министерство образования и науки Волгоградской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Волжский политехнический техникум»
Методические рекомендации
к практической работе
по теме «Прямые и плоскости в пространстве»
Учебная дисциплина: Математика
Курс: 1
Преподаватель: Курлович Е.П.
Практическое занятие №2
Тема: Прямые и плоскости в пространстве .
Цели:
Дидактические:
Проконтролировать уровень усвоения теоретического материала.
Рассмотреть взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, двугранный угол, систематизировать и закрепить эти понятия в ходе решения типовых задач по этой теме.
Корректировка знаний, умений, навыков.
Развивающие:
1) Развивать пространственное воображение, аккуратность и точность при построении чертежей к задачам;
2) Развивать умение выделять главное, развивать умение обобщать, делать вывод на основе сравнения.
Воспитательные:
1) Поддерживать интерес к предмету, воспитывать познавательную активность, способствовать формированию коммуникативной компетентности.
План занятия:
Подготовительный этап.
Повторение опорных знаний.
1) Взаимное расположение прямых.
2) Взаимное расположение плоскостей.
3) Взаимное расположение прямой и плоскости.
4) Двугранный угол (чертёж).
5) Линейный угол двугранного угла.
6) Проекция точки и прямой на плоскость.
7) Угол между прямой и плоскостью (чертёж).
8) Расстояние от точки до прямой.
9) Расстояние от точки до плоскости.
Теоретический этап.
Проекцией точки на плоскость называется основание перпендикуляра, проведённого из этой точки к плоскости, если точка не лежит в плоскости, и сама точка ,если она лежит в плоскости.
Проекцией прямой на плоскость, не перпендикулярную к этой прямой, является прямая. Если данная прямая параллельна плоскости, то её проекцией на плоскость является прямая, параллельная данной.
Если прямая перпендикулярна к плоскости, то её проекция на эту плоскость является точка пересечения этой прямой с плоскостью.
Углом между прямой и плоскостью, пересекающей эту прямую и не перпендикулярной к ней, называется угол между прямой и её проекцией на плоскость.![](https://fhd.multiurok.ru/c/5/7/c57fb164c7da257612449161f4ea60c52f6cf8de/mietodichieskiie-riekomiendatsii-k-praktichieskoi-rabotie-po-tiemie-priamyie-i-ploskosti-v-prostranstvie_3.jpeg)
Угол между параллельными прямой и плоскостью равен 00 .
Угол между прямой перпендикулярной к плоскости считается равным 900.
Двугранным углом называется фигура, образованная прямой а и двумя полуплоскостями с общей границей а, и не принадлежащими одной плоскости.
а - ребро двугранного угла, полуплоскости - грани его. ![](https://fhd.multiurok.ru/c/5/7/c57fb164c7da257612449161f4ea60c52f6cf8de/mietodichieskiie-riekomiendatsii-k-praktichieskoi-rabotie-po-tiemie-priamyie-i-ploskosti-v-prostranstvie_4.png)
Угол АОВ - линейный угол двугранного угла. Чтобы его построить, нужно выбрать произвольную точку О на ребре, а лучи ОА и ОВ должны быть перпендикулярны к ребру.![](https://fhd.multiurok.ru/c/5/7/c57fb164c7da257612449161f4ea60c52f6cf8de/mietodichieskiie-riekomiendatsii-k-praktichieskoi-rabotie-po-tiemie-priamyie-i-ploskosti-v-prostranstvie_5.png)
Задача 1
Две прямые образуют прямой угол с плоскостю α. Длина отрезка AB= 59,5 cм , длина отрезка CD= 38,5 см. Найдите длину АС, если ВD=20 см.
Свойства перпендикулярности прямой и плоскости.
1. Если плоскость перпендикулярна одной из двух параллельных прямых, то она перпендикулярна и другой.
2. Две прямые, перпендикулярные одной и той же плоскости, параллельны.
![](https://fhd.multiurok.ru/c/5/7/c57fb164c7da257612449161f4ea60c52f6cf8de/mietodichieskiie-riekomiendatsii-k-praktichieskoi-rabotie-po-tiemie-priamyie-i-ploskosti-v-prostranstvie_6.png)
Задача2
Двугранный угол равен 60°. На одной грани двугранного угла дана точка B, расстояние от которой до ребра равно 6 см. Чему равно расстояние от точки B до второй грани двугранного угла?
Задача 3
В двугранном угле, грани которого перпендикулярны, дана точка A. Расстояния от точки А до граней AA1=3 cм и AB1=4 cм. Определите расстояние AB, до ребра двухгранного угла.![](https://fhd.multiurok.ru/c/5/7/c57fb164c7da257612449161f4ea60c52f6cf8de/mietodichieskiie-riekomiendatsii-k-praktichieskoi-rabotie-po-tiemie-priamyie-i-ploskosti-v-prostranstvie_7.png)
Задача 4
В прямом двухгранном углу дан отрезок AB так, что один конец отрезка находится в одной грани угла, а второй конец в другой грани угла. Расстояния от точек A и B до ребра угла AA1=6 cм, BB1=5 cм. Длина отрезка A1B1=30 cм. Найдите длину отрезка AB.
В 1
А 1
А
В
В1
А
А1
Практический этап.
Самостоятельное применение знаний, умений и навыков.
Провести самостоятельную работу в 4 вариантах.
Планируемый результат: после выполнения практических заданий студент должен:
уметь: выполнять чертежи к условию задачи, находить на чертежах расстояние от точки до прямой, от точки до плоскости, проекцию прямой на плоскость, применять ранее изученный теоретический материал при решении задач, обосновывать решения задач и письменно оформлять их;
знать: основные определения и теоремы по теме «Прямые и плоскости в пространстве»;
Требуемое время: 2 академических часа.
Раздаточный материал:
1.Справочный материал по теме;
2.Дидактические карточки 4 вариантов.
Основная литература:
Яковлев Г.Н. Алгебра и начала анализа, часть 2.-М.,Наука,1981.
Богомолов Н.В. Практические занятия по математике -М.,ВШ,1990.
Богомолов Н.В., Самойленко П.И. Математика -М., Дрофа, 2006.
Ковалёва Г.И. Геометрия 10-11 классы. Задания на готовых чертежах.
Интернет ресурсы: http://www.yaklass.ru/
Вариант 1
на «3»:
1) Найдите длину отрезка, если его проекция на плоскость равна 9 см, а концы отрезка находятся на расстоянии 96,5 см и 56,5 см от плоскости по одну сторону от неё.
на «4»:
2) Двугранный угол равен 45°. На одной грани двугранного угла дана точка B, расстояние от которой до ребра равно 26 см. Чему равно расстояние от точки B до второй грани двугранного угла?
на «5»:
3) В двугранном угле, грани которого перпендикулярны, дана точка A. Расстояния от точки до граней AВ=14 cм и AС=48 cм. Рассчитайте расстояние AD до общей прямой, граней этого угла.
Вариант 2
на «3»:
1) Концы отрезка длиной 17 см находятся на расстоянии 42,5см и 27,5см от плоскости по одну сторону от неё. Найдите длину проекции данного отрезка на эту плоскость.
на «4»:
2) Двугранный угол равен 60°. На одной грани двугранного угла дана точка B, расстояние от которой до ребра равно 20 см. Чему равно расстояние от точки B до второй грани двугранного угла?
на «5»:
3) На одной из граней двугранного угла даны точки A и B, расстояния которых до ребра этого угла соответственно 15 cм и 30 cм. Расстояние от точки A до второй грани угла 9 cм. Рассчитайте расстояние от точки B до второй грани угла.
Вариант 3
на «3»:
1) Найдите длину отрезка, если его проекция на плоскость равна 7 см, а концы отрезка находятся на расстоянии 41,5 см и 17,5 см от плоскости по одну сторону от неё.
на «4»:
2) Двугранный угол равен 30°. На одной грани двугранного угла дана точка B, расстояние от которой до ребра равно 10 см. Чему равно расстояние от точки B до второй грани двугранного угла?
на «5»:
3) Двугранный угол равен 60° градусов. Внутри его дана точка A, которая находится на расстоянии 9 см от обеих граней угла. Чему равно расстояние от точки A до ребра двугранного угла?
Вариант 4
на «3»:
1) Концы отрезка длиной 13 см находятся на расстоянии 35,5 см и 23,5 см от плоскости по одну сторону от неё. Найдите длину проекции данного отрезка на эту плоскость.
на «4»:
2) Двугранный угол равен 60°. На одной грани двугранного угла дана точка B, расстояние от которой до ребра равно 12 см. Чему равно расстояние от точки B до второй грани двугранного угла?
на «5»:
3) На одной из граней двугранного угла даны точки A и B, расстояния которых до ребра этого угла соответственно 5 cм и 15 cм. Расстояние от точки A до второй грани угла 3 cм. Рассчитайте расстояние от точки B до второй грани угла.