СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации к использованию Web-квестов на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Веб-технологии на уроках химии. Статья адресована учителям химии. 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к использованию Web-квестов на уроках химии»

Методические рекомендации к использованию Web-квестов

на уроке химии

Сегодня система образования развивается в условиях радикальных перемен. Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, происходит смещение акцентов с усвоения знаний на формирование различных компетентностей учащихся: познавательных, коммуникативных, социальных, на развитие информационной и исследовательской культуры учеников. В современных условиях требуется подготовить школьника к быстрому восприятию и активной, самостоятельной обработке информации с использованием технологических средств, успешно ее отображать и использовать. В настоящее время, когда компьютеры стали непременным атрибутом нашей жизни, а информационные технологии создают принципиально новые возможности получения человеком знаний, все более актуальной становится задача использования их возможностей в школе.

Современный учитель, важнейший участник образовательного процесса, не может не учитывать в своей работе результатов постоянного и стремительного совершенствования информационных технологий. С одной стороны, с каждым днем появляются все новые средства, использование которых способствует повышению эффективности обучения школьников. С другой стороны, информатизация большинства областей научной и практической деятельности человека объективно заставляет преподавателей пересматривать содержание обучения по всем школьным дисциплинам, оперативно расширяя и углубляя его за счет информации, полученной с помощью новейших информационных систем и технологий.

Каждый учитель понимает, что его профессиональная деятельность может стать более насыщенной и интересной, если она будет опираться на использование средств и ресурсов, предоставляемых компьютерной сетью Интернет.

Современная школа должна осваивать информационно-компьютерные технологии в рамках общеобразовательных предметов, осуществлять комплексный подход к процессу информатизации. Наличие компьютерных классов, интерактивных досок, компьютерных микролабораторий, большое разнообразие мультимедийных пособий позволяет открывать новые пути в развитии мышления, предоставляя новые возможности для активного обучения.

Именно на уроках под руководством педагога школьники могут научиться использовать компьютерные технологии в образовательных целях, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и более широкого круга задач, приобрести навыки, обеспечивающие возможность продолжать образование в течение всей жизни.

И основная задача для учителя, состоит в том, чтобы и интегрировать информационные знания с преподаваемым предметом. Такая интеграция позволяет делать изучение предмета более мобильным, адаптированным к требованиям современного общества.

Одной из форм применения ИКТ в учебном процессе, на наш взгляд, является проведение Интернет-уроков. Прямо на занятиях вместе с учащимися можно совершать путешествия на производства различных органических и неорганических веществ, виртуальные музеи, открывать электронные учебники, узнавать о жизни и деятельности известных ученых-химиках, отвечать на вопросы online-тестов. Однако низкая скорость подключения к сети Интернет, невысокая мощность школьных компьютеров приводят к большим затратам времени на поиск, анализ и сбор информации, просмотру огромного количества найденных и часто неинформативных веб-страниц. И этот поиск зачастую отнимает большую часть урока.

Поэтому наиболее интересной формой проведения Internet-урока, которая решает эти проблемы, мы считаем урок с использоваением Web- квестов. Это конструктивный подход к обучению. Ученики не только собирают и систематизируют информацию, полученную не от учителя, а из Интернета, они направляют свою деятельность на поставленную перед ними задачу. Интернет здесь является средством, которое делает урок более продуктивным, а работа учащихся превращается в творчество.

Что же такое Web-квест? Под квестом (от англ. quest - путешествие) понимают продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой Web-квест в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы сети Интернет.

Web-квесты представляют собой мини-проекты, основанные на поиске информации в Интернете. Методика работы с Web-квестами предложена учеными из Государственного университета Сан-Диего в 1995г и рекомендована для изучения самых разных научных дисциплин. Методика Web-квестов (Web – сеть, quest - вопрос) универсальна и очень проста, для ее применения необходим лишь компьютер с выходом в Интернет.

Особенностью Web – квеста является то, что часть или вся информация для самостоятельной работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах, предварительно отобранных учителем, к которым учащиеся переходят с помощью гиперссылок с листа задания. (слайд)

Такими образом, Web-квесты - это активная форма обучения, в основе которой заложена модель индивидуальной работы учащегося с Интернет-ресурсами.

Работа с Web-квестом включает в себя последовательность мыслительных операций в процессе исследовательско-ориентированной деятельности: постановка проблемы, ознакомление с заданиями Web-квеста, выполнение задания на основе ресурсов Интернета, оформление работы, обсуждение результатов деятельности.

Web-квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными. Их формы самые разнообразные – от простого текстового документа с вопросами и гиперссылками до полноценного сайта

В качестве примера хотим познакомить вас с фрагментами интегрированного Интернет-урока химии и информатики для учащихся 9 класса «Удивительный мир металлов Мурманской области». Данный урок создан по технологии WEB-квеста средствами стандартного приложения MS Office PowerPoint. Представляет собой краткосрочный исследовательский проект с региональным содержанием (рассчитан на 2-3 часа учебного времени и домашнюю работу с материалами Интернет-источников по оформлению результатов деятельности), проводится в рамках изучения тем: «Металлы» (химия), «Поиск информации в сети Интернет» (информатика).

Методика использования Web-квестов универсальна и очень проста, для её применения необходимы лишь компьютеры с выходом в Интернет. На нашем уроке использовались также интерактивная доска, проектор, авторская разработка - WEB-квест (Приложение 1), дидактический материал к уроку для каждой группы учащихся.


При работе над проектом учащиеся исследуют свою тему в мини-группах, выполняют задания Web- квеста, созданного учителями информатики и химии и размещенного на компьютерах локальной сети в кабинете информатики, совершая виртуальное путешествие по просторам сети Интернет.

Урок-путешествие по просторам сети Интернет включает в себя несколько этапов:

1.Мотивационно-ориентировочный,

2.Исследовательская деятельность (работа с веб-квестом)

3. Заключительный

4.Этап подведения итогов и рефлексии

В заключение хочется сказать, что, конечно, такие уроки интересны и понятны учащимся, их можно проводить (например, в качестве обобщающих после изучения тем или уроков-исследований). Но ни для кого не секрет, что разработка подобного рода уроков требует большой подготовки именно от учителя, так как в его задачи входит не только создать квест, но и отобрать полезную информацию в Интернете. Это удел энтузиастов. И хорошо, когда на помощь приходят коллеги – единомышленники.




3