составленного плана ответа определяется перечень понятий, которыми необходимо оперировать как при ответе на поставленные вопросы, так и в процессе проведения дискуссий.

Преимущества использования опорного конспекта в учебном процессе

Составление опорного конспекта (параллельно основному конспекту) стимулирует закрепление студентом полученных знаний одновременно с усвоением нового для него учебного материала, что приобретает особое значение в случаях, когда понимание каждой последующей учебной темы строится на основах предыдущей темы. При этом студент воспринимает учебный предмет как стройную систему взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, что принципиально необходимо для успешного обучения.

Закрепление полученных знаний обеспечивается многократностью обращения к опорному конспекту в течение всего периода обучения. Стимулировать такие обращения возможно проведением частых мини- опросов, требующих знаний в определении нескольких уже изученных понятий. Свободное владение понятийным аппаратом, обеспеченное проработкой опорного конспекта, значительно упрощает подготовку кратких тематических сообщений для семинарских занятий, подготовку к контрольным работам, зачётам и т.д.

Краткость в изложении и ёмкость содержания опорного конспекта позволяют без особых усилий обращаться к нему много раз в течение всего периода обучения. Коэффициент полезного действия работы с опорным конспектом повышается «эффектом записной книжки», когда по одному или нескольким терминам из понятийного аппарата определенной учебной темы возможно восстановление в памяти основного объёма материала, изученного по теме.


2.9. Составление резюме

Резюме — это краткая профессиональная самооценка кандидата на какую-либо вакансию.

Резюме должно сочетать в себе 4 основных принципа:

1. Краткость

2. Конкретность

3. Правдивость

4. Избирательность.

Краткость — оптимальный размер резюме 1 страница формата А4.

Конкретность — точное обозначение дат, наименований организаций и др. необходимых сведений.

Правдивость — помните: «все тайное становится явным».

Избирательность — информацию для резюме следует отбирать, исходя из его целей.

Резюме оценивается по 2 параметрам:

а) Содержанию резюме;

б) Форме резюме (оформлению).

Форма резюме

Резюме должно быть легким на вид и четким по структуре. По возможности, не больше 1 страницы А4.

Резюме разбивается на короткие абзацы.

Рамки и символы желательно не использовать.

Стиль изложения информации — деловой.

Структурируйте всю излагаемую информацию

Пишите простыми предложениями, избегая длинных формулировок, причастных и деепричастных оборотов. Избегайте слишком большого количества специальных терминов. При написании резюме предпочтительно использовать формализованный деловой стиль.

Резюме не должно содержать грамматических ошибок.

Обычно резюме состоит из 5 тематических блоков:

Личные данные;

Цель;

Образование;

Опыт работы;

Дополнительные сведения.


2.10. Написание аннотации

Аннотация — это краткая характеристика работы, содержащая перечень основных вопросов произведения.

Что должно быть в аннотации

1. Мир произведения и обстановка – вкратце, чтобы очертить место действия. И обязательно укажите жанр, чтобы не сбивать с толку читателей.

2. Конфликт, проблема и интрига произведения – также вкратце. Чем интересна ситуация? Из чего складывается? Что влияет на ее развитие?

3. Главный герой. Кто такой? Почему он важен для решения проблемы и как влияет на интригу?

4. Препятствия, которые должен преодолеть главный герой, его задачи и цели.

Но правительство Земли Васе не верит, и герой решает отправиться инкогнито 5. «Обоснуй». Мотивы главного героя, связанные с проблемой.

5. Завлекательные намеки – как именно герой будет решать проблему, какие еще препятствия встретятся на его пути?

Да, и при этом объем аннотации не должен превышать пяти-шести коротких предложений. А значит – очень важно отфильтровать лишние слова и словосочетания. Никаких пустых лишних фраз. Просто краткими внятными тезисами изложите суть повествования.

У вас должен получиться абзац — в крайнем случае, два — с кратким изложением завязки вашей истории и портретом главного героя.

И еще важно четко понять: какую информацию можно открыть, а о какой – лишь намекнуть. Читателя необходимо заинтриговать.


2.11. Написание рецензии

Рецензия (от лат. recensio «рассмотрение») — отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации.

Рецензию характеризует небольшой объём и краткость. Виды рецензий 
1) Развернутая аннотация - в ней раскрывается содержание произведения, особенности композиции; 
2) Небольшая критическая или публицистическая статья (часто полемического характера) - в ней рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем; 

3) Эссе - в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование; 
4)Авторецензия - излагается взгляд автора на свое произведение; 

5) Обзор (обозрение) - рецензия, включающая несколько художественных произведений, объединенных по тематическому, сюжетному, хронологическому или другому признаку. 
План написания рецензии
Рецензия на литературное произведение может включать следующие компоненты: 
1. Библиографическое описание произведения (автор, название, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания; 
2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление); 
3. Критический разбор или комплексный анализ текста: 
— смысл названия; 
— анализ его формы и содержания; 
— особенности композиции; 
— мастерство автора в изображении героев; 
— индивидуальный стиль писателя. 
4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии: 
— основная мысль рецензии; 
— актуальность тематики произведения. 
Советы как писать рецензию
• В рецензии следует рассматривать качество написания художественного произведения - занимательность сюжета, соответствие речи автора и героев жанру произведения; 
• На всём протяжении тон изложения авторской речи должен быть однородным - он может быть назидательным, познавательным, весёлым; 
• В рецензии обязательно надо отметить все грамматические ошибки - это пойдёт на пользу автору; 
• Обязательно следует отметить удачи и художественные находки автора - это стимулирует автора к работе над новыми произведениями; 
• В рецензии можно отражать чувства рецензента, вызванные прочтением произведения; 
• Излагайте подробно и обосновано. Рецензия - не комментарий, где можно написать: «Обожаю!», «Это пять», «Отлично!» и т.п.; 
• Рецензия не должна содержать ненормативную лексику, призывать к насилию, распрям. 
Типичные ошибки в написании рецензии
• Подмена анализа и интерпретации произведения пересказом; 
• Подмена рецензии комментарием или отзывом; 
• Отсутствие аргументации; 
• Фамильярное именование автора произведения по имени-отчеству; 
• «Оригинальничанье» в ущерб содержанию и логике работы; 
• Неясность позиции рецензента; 
• Перегруженность рецензии второстепенными деталями (в частности, биографическими и историческими сведениями, которые не становятся опорными точками анализа произведения); 
• Преобладание в анализе произведения идейно-тематических характеристик текста в ущерб вниманию к его эстетической стороне; 
• Неграмотное или формальное использование понятий теории литературы, литературоведческих терминов.


2.12. Составление словарной статьи

План составления словарной статьи:

1. Лексическое значение слова

2. Этимология слова.

3. Слова-родственники.

4. Синонимы.

5.Антонимы.

6. Фразеологизмы.

7. Слово в русском фольклоре, в текстах и названиях художественных произведений .

8. Слово в собственных высказываниях 


2.13. Стилистический анализ текста

Характеристика текста с точки зрения его стилевой принадлежности.

План стилистического анализа текста

1.Отнести текст к одному из функциональных стилей.

2. Определить тему текста и основную мысль текста.

3. Определить задачи речи.

4. Определить сферу применения текста.

5. Определить, что представляет собой текст в содержательно-логическом плане.

6. Определить, к какому функционально-смысловому типу речи относится текст.

7. Назвать стилевые черты, присущие тексту.

8. Указать стилистические языковые средства.

9. Указать жанр текста.

10. Сделать вывод о стилевой принадлежности текста.


2.14. Сочинение-миниатюра

Как написать сочинение-миниатюру

Миниатюра - это сочинение небольшого объема на узкую тему. Оно должно быть закончено по форме и содержанию. В основе миниатюры должны быть внимательные "свежие" личные наблюдения, автор выразительно описывает кого-либо или что-либо.

Инструкция

1. Прежде всего определите, что хотите нарисовать словами. Это может быть картина природы, явление в природе или обществе, событие. Необходимое условие: вы должны быть свидетелем данных событий. И эти события не должны вас оставить равнодушным.
Определите, какова будет основная мысль миниатюры. Для этого вы должны четко сформулировать свой замысел: какого результата вы ждете от данной работы и какие чувства хотите вызвать у читателей. Это идея произведения. Оттолкнувшись от идеи своей миниатюры, подберите название. Оно должно быть точным, метким и выражать авторский замысел.
Обращайте внимание на детали: цвета, запахи, звуки, элементы одежды, мимику. Деталь в миниатюре расскажет много и углубит создаваемый образ.

2. Проявите внимательное отношение к слову, поскольку в миниатюре каждое слово значимо. Речь должна быть четкой, живой, образной. В миниатюре за каждым скупым словом должен стоять богатый образ. Используйте средства художественной выразительности. Самые распространенные и популярные из них помогут вам создать яркий образ и передать чувства. Среди них метафора (кудри березок, зеркало озера), олицетворение (ручеек болтал что-то о своем), сравнение (осенние листья словно янтарь), эпитет (серебряная роса).
Отредактируйте строение предложений. Они должны быть разные по своему строению. Не увлекайтесь сложными предложениями. Употребляйте предложения полные и неполные, распространенные и нераспространенные, вопросительные и восклицательные и даже предложения, состоящие из одного слова.

3. Продумайте композицию произведения. Миниатюра пишется по канонам большого рассказа, поэтому распределите строение своей миниатюры следующим образом. Завязка - 20%, развитие действия - 50%, кульминация - 10%, развязка - 20%. В завязке должны быть ответы на вопросы: кто? где? когда? Кульминацию сделайте напряженной, порой неожиданной. К развязке отнеситесь серьезно, ведь она является сюжетным завершением миниатюры. В заключительных словах отразите исход событий.

4. Прочтите миниатюру 2-3 раза про себя и несколько раз вслух. Подумайте: все ли получилось так, как вы задумывали. Если увидели недостатки - отредактируйте.

2.15. Выполнение схем, сравнительных и тезисных таблиц

Одной форм внеаудиторной самостоятельной работы студента является создание схем или таблиц по исследованному материалу по изучаемой дисциплине.

Преподавателем предлагаются образцы и рекомендации по созданию различных схем, а также методика формирования сравнительного анализа при составлении таблицы. Данный метод определяется как частично поисковый, т.е. часть материала по созданию схем определяется преподавателем, а другая часть материала подбирается самим студентом. Студент, применяя рекомендации, рассматривает выявленный научно- практический и учебный материал с позиции анализа для формирования определенной схемы или таблицы.

Педагогическая ценность подобной работы студентов заключается в обеспечении развития мышления, самостоятельности и активности студента, при максимальной индивидуализации задания, с учетом психофизиологических особенностей студентов. Работа каждого из студентов оценивается преподавателем с позиции логического и образного мышления.

Для самостоятельной работы используется также другой вид создания таблиц на основе сравнительного анализа, когда студент для осуществления самостоятельной работы имеет только объекты сравнения, а выявление сходства и различия определяется им самим. Используя учебно-практическое пособие по дисциплине (если такое имеется), литературу, рекомендованную преподавателем, студент выявляет характерные признаки, черты или виды, дающие возможность рассмотреть объекты как схожие с одной стороны, и различные, с другой. Используется в качестве выполнения самостоятельной работы и заполнение тезисных таблиц.

Тезисные таблицы предпочтительны по той причине, что они не только дают впоследствии возможность восстановить содержание и главные моменты изучаемого учебного материала, выделить в нем главное, но также обеспечивают возможность определения их взаимосвязи друг с другом, или сравнения. При этом главные моменты усваиваются намного быстрее, нежели в конспектах. Кроме того, при желании эти главные моменты могут быть поставлены в виде ключевых вопросов для развёрнутого ответа на них своими словами. Наконец, тезисная таблица – самая простая в составлении, что немаловажно в условиях дефицита времени для полных записей студентами.

Заполнение пропусков в схемах, или самостоятельное составление схем также являются одним из видов самостоятельных работ студентов. Эти виды самостоятельных работ можно также определять как частично- исследовательские, способствующие развитию самостоятельного мышления студента и возможности применения творческой инициативы при анализе теоретического материала лекции, семинара. Приветствуется использование студентами возможностей цветовой графики в таблице, схеме. Это способствует лучшему запоминанию, воспроизведению, анализу, творческому толкованию самостоятельно изученного материала. Завершение выполнения таких видов самостоятельной работы студента-отчет, оформленная схема, заполненная таблица, рассматривается преподавателем как контроль полученных им знаний.

Для получения оценки преподавателем определяются соответствующие критерии:

*выполнение работы на уровне распознавания – знакомство: низкое качество;

*выполнение работы на уровне запоминания (воспроизведение изученного материала через схему, таблицу, но в полной мере не может воспользоваться результатами своей работы): удовлетворительное качество;

*выполнение работы на уровне понимания, т. е. студент, используя краткую запись в схеме или таблице способен осуществить процесс нахождения существенных признаков, связи исследуемых объектов, выделение из всей массы несущественного и случайного, установления сходства и различий - в конечном итоге сопоставление полученной информации с имеющимися знаниями: хорошее качество;

*использование полученных знаний при выполнении иных заданий по теме, решение типовых практических задач или тестов, творческое применение полученных знаний: отличное качество


2.16. Требования при составлении теста:

1) Строгое соответствие источникам информации, которыми пользуются студентами (соответствие содержанию и объему полученной ими информации).

2) Простота (задание должно требовать от испытуемого решения только одного вопроса).

3) Однозначность задания (формулировка вопроса должна исчерпывающим образом разъяснять поставленную перед испытуемым задачу, причем язык и термины, способы и индексация обозначений, графические изображения и иллюстрации задания и ответов к нему должны быть безусловно и однозначно понятны всеми студентами).

4) Предпочтительнее подробный вопрос (задание) и лаконичные ответы.

5)Идентичность всех ответов по форме, содержанию, объему, количеству представленных позиций.

6) Оптимальное количество вариантов ответа — четыре-пять.

7) Грамматическое и логическое соответствие ответов вопросу (заданию).

8) Совершенно неприемлемы очевидно неправильные ответы.

9) Обучающая функция теста возрастает, если необходимо отметить неправильный или негативный ответ, а также в случае, когда все ответы правильные, но один предпочтительнее по тем или иным критериям.

Критерии оценивания: положительная оценка выставляется, если:

- содержание теста соответствует заданной теме, выдержаны все требования к его оформлению;

- основные требования к оформлению теста соблюдены, но при этом допущены недочеты, например: неточно и некорректно составлены вопросы (задания), имеются упущения в оформлении;

неудовлетворительная оценка выставляется, если:

- вопросы или задания теста не соответствуют заданной теме, обнаруживается существенное непонимание проблемы; тест студентом не представлен.

3. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебная и справочная литература

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.

Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.

Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2012.

Греков В.Ф.,Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – М.; 1986

Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.

Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.

Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.

Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002.


Словари

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.

Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.

Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.

Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.

Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.


Ресурсы интернета

Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru

Культура письменной речи http://www.gramma.ru

Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений http://www.philolog.ru/dahl/

Имена.org — популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org

Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка

http://yamal.org/ook/

Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/

Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

Свиток — История письменности на Руси http://www.ivki.ru/svitok/

Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru

Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru

Филологический портал Philology.ru http://www.philology.ru

12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!