СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из направлений работы учителя географии является организация групповой работы обучающихся как способа углубления географических знаний.

История развития групповых технологий довольно древняя. Применялась она ещё в Средние века в церковных, рыцарских школах. Учащиеся учились группами, но обучение было индивидуальное, т.е. учитель давал каждому ученику отдельное задание. Такое обучение называлось индивидуально-групповое.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Одним из направлений работы учителя географии является организация групповой работы обучающихся как способа углубления географических знаний.

История развития групповых технологий довольно древняя. Применялась она ещё в Средние века в церковных, рыцарских школах. Учащиеся учились группами, но обучение было индивидуальное, т.е. учитель давал каждому ученику отдельное задание. Такое обучение называлось индивидуально-групповое.

На современном этапе для пополнения арсенала мастерства учителя уже разработано много интерактивных технологий, инновационных методик. Все они направлены на формирование творческой личности. Ребёнок – наибольшая из всех ценностей мира, его творческая особенность сможет развиваться только на благодатной почве. На уроке необходимо создать такие условия, при которых каждый ребёнок смог бы раскрыть свой талант, стать единым, неповторимым, а главное счастливым. Каждый учитель выбирает такие методы работы, которые помогают ему в достижении лучших результатов. Одной из таких результативных форм активного обучения является групповая учебная деятельность. Групповая учебная деятельность-это форма организации обучения в малых группах, объединённых общей учебной целью, в сотрудничестве с учащимися и под руководством учителя. Но учитель играет роль не доминанта, а фасилитатора, т. е. он направляет деятельность групп с помощью карточек с заданиями, маршрутных листов и т. п.

Групповая форма организации обучения должна одновременно решать три основные задачи:

  • конкретно-познавательную, связанную с непосредственной учебной ситуацией;

  • коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения в середине и за пределами данной группы;

  • социально ориентированную, воспитывающая гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в обществе.

При организации групповой работы должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной учебной деятельности:

  • решение поставленных задач (учебных, поведенческих и др.);

  • оказание поддержки членам группы в процессе общей работы.

Для того, чтобы обе эти функции реализовались на всех этапах групповой работы, необходимо, чтобы учитель имел представление о возможном распределении ролей в группе, а также об особенностях поведения учащихся во время выполнения заданий на разных этапах деятельности.

Организация групповой деятельности

Компоненты деятельности

Функции группы, ведущие к успешной деятельности

решение задач

оказание поддержки

Роли членов группы

Инициатор, разработчик, координатор, контролёр, оценщик, интерпретатор

Вдохновитель, организатор общения, доброжелательный слушатель

Содержание деятельности

Внесение, принятие предложений, сведений, мыслей, их обработка

Поддержка начинаний, побуждение к высказываниям, принятию чужих идей

Результат

Мобилизация всех членов группы на поиск достижения поставленной перед группой цели

Поддержка членов группы и их сплочённости с целью облегчения достижения групповой цели

Этапы внедрения технологии группового обучения

  1. Организационный момент. Деление класса на группы.

  2. Инструктаж групп. Объяснение учащимся правил работы в группах, способов предоставления результатов групповой деятельности. Знакомство с критериями оценивания групп.

  3. Выдача заданий. Распределение работы среди членов группы. Обеспечение групп необходимым материалом, источниками информации, контурными картами, бумагой, цветными карандашами и др.

  4. Работа в группах. Наблюдения со стороны учителя за работой групп и дополнительный инструктаж при необходимости.

  5. Презентация результатов работы.

  6. Оценивание, рецензирование, и анализ работы групп. Подведение итогов.

Положительные аспекты технологии группового обучения.

1.Работа в группах воспитывает моральные качества ученика, развивая ответственность и за свой труд, и за работу группы, бескомпромиссность и адекватность при оценивании.

2. Постепенно формируются такие учебные навыки, как выбор главного, анализ, синтез, умение грамотно составлять ответ.

3. В групповой работе нет детей, которые не брали бы участие в работе, то есть все работают одновременно. Этот факт подчёркивает результативность данной технологии. Кроме того, каждый ученик может получить отметку.

4. Участие в групповой деятельности снимает стресс, потому что ученику не надо выходить к доске. Ученик работает в коллективе, но способен высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения. Результат – повышается активность, исчезает неуверенность.

5. Групповая работа является и здоровьесберегающей технологией, так как позволяет учащимся двигаться на уроке: вставать, переходить к другой группе и возвращаться назад.

Правила работы в группах.

  1. Вначале необходимо избрать командира (спикера, капитана) и распределить обязанности.

  2. Внимательно слушать друг друга и не перебивать.

  3. Не спорьте понапрасну.

  4. Старайтесь понять друг друга.

  5. Будьте активны.

  6. При возникновении проблемы обращайтесь к учителю.

Руководитель группы распределяет задания между членами группы и следит за их выполнением. Поэтому руководителем группы должен быть сильный ученик с организаторскими навыками.

Формы групповой учебной деятельности.

Для познавательной деятельности необходимо использовать разные формы групповой деятельности на каждом этапе урока.

  1. При проверке домашнего задания. Приём «Стенка на стенку».

Класс делится на несколько групп. Одна группа садится напротив другой и по очереди друг другу задают вопросы. Рядом находится арбитр, подсчитывающий результаты.

В процессе «боя» капитан наблюдает за командой и в конце выставляет отметки или распределяет заработанные баллы.

  1. Игра «Кто больше знает?» Соревнуются две команды, по три-пять учащихся в каждой. Учитель объявляет тему, например «Евразия». Нужно записать как можно больше названий равнин, гор, рек, озёр, городов, стран и других географических объектов за 3-5 минут. Выигрывает та команда, которая запишет наибольшее количество географических названий.

Можно предложить учащимся другую игру. Учитель называет какую-то букву, например «Д», и предлагает назвать географические объекты, начинающиеся с этой буквы.

На этапе изучения нового материала можно использовать много интересных и эффективных приёмов группового обучения: «Ажурная пилка», «Обучаясь – учусь», «Карусель», «Анализ ситуации», «Дерево решений», «Аквариум». Например: «Аквариум» - форма диалога, когда учащимся предлагается обсудить проблему «перед лицом общественности». Малая группа выбирает того, кому она доверяет вести диалог. Иногда это может быть несколько желающих. Другие члены группы выступают в роли зрителей. После решения одной проблемы место в «Аквариуме» занимает другая группа и обговаривают новую ситуацию. Все группы по очереди должны побывать в «Аквариуме», и деятельность каждой из них должна быть оценена классом. Эта форма деятельности учащихся в малых группах направлена на развитие навыков общения в группах, совершенствование умений дискутировать и аргументировать свои мысли.

Дискуссии - один из методов групповой работы. Цель дискуссии – выявить отличия в понимании вопроса и в товарищеском споре установить истину, дойти до общей мысли. Дискуссия предвидит организованный обмен мыслями и взглядами участников группы по поводу определённой темы. Этот метод развивает мышление, помогает формировать взгляды, убеждения, вырабатывает умения формировать мысли и высказывать их, учит оценивать предложения других людей, критически подходить к собственным взглядам.

Приём «Творческая лаборатория» можно использовать во время изучения тем «Охрана природы», когда каждая группа предлагает свою программу охраны природных ресурсов.

Приём «Мозговая атака». Учащимся предлагается проблема, которую они должны решить без помощи учителя. Учащиеся должны знать, что идей может быть много и они могут быть оригинальны и даже фантастическими. Учащиеся могут свободно высказывать свои смелые идеи и нестандартные мысли. Основные условия:

* максимум идей;

* стимулировать любую инициативу;

* не критиковать;

* изменять, улучшать предложенные идеи.

Пример: Известно, что химические предприятия являются главными загрязнителями речных вод. Предложите эффективные способы сохранения речных вод чистыми.

Приём «Деловые (или ролевые) игры». Игра для детей – это обучение, и работа, и серьёзная форма воспитания. Игровые задания дают возможность выделить из всего изучаемого материала те явления и факты, которые могут быть сохранены памятью как наиболее жизненно важные и интересные в плане познания. Игра учит ученика сосредоточиться, развивать внимание, думать самостоятельно. Создавая игровую ситуацию, необходимо чётко планировать деятельность учащихся, направлять их на достижение цели.

Приём «Кейс – методы». Учащимся даётся описание реальной ситуации и предлагается проанализировать причины успешности или неудачи этой ситуации.

Пример: 10 класс. Тема: «Китай». Задание: Проанализируйте, какие причины способствовали или препятствовали развитию этого государства.

На этапе закрепления знаний можно попробовать предложить такой интерактивный приём, как «Картографическая лаборатория», где группы будут выполнять задания по картам или на контурных картах.

На этапе обобщения знаний учащихся уместно использование проектной технологии. При изучении природных комплексов учащимся каждой группы предлагается создать свой проект природоохранного комплекса: придумать название, место расположения, объяснить, почему именно здесь они решили сделать свой комплекс, создают задания, режим охраны, правила поведения на территории комплекса и т. д.

Большая возможность для проведения групповой работы возникает при проведении занятий на местности: исследования элементов природно-территориального комплекса, метеорологических показателей, хозяйственной деятельности населения и т. д. При таком виде работы обязательно используется метод решения проблемных заданий.

Роль учителя.

В процессе внедрения технологии группового обучения учителю отводится важная роль. Он должен создать благоприятные условия для восприятия учащимися группового учебного задания и обеспечить условия для его успешного решения. Учитель непосредственно руководит и направляет работу групп. Он должен быть очень внимательным, чтобы не пропустить того момента, когда учащимся особенно нужна помощь. В групповой учебной деятельности учитель должен стать невидимым дирижёром, умеющий вовремя узнать, увидеть, поддержать учащихся. Учитель обязан владеть навыками общения, уметь слушать ученика, анализировать результаты групповой работы, давать советы, сосредоточить внимание на деятельности слабых учащихся.

Оценивание.

В условиях применения разных форм групповой деятельности желательно применять листы оценивания учебных достижений учащихся. Их особенность заключается в том, что учащиеся могут самостоятельно оценить уровень усвоения учебного материала, активности на уроке, творчества, инициативности.

Навыки групповой работы

Баллы

Фамилия, имя учащихся

1

2

3

4

5

Предлагал идеи, используемые группой

2






Выступал от группы

3






Имел интересные идеи

2






Брал участие в групповой работе и принёс пользу группе

4






Брал участие в дискуссии

3






Был толерантным

1






Работал с учебником, атласом

1






Был ведущим в группе

1








Уровень овладения учащимися организационно - деятельными формами работы определяет успех групп в таких видах деятельности, как познавательная и творческая. Постепенное овладение учащимися организационно – деятельным компонентом даёт возможность создать более качественную образовательную продукцию когнитивного и креативного уровней. Групповая форма обучения обеспечивает достаточно высокие результаты учебной деятельности учащихся. Труд ученика, сидящего годами молча, только слушая учителя и стараясь запомнить то, что ему говорят, не может обеспечить ни полноценного формирования личности, ни успехов в работе. В связи с этим для повышения эффективности самого процесса обучения и лучшего запоминания учебного материала особенно необходимым является применение активных методов и приёмов обучения, одним из которых является метод групповой работы.



Используемая литература.

  1. Андреева В. Н. Урок географии, который ждут. (Сборник нестандартных уроков).

Харьков, Издательская группа «Основа», 2008

  1. Коберник С. Г. Методика преподавания географии в школе. Учебно-методическое пособие. Киев, «Стафед-2», 2000

  2. Корнеев В. П. Технологии в обучении географии. Харьков, Издательская группа «Основа», 2004

  3. Науменко Е. И. Инновационные технологии в работе учителя географии. Харьков, Издательская группа «Основа», 2011

  4. Стадник А. Г.. Инновационные технологии обучения географии. Харьков, Издательская группа «Основа», 2010

  5. Упорядник В. Н. Нестандартный урок географии. Харьков, Издательская группа «Основа», 2005

  6. Групповая работа как эффективная форма организации урока [Электронный ресурс] // Межшкольный центр ИКТ. URL: http://sclsadovoe.org.ru/2011/11/групповая-работа-как-эффективная-фор/






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!